бесплатно рефераты
 

Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)

| |счет создания |иностранных прямых |

| |предприятия в |инвестиций; |

| |непосредственной |существование |

| |близости от него; |правительственных |

| | |программ экономического |

| |преодоление импортных |развития. |

| |барьеров зарубежной | |

| |страны за счет создания | |

| |подконтрольного | |

| |производства на ее | |

| |территории. | |

** - присутствует

-— - отсутствует

Как видно, причины, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во

многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям.

2. Правовое регулирование инвестиционных отношений

Прямые иностранные инвестиции и инвестиционный процесс в целом играют

важную роль в мировой экономике. Для организации рационального

инвестиционного процесса, соблюдения баланса интересов стран-реципиентов и

иностранных инвесторов, международно-правовое и национально-правовое

регулирование инвестиционных отношений на современном этапе имеет особенно

важное значение. О масштабности этих процессов в современной мировой

экономике, роли иностранных инвестиций в национальном воспроизводственном

процессе свидетельствуют абсолютные и относительные показатели их объемов:

после падения показателей международного вывоза капитала в 1991-1992 гг.

инвестиционные потоки составили, к примеру, в 1995 году более чем 200 млрд.

долларов США. Совокупный мировой объем прямых инвестиций в 1995 году достиг

2,4 трлн. долларов США.[7] По данным профессора В.Д. Щетинина «В 1996г.

мир вступил с 2,6 трлн. долл. зарубежных инвестиций. За один год теперь

вывозится более 200 млрд. долларов»[8]

Оценить объемы прямых инвестиций в исторической ретроспективе

практически невозможно. Это связано как с отсутствием национальной

статистики прямых инвестиций, так и с существенными различиями в их

определении и композиции, принятыми в различных странах. В настоящее время

все прямые зарубежные инвестиции оцениваются в текущих рыночных ценах.(см.

Таблицу 1.2.) Это означает периодическую переоценку активов и пассивов по

сравнению с изначальной ценой во время приобретения. Многие статистические

издания содержат информацию о прямых инвестициях в исторических ценах и в

текущих рыночных ценах.

Наиболее полные данные о ежегодных прямых инвестициях содержатся в

свободном платежном балансе всех стран мира, выпускаемом ежегодно МВФ.

Вследствие того, что в мандат МВФ изначально не входило наблюдение за

международным движением капитала, эта статистика появилась в полном виде

только с начала 70-х годов.

Таблица 1.2.

Ежегодные прямые зарубежные инвестиции по группам стран (в млрд. долл.)[9]

| | |1990 |1993 |1996 |

|Всего |Вывоз |137 |238.5 |188 |

| |Ввоз |126.9 |206.3 |173.3 |

|Развитые страны |Вывоз |133.9 |228.3 |179.9 |

| |Ввоз |113.2 |174.6 |103.2 |

|Развивающиеся |Вывоз |3.1 |10.2 |8.1 |

|страны | | | | |

| |Ввоз |13.7 |31.7 |70.1 |

[pic]

Рис. 1.2. Диаграмма ежегодных прямых зарубежных инвестиций по группам

стран

Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между

развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми

инвесторами являются ведущие индустриальные страны - США, Япония, ФРГ,

Великобритания, Франция. В последние годы, например, США инвестируют за

рубеж примерно столько же капитала, сколько иностранного капитала

инвестируется в США. В числе развивающихся государств основными инвесторами

являются нефтедобывающие страны (страны ОПЕК) и новые индустриальные страны

(Южная Корея, Сингапур и т.д.). Вывоз прямых инвестиций странами с

переходной экономикой пока по международным масштабам незначителен.

Увеличение притока инвестиций в эти страны может быть объяснено

экономическими факторами, в том числе стремительным ростом и увеличением

доходности инвестиций, проведением политических реформ и приватизации,

открывающих широкие перспективы для иностранных инвестиций и участия транс

национальных корпораций в реформировании производственных комплексов стран,

включая секторы, которые были прежде закрыты для них. Кроме выше названного

это и осуществление планов региональной интеграции, которые расширяют

рыночные возможности, способствуют росту перспектив иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции являются одной из важнейших сфер деятельности и

сфер стратегического управления транснациональных корпораций. На сотню

крупнейших ТНК приходится более одной трети мирового объема прямых

инвестиций.

Иностранные инвестиции и отношения, возникающие в связи с ними, находят

отражение в деятельности таких международных институтов, как ООН, ЮНКТАД,

ВТО, ОЭСР и других. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям в

координации с другими международными институтами осуществляет программу

исследований по проблемам роли транснациональных корпораций и прямых

иностранных инвестиций в мировой экономике.

Инвестиционный процесс является фактором, во многом определяющим темпы

развития национальной и мировой экономики. Он находится в зависимости от

инвестиционной политики, которая включает в себя как национальный, так и

международный аспект.

Инвестиционная политика государства состоит в выработке соответствующей

системы правового регулирования, инвестиционного законодательства, которые

бы создали благоприятные условия для инвесторов, как национальных, так и

иностранных. В некоторых научных исследованиях понятие «инвестиционная

политика» отождествляется с термином «инвестиционный климат».

Условия, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну, зависят от

широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием

«инвестиционный климат». Он включает состояние экономики, социально-

политическую стабильность, идеологию, культуру и другие факторы, которые

оцениваются иностранным инвестором при принятии им решения о масштабах и

направлениях инвестирования и которые позволяют сделать вывод об уровне

инвестиционного риска в стране-импортере капитала. Важное влияние на

инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении

иностранных капиталовложений, участие страны в системе международных

договоров и традиции их соблюдения, степень и методы государственного

вмешательства в экономику, эффективность работы государственного аппарата,

а также последовательность в проведении экономической политики.

Правовое регулирование инвестиционных отношений состоит из национально-

правового и международно-правового.

Суть государственного регулирования и стимулирования инвестиционного

процесса есть реализация инвестиционной политики: создание благоприятных

условий и гарантий для инвесторов; установление соответствующих

организационно-правовых форм бизнеса, определение правового статуса

совместных предприятий, иностранных предприятий и их филиалов,

транснациональных корпораций.

Наиболее важными аспектами национального правового регулирования

иностранных инвестиций, являются:

1) определение внешней инвестиционной политики государства;

2) разрешение на допуск иностранных капиталов в те или иные отрасли

экономики, введение «разрешительных» и «запретительных» списков

отраслей;

3) правовой режим иностранных инвестиций;

4) условия инвестирования:

. национализация и репатриация капиталов и прибылей;

. налогообложение и валютное регулирование;

. таможенные пошлины;

. условия найма рабочей силы;

. гарантии иностранным инвесторам;

. арбитражное разрешение споров;

11) привилегии и льготы иностранным инвесторам в зависимости от объема и

отраслевой направленности инвестиций, решения проблем занятости;

12) порядок инвестирования.

По прогнозам экспертов ООН, в грядущем десятилетии сохранится тенденция

к углублению экономической интеграции через каналы ТНК и прямых иностранных

инвестиций. Новая динамика роста мировой экономики будет определятся ростом

значения таких нематериальных активов, как технология, навыки и знания.

Вместе с тем, все это создает серьезные экономические проблемы,

обусловленные, в частности, определенным противоречием между перемещением

производств и уровнем занятости в развитых странах. Одной из тревожных

тенденций является то, что национальные и международные механизмы

экономической политики плохо приспособлены к расширению принципа взаимности

с традиционной сферы - торговли на инвестиции. Для этого потребуется

переосмыслить концепцию существующих связей и наладить более тесную

координацию между международными органами, занимающимися этими вопросами.

Предвидится обострение конкурентной борьбы за прямые инвестиции на

региональном уровне.

На почве завершения Уругвайского раунда, учреждения в рамках процесса

ГАТТ/ВТО и завершения работы специальной группы ЮНКТАД по капиталовложениям

и финансовым потокам открываются значительные возможности для

переосмысления роли наднациональных органов в решении вопросов, связанных с

инвестициями, прежде всего региональных интеграционных группировок, к

которым относится и СНГ.

1.2.1. Защита иностранных инвестиций на законодательном уровне в России

России как воздух нужны иностранные инвестиции. Они несут с собой новые

технологии, ценнейший опыт организации управления производством, сбытом,

финансами, чего нам так не достает, а нередко открывают доступ на

зарубежные рынки. В мире за капиталы идет отчаянная конкурентная борьба.

Стремясь заманить инвесторов к себе, страны соревнуются по части

предоставляемых льгот и гарантий. В этой борьбе Россия пока безнадежно

проигрывает, занимая в инвестиционных рейтингах место в пятом-шестом

десятке.

Иностранцы с интересом смотрят на Россию, привлекаемые в первую очередь

ее природными богатствами, образованной и относительно дешевой рабочей

силой, большим внутренним рынком.

Однако их отпугивают высокие налоги и еще больше запутанная и

постоянно меняющаяся налоговая система, произвол и коррупция чиновников,

неясность прав собственности, особенно на землю, экономическая преступность

и многое другое, что резко повышает издержки и риск ведения дел в Росии.

На сегодняшний день в сфере иностранных инвестиций в Российской

Федерации действуют не только федеральные законы, но и Указы Президента РФ,

Постановления Правительства и ведомственные подзаконные акты.

В 1985 году в Сеуле по инициативе Всемирного банка была заключена

многосторонняя конвенция « Об учреждении Многостороннего агентства по

гарантиям инвестиций» (МИГА). МИГА призвана на международном уровне

предоставлять частным инвесторам гарантии их инвестиций, а также поощрять

иностранные инвестиции в развивающиеся страны путем предоставления

технических услуг по улучшению инвестиционного климата в странах,

принимающих иностранные капиталовложения.

Современное состояние инвестиционного климата в Российской Федерации

оценивается как неудовлетворительное, но за последние три года уже

наметилась тенденция повышения его уровня. Как считают специалисты журнала

«Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на 54-

м месте, и неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России

обусловлено следующими причинами:

нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск

забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т.п.;

правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых законодательных

актов, изменением действующих; громоздкое текущее государственное

регулирование, регламентирующееся множеством нормативных актов и

инструкций, постоянный процесс их изменения;

неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что

тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности

иностранных инвестиций ;

низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры

(например, финансового рынка), слабая развитость и изношенность

производственной и транспортной инфраструктуры;

изменения таможенного режима;

слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных

объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;

сильная бюрократизация страны ( выражающаяся, например, в сложной

процедуре оформления предприятий с иностранными инвестициями), а также

коррупция, разбой и иная преступность ;

высокие и многочисленные налоги и платежи и практическое отсутствие

инвестиционных льгот.

В Сеульской конвенции участвуют свыше 100 стран, в том числе

большинство промышленно развитых. Россия и ряд других государств СНГ

оформили свое присоединение к Конвенции. Присоединение к конвенции создаст

возможность использования международного механизма обеспечения гарантий

инвестициям на территории СНГ.

Улучшение условий для иностранных инвестиций требует постоянных

настойчивых и многоплановых усилий со стороны как государства, так и

предпринимательских структур.

Принцип национального режима является в промышленно развитых странах

основным по отношению к иностранным инвесторам, что закреплено не только в

национальных законодательствах этих стран, но и в таких документах, как

«Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.)Международной

торговой палаты, «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.) и

«Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных

предприятиях» (1976 г.) принятых Организацией экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР).

Некоторые исследователи отмечают, что в России еще нет условий для

полной и последовательной реализации национального режима. При этом

указывается три фактора, диктующих введение для иностранных инвестиций

изъятий из национального режима:

1) национальный режим в России может включать правила, которые могут

нарушать интересы иностранного инвестора;

2) не исключен серьезный разрыв между стандартами национального режима и

международными стандартами, принятыми в других государствах;

3) интересы привлечения иностранных инвесторов обусловливают особые

льготы и гарантии для них.

Помимо этих трех факторов необходимо указать на неопределенность границ

действия национального режима для иностранных инвесторов в России. Согласно

закону 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» национальный режим

предоставляется только по отношению к имуществу, имущественным правам и

инвестиционной деятельности, оставляя расшифровку этих понятий за рамками

закона и допуская возможность неоднозначного их толкования.

В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР»

предприятие с иностранным капиталом могут осуществлять любые виды

деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за

исключением запрещенных действующим на территории России законодательством.

В марте 1997 г. Государственная Дума в первом чтении приняла

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». Этот документ предоставляет

иностранным инвесторам гарантии от национализации и экспроприации капиталов

и имущества. Если государство сочтет необходимым осуществить изъятие

имущества инвесторов в оборонных целях или ради сохранения жизни и здоровья

граждан, владельцам предоставляется срочная адекватная компенсация.

Вводится также в действие «Перечень, приоритетных отраслей, видов

деятельности, территорий и отдельных инвестиционных проектов с

соответствующим льготным режимом», в том числе в сфере налогообложения,

который может сыграть роль нового инструмента государственного

регулирования притока инвестиций из-за рубежа.

Одним из важнейших направлений деятельности по созданию благоприятных

условий для иностранных инвесторов является сосредоточение нормотворческих

усилий в области стандартизации в соответствии с международными нормами

российской системы бухгалтерского учета и аудита.

Закон об иностранных инвестициях содержит главу 2, которая называется

«Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций». Закон

предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии :

. гарантию от принудительного изъятия, а также иных незаконных действий

государственных органов и их должностных лиц,

. гарантию перевода платежей, связанных с инвестициями, за границу,

. гарантию использования платежей в российской валюте на территории

России.

В свое время Президентом был издан приказ №282 от 26.02.93 «О создании

международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от

некоммерческих рисков», в котором получила одобрение инициатива ряда

российских и зарубежных организаций по созданию Международного агентства по

страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков. Для

российской правовой системы понятие «инвестор» является достаточно новым.

При этом ни в Гражданском кодексе, ни в иных федеральных законах

особенностей правового положения инвестора не установлено. Собственно

российское законодательство об иностранных инвестициях достаточно

противоречиво, еще более противоречиво соотношение норм общего гражданского

законодательства и специального, регулирующего иностранные инвестиции.

В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает

необходимость усиления антимонопольного контроля. В принятом законе РФ «О

внесении изменений и дополнений в закон «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривается

распространить его действие на все хозяйствующие субъекты, функционирующие

на товарных рынках РФ. Следовательно, он будет распространятся и на

операции иностранных фирм, в том числе на операции по приобретению

предприятий. Антимонопольное регулирование, являясь одной из форм

государственного контроля за деятельностью иностранных инвесторов, не

должно допускать нарушения конкуренции и замены национального монополизма

иностранным.

Российский закон о конкуренции и ограничении монополистической

деятельности предусматривает как предварительный контроль над созданием

крупных экономических образований, которые могут занять доминирующее

положение на рынке, так и особые требования в отношении их деятельности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.