бесплатно рефераты
 

вЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ

с 1 декабря 1999 года- расходы по обязательным аудиторским проверкам

по утвержденным нормам.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.1996

года N 398, которым определен круг организаций, подлежащих обязательной

аудиторской проверке.

Постановлением Совета Министров Республики от 31.12.1999 года N 2086

утверждены предельные нормы расходов на проведения обязательных аудиторских

проверок, относимых на себестоимость.

2. старая редакция: п. 2.2.15 Положения изложена следующим образом:

выплаты,

предусмотренные законодательством о труде за непроработанное на

производстве (неявочное время): оплата очередных и дополнительных отпусков,

компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков,

оплата перерывов в работе, матерей для кормления ребенка, оплата времени,

связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных

обязанностей, за продолжительность непрерывной работы, другие виды оплат.

новая редакция: выплаты, предусмотренные законодательством о труде,

за непроработанное на производстве (неявочное) время: оплата в соответствии

с законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с сохранением

заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных

часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка,

оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением

государственных обязанностей, другие виды оплат.

суть изменений: формулировка отпусков приведена в соответствие с

Гражданским кодексом.

3. старая редакция п.2.2.22 Положения: затраты, связанные со с сбытом

(реализацией) продукции (работ, услуг): упаковкой , хранением,

транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в

транспортные средства (кроме тех случаев когда они возмещаются покупателями

сверх цены за продукцию ) оплатой услуг банков, предприятий, организаций по

осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово- комисионных

(факторинговых) операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках,

выставках-продажах, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с

контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям

или посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату.

Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость

продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм.

новая редакция: затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции

(работ, услуг): упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта,

обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех

случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены за продукцию);

оплатой услуг банков, иных кредитных организаций по осуществлению в

соответствии с заключенными договорами факторинговых операций, рекламой,

включая участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах, стоимость

образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами соглашениями и

иными документами непосредственно покупателям или посредническим

организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату.

Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость

продукции ( работ, услуг) в пределах установленных норм.( расходы на

рекламу относятся на себестоимость а размерах, предусмотренных

постановлением Совета Министров РБ N 1275 от 25.09.1997 г. с изменениями и

дополнениями, внесенными постановлением СМ РБ N 984 от 10.06.1998г.

суть изменений: в состав затрат включаются только платежи по факторинговым

операциям, а вознаграждения уплаченные посредникам по договорам комиссии,

консигнации, связанным со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг) и

товаров осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении

предприятий и организаций. изменениями внесенными в Основные положения,

ущемлены права предприятий, заключавших торгово-комиссионные договоры

(договоры комиссии, поручения) с профессиональными организациями по сбыту

продукции. Следует отметить, что различные предприятия, производящие

продукцию, поставлены в неравные условия: те из них, которые имеют службы

сбыта, расходы по их содержанию относят на себестоимость, а не имеющие и

вынужденные заключать торгово-комисионные договоры, - за счет прибыли,

остающейся в распоряжении предприятий. Удивительно, что разработчики

изменений не учли этот фактор. Нельзя согласится и с тем, что расходы по

торгово-комисионным договорам следовало с первого мая 1999 года

осуществлять за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. В

Беларуси отсутствуют нормативные документы, на основании которых можно

отождествлять торгово-комисионные операции с факторинговыми.

4. старая редакция п. 2.6.11 Положения: стоимость материальных ресурсов,

отражаемая по элементу "Материальные затраты" , формируется из цен их

приобретения (включая налог на добавленную стоимость, акцизы), наценок

(надбавок) комисионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и

внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая

брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранения и

доставку, осуществляемые сторонними организациями.

новая редакция: стоимость материальных ресурсов, отражаемая по

элементу "Материальные затраты" , формируется исходя из цен их приобретения

(без учета налога на добавленную стоимость, в соответствии с

законодательством), акцизов, наценок (надбавок), комиссионных

вознаграждений, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги,

таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку,

осуществляемые сторонними организациями.

суть изменений: в связи с введением с первого января 2001 года

зачетного метода по налогу на добавленную стоимость, налог на добавленную

стоимость исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг).

5. старая редакция п. 2.7.1.7 Положения: оплата в соответствии с

действующим законодательством ежегодных и дополнительных отпусков,

компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков,

оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени,

связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных

обязанностей.

новая редакция: оплата в соответствии с действующим

законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с охранением

заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных

часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка,

а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров,

выполнением государственных обязанностей.

суть изменений: формулировка отпусков приведена в соответствие с

Гражданским кодексом.

6. старая редакция п. 2.10.18 Положения уточнена: после слов " износ

нематериальных активов ", дополнено " используемых в процессе уставной

деятельности".

Рассмотрим состав себестоимости продукции на примере ОАО

"Полоцкий комбинат хлебопродуктов". Предприятие производит муку пшеничную

высшего , первого, второго сорта, манную крупу, муку ржаную обдирную,

сеяную, комбикорм для откорма свиней, для поросят, для свиноматок, для

откармливаемого молодняка свиней, телят, молочных коров, молодняка кур, кур

несушек.

В 1996 году освоен выпуск белково-витаминных минеральных добавок для

поросят, откорма свиней, свиноматок, молочных коров, ремонтных телок.

Освоен выпуск комбикормов.

Производится расфасовка муки и крупы в мелкую тару а также

затарка комбикормов и отрубей для продажи населению. Предприятие оказывает

услуги по хранению и переработке давальческого сырья. Количество работающих

на предприятии в среднем 503 человека. Предприятие не является задолжником

по платежам в бюджет.

|Показатели |1999 |2000 |2001 |

|Себестоимость вся |5517,8 |16303,2 |24684,5 |

|(млн. руб.),в т.ч | | | |

|-материальные затраты|4866,1 |14184,1 |20355,3 |

|- расходы на оплату |77,3 |397,0 |579,4 |

|труда | | | |

|- отчисления на |32,6 |158,9 |213,2 |

|социальные нужды | | | |

|- амортизация |16,4 |141,0 |391,8 |

|основных фондов | | | |

| - прочие расходы, |525,4 |1422,2 |3144,8 |

|из них налоги, |17,5 |22,5 |103,8 |

|включаемые в | | | |

|себестоимость | | | |

Как видно из таблицы, в себестоимости продукции наибольший удельный вес

занимают материальные затраты и по годам они составляют: 1999 год-88,2%,

2000 год-87,0%, 2001 год-82,0%.

Значительный удельный вес в себестоимости продукции занимают прочие

затраты, в т.ч. по годам:1999 год-9,5%, 2000 год-8,7%, 2001 год-12,7%.

Также значительный удельный вес в себестоимости занимают расходы на

оплату труда, так в 1999 году он составляет 1,4%, в 2000 году-2,4%, в 2001

году-2,4%.

Отчисления на социальные нужды занимают соответственно в 1999 году-0,6%,

в 2000 году-1,0%, в 2001 году-0,9%.

Амортизация основных фондов занимают в 1999 году-0,3%, 2000 году-0,9%,

2001 году-1,6%.

Из приведенных выше цифр видно, что в абсолютных суммах размер

себестоимости по годам увеличивается.

Если рассматривать себестоимость продукции по элементам затрат, то можно

заметить, что материальные затраты занимают в среднем 86,0%, прочие затраты-

10,3%, расходы на оплату труда-2,1%, отчисления на социальные нужды-0,9%,

амортизация основных фондов-0,9%.

Налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции,

относятся к элементу " Прочие затраты". В прочих затратах удельный вес

налогов по предприятию таков: в 1999 году-3,3%, 2000 году-0,1%, 2001 году-

0,4%. В целом создается впечатление, что налоги не играют существенной роли

в формировании себестоимости продукции, т.е. не занимают большой удельный

вес. Но следует рассмотреть отдельно начисление налогов, включаемых в

себестоимость, т.к. чтобы проанализировать изменение себестоимости

продукции, необходимо выявить факторы, оказавшие влияние на динамику

различных элементов налоговой нагрузки. Так, изменение действующего

законодательства ( изменение количества налогов, размер их ставок, порядок

исчисления, перечень льгот и т.д.) на прямую влияют и на увеличение

себестоимости, и на налоги и отчисления уплачиваемые из выручки.

Необходимо заметить, что изменение величины налогооблагаемой базы также

влияет на налоговую нагрузку.

Налог на землю.

Предприятие на территории Полоцкого района имеет в течении 1999-2001 году

неизменное количество земли, в.ч. 1,878 га земель промышленности и 0,5 га

пашень. В 1999 году начислено земельного налога в сумме 14,9 тыс. руб.(с

учетом деноминации), в 2000 году-43,6 тыс .руб., в 2001 году-119,3 тыс.

руб.

Совет Министров Республики Беларусь ежегодно Постановлениями

устанавливает коэффициенты к ставкам земельного налога, действующим в 1991

году. Так, на 1999 год на земли сельскохозяйственного назначения

коэффициент установлен в размере 2865, на 2000 год-10062, на 2001 год-

22941. Наблюдается рост коэффициентов: в 2000 году по сравнению с 1999

годом- на 3,51, в 2001 году по сравнению с 2000 годом- на 2,280

На земли промышленности на 1999 год установлен коэффициент в

размере 16434, на 2000 год-57716, на 2001 год-131592. Коэффициенты возросли

соответственно на 3,51 и 2,280. Кроме того, решениями сессии Полоцкого

райсовета ежегодно ставки на земли промышленности увеличиваются в два раза.

Все вышеуказанное приводит к повышению налога на землю, что в

результате увеличивает себестоимость продукции и в свою очередь сказывается

на уменьшении балансовой прибыли.

Экологический налог.

ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов" уплачивает налог за

выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за 1999 год

начислено налога в сумме 260,8 тыс. руб.( с учетом деноминации), в 2000

году-817,4 тыс. руб., в 2001 году-4014,7 тыс. руб. Также предприятие

является плательщиком налога за размещение отходов. В 1999 году начислено

налога в сумме 76,7 тыс. руб.(с учетом деноминации),в 2000 году-249,0 тыс.

руб., в 2001 году-617,6 тыс. руб.

Если сравнить размеры ставок по годам , то можно увидеть, что

ставки увеличиваются в 2 раза. Например, при сжигании 1 тонны бензина

этилированного в 2001 году размер ставки-16838 рублей, в 2002 году-33675

рублей; дизтопливо-1 тонна в 2001 году -10569 рублей, в 2002 году-21139

рублей.

Единый платеж от фонда заработной платы.

В 1999-2000 годах предприятие уплачивало Чрезвычайный налог в размере 4% и

отчисления в фонд содействия занятости населения в размере 1% от фонда

оплаты труда.

С 2001 года эти два налога объединены в единый платеж в размере 5% от фонда

оплаты труда., т.е. размер отчислений не изменился. В состав фонда

заработной платы , как объекта обложения значительных изменений не

претерпел и по многим положениям, излагающим порядок исчисления и уплаты

единого платежа не изменился. Все льготы, которые были предусмотрены по

различным налогам сохранились и при их объединении. Однако, неоспоримым

является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы

( 40% без подоходного налога). За 2000 год начисленная сумма фонда

заработной платы составляет 486626,0 тыс. руб., необлагаемая сумма за 2000

год-15089,0 тыс. руб., облагаемая сумма фонда заработной платы, принимаемая

для исчисления единого платежа-471537,0 тыс. руб.. За 2001 год

соответственно: 1296818,5 тыс. руб. и 40211,0 тыс. руб., облагаемая сумма-

1256607,5 тыс. руб. Облагаемая база по сравнению с 2000 годом значительно

увеличилась, т.к. имеется рост заработной платы. По рассматриваемому

предприятию необлагаемая сумма включает в себя материальную помощь на

погребение, компенсацию за неиспользованный отпуск, премии к юбилейным

датам. Следует отметить, что с 2002 года льгота в части премий к юбилейным

датам отменена ( по предприятию за 2001 год прольготировано 579,9 тыс.

руб.).

При оценке фискального потенциала действующей налоговой системы

используется ряд показателей. Они рассчитываются как доля налогов и

платежей в бюджетные фонды в общем объеме выручки .Тем самым они отражают

степень налоговых изъятий из выручки предприятия и в усредненном виде (без

учета каскадности некоторых налогов) показывают, какова доля налоговых и

неналоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг.

Номинальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,

в значительной степени определяемая особенностями действующей системы

налогообложения, в 1993 году составила 22,8% и постепенно возрастала до

24,1% в 1996 году. В последующие годы этот показатель снизился до уровня

20,0-19,6%, и только в 2000 году произошло его увеличение, что обусловлено

отдельными изменениями в налоговой системе республики, в частности

увеличением количества и ставок оборотных налогов ( платежей из выручки без

НДС).

Реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,

характеризующая фактические возможности предприятий своевременно и в полном

объеме погашать свои налоговые обязательства, в наибольшей степени

отклонялась от ее номинального уровня в 1993-1994 г.г. В последующие годы

этот разрыв, характеризующий уровень задолженности субъектов хозяйствования

перед бюджетом, постепенно сокращался с 7,2% в 1994 г. до 0,2-0,4% в 1998-

2001 г.г.

Необходимо иметь ввиду, что налоговая нагрузка конкретного предприятия

может существенно отличаться не только от средне республиканского уровня

налоговой нагрузки, но и среднеотраслевого. Такое неравномерное

распределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отрасли

объясняется структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово-

экономическим положением предприятия.

Рассмотрим уровень налоговой нагрузки конкретно по ОАО "Полоцкий комбинат

хлебопродуктов".

Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) определяется по формуле

Ун

ННр= -------- 100% ,

Вн

где Ун-уплаченные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.;

Вн- выручка предприятия (с учетом всех налогов), млн.

руб.

В 1999 году реальная нагрузка составила 3,3% (201,5/6054,7х100%), в 2000

году-9,3% (1913,3/20486,5х100%), в 2001 году-10,6% (3448,1/32594,3х100%).

Реальная налоговая нагрузка свидетельствует о фактическом участии

предприятия в формировании бюджета Т.е. видно, что реальная нагрузка в 2000

году по сравнению с 1999 годом значительно возросла на 6,0%., в 2001 году

по сравнению с 2000 годом -на 1,3%.

Финансовое состояние предприятия в целом удовлетворительное, задолженности

по платежам в бюджет не имеет. Всего в консолидируемый бюджет Полоцкого

района за 2001

год поступило 10125,0 млн. руб., уплачено предприятием налогов-

3448,1млн.руб., что составляет 34,0 % от общих поступлений, т.е. для района

предприятие является бюджетообразующим.

Номинальная нагрузка предприятия ( ННн) характеризует фискальный потенциал

действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту

предпринимательства и рассчитывается по формуле

Нн

ННн = -------100%,

Вн

где ННн - начисленные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.;

Вн - выручка предприятия, млн. руб.

В 1999 году номинальная нагрузка составила 3,0% (182,9/6054,7х100%), 9,1%

(1860,1/20486,5х100%), в 2001 году-9,1% (2972,1/32594,3х100%)

Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является

изменение действующего налогового законодательства. Т.е. по вышеуказанным

процентам можно судить о том, что законодательство для предприятия

изменяется не в лучшую сторону. Так номинальная нагрузка в 2000 году

возросла по сравнению с 1999 годом на 6,1%.

Как следует из приведенных схем, в общую сумму налогов и сборов в бюджет не

включаются экономические санкции, отчисления в инновационные фонды, налог

на доходы и подоходный налог.

Экономические санкции, хотя и уплачиваются в бюджет как и налоговые

платежи, но имеют отличную от них экономическую природу и иные основания

для начисления.

Что касается отчислений в ведомственные инновационные фонды, то они

не направляются в бюджет, а аккумулируются во внебюджетных инновационных

фондах министерств, других республиканских органов государственного

управления и государственных объединений. При этом четко обозначена цель

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.