бесплатно рефераты
 

Защита интеллектуальной собственности: международно-экономические аспекты

Защита интеллектуальной собственности: международно-экономические аспекты

Защита интеллектуальной собственности: международно-экономические аспекты

Защита интеллектуальной собственности становится одним из важных факторов,

определяющих положение страны в мире. Надежный уровень этой защиты

стимулирует научные исследования, развитие культуры, литературы и

искусства, практическое использование достижений науки и техники, а также

международный обмен ими.

За последние два десятилетия резко выросла и продолжает увеличиваться доля

интеллектуального труда во всем объеме товаров и услуг, вовлеченных в

международный оборот. Быстрыми темпами развиваются передовые наукоемкие

отрасли - создание ЭВМ и их программного обеспечения. телекоммуникационного

оборудования, продукции биотехнологии и фармакологии. Новые разработки

подняли на значительно более высокий уровень и традиционные отрасли.

Одновременно расширилась торговля фальсифицированными изделиями, что

связано с техническим совершенствованием средств записи и воспроизведения

звука и изображения, копирования и передачи информации.

Выпуск фальсифицированной продукции и нарушение прав интеллектуальной

собственности приобрели огромные масштабы. В странах Азии. Африки и

Латинской Америки возникли целые отрасли, основанные на нелегальном

использовании запатентованных "ноу хау" и товарных знаков. В промышленно

развитых государствах "пиратство" приняло более изощренные формы. Идет

активная "охота" за промышленными и другими предпринимательскими секретами,

которые впоследствии воплощаются в технические новинки конкурирующих фирм.

Оборот незаконного тиражирования компьютерных программ, аудио- и

видеопродукции на международном рынке сопоставим с размерами их легальных

продаж.

Особенно отрицательно нарушение прав интеллектуальной собственности

сказывается на наиболее передовых и наукоемких отраслях, требующих огромных

затрат на проведение научных изысканий и испытания. Контрафактная

(поддельная) продукция, имеющая более низкую цену, вытесняет с рынков

товары самих разработчиков технологий, ослабляя моральные и материальные

стимулы для дальнейших исследований.

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В 1967 г. в Стокгольме создана Всемирная организация интеллектуальной

собственности (ВОИС), позднее (1974 г.) получившая статус

специализированной организации ООН. ВОИС координирует деятельность стран-

участниц в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также

многочисленных союзов и соглашений в этой сфере. Юридической

СЕЛ»К*НЬ М^ий Ге»^гие1ич, кандидат экономических наук. заведующий отделом

Института инешнеэкономических связей Минэкономики РФ.

основой союзов и соглашений являются Парижская конвенция (1883 г.) по

охране промышленном собственности и Бернская конвенция (.18^6 г.) по охране

литературных и художест-зенных произведений, позднее неоднократно

подвергавшиеся новым редакциям.

В соответствии с Конвенцией ВОИС интеллектуальная собственность включает в

себя промышленную собственность и объекты авторского права. К промышленной

собственности относятся научно-технические творения человеческого разума:

изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки

обслуживания, фирменные наименования. Авторское право распространяется на

произведения изобразительного искусства, литературного, музыкального,

кинематографического творчества. Сейчас сюда включаются также компьютерные

программы, интегральные схемы, продукция биотехнологии, видео- и

аудиозаписи. Совершенствование средств наблюдения, прослушивания и

копирования, а также ужесточение конкурентной борьбы поставили на повестку

дня вопросы о повышении уровня защищенности конфиденциальной информации и

разработке правовых норм, регулирующих применение технических средств

защиты информации и определяющих ответственность за взлом этих средств.

Наибольшие потери от международного пиратства в сфере интеллектуальной

собственности несут США. Во второй половине 80-х годов экспорт из США

интеллектуальной собственности удвоился и превысил 25% всего объема

американского экспорта. По подсчетам Международной торговой комиссии США, в

1988 г. суммарные потери 431 американской компании от нарушения прав

интеллектуальной собственности составили 23,8 млрд. долл.

Такое положение обусловлено во многом тем, что эта страна — мировой лидер в

фундаментальных и прикладных исследованиях. Суммарные затраты США

(государство и частный сектор) на исследования и разработки в 1991 г.

составили 145 млрд. долл. (у ближайшего соперника Японии - 71 млрд. долл.).

Еще большие показатели у США по правительственным расходам на эти цели —

около 60 млрд. долл., в то время как в Японии - 13 млрд., Германии - 12

млрд., Франции - II млрд., Англии - около 5 млрд. долл. В США выдается

наибольшее количество патентов. В 1992 г. там было зарегистрировано 187

тыс. патентных заявок на промышленную собственность. Для сравнения, в

России в том же году — 4,6 тыс. заявок, а в СССР в 1988 г. было подано 175

тыс. заявок на регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных

образцов и товарных знаков.

На США приходится около 70% всего объема мирового производства программ для

компьютеров. Во второй половине 80-х годов уровень ежегодного прироста этой

отрасли превышал 15%. В 1989-1990 гг. ежегодные продажи ее продукции на

мировом рынке составляли примерно 12 млрд. долл., а потери из-за

международного пиратства - 8-10 млрд. долл. в год. По подсчетам

американских специалистов, доля пиратской продукции в общем объеме продаж

программного обеспечения составляла в 1996 г.: в РФ - 91%, Омане - 95, КНР

- 96, Вьетнаме - 99%.

В стремлении защитить отечественную интеллектуальную собственность за

рубежом США широко используют торгово-экономические рычаги, в частности

ограничение импорта из стран-нарушителей, сокращение инвестиций в их

экономику, отмена кредитования, сворачивание программ сотрудничества и

помощи, как на двусторонней основе, так и при участии международных

организаций,

Члены ЕС традиционно ориентируются на систему союзов и соглашений в области

защиты прав на интеллектуальную собственность, формировавшуюся в течение

долгих лет на основе европейских правовых традиций: Парижский союз по

промышленной собственности. Бернский союз по авторским правам, а также

ВОИС.

Попытки США перенести центр тяжести решения проблем защиты прав на

интеллектуальную собственность в ГАТТ (с 1994 г. - Всемирная торговая

организация. ВТО) не встретили поначалу поддержки со стороны ЕС.

Американская позиция рассматривалась в европейских государствах как

стремление навязать диктат американских компаний на международных рынках.

ЕС пытался солидаризироваться с третьим миром, критиковавшим жесткий подход

США к проблемам защиты интеллектуальной собственности. Трения усиливало и

то, что США продолжали игнорировать старую структуру союзов и соглашений

(даже не участвовали в Бернским союзе).

В то же время, в ответ на участившиеся нарушения в отношении своей

интеллектуальной собственности за рубежом, компании западноевропейских

государств стали активно призывать руководство ЕС к принятию жестких мер (в

частности, влиятельный Союз конфедераций промышленников и работодателей

Европы). Однако попытки использовать сложившуюся структуру соглашений и

союзов не дали результатов из-за отсутствия механизмов контроля за

соблюдением соглашений и решения споров.

1\

С 80-х годов ЕС (как и США) стал прибегать к экономическим мерам

воздействия для защиты своей интеллектуальной собственности за рубежом.

Директива ЕС, принятая в сентябре 1984 г., предусматривала принятие мер

против стран, использующих недозволенную торговую практику. Частные

компании, ассоциации предпринимателей и государства-члены ЕС получили право

направлять соответствующие жалобы в Европейскую комиссию (ЕК). После

подтверждения обоснованности этой жалобы, ЕК рассматривает возможность

использования против страны-нарушительницы специальных мер: отмена торговых

привилегий. увеличение таможенных пошлин, введение количественных

ограничений на ввоз ее товаров.

Так. после того как переговоры с Южной Кореей не увенчались успехом, в

декабре 1987 г. ЕС принял решение приостановить действие в отношении этого

государства торговых льгот в рамках Генеральной системы тарифных

преференций (то есть поднять пошлины на южнокорейские товары). ЕС ставил

проблемы защиты интеллектуальной собственности на многосторонних

переговорах с развивающимися странами, в частности, в рамках Ломейской

конвенции. Соглашения экспортеров натуральных волокон (тчИ-йЬег а§геетеп().

Существенно изменила свой подход к проблемам интеллектуальной собственности

Япония. Она выступила совместно с другими развитыми государствами на

переговорах ГАТТ/ВТО при разработке и подписании Соглашения по торговым

аспектам прав на интеллектуальную собственность - ТРИПС. Сейчас это вторая

страна в мире после США по затратам на научные исследования. Из потребителя

иностранных технологий Япония давно превратилась в крупного создателя

оригинальных технических решений.

Японская система защиты прав на интеллектуальную собственность имеет свою

специфику. Если в западных странах на первом месте стоит задача обеспечить

права владельца собственности, то в Японии - "общественная полезность".

Поэтому практическому использованию инноваций уделяется первостепенное

внимание. Соответственно предпочтение отдается защите применяемого на

практике патента. Правовые нормы фактически дают возможности "обхода"

патента, блокирующего использование той или иной технической разработки. В

стране создан особый психологический настрой, выражающийся, к примеру, в

том, что японское общественное мнение поддерживает те отечественные фирмы,

которые с успехом усовершенствовали зарубежные технические достижения.

Министерство международной торговли и промышленности Японии требует от

иностранных фирм, действующих в стране, выдавать лицензии всем

отечественным компаниям, желающим получить доступ к их технологии.

Министерство установило жесткие ставки лицензионных платежей, чтобы

избавить японские компании от дополнительных расходов на рынке технологии.

В то же время зарубежная технология предоставлялась японским компаниям

только при наличии у них возможностей использования этой технологии при

производстве и экспорте продукции (что компании должны подтвердить).

Одновременно они должны способствовать дальнейшему распространению

улучшенных ими западных технологий у себя в стране посредством выдачи

сублицензий другим японским компаниям.

Патентная система Японии и большинства других стран основывается на

принципе, при котором изобретение принадлежит тому, кто первым

зарегистрирует патент (йг81-1о-П1е рппс1р1е). Исключение составляют США,

где первым считается тот, кто изобрел этот патент. Принцип "первый тот, кто

зарегистрировал" предполагает наличие определенного срока между подачей

заявки на патент и его выдачей. Патентная заявка открыта для изучения, что

позволяет как оспорить приоритет изобретения, так и избежать ненужных

затрат исследователям, уже разрабатывающим данное направление. Японские

компании могут ознакомиться с находящимися на регистрации в Японском

патентном бюро (ЯПБ) западными технологиями для их освоения.

Срок, который проходит с момента подачи заявки до оформления патента, в

Японии составляет в среднем 5—7 лет, в то время как в других странах 2-3

года. Если же речь идет о высоких технологиях и значительных выгодах, то

этот срок может превысить 10 лет (с момента подачи заявки). Это относится,

например, к микроэлектронике, оптическому волокну, металлокерамике,

некристаллическим металлам. За столь длительный период компании успевают

наладить производство по западной технологии, порой заметно изменив ее и

улучшив. После того, как западная фирма получит свой патент, компетентные

органы могут потребовать от нее оформить лицензию на применение

запатентованной технологии японскими компаниями, которые ее уже практически

используют (принудительное лицензирование).

Японские компании прибегают к тактике так называемого "предварительного

патен-тования". Суть ее в том, чтобы охватить собственными патентными

заявками определенные

72

технологические направления, разработчиками которых являются западные

фирмы. При этом появляется сразу несколько (иногда несколько десятков)

патентных заявок по одной из разработок. В период усиленного импорта

технологий требования к составлению патентной заявки были сведены к

изложению крайне ограниченной информации, которая лишь частично

характеризует объект патентования. Заявители не обязаны представлять на

момент подачи заявки результаты практического испытания ноу хау, не надо

ссылаться и на прототип (первоначальную технологию). В течение 15 месяцев в

заявки можно вносить любые дополнения и изменения. Общее количество

выдаваемых в Японии патентов в среднем примерно в пять раз больше, чем в

США (причем на иностранцев приходится всего 4% их общего числа).

Большинство развивающихся стран заинтересованы в создании условий для

получения "интеллектуальной продукции". Они считают, что введение и

применение жестких законов об охране интеллектуальной собственности не

только ляжет на них дополнительным финансовым бременем, но и помешает их

приобщению к техническим достижениям. Зарегистрированные в развивающихся

странах патенты практически полностью принадлежат иностранцам. По бытующему

там мнению, более высокая стоимость лицензионных товаров вызовет падение

жизненного уровня местного населения. Представители развивающихся

государств ссылаются на то. что в период своего промышленного роста США

сами активно нарушали права интеллектуальной собственности.

Как уже отмечалось, в развивающихся странах созданы целые отрасли

экономики, существующие исключительно за счет нарушения интеллектуальных

прав. Их владельцы приобрели значительный политический вес и имеют

представителей в политических структурах. Более того, и прибыли "легальных"

отраслей в немалой степени связаны со слабой защитой интеллектуальной

собственности. В США было проведено специальное исследование. Цель его

определить, каков должен быть дополнительный ежегодный прирост валового

национального продукта этих стран, чтобы компенсировать потери прибыли

отраслям, зависящим от "интеллектуального пиратства". Так, если брать

период в 25 лет с момента прекращения "пиратства", то дополнительный

прирост должен составлять от 0,07% для таких стран, как Индия и Мексика и

0,2% для Аргентины.

Проблемы защиты интеллектуальной собственности тесно переплетаются с

проблемами передачи технологий при реализации инвестиционных проектов.

Правительства развивающихся государств стремятся контролировать заключение

лицензионных соглашений, чтобы иностранные компании не могли устанавливать

завышенные цены на передаваемую технологию, вводить монопольные ограничения

на продажу производимой по этой технологии продукции. Промышленно развитые

государства, со своей стороны, полагают, что попытки развивающихся стран

регламентировать лицензионные соглашения приводят к нарушению прав на

интеллектуальную собственность. Они выступают, в частности, против часто

практикуемого правительствами этих стран, включения в такие соглашения

обязательного условия, отменяющего запрет на разглашение передаваемой

технологии.

В 1993 г. было опубликовано исследование ООН "Права интеллектуальной

собственности и прямые иностранные инвестиции". В нем показано, что жесткая

защита прав создает предпосылки для роста инвестиций лишь при наличии таких

привлекательных для иностранных капиталовложений условий, как экономическая

стабильность, избыток дешевой квалифицированной рабочей силы. Снижение

импортных тарифов и устранение других торговых барьеров между членами ВТО

делает более прибыльным для западных компаний ввоз товаров, а не развитие

их производства на меспе.

Отношение развивающихся стран к проблемам защиты интеллектуальной

собственности во многом зависит от состояния их экономики. У тех

развивающихся государств, которые добились особых успехов в своем

экономическом развитии (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия,

Мексика, Чили, Бразилия, Аргентина), подход близок к позиции Запада,

поскольку их доходы от расширившегося экспорта во многом зависят от

соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Иная позиция у стран со

слабым уровнем экономического развития, являющихся исключительно

потребителями интеллектуальной собственности и заинтересованных в

предоставлении им соответствующих льгот.

Корея, Тайвань, Сингапур и Таиланд, относящиеся к азиатским НИС, добились

высоких темпов экономического роста (в разные годы прирост ВВП составлял от

6 до 16%), сделав ставку на стимулирование экспортных отраслей, активное

участие в международных экономических связях. При этом они отвели большую

роль иностранным инвестициям, в частности, связанным с передачей

технологии. Следствием стала реструктуриза-ция экономики, близкая к

японской модели. Сфера обслуживания здесь заметно рас-

73

ширилась, а в промышленном производстве наблюдается постоянный рост доли

передовых отраслей.

Эти страны активно осваивали технические достижения Запада и Японии.

Нарушение прав интеллектуальной собственности в азиатских НИС приняло

широкие масштабы. Вместе с тем с укреплением экономики и развитием

экспортных отраслей у них самих возникли трудности с защитой своей

интеллектуальной собственности за рубежом. Для устранения возникающих

трений они были вынуждены реформировать свои правовые и административные

системы, обеспечивающие охрану интеллектуальной собственности.

В 80-90-е годы Южная Корея увеличила расходы на научные исследования и

технические разработки с 2 до 4% ВВП, причем около 80% всех расходов несет

частный сектор. Была поставлена задача не только расширить экспорт

высокотехнологичных отраслей, но и наладить собственные разработки в

робототехнике, аэронавтике, производстве новых материалов и средств связи,

биоинженерии. Корея, единственная из новых индустриальных стран, производит

по собственной технологии широкий спектр интегральных микросхем. Доля

передовых технологий в ее экспорте выросла с 13% в 1983 г. до более 20% в

90-е годы. Для определения приоритетных сфер для инвестиций в 1988 г. при

Министерстве торговли и промышленности был создан специальный межотраслевой

комитет.

Наряду со снятием ограничений на импорт Южная Корея провела реформу в

области иностранных капиталовложений. Для иностранных инвестиций она

открыла свыше 80% своей экономики, включая высокотехнологичные отрасли.

Однако южнокорейское правительство тщательно регулирует приток зарубежной

технологии и вывоз капитала. Несмотря на это иностранные компании считают

южнокорейский рынок весьма прибыльным. В отличие от 80-х годов, когда

основные лицензионные соглашения заключались в машиностроении, в 90-е годы

приоритет получили отрасли электроники и электротехники. Вырос удельный вес

инвестиций в химическую и фармацевтическую промышленность. Более половины

лицензионных соглашений приходится на японские компании, за ними идут

компании США, ФРГ, Англии и Франции.

Тайваньское правительство также тщательно контролирует контракты,

предусматривающие передачу технологии. Особо поощряются лицензионные

соглашения в передовых отраслях и тяжелой промышленности. На рубеже 80-90-х

годов число подписанных с зарубежными фирмами соглашений резко возр^йю. На

первом месте японские компании (свыше 50% соглашений), на втором -

американские (около 30%).

Требование использования запатентованного изобретения, или ноу хау долгое

время предусматривалось в законодательствах как развивающихся, так и

развитых стран. Однако в то время как развивающиеся страны пытались

ужесточить применение патента, развитые государства постепенно отказывались

от него, как от несовместимого с интернационализацией экономической

деятельности, и в частности, деятельностью транснациональных компаний

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.