бесплатно рефераты
 

Вопросы к гос. экзаменам ВАВТ

необязательного характера относятся рекомендации и заключения.

Римский договор 1957 года (ст. З) предусматривает "сближение

законодательства государств-членов". В первую очередь, это относится к

вопросам движения товаров, услуг, рабочей силы, регулирования деятельности

предприятий, конъюнктурной политики, политики в аграрном секторе, в области

транспорта и др., т. е. к нормам гражданского и торгового права,

административного, таможенного, финансового, налогового и прочих отраслей

права. В качестве инструментов "сближения", "унификации", "гармонизации",

"координации" законодательств используются, в основном, директивы, а также

рекомендации, заключения, соглашения государств-членов, программы и т.п.

Ключевым положением, касающимся внешней компетенции ЕС, являются статьи

113, 238 и др. Римского договора. Из статьи 113: "По завершении переходного

периода совместная торговая политика формируется по единым принципам. В

первую очередь это распространяется на проведение изменений ставок

таможенных пошлин, заключение торговых соглашений и таможенных конвенций,

унификацию мер по либерализации, экспортную политику и торгово-политические

защитные мероприятия, касающиеся, в частности, использования демпинга или

субсидий. В случае возникновения необходимости заключения соглашения с

третьими странами, Комиссия представляет Совету рекомендации. Последний

уполномочивает Комиссию начать необходимые переговоры...". Согласно статьи

238, ЕС вправе заключать с третьим государством, союзом государств или

международными организациями соглашения, которые закладывают основы для

ассоциации (присоединения к ЕС) со всеми вытекающими из этого правами и

обязанностями. Статья 116 предписывает, чтобы государства-члены ЕС

выступали в международных экономических организациях только совместно. 8

соответствии со статьей 229, Комиссии ЕС предоставлено право поддерживать

целевые связи с органами ООН, ее специализированными учреждениями, ГАТТ и

другими международными организациями, а в соответствии со статьей 231 – с

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В 1960 году по инициативе Великобритании, после вступления в силу

Стокгольмской Конвенции 1959 года, была образована Европейская ассоциация

свободной торговли (ЕАСТ) с Секретариатом в Женеве. В 1966 году в рамках

ЕАСТ сложилась зона свободной торговли промышленными товарами при

сохранении национальных таможенных тарифов для торговли с третьими

странами. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Австрия, Исландия,

Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Финляндия.

В 1977 году было заключено Соглашение между ЕАСТ и ЕЭС о создании зоны

свободной беспошлинной торговли (для промышленных товаров), а в 1992 году –

Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В ЕЭП

обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг, капиталов,

людей. К органам ЕЭП относятся: Совет ЕЭП, Совместный комитет,

Консультативный комитет и др. Между государствами ЕАСТ и ЕС подписаны также

двусторонние соглашения об импорте некоторых сельскохозяйственных товаров,

а между ЕС и Норвегией, Исландией – двусторонние соглашения о свободной

торговле рыбой.

В системе международно-правового регулирования (МПР) ЕС и во "внутреннем

праве ЕС" большое внимание уделяется регулированию таких комплексов

правоотношений, как применение таможенных барьеров, нетарифных

(«технических») барьеров, мер по защите национальной экономики (защитные

меры). В ходе строительства общего рынка товаров в ЕС фактически изначально

создавался дифференцированный режим импорта, различавшийся охватом товаров

и некоторыми условиями, например правилами определения происхождения

товаров, констатации "ущерба производству" и применения защитных мер,

введения количественных ограничений, антидемпинговых процедур и др.:

• режим импорта внутри создававшегося общего рынка;

• режим импорта в Сообщество из третьей страны-участницы ГАТТ;

• режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней

торговли, являющегося членом ГАТТ;

• режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней

торговли, не являющегося членом ГАТТ;

• режим импорта из РС.

Согласно Римскому договору (ст.12), государства-члены Сообщества обязались

не вводить новых импортных или экспортных пошлин и не увеличивать размеры

уже существующих. На основании разъяснения Европейского суда, физические и

юридические лица государств- членов ЕС вправе предъявить иски государствам,

допустившим нарушение запретительных норм прямого действия, например статьи

12 Римского договора.

В ходе работы над Единым таможенным тарифом (ЕТТ) члены Сообщества вели

составление "совместных списков либерализованых товаров", а также заключили

Соглашение о приведении в соответствие национальных нормативных актов на

основе ГАТТ. Римский договор (ст. ст. 32, 33) запретил устанавливать

контингенты в торговле между государствами – членами ЕС. Запрещается

субсидирование экспорта. Предпринимателям запрещается (ст. ст. 85, 86)

"осуществлять любую координирующую деятельность, которая имеет целью или

результатом воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу конкуренции

внутри Общего рынка", злоупотреблять "своим доминирующим положением в Общем

рынке или в существенной его части". В качестве препятствий в торговле

рассматриваются так называемые "технические" барьеры – административные

предписания, которые ставят продажу и использование товаров в зависимость

от выполнения определенных условий относительно, например, внутренних и

внешних свойств товара, получения разрешений, проведения контроля. В ЕС

была проведена работа и приняты директивы по сближению технических

предписаний о проведении испытаний и контроля по товарным группам:

транспортные средства, химическая продукция, моющие средства, измерительные

и электроприборы, станки, медицинские товары, пищевые продукты, текстиль и

др. – во всех важнейших сферах промышленной деятельности. В ЕС действует

принцип взаимного признания технических норм и стандартов стран-участниц,

позволяющий товару свободно обращаться на территории ЕС.

Применение защитных мер допускается, когда " какой-либо товар импортируется

в таких увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или

угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям... " (ст.

19 ГАТТ). При этом в отношении государств с монополией на внешнюю торговлю

критериями применения защитных мер являются "экономическая структура стран"

и "интересы Сообщества", а не наличие или угроза ущерба или "кризисной

ситуации".

В ЕС действуют правила ГАТТ в том, что касается защиты против демпингового

или субсидированного импорта промышленных и сельскохозяйственных товаров из

стран, не являющихся членами ЕС. Наличие демпинга устанавливается путем

сравнения экспортной цены с нормальной ценой товара. Критерии определения

"нормальной цены" также варьируются не в пользу стран с монополией внешней

торговли.

В рамках ЕС на основе принятой директивы 1988 года осуществлялась программа

либерализации взаимного движения капиталов, в соответствии с которой страны-

участницы сняли все оставшиеся валютные ограничения и обязались не вводить

новых. В 1994 году все имевшиеся ограничения на передвижение капитала были

полностью устранены.

В ЕС ведется работа по сближению акционерного законодательства стран-

участниц. Определяется статус компаний ЕС (из 13 директив, составляющих

основу этого статуса, 10 уже приняты). Комиссией ЕС разработан проект

устава "европейской компании", направленный на поощрение слияния

западноевропейский компаний в крупные ТНК, подчиняющиеся единому

правопорядку.

9. Средства разрешения споров в МЭО.

Международный спор – это правоотношение, в котором сталкиваются

национальные интересы государств.

Международные споры классифицируются по разным основаниям:

• по объекту, предмету спора – территория, долги, суммы ущерба и

компенсаций;

• по степени опасности для международного мира и безопасности – угрожающие

миру и безопасности, не сопряженные с угрозой миру и безопасности;

• по географии распространения – локальные, региональные, глобальные;

• по числу субъектов – двусторонние, многосторонние.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию

конкретных средств мирного урегулирования споров. К таким средствам

относятся переговоры, консультации сторон, следственные или согласительные

процедуры, посредничество (добрые услуги), международный арбитраж –

постоянный или аd hoc , судебное разбирательство, разрешение споров в м/о.

По Уставу ООН (ст. ст. 34, 36, 37, 38) СБ ООН уполномочен расследовать

любой спор, который может угрожать поддержанию международного мира и

безопасности, а также рекомендует процедуру, методы урегулирования, условия

разрешения спора. Любой член ООН вправе сообщить СБ о наличии такого спора.

Стороны спора по взаимному согласию могут передать спор на рассмотрение СБ,

который выносит рекомендации. Например, в споре Мальты и Ливии о

разграничении континентального шельфа СБ ООН в 1980 году рекомендовал

обратиться в Международный суд ООН, что и было сделано. При этом категория

споров "юридического характера" (ст. 36, п. 3 Устава ООН) подпадает под

юрисдикцию Международного суда ООН и может быть передана туда сторонами по

решению СБ ООН или самостоятельно. К категории "юридических" (правовых)

относятся споры, касающиеся:

- толкования договора;

- любого вопроса МП;

- наличия факта, представляющего собой нарушение международного

обязательства;

- характера и размеров возмещения за нарушение международного

обязательства.

Государства-участники Статута Международного суда ООН (ст. 36) вправе в

любое время заявить о признании обязательной юрисдикции Международного

суда. Из 12 государств-участников СНГ обязательную юрисдикцию

Международного суда ООН признала только Грузия, а из постоянных членов СБ

ООН – только Великобритания. Решение Суда обязательно лишь для участвующих

в деле сторон и лишь по данному делу. Кроме судебных функций, Суд

осуществляет и консультативные функции – дает заключения по просьбе ГА, СБ,

других органов и специализированных учреждений ООН. За свою историю

Международный суд рассмотрел около 80 дел, вынес более 20 консультативных

заключений.

В декабре 1995 года была принята резолюция ГА ООН 50/50 с Типовыми

правилами по примирению споров между государствами. Типовые правила

применяются, если государства в письменной форме явно не договорились об их

применении. Результаты работы Комиссии по примирению, созданной на основе

Типовых правил, носят рекомендательный характер.

В рамках ЕС важная роль принадлежит Суду ЕС, Регламент Суда ЕС утвержден

Советом ЕС. Признание обязательной юрисдикции этого Суда – одно из условий

членства в ЕС. Суд ЕС уполномочен: регулировать межгосударственные споры;

аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими

главными органами ЕС; обязывать государства – члены ЕС выполнять взятые на

себя обязательства; давать толкование норм права ЕС. Истцами в Суде мокнут

выступать государства-члены ЕС, национальные судебные органы, юридические и

физические лица. Решения Суда имеют обязательную для сторон силу.

В рамках СНГ основой для разрешения споров служит Устав СНГ (ст.ст. 16 –

18, 32). Предусмотрено, что межгосударственные споры разрешаются

посредством переговоров или достижения договоренности о надлежащей

альтернативной процедуре урегулирования споров, а в отношении споров,

угрожающих поддержанию мира и безопасности в Содружестве, – Совет глав

государств рекомендует надлежащую процедуру и методы урегулирования.

Межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических

обязательств, в том числе о соответствии национального законодательства

договорам и решениям в рамках СНГ, подсудны Экономическому суду СНГ. Он

может также разрешать споры, отнесенные к его ведению соглашениями

государств-членов. Формально Суд был создан как "Хозяйственный суд

Содружества" на основании ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению расчетов

между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15.05.92 г.

Впоследствии название Суда было пересмотрено. Соглашение о статусе

Экономического суда и Положение об Экономическом суде подписаны 06.07.92 г.

Фактически Суд появился в 1994 году, тогда же был принят Регламент и

вынесено первое решение. Экономический суд СНГ принимает решения,

исполнение которых обеспечивается соответствующим государством. Суд

компетентен также давать толкование соглашений, решений органов СНГ, актов

законодательства бывшего СССР в период их применения – в связи с

конкретными делами и по запросам национальных высших органов власти и

управления, национальных высших органов, разрешающих экономические споры,

институтов СНГ. За 1994 – 1996 гг. Судом рассмотрено всего около 20 дел и

вопросов.

В системе ГАТТ/ВТО механизм разрешения межгосударственных споров основан на

ст. 22 ГАТТ, на "Договоренности об уведомлениях, консультациях,

урегулировании споров и наблюдений", принятой 28.12.79 г. по итогам

Токийского раунда переговоров государств - участников ГАТТ (с уточнениями и

дополнениями от 29.11.82 г., 30.11.84 г.), а также на "Договоренности о

правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров ", принятой по итогам

Уругвайского раунда переговоров. В результате в рамках ГАТТ/ВТО создана

единая для всех многосторонних соглашений ГАТТ/ВТО система разрешения

споров:

1. Первый этап урегулирования споров – это межправительственные

консультации, которые начинаются по инициативе стороны, считающей, что ее

права, интересы затронуты по любому из соглашений ГАТТ / ВТО. Если по

истечении 60 дней спор не урегулирован, любая сторона может просить о

создании специальной группы экспертов.

2. Группа экспертов (обычно из 3 человек) формируется в личном качестве из

высококвалифицированных специалистов в предмете спора. Она рассматривает

представления и аргументацию сторон, выясняет применимость к предмету спора

положений соответствующего соглашения, готовит доклад с выводами, решением

и рекомендациями и не позднее чем в 6-месячный срок представляет его Органу

по разрешению споров (ОРС). Если сторона-участница ВТО не выполнит

рекомендацию группы экспертов, то в отношении нее другой стороной спора

может быть применена приостановка действия согласованных тарифных уступок,

истребовано возмещение причиненного ущерба и т.п. Пути решения спора и

ответственности виновной стороны на основании вынесенных рекомендаций могут

быть следующими:

- признать рекомендации, принять меры для ликвидации нарушения;

- выплатить компенсацию или предложить компенсацию;

- запросить у ОРС полномочий и осуществить контрмеры, путем, в частности,

приостановки согласованных таможенных уступок (в результате этого

увеличивается ставка тарифа на товар или товары, ввозимые из страны-

нарушительницы, или принимаются эквивалентные меры, если речь идет о

сфере услуг).

3. Орган по разрешению споров (ОРС) в течение 60 дней автоматически

принимает доклад группы экспертов. Функции ОРС выполняет Генеральный Совет

ВТО, специально собираясь для рассмотрения споров. ОРС обладает большими

правами по контролю (наблюдению) за исполнением рекомендаций группы

экспертов. Решение, рекомендации группы экспертов могут быть обжалованы

любой стороной спора в Органе по апелляциям ВТО. Спор считается решенным

только после того, как отклонение от правил или их нарушение устранено.

4. Орган по апелляциям ВТО создается решением ОРС в составе 7 человек,

действующих в личном качестве. Задача Органа - дать правовую оценку

решению, рекомендациям группы экспертов с точки зрения их правомерности,

соответствия прецедентам и правилам ВТО. Решение Органа по апелляциям

передается в ОРС.

Указанный механизм разрешения споров в рамках ГАТТВТО эффективно работает

только в том случае, если соответствующие системы передачи информации

отработаны на национальном уровне. Практическая задача создания

национальных правил и процедур по выявлению нарушений и передаче информации

об этом стоит перед многими странами-членами ВТО.

В настоящее время в обеспечении международного экономического правопорядка

важную роль играют не только средства и механизмы разрешения споров, но и

средства, механизмы предупреждения споров, в том числе обеспечения

выполнения международных обязательств. К мерам обеспечения международных

обязательств относят: международные гарантии, международные конференции,

между- народный контроль, международные комиссии и консультации и т.п.

Так, согласно ст. 8 Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года, на

Дунайскую комиссию возложена функция наблюдения за исполнением Конвенции. В

соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии

(МАГАТЭ), учрежденного в 1956 году (ст. ст. П1.А,5; П1.В.2; "П), эта

организация осуществляет контроль за использованием в мирных целях ядерных

материалов, оборудования и технической информации. Контроль за выполнением

международных конвенций о труде осуществляет Международная организация

труда (МОТ).

Согласно статье 5 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года,

международными контрольными органами по ней являются Комиссия по

наркотическим средствам ЭКОСОС и Международный комитет по контролю над

наркотиками, созданный на основании этой Конвенции. Объектом контроля

являются наркотические средства, перечисленные в четырех списках,

прилагаемых к Конвенции. Комиссия по наркотическим средствам ЭКОСОС: вносит

изменения в эти списки

по заключению ВОЗ, дает рекомендации относительно проведения в жизнь

положений Конвенции. Международный комитет по контролю над наркотиками:

изучает вопросы производства, торговли,

потребления и накопления наркотических средств, составляет доклады и

представляет их в ЭКОСОС, рассматривает и анализирует национальные

статистические сведения о наркотических средствах, запрашивает в случае

необходимости объяснения от правительств и предлагает коррективные меры для

устранения отступлений от Конвенции. Комитет может рекомендовать другим

государствам приостановить ввоз или вывоз наркотических средств из

государства-нарушителя. Рассмотрение вопроса может быть перенесено

заинтересованным государством в ЭКОСОС.

В международной торговой системе, в том числе в ЕС и ГАТГ/ВТО, задаче

предотвращения споров служат и так называемые "защитные оговорки",

применяемые в кризисных ситуациях. С помощью защитных оговорок в процесс

международно-правового регулирования (МПР) под контролем государств,

международных организаций включаются меры/контрмеры, представляющие собой

отступление от согласованных правил. Защитные меры предохраняют

национальную экономику и национальный рынок от опасности, что экономическая

дестабилизация, начавшись в одном государстве, через передаточные звенья

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.