бесплатно рефераты
 

Иностранные инвестиции в России

Финансовый кризис 1998г. резко сократил для России возможности

заимствований на внешних рынках. Динамика прямых иностранных

инвестиций также была серьезно задета кризисом. В 1998 году рост ПИИ

сменился их падением, которое продолжалось и на протяжении всего

первого квартала 1999 года (см. График 2).

В результате доля ПИИ в общем, объёме импорта иностранных

инвестиций, в 1-ом квартале 1999 г. заметно возросла по сравнению с

первым кварталом 1998 г. (с 21,9 до 36,2%). Поскольку перспективы

привлечения других форм иностранных инвестиций в краткосрочной

перспективе ограничены, ПИИ представляются в ближайшие годы наиболее

доступной формой привлечения капитала из-за рубежа.

В полном соответствии с теоретическими представлениями о

поведении инвесторов, ПИИ оказались в момент кризиса более

стабильными по сравнению с другими формами инвестиций. Они

сократились меньше, чем портфельные инвестиции или кредиты (на 3,1% в

1-ом квартале 1999 г.). Сокращение притока ПИИ, не может быть

объяснено только финансовым кризисом. Заметную лепту в него внесли

также плохой инвестиционный климат в стране, недостатки

законодательства, неадекватность корпоративного управления

предприятиями участию иностранных собственников. Сокращение прямых

инвестиций произошло, скорее, за счёт частичного сворачивания старых

проектов, в то время как реализация новых проектов задерживается

В целом, по оценкам Центра экономической конъюнктуры при

Правительстве Российской Федерации, в результате кризиса больше

пострадали частные российские инвесторы, в первую очередь малый

бизнес, и более устойчивыми оказались предприятия с иностранными

инвестициями. Свидетельством этого является увеличение доли

иностранной и совместной (российско-иностранной) собственности в

общем объёме инвестиций.

Эксперты ЮНКТАД оценивают перспективы притока прямых

иностранных инвестиций в азиатские страны, пострадавшие от последнего

международного финансового кризиса, как достаточно благоприятные. В

основном это связывается с тем, что экономика большинства из них

успешно выходит из кризиса. Вместе с тем в расчёт принимаются и

следующие факторы:

1) регулирование иностранных инвестиций, бывшее либеральным и до

кризиса, станет ещё более открытым и благоприятным для иностранных

инвесторов;

2) меры по привлечению иностранного капитала будут усилены;

3) кризис создает новые возможности для прямых иностранных инвестиций,

ориентированных на повышение эффективности и приобретение активов за

счёт снижения издержек производства и стоимости активов в результате

обесценения местных валют.

Россия, как и другие страны, пострадавшие от кризиса, остро

нуждается в ПИИ. В отличие от азиатских стран, она значительно

тяжелее преодолевает последствия кризиса. Вместе с тем ничто не

мешает ей воспользоваться инструментами привлечения иностранных

инвестиций, достаточно успешно применяемыми развивающимися странами в

послекризисный период.

Существенная часть притока иностранных инвестиций

обеспечивается за счёт возврата в страну под иностранными флагами

эмигрировавшего ранее российского капитала. Об этом свидетельствуют,

сравнительно большие объёмы прямых иностранных инвестиций,

поступившие в Россию в начале 1999 г. из Кипра или Гибралтара.

Естественно, частичный возврат российского капитала является

положительным явлением, но масштабы его невелики. Кроме того, этот

капитал в силу своей природы и знания российской специфики

инвестируется легче по сравнению с вложениями нероссийского

происхождения. Как правило, вернувшиеся российские инвестиции более

краткосрочны и ликвидны, в меньшей степени сопровождаются переливом

технологии или менеджмента. В целом такой капитал несёт с собой

меньше «плюсов», нежели стандартные прямые инвестиции.

Серьезную проблему составляют не только малые объёмы

иностранных инвестиций, но их структура. Глубокие диспропорции

существуют в их распределении по отраслям. Главными сферами, куда

направляются прямые инвестиции (см. Диаграмму 1), являются пищевая

промышленность, торговля и общественное питание, топливная

промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению

функционирования рынка (типа продажи ценных бумаг, оказания

посреднических услуг, рекламы, представительства, аудита,

маркетинга).

[pic]

На эти сферы и отрасли приходится почти 60% всех ПИИ в России.

Указанные области приложения капитала, безусловно, важны с точки

зрения повышения жизненного уровня населения, развития рынка, но они

не определяют технический прогресс и не служат первостепенным

катализатором роста. Для целей долгосрочного развития важна

качественная сторона ПИИ. Большое значение имеет тот факт, как они

влияют на технологический прогресс, занятость, экспорт. В России до

настоящего времени исследования такого рода не проводились.

Такой “отраслевой перекос” отражает реальное положение

сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает

на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и

продуктов первого передела, и как импортер иностранной

высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь

на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура

инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных

инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в

Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный

инвестиционный климат. Прежде всего, это:

1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в

Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и

внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь

относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной

стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и

временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести

крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-

энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum),

химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности

(CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase

Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти - в области

телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);

2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию

сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных

проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких

капитальных затрат), прежде всего - в торговле, строительстве и сфере

услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов

общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

3. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных

странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный

за её пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких

инвесторов также в первую очередь характерны вложения в

высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в

Россию для них существенно снижаются за счёт хорошего знания местной

специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

Инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоёмкие

отрасли, находящиеся в наиболее тяжёлом экономическом положении.

Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов

отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных

инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные

для большинства российских машиностроительных и металлургических

предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с

более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной

продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности

на землю (сельскохозяйственное производство).

Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях в

Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным

Госкомстата, в 1997 году свыше 67 процентов зарубежных вложений

пришлось на Москву и Московскую область, а еще свыше 20% - на долю

всего семи других субъектов Российской Федерации. Таким образом,

львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой

торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) и

информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом

(Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край), либо

в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий

ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области,

Татарстан). Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к

уменьшению – в 1995 году в экономику Москвы поступило более 55%

зарубежных инвестиций

Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному

распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с их

незначительным для экономики в целом объёмом заставляет сделать вывод

о практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в

сегодняшней России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого

значительного воздействия на развитие национального хозяйства в

целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких

узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на

зарубежный спрос. Развитие этой тенденции (даже при количественном

росте иностранных инвестиций) может привести к “венесуэлизации”

российской экономики - структуре национального хозяйства, при которой

налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между

передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере

контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК, деревообработка,

нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти

отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-производительным

производством в других отраслях, ориентированных только на внутренний

спрос (все остальные отрасли).

Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного

увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно,

путём выработки комплексной государственной программы по привлечению

иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в

число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего

улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

( создание реально действующей системы льгот для иностранных

инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация

механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных

экономических зон);

( чёткое разграничение собственности между хозяйствующими

субъектами, а также между федеральными и местными властными

структурами;

( создание стабильного экономического и внешнеторгового

законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу

продукции;

( снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

( введение частной собственности на землю;

( создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

В настоящее время реализация перечисленных выше мер

представляется делом довольно отдаленного будущего. Этот фактор в

условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за

привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного

количественного роста и изменения структуры прямых зарубежных

вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определённый

пропорциональный рост и может наблюдаться.[8]

Портфельные инвестиции в России

Портфельные — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры

на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в

управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не

позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием

и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной

заинтересованности в развитии предприятия.

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют

иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за

двух причин:

4. из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

5. по причине наличия дополнительных договорных обязательств,

ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы.

Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые

услуги и техническое обслуживание.

Повышение роли портфельных инвестиций в последнее

десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций,

наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов:

интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на

допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах,

расширение международных операций банков с ценными бумагами

пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Целью портфельных инвестиций является вложение средств

инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий,

а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными

органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные

средства. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает

позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту

инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

Портфельные инвестиции — основной источник средств для

финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными

корпорациями и частными банками. В послевоенный период объём таких

инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества

частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных

инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические

организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием

долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает влияние

разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным

бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла

множество иностранных инвесторов, особенно японских.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является

для российской экономики достаточно сложной задачей. С помощью

средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих

экономических задач:

( пополнение собственного капитала российских предприятий в

целях долгосрочного развития путём размещения акций российских

акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

( аккумулирование заёмных средств российскими предприятиями

для реализации конкретных проектов путём размещения среди портфельных

инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

( пополнение федерального и местных бюджетов субъектов

Российской Федерации путём размещения среди иностранных инвесторов

долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами

власти;

( эффективная реструктуризация внешнего долга Российской

Федерации путём его конвертации в государственные облигации с

последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.[9]

В ближайшее время в России будут преобладать портфельные

инвестиции. Иностранные инвесторы ищут механизмы гарантий для

предотвращения повторения ситуации 1998 года. Одним из важнейших

показателей этих гарантий для иностранных инвесторов стало состояние

корпоративного управления в компаниях.

В девяностых годах иностранные прямые инвестиции в России были

ограничены по объёму и весьма незначительны. Прямые инвестиции, как

правило, связаны с непосредственным включением инвестора в процесс

управления. Однако широкое привлечение иностранных прямых инвестиций

связано с созданием в стране соответствующего политического климата и

политики правительства. Маловероятно, что в ближайшей перспективе

подобный климат сформируется в России. В этих условиях прямые

иностранные инвестиции останутся сравнительно ограниченными как по

объёмам, так и по сферам приложения. Поэтому преобладающей формой

привлечения иностранных инвестиций в Россию в ближайшие 3-5 лет,

скорее всего останутся портфельные инвестиции.[10]

В середине 1996 г., после победы Ельцина началось резкое

увеличение потока иностранных инвестиций в Россию. По оценке

американской аналитической компании PlanEcon, общий объём иностранных

инвестиций в Россию в 1996 г. составил около 7 миллиардов долларов

(втрое больше, чем в 1995 г.), из которых около 2,5 млрд. долларов

пришлось на прямые и около 4,5 млрд. - на портфельные инвестиции. По

оценке той же компании, накопленный объём иностранных инвестиций в РФ

к концу 1996 г. составил около 24 млрд. долларов.

В 1997 году тенденция к росту потока явно продолжилась - общий

объём активов оффшорных инвестиционных фондов, инвестирующих в

Россию, более чем удвоился за первые шесть месяцев года с 1,2 до 2,5

млрд. долларов.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ

Приток иностранного капитала в любую страну, а также

эффективность капиталовложений определяются преимуществами в данной

стране инвестиционного климата.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в

Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные

налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций,

криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие

иностранные предприниматели называют последние причины в качестве

основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в

Россию является борьба с криминальными элементами. В международной

экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а

они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей

причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность

нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.