бесплатно рефераты
 

Иностранные инвестиции в России

чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний

бизнес оказывается перед ними беззащитным.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных

иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в Российские

предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа

стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентноспособность

производства в России; сложные и запутанные способы регистрации

инвестиций в российские предприятия; неуступчивость Российских

партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и

чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с

российскими руководителями высокого уровня – членами правительства,

министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их

заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших

проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей,

движение полностью останавливается); неготовность руководителей

российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с

иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима

в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих

импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой

действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и

готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В

западной прессе это явление уже получило название ''синдром IBM''.

Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в

связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше,

чем на ввозимые персональные компьютеры. С каждым месяцем число таких

примеров увеличивается.[11]

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны,

принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором

исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных

инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической

ситуации решающую роль играет политика государства в отношении

иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного

имущества, участие страны в системах международных договоров по

различным вопросам, прочность государственных институтов,

преемственность политической власти, степень государственного

вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только

прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в

законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность

законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность

лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что

снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния Российской экономики

является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию

снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое

устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только

конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих

предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от проблемы

инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке

инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики,

положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному

режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей

силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и

производительности труда.

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют

показатели отношения к иностранным инвестициям обществе, степень его

расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопроса

экономического и социального развития страны, уровень безработицы,

возможность забастовок.

Можно выделить следующую систему показателей, характеризующих

инвестиционный климат России.

Потенциал российского рынка

Данный показатель измеряется численностью населения, ВНП и

величиной ВНП на душу населения.

Единый рынок бывшего СССР имел по своим масштабам и потенциалу

(количеству потребителей) преимущество перед рынками стран Восточной

Европы. В то же время покупательная способность населения (измеряется

доходами населения-ВНП и ВНП на душу населения) здесь была ниже, чем,

например, в Чехословакии, Венгрии и Польше. Количество потенциальных

потребителей является более высоким фактором в оценке потенциала

рынка крупными западными компаниями, производство в которых строится

на принципе массовых стандартов потребления. Для таких фирм единый

рынок бывшего СССР был более привлекателен, чем рынки

восточноевропейских стран. Для мелких и средних компаний,

производство в которых ведется в расчете на индивидуализированное

потребление, решающим фактором в оценке потенциала зарубежного рынка

оказывается покупательная способность населения, и для них единый

рынок бывшего СССР проигрывал в сравнении с рынкам Чехословакии,

Венгрии и Польши.

Для большинства же компаний, по мнению многих западных

обозревателей, потенциал единого рынка бывшего Союза долгое время

рассматривался как огромный и был основным стимулом для инвесторов.

Реальности сегодняшнего дня таковы, что в результате

политических изменений и дезинтеграции государств, входивших в СССР,

во многом утрачено это преимущество единого и необычайно емкого

рынка. Не является единым и рынок государств-членов СНГ.

Сегодня среди членов СНГ чётко обозначилась группа государств,

руководители которых отстаивают идею согласованной экономической

политики и тесной интеграции. Это Россия, Белоруссия и Казахстан.

Подписанные правительствами этих стран соглашения направлены на

восстановление разорванных производственных связей, координацию

налоговой и ценовой политики, организацию нормальной работы

транспорта и другие аспекты, обеспечивающие функционирование общего

рынка.

Другие же государства СНГ, как, например, Украина, в большей

мере изолируют свой рынок. В этих условиях потенциальный инвестор

вынужден ориентироваться на рынки отдельных государств - бывших

союзных республик.

Тенденции дезинтеграции в Российской Федерации негативно влияют

на общую высокую оценку потенциала единого рынка и существенно

снижают значение этого фактора для иностранных инвесторов.

Ресурсная обеспеченность

Ресурсы рабочей силы в России привлекают иностранных инвесторов

обилием, дешевизной и достаточно высокой квалификацией.

Эти ресурсы являются самыми крупными среди государств бывшего

СССР (около 70 млн. человек занятых в народном хозяйстве), и по этому

показателю Россия – абсолютный лидер.[12]

Таблица

Количество занятых в государствах бывшего СССР

|Страна |Количество занятых, млн. чел. |

|Россия |70 |

|Украина |23 |

|Узбекистан |8,2 |

|Казахстан |6,7 |

|Белоруссия |4,8 |

Уровень заработной платы в России по оценкам американской

консультационной фирмы «Плэн экон» не превышал 3-3,5 доллара в час и

ещё понизился к настоящему времени, что гораздо ниже, чем в западных

странах (например, во Франции минимальный уровень почасовой

заработной платы составляет 5,4 долл., в США-6 долл.)[13]

В современных условиях возникает необходимость заново оценить

преимущества России в плане привлечения ПИИ. Несомненно, что

возможности российского рынка или выход через Россию на рынки третьих

стран далеко не исчерпаны, также как и запасы природных ресурсов. Но

нельзя не учитывать, что при выборе места приложения инвестиций на

мировых рынках инвесторы руководствуются комплексными соображениями.

Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, на первый план выходит не

столько дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к

труду и прочие качественные параметры.

Дешевизна же и квалификация российской рабочей силы являются в

значительной степени мифом. Российская рабочая сила относительно

дешева по отношению к странам с рыночной экономикой, но никак не в

сравнении со многими развивающимися странами. Как и в других

развивающихся странах, её стоимость растет.

Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей

силы дело обстоит не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского

института Beri по качеству рабочей силы (Интегральный показатель

качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-

х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения,

соотношение между уровнями заработной платы и производительности

труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации

работников) не подтверждают распространенного представления о наличии

конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно

данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных

групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в

принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень

благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является

результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние

трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация

работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая

дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной

платы и производительностью труда – очень низко.

Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим

уровнем технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.

В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских

институтов, основная часть которых сконцентрирована в России.

Отечественные учёные занимали передовые позиции во многих научно-

технических исследованиях. Примерами могут служить космические

технологии, металлургия, исследования в области экстремального

холода, разработки медицинских инструментов, селекционные работы в

экстремальных климатических условиях.

К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не

улучшилось, а резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования

научных исследований из бюджета.

Россия хорошо обеспечена собственными естественными

богатствами, сырьём и энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более

чем в 7 раз превышает территорию, которую занимают все страны ЕЭС.

Россия располагает значительными водными и растительными

ресурсами, в частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в

хозяйственном отношении лесными богатствами. На её территории

сосредоточены занимающие одно из первых мест в мире запасы

промысловых рыб и охотничьих животных.

Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и

природного газа.

Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма

неудовлетворительное.

В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в

25 раз ниже, чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).

Россия значительно отстает от западных и многих

восточноевропейских стран по уровню развития телекоммуникаций. Если в

Швеции на 100 жителей приходится 63 телефонных аппарата, в США-50, в

Японии-39, то в Росии-10 аппаратов.

По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия

отстает от США примерно в 300-500 раз.

Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным

потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с

протеканием экономических реформ, законодательной базой и

политическим климатом для инвестиций.

Состояние экономики

Экономическая система России является переходной от

централизованно-командной к рыночной. Экономика переживает трудный

период становления рыночных структур и механизмов, реформы протекают

на фоне кризисного состояния экономики.

Спад производства принял широкомасштабный характер. Внешний

долг России по состоянию на конец 1998г составлял 150 млрд. долл.

Кризисные процессы охватили производство и обращение,

финансовую и денежную систему, внешнеэкономическую деятельность.

Такая ситуация определяет наличие высоких общеэкономических рисков

осуществления инвестиций.

В условиях кризисного состояния финансово-денежной системы

страны и фактического отсутствия государственной поддержки (чётко

выраженной структурной политики, субсидий, льготного кредитования и

налогообложения) притока западного капитала в приоритетные отрасли

экономики возможность получения финансовых и материальных гарантий

российского правительства для иностранных инвестиций на территории РФ

были сведены практически к нулю.

Раскручивающаяся спираль инфляции сужает кредитные возможности

банков на территории России, ограничивая доступные инвесторам

средства только краткосрочными кредитами.

Продолжающийся спад производства всех отраслей промышленности

во всех регионах РФ и проблема взаимных неплатежей предприятий резко

ограничивают финансовые возможности российских предприятий.

Действие всех этих факторов означает возрастание риска

финансирования проекта для западного инвестора, вынужденного теперь

либо опираться исключительно на собственные ресурсы и рисковать всей

их суммой, либо прибегать к внешним источникам финансирования,

средства которых также ограничены.

Повсеместное расстройство хозяйственных связей и падение

производства, принявшее широкомасштабный характер, с особой остротой

поставили перед потенциальным инвестором проблему обеспечения

непрерывности производственного цикла и предопределили увеличение

риска нарушения материально-технического снабжения предприятия,

разрыва кооперационных связей.

Платежеспособный спрос ограничивается падением реальных доходов

населения в условиях инфляции, спадом производства и ростом взаимных

неплатежей предприятий. В этих условиях для потенциального инвестора

возрастают, неопределенность сбыта продукции на российском рынке и

связанный с ней риск неплатежа.

Инвестирование в России для западного предпринимателя связано

также с рисками, обусловленными нестабильностью рубля. С одной

стороны, риски эти заключаются в неопределенности перспектив

конверсии рублевых прибылей западных инвесторов, полученных в России,

в СКВ для перевода их за рубеж. С другой стороны, существует валютный

риск, связанный с падением курса рубля, а, следовательно, и падение

стоимости осуществленных ранее инвестиций, оцененных в рублях.

Следует отметить, что экономическое положение в России в

последнее время существенно хуже, чем в странах Восточной Европы и

даже в странах Балтии, что естественно отражается на условиях

инвестирования.

Что касается России и других стран СНГ, то, по мнению западных

специалистов, они являются в настоящее время зоной, неблагоприятной

для предпринимательства. Журнал "Евромани" поставил Россию по

рейтингу надёжности для инвесторов в сентябре 1998 года на 136-е

место в мире. Россия после начала конфликта в Чечне оказалась на

одном из первых мест в мировом рейтинге стран, неблагоприятных для

иностранных инвестиций. Журнал "Экономист" поставил Россию на 2-ое

место по неблагонадежности для инвесторов (коэффициент-90). Россия

лишь немного уступает Ираку, у которого максимальный коэффициент-100.

Другие страны имеют следующие коэффициент:[14]

Таблица

Коэффициент благонадежности принимающих стран для иностранных

инвесторов

|Страна |Коэффициент благонадежности |

|Ирак |100 |

|Россия |90 |

|Нигерия |78 |

|Бразилия |72 |

|Польша |58 |

|Аргентина | |

|Филиппины | |

|Турция | |

|Мексика | |

|Индия |50 |

|Венгрия | |

|ЮАР | |

|Израиль |40 |

|Индонезия | |

|Китай |39 |

|Чехия |29 |

|Малайзия | |

|Южная Корея |19 |

|Гонконг | |

|Тайвань |17 |

|Сингапур |7 |

Таким образом, кризисная ситуация в экономике России на

сегодняшний день означает наличие высоких общеэкономических рисков

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.