бесплатно рефераты
 

Характеристика Дальневосточного экономического района

Характеристика Дальневосточного экономического района

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА

1. Состав района.

2. Физико- и экономико-географическое положение района.

3. Природа района и природные предпосылки его развития.

4. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса

района.

5. Население и трудовые ресурсы района.

6. Народнохозяйственный комплекс района

7. Территориальная структура расселения и хозяйства района.

В состав Дальневосточного экономического района входят : Приморский и

Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края , Республика Саха

(Якутия) , Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом) ,

Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.

Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном

отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех

отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово

, Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти

моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются

подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны ,

естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.

От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских , Курильских ,

Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин —

Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России

обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная

часть Берингова моря находится в субарктическом климате , то южная часть

Японского лежит в области субтропического.

Растительный и животный мир морей Тихого океана намного богаче морей

Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастают заросли морских

трав и водорослей. Бурые водоросли , достигающие в длину 50 метров ,

образуют иногда настоящие подводные леса.

На островах очень много птиц: кайр , чаек , балканов , топориков ,

белобрюшек , глупышей. В настоящее время промысловую ценность в

дальневосточных морях имеют тюлень , нерпа , белуха. У западных берегов

полуострова Камчатка ведется лов крабов.

Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных морей. Важнейшими

рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки , Охотского побережья

, Амурский лиман , побережья Южного Сахалина и Приморья. На первом месте по

значению стоят проходные лососевые рыбы — кета , горбуша , нерка , чавыча.

На нерест они идут в Амур , в реки Охотского побережья , Камчатки и

Сахалина.

В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране

предприятие , где в естественных условиях моллюсков (гребешки , гигантские

устрицы) — высокопитательных и обладающих лечебными свойствами.

Важнейшей особенностью экономико-географического положения

Дальневосточного экономического района является большая удаленность от

основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной

окраине страны , его отделяют не только от Москвы , но даже от

индустриальных центров Сибири расстояния , измеряемые многими тысячами

километров. И по прежнему единственным сухопутным путем остается

Транссибирская магистраль , по которой расстояние от Москвы до Владивостока

более 9300 километров , что составляет примерно неделю езды на скором

поезде.

Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам , пересечение морских путей

в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю

торговлю и участвовать в международном разделении труда.

В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется производством

цветных металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы и морепродуктов , лесной

и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и пушным промыслом. В

сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на

выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны

на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную

роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток

поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д.

Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью ,

что обусловлено очень большой протяженностью территории с севера на юг.

Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Низменностями

заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам. Наиболее

обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На

значительной части района распространена многолетняя мерзлота , что

затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем

1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более.

На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы , о чем свидетельствует

вулканическая деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов ,

крупнейший из них Ключевская Сопка , много гейзеров.

Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются высокой ледовитостью. В

первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого

океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана -

Берингово и Охотское - также холодные , с длительным ледовым периодом и

потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-

западной части Тихого океана , подверженных влиянию теплого течения Куросио

, возможна круглогодичная навигация.

Большое значение для развития района имеют запасы полезных ископаемых.

Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редких металлов. Это

один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и

рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи , Амура,

Селемджи , Буреи , на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные ,

вольфрамовые , свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в

Республике Саха , Магаданской области , в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний

Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения

расположены на Чукотке , в Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте на верхнем

Алдане разведаны уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют

месторождения алмазов северо-запада Республики Саха - “Мир”, “Удачное” и

др.

В Дальневосточном районе известны запасы железных руд. Наибольшее

значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями Таежное ,

Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге Якутии.

Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных ресурсов ,

особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы угля расположены в

Ленском бассейне , сильно удаленном от освоенных территорий. На юге

Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов

коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные месторождения , сравнительно

небольшие , разбросаны по территории района.

Выявлены на территории района нефтегазоносные провинции : на Сахалине,

Камчатке , Чукотке , в Магаданской области , но разрабатываются пока только

месторождения нефти Оха и Тунгор на севере Сахалина. Нефть высокого

качества , но ее не хватает для удовлетворения потребностей района. Газ

обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших

перспективных газоносных районов.

Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья : мергелем ,

известняками , огнеупорными глинами , кварцевыми песками , а также серой ,

графитом , слюдой.

Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна. Среди наиболее

крупных можно выделить бассейны Лены , Амура , Яны , Индигирки , Колымы и

т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы гидроэнергии , богаты

ценными видами рыб , являются транспортными путями , в том числе и зимой ,

когда по льду прокладываются зимники. Богат район и термальными водами.

Горячие источники , особенно на Камчатке , питают реки , которые зимой не

замерзают. С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров.

Вода горячих источников содержит цинк , сурьму , мышьяк , имеет лечебное

значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.

Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана :

Берингово , Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период,

они имеют рыбохозяйственное , зверопромысловое и транспортное значение.

Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб : кета, нерка

, чавыча , обитают тюлени , моржи , котики. Леса на Дальнем Востоке

покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают

лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные породы : дуб , ясень ,

клен и т.д.

Особенности физико-географического положения определили разнообразие

природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного

климата юго-востока района,что вызвало неравномерность заселения и освоения

района.

В северной части района климат исключительно суровый. Зима холодная ,

малоснежная , продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя

мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного полушария.

Однако теплое , хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в

открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с холодной

зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура

составляет до120 дней , и лишь на юге Приморья - до 190 дней. Большое

количество осадков , выпадающих в летний период , вызывает сильное

переувлажнение почв , что создает большие трудности для сельского

хозяйства.

Вследствие суровости климата и удаленности территории Республика Саха и

Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет

очаговый характер.Более плотно заселены Хабаровский край и Амурская

область.

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер ,

связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с

различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не

сплошной , а очаговый характер , который ведет к серьезным локальным

нарушениям , при этом нужно иметь в виду , что большая часть района

находится в зоне многолетней мерзлоты.

Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных мер.

Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную

программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального

пользования ресурсами , сохранения уникального видового состава биоты ,

снижения генетических последствий загрязнения Среды. Открытие и заселение

Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением

русских к берегам Тихого океана . Пути отрядов казаков-первопроходевсначала

пролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам , лишь

затем они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и

Приморья.

В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и основал

острог , получивший название Якутск , который вскоре стал центром Восточно-

Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг.

В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел к Охотскому морю ,

заложил острожек в устье реки Улья , обследовал на значительном протяжении

побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к низовьям Амура. В

1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции в приамурские земли и

основал там несколько городов - Албазин , Ачин и др. С.Дежнев и Ф.Алексеев

на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии. Выступив

из Анадырского острога , отряд В.Атласова добрался до Камчатки. По

“челобитным” и “сказам” первопроходцев П.И.Годуновым в 1667 году была

составлена карта - “Чертеж сибирской земли”.

Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со знаменитыми

Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и Алексея Чирикова

(1725-1730 и 1733-1743 годах) , во время которых были определены очертания

северной части Дальнего Востока , открыты Алеутские и Командорские острова

, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.

Географические открытия и обследования , сделанные в 18-ом веке ,

подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к берегам

Дальнего Востока : И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы) ,

В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах) , М.П.Лазарева (1813-1816 и 1822-

1825 годах) , Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др.

В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского были установлены островное

положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в море. На Дальнем

Востоке были созданы опорные пункты : Петропавловск-на-Камчатке ,

Николаевск-на-Амуре , Владивосток.

Организованное заселение Дальнего Востока началось с 50-х годов 19-ого

века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного права и принятия

законов о переселенцах.

Интерес к Дальнему Востоку возрос , когда в 1891 году началось

строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты геологические

, географические , экономические и другие исследования. Все это дало

импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока : появились

промышленные (горные , рыбные) и транспортные предприятия , расширились

промыслы пушнины и морского зверя (котиков) , увеличилось

сельскохозяйственное производство , возросла торговля.

Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне

отсталым регионом царской России. Правительство видело в нем сырьевой

“придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных богатств

Дальнего Востока (золото , цветные металлы , пушнина , лососевые рыбы) ,

которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике

Дальнего Востока занимали иностранные монополии , безжалостно

эксплуатировавшие его ресурсы и население.

Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался слабонаселенной

территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока в годы

Советской власти привели к увеличению численности населения : в 1920 году в

районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы роста

населения Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране.

Сейчас численность населения Дальнего Востока - более 7.6 млн. человек.

Городское население составляет 76%. Дальний Восток - самый малонаселенный

район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2 человек на

1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно.

Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1 кв. км. в Приморском

крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в

Республике Саха , Магаданской и Камчатской областях плотность населения

составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается

пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения -

русские. Живут здесь также много украинцев , татар , евреев и большая

группа коренных народностей - коряков , нанайцев , нивхов , ульчей ,

удегейцев , ительменов , эвенков , алеутов , чукчей , эскимосов и др.

ЗАСЕЛЕННОСТЬ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

|АДМИНИСТРАТИВНО- |НАСЕЛЕНИ|ПЛОЩАДЬ|КОЛ-ВО|ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-|

|ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА |Е | | | |

| |ЧЕЛОВЕК.|КМ. КВ.|ГОРОДО|ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА |

| | | |В |КВ. КМ. |

|ЯКУТИЯ |900000 |3103200|10 |0.29 |

|КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ |443000 |472300 |3 |0.93 |

|ЧУКОТСКИЙ АО |110000 |737300 |0 |0.15 |

|ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ|250000 |36000 |2 |6.94 |

|САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ |709000 |87100 |19 |8.14 |

|ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ |1794000 |824600 |9 |2.17 |

|ПРИМОРСКИЙ КРАЙ |2189000 |165900 |9 |13.19 |

|АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ |1053000 |363700 |9 |2.89 |

|КОРЯКСКИЙ АО |40000 |301500 |0 |0.13 |

|МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |410000 |461400 |3 |0.89 |

Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные

народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания , национальные

традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право быть

хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.

В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно возросло.

Увеличение численности населения происходит как за счет естественного , так

и за счет механического прироста , главным образом привлечения на крупные

стройки трудовых ресурсов , преимущественно из многонаселенных европейских

районов.

Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается в цветной

металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной

промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления кадров

на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное строительство ,

укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и

предприятий.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного

района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она особенно

быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае. Цветная

металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама ,

мышьяка.

Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит Республике Саха ,

где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение. Введены в действие

рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная фабрика в

Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и

комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность , сосредоточенная в

Приморском крае , производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В

настоящее время осваиваются новые крупные месторождения свинцово-цинковых

руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае

добывается вольфрам.

Быстро растет алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных

горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится новый комбинат.

К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная

промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место

среди экономических районов России. Важную роль играет район в китобойном и

крабовом промыслах.

Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское ,

Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы

промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах

Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен

первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие

заводы , китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки -

Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков ,

Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены

холодильные комбинаты , крупнейшие из них находятся в Петропавловске-

Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока

[pic]

Отраслями рыночной специализации являются также лесная , целлюлозно-

бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный

удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов , бумаги,

целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в

основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры

лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск ,

Комсомольск-на-Амуре , Амурск , Хор , Бикин и др. Производство фанеры

создано во Владивостоке и Биробиджане , мебели - в Благовещенске ,

Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане , спичек - в Благовещенске ,

целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск и др.).

Машиностроение имеет разнообразную структуру , однако ведущими его

отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования.

Машиностроительные заводы производят дизели , мостовые краны , судовые

механизмы , литейное оборудование , металлорежущие станки , приборы ,

инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров -

Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-

Камчатском , Владивостоке , Находке , а речное судостроение - в

Благовещенске.

Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе Свободном

(Амурская область). В Благовещенске построен завод “Амурэлектроприбор” , во

Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в Хабаровске работает

завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного

оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.

Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс :

Топливная промышленность представлена добычей угля , нефти и природного

газа.

Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод

передельной металлургии - “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре , работающий

на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной ,

швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими отраслями , предприятия

которых размещены в основном в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной , на

Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим

предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая

крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре

, Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя),

представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское

хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна ,

сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления.

Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская

область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха).

Основное место в посевах занимают зерновые культуры , прежде всего

яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского

края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя.

Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для

выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади

отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую

кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на

юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены

обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье ,

развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное

звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах

насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в

огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта , так как

редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных

связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта ,

но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80%

перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с

прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время

Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями , иногда являющимися

подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев

имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-

на-Амуре) , до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-

Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила

выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов

полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ

включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду , Беркакит ,

Томмот , Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих Байкало-

Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов

Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в

суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному

морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между

железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного

Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта

Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные

и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами

в перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные

материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих

морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) ,

Владивосток , Находка , Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах , оторванных

от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних

перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в

Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога

проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района

есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть

автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для

связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок

(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются

связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера

Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений

транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить

что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем перевозок

приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости

дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это связано с тем ,

что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока

преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных

металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития

района , появились новые промышленные предприятия , развиваются

сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на

структуре грузооборота.

Так , усиление международной торговли , развитие рыбной промышленности

потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало

толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и

интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной

экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетичес-кого

баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992

годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего

Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений

присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное

отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной

промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено

производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно

сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского

края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой

продукции ,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на

40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе

и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях

промышленности.

Найболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является

реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе

конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-

промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской

промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях

“двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.

Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России

являются :

. дальнейшее разгосудаствление экономики района;

. возникновение элементов свободной конкуренции;

. создание рыночной инфраструктуры;

. устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию

промышленности.

На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные

экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.

Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе :

лесные пожары , последствия тайфунов и землетрясений , наводнения ,

крушения нефтиналивных танкеров , аварии на нефтегазопромыслах и других

промышленных объектах , умышленный сброс в реки и моря , а также в

атмосферу вредных отходов производства.

Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос” , разрабатывающее и

внедряющее , в частности , концепцию инженерно-экологического обеспечения

безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и

газа.

Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического

развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и северную.

В южную зону интенсивного развития входят Приморский край , южные части

Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая

в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной

зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее

время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с

обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.

В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края ,

Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой

зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация

- добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее

экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла

большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет

формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного

освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются

разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа

потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением

зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и

Комсомольского ТПК.

Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе

разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от

Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских

высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный

бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское , Нерюнгринское и другие

месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50

метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное

простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта

производительностью 6 миллионов тонн угля в год.

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с

содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются

месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых

составляют 2,5 млрд. тонн.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает

возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на

Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные

месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда , сланцев и других

полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная

дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные

коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут

поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и

экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля

построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.

В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию

железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать здесь

сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство

имеет очаговый характер.

В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только

для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более интенсивно развиты

добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых.

В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых

наряду с отраслями специализации развивается производственная

инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский ,

Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в

территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленнос-тью ,

машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами.

Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал , что

масштабы и структура промышленности района характеризуются большими

различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности.

Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство

Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-

производственных комплексов.

Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные

экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со

странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые

операции через территорию района , и его экспортные функции имеют

исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из

зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении.

Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной

системы района , экономических показателей работы , совершенствование

структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.

Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза

превышал их вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень

высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее , чем ввоз. Это

свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.

Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с

дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием Южно-

Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых транспортных

связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского

бассейна и Европы) , обеспечением населения района сельскохозяйственной

продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических

проблем.

[pic]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. —

М., 1996.

2. Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.

3. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.

4. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. —

М., 1975-1985.

5. Андрей Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.