бесплатно рефераты
 

Воспроизводство основных фондов

указанных предложений представляются перечни строек и объектов с

соответствующими технико-экономическими показателями на весь период

строительства с разбивкой по годам. Включение в указанный перечень вновь

начинаемых строек и объектов разрешается при условии, если переходящие

стройки и объекты, на которых создаются аналогичные мощности, обеспечены

достаточными объемами капитальных вложений;

3) Минэкономики РФ и Минфин РФ с участием других заинтересованных

министерств и ведомств рассматривают предоставленные госзаказчиками

предложения по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимают решение о

включении их в перечень строек и объектов для федеральных государственных

нужд. Отбор строек и объектов для включения в перечень производится на

конкурсной основе;

4) принятые Минэкономики РФ решения о включении вновь начинаемых строек и

объектов в соответствующий перечень являются основанием, в соответствии с

которым госзаказчики определяют заказчиков (застройщиков) по строительству

данных объектов и организуют проведение подрядных торгов. Минэкономики и

Минфин РФ на основании информации госзаказчиков о результатах подрядных

торгов и заключенных на их основе государственных контрактов (договоров

подряда) уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их

финансирования по каждой вновь начинаемой стройке, включенной в перечень,

на весь период строительства с распределением по годам. Включение вновь

начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных

государственных нужд является государственной гарантией непрерывности их

финансирования до окончания строительства в установленные сроки.

По переходящим стройкам с учетом хода строительства и степени готовности

объектов и пусковых комплексов при необходимости вносятся корректировки в

объем

ы капитальных вложений. За счет нецентрализованных капиталовложений,

финансируемых за счет собственных средств предприятий через коммерческие

банки, осуществляются:

а) техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий;

б) расширение существующих производств;

в) строительство объектов социального и природоохранного назначения на

действующих предприятиях.

Объемы и направления расходования таких источников предприятия определяют

самостоятельно в пределах имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Для

выполнения указанных работ предприятия-заказчики привлекают

специализированные подрядные организации (фирмы). Взаимоотношения между

заказчиками и подрядчиками строятся на обычной коммерческой основе с

соблюдением прав и обязательств, вытекающих из договора подряда

(контракта). Заказчики вправе осуществлять строительно-монтажные работы

собственными силами (хозяйственным способом).

Финансирование государственных централизованных капиталовложений в

настоящее время затруднено из-за незащищенности расходов бюджета на

инвестиционные цели. Финансирование этих расходов до последнего времени

осуществлялось по остаточному принципу, следствием чего стали нарастающая

из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере и

постоянное сокращение объема реально осуществляемых инвестиций в

производство. В 1997г. государственные инвестиции были профинансированы в

размере 8,3 трлн. руб. или на 59,8% уточненного лимита с учетом секвестра.

Нетерпимость такого положения особенно усиливается тем, что Правительство

не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых

инвестиционных проектов, где доля государства составляет всего 20%, а

мобилизуемые инвестором средства, включая собственные, - 80%. В результате

предприниматели, поверившие государству и занявшие в связи с этим в

коммерческих банках 60% вложенных средств, попали в тяжелое финансовое

положение: за 11 месяцев 1996 г. государственные инвестиции

профинансированы на 34,4% от годового лимита, а конкурсные

высокоэффективные проекты - вообще только на 5,2%*. Все это дестабилизирует

рынок капитальных вложений и лишает народное хозяйство импульса для

возобновления экономического роста, а значит и для решения обострившихся

социальных проблем.

В настоящее время одним из перспективных направлений инвестирования

является лизинг. Лизинг — это комплекс определенных экономических

отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на

основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. По

договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель)

обязуется приобрести в собственность указанное арендатором

(лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и

предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и

пользование для производственно-коммерческой деятельности. Договором

лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого

имущества осуществляется лизингодателем. Предметом договора финансовой

аренды может быть любое движимое и недвижимое имущество, используемое для

предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и

других природных объектов.

Лизингодатель, приобретая имущество для лизингополучателя, обязан уведомить

продавца, что данное имущество предназначено для передачи его в аренду

определенному юридическому лицу. Имущество, которое является предметом

договора лизинга, передается продавцом непосредственно лизингополучателю

(если иные условия договором не предусмотрены).

Для лизинга характерна противоречивая экономическая природа. С одной

стороны, лизинг представляет собой вложение средств на возвратной основе в

основные фонды предприятий. Предоставляя на определенный срок (свыше одного

года) движимое и недвижимое имущество, собственник (лизингодатель) в

установленное время получает его обратно, т.е. проявляется действие

принципов срочности и возвратности. За свою услугу он получает комиссионное

_____________________________________________________________________

* Экономист 1997 №2

вознаграждение, и тем самым реализуется принцип платности. Из этого

следует, что по содержанию лизинг соответствует кредитным отношениям и

приобретает признаки кредитной сделки.

С другой стороны, по форме, поскольку лизингодатель (заимодавец) и

лизингополучатель (заемщик) имеют дело с капиталом не в денежной, а в

товарной форме, лизинг внешне аналогичен реальным инвестициям.

Основой любой лизинговой сделки является кредитная операция. Лизингодатель

оказывает лизингополучателю финансовую услугу, так как приобретает

имущество в собственность за полную стоимость и за счет периодических

взносов лизингополучателя по истечении определенного времени возмещает эту

стоимость. Поэтому, исходя из финансовых отношений между собственником и

пользователем имущества, лизинг можно рассматривать как форму кредитования

приобретения машин, оборудования и недвижимости (зданий и сооружений),

альтернативную традиционному банковскому кредиту. Таким образом, если

квалифицировать лизинг как передачу имущества во временное пользование на

условиях срочности, возвратности и платности, его можно характеризовать как

товарный кредит в основные средства (фонды) предприятий. Субъектами

кредитных отношений являются заимодавец (лизингодатель) и заемщик

(лизингополучатель), а объектом ссуды выступают отдельные элементы

основного капитала предприятия. При лизинге право пользования имуществом

отделяется от права собственности на него. Лизингодатель (собственник)

сохраняет за собой право собственности на передаваемое в лизинг имущество,

тогда как право его использования переходит к лизингополучателю

(пользователю). За обладание таким правом он производит согласованные с

лизингодателем лизинговые платежи. После завершения срока лизинга

переданное в пользование имущество остается собственностью лизингодателя.

Как правило, в лизинговом договоре предусматривается право

лизингополучателя на приобретение объекта (по остаточной стоимости) после

истечения срока договора, а следовательно, и право собственности на него.

Для внедрения лизинговых операций в Российской Федерации необходимо

стабилизировать денежную и финансово-кредитную систему, вывести страну из

экономического кризиса.

3. Источники финансирование капитального ремонта

В процессе эксплуатации основные фонды подвергаются физическому износу и

теряют работоспособность, поэтому ремонт является важным производственным

процессом. От качества и быстроты выполнения ремонтных работ зависит

эффективность использования основных фондов на предприятиях.

Ремонт является одной из форм воспроизводства основных средств , которые

изнашиваются и теряют со временем свои эксплуатационные качества.

Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправности или

работоспособности орудий труда или их составных частей с учетом

использования возможностей улучшения их технических параметров

(производительности, мощности и т.п.). В соответствии с принятой в России

методологией ремонт зданий, сооружений, оборудования и других основных

средств делится на капитальный и текущий.

Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности ресурса

инвентарного объекта с заменой или восстановлением любых его частей,

включая базовые. Текущий ремонт производится для обеспечения или

восстановления работоспособности изделия и заключается в замене отдельных

его частей. В промежутке между ними производится средний ремонт с

периодичностью свыше 1 года для частичного восстановления инвентарного

объекта с заменой или восстановлением деталей и узлов.

Предприятие самостоятельно разрабатывает план капитального ремонта основных

средств на предстоящий год и графики проведения ремонтных работ по

отдельным инвентарным объектам. Базой для составления плана является сметно-

техническая документация, в которой учитываются действующие нормы, цены и

тарифы. Стоимость ремонта основных средств определяется для:

капитального ремонта – на основе сметы;

текущего ремонта – на основе расценочных перечней работ.

План капитального ремонта и сметно-техническая документация утверждаются

руководителем предприятия и служат основанием для финансирования ремонтных

работ. Стоимость ремонта зданий и сооружений включает такие статьи затрат ,

как:

прямые расходы с учетом затрат на монтаж оборудования;

накладные расходы;

плановые накопления;

временные здания и сооружения;

вывозка мусора;

удорожание ремонтно-строительных работ в связи с выполнением их в зимнее

время.

В настоящее время все предприятия независимо от форм собственности включают

расходы на все виды ремонта в себестоимость продукции (работ, услуг) по

элементу «Прочие расходы». Однако предприятие вправе самостоятельно

выбирать способ отнесения затрат на ремонт на издержки производства и

обращения:

• включать в себестоимость фактические затраты на проведение ремонта

непосредственно после его осуществления;

• создавать за счет себестоимости ремонтный фонд (денежный резерв);

• относить в случае необходимости фактические затраты на проведение ремонта

на расходы будущих периодов (счет 31) с последующим их ежемесячным

списанием на себестоимость продукции (работ, услуг).

Способ отнесения расходов по ремонту на себестоимость продукции зависит от

способа осуществления ремонтных работ. При ремонте собственными силами

предприятия (хозспособом) фактические затраты на эти цели учитываются на

счете 23 «Вспомогательные производства». По мере окончания ремонтных работ

и оформления их актом приемки осуществленные расходы списываются на счета

20 «Основное производство» и 25 «Общепроизводственные расходы» (с учетом

назначения расходов).

Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, производятся,

как правило, по элементам затрат (выплата заработной платы, оплата поставок

материальных ресурсов, оказание транспортных услуг по ремонту и т.д.).

При осуществлении ремонтных работ подрядным способом целесообразно

покрывать затраты на ремонт за счет создаваемого на предприятии ремонтного

фонда. Он предназначен для более равномерного включения затрат на ремонт в

себестоимость продукции, чтобы предотвратить значительные колебания массы

прибыли внутри года.

Ремонтный фонд образуется за счет включаемых ежемесячно в себестоимость

продукции отчислений по установленным самим предприятием нормативам в

процентах к балансовой стоимости основных средств. В данном случае

фактические расходы на ремонт по мере предъявления подрядчиком счетов за

выполненные ремонтные работы возмещаются за счет средств ремонтного фонда.

Разница между фактической себестоимостью ремонта и произведенными

отчислениями в ремонтный фонд в конце года отражается в бухгалтерском

балансе как расходы будущих периодов (счет 31) или резервы предстоящих

расходов и платежей (счет 89).

На снижение затрат по ремонту основных средств влияют следующие факторы:

-повышение качества и надежности машин и оборудования, позволяющие

увеличить сроки их эксплуатации без ремонта;

-сокращение сроков службы активных основных фондов , в результате чего

уменьшается количество ремонтов , а также размер затрат на ремонт;

-осуществление мероприятий по специализации ремонтного дела, перевод

ремонтных служб на коммерческий расчет.

При капитальном ремонте арендатором арендованных основных средств (на

условиях текущей аренды) соответствующие расходы ежемесячно резервируются

равными долями на счете 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей» исходя

из срока аренды и сметной стоимости работ. После завершения ремонтных работ

фактические затраты по капитальному ремонту арендованных помещений (за

вычетом ранее зарезервированных средств) относятся на счет «Расходы будущих

периодов» и списываются ежемесячно на себестоимость продукции (работ,

услуг) равными долями на протяжении оставшегося срока аренды.

При разборке ремонтируемых объектов могут быть получены пригодные для

дальнейшего использования материалы, запасные части и иные возвратные

материальные ценности. Они должны быть оприходованы, оценены и отражены в

бухгалтерском учете. В дальнейшем их можно использовать при ремонте

основных средств.

Ремонт основных фондов непроизводственного назначения возмещается за счет

чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Выдача авансов подрядчикам, оплата ремонтных работ при подрядном способе их

производства осуществляются с расчетного счета предприятия при наличии

заключенного с подрядчиком договора и акта приемки выполненных работ.

Особенности инвестиционной политики

на современном этапе развития экономики.

Инвестиционный спад во многом обусловлен ограниченными возможностями

внутренних накоплений, особенно частных инвесторов, которые пока не могут

вложить необходимый капитал для преодоления кризиса. Природа такого явления

заключается в истощенности инфляцией финансового потенциала сбережений

экономики и обесценении (по сути прямой потери) ее производственного

аппарата.

Сопутствующая началу реформ галопирующая инфляция значительно сократила

финансовую базу для инвестиционного развития. В 1992 г., т. е. сразу после

отпуска цен и трансформации общеэкономического кризиса из латентной формы в

открытую, совокупные сбережения уменьшились более чем на 21% (в масштабе

неизменной покупательной способности инвестиционного рубля), а за все годы

кризиса сберегаемые экономикой ресурсы снизились до 20-21% от уровня 1991

г. (см. табл. 2).

Таблица 2 Динамика инвестиционного потенциала экономики

(в едином масштабе покупательной способности инвестиционного рубля *)

(в%к1991 г.)

| |1991 |1992 |1993г|1994г|1995|1996|1997г|

| |г. |г. |. |. |г. |г. |.** |

|Валовые национальные |100 |78,9 |47,2 |26,5 |26,7|19,8|21,6 |

|сбережения ...... | | | | | | | |

|............ | | | | | | | |

|Валовое накопление в |100 |58.5 |43.4 |32.1 |28.0|23.2|22.3 |

|основной капитал | | | | | | | |

|......... | | | | | | | |

* По индексу дефлятору валового накопления основного капитала в составе

ВВП.

** Предварительная оценка.

Ежегодные валовые сбережения в последние годы составляют 125-140 млрд.

долл., что на первый взгляд не так уж и мало. Проблема, однако, состоит в

том, что эти сбережения далеко не в полной мере направляются на

инвестиционное финансирование реального сектора. На эти цели используется

только 87-88 млрд. долл***.

На сектор государственная учреждений приходится 14% всех валовых

сбережений, причем потенциал сберегаемых здесь ресурсов в последние годы

оказался весьма ограниченным. Причины - значительный дефицит бюджета, а

также государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках для его

финансирования.

В секторе предприятий производственной сферы и некоммерческих организаций

(объединяющем нефинансовые предприятия, финансовые учреждения и

некоммерческие организации, обслуживающие население) традиционно

формируется подавляющая часть валовых сбережений (по последним отчетным

данным, более 58%). Сокращение их в этом секторе необычно для России, хотя

знакомо всем странам с рыночной системой, переживавшим кризис. Оно

обусловлено обесценением значительной части основного производственного

капитала, утратой материально-финансовой базы сбережений и инвестиций.

О масштабах такого обесценения можно судить по загрузке производственных

мощностей промышленности. Из-за их избыточности (перенакопления капитала в

докризисный период), низкой конкурентоспособности, а также физического и

морального износа они используются в последние годы на 40-45%. При этом, с

учетом резерва мощностей, примерно столько же не соответствует конъюнктуре

и не востребовано рынком. Предприятия с неконкурентоспособным основным

капиталом

в силу отсутствия спроса на свою продукцию не имеют перспектив

самостоятельно

сформировать (за счет прибыли и амортизации) финансовые ресурсы для

_____________________________________________________________________

*** Экономист 1998 №5

инвестиционного развития. Как источник сбережений они во многом уже

потеряны для страны.

Наконец, на сектор домашних хозяйств приходится 28% всех национальных

сбережений. Уменьшение их здесь во многом обусловлено высокой в прошлом

инфляцией и недоверием населения к обесценивающемуся рублю.

Значительная часть сбережений домашних хозяйств - иностранная валюта. Эти

ресурсы по сути выведены из хозяйственного оборота и банковской системы, не

трансформируются в финансовые и капиталообразующие инвестиции. Увеличение

склонности граждан к сбережениям в иностранной валюте усугубляет

инвестиционный кризис и способствует долларизации экономики. По имеющимся

данным, степень долларизации в 1996-1997 гг. намного возросла и на начало

1997 г. превысила 45%.

Закономерным итогом рецессии сбережений и углубления кризисных процессов

стало быстрое снижение объемов инвестирования и нормы валового накопления

основного капитала в составе ВВП. В оценке ее динамики наиболее

показательно изменение накопления в масштабе неизменных (сопоставимых) цен.

Как показывают расчеты, норма валового накопления в основной капитал

сократилась с 27% от ВВП в 1990 г. до 8,6% в 1997 г.

Очевидно, что столь низкие масштабы накоплений не обеспечат восстановление

и подъем производства. Это подтверждает и опыт развитых стран,

преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов. В

фазах оживления и подъема норма валового накопления у них достигает 30-40%

и выше.

Другим результатом неблагоприятного инвестиционного климата, оттока

капитала из страны и высоких рисков инвестиционно-хозяйственной

деятельности стало устойчивое сокращение масштабов капитализации

сберегаемых ресурсов в реальном секторе. Доля валового накопления основного

капитала в составе валовых сбережений снизилась с 93% в 1990 г. до 62-63% в

1995-1997 гг*.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.