бесплатно рефераты
 

Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

предпринимательской деятельности.

Центром реализован грант «Евразия» по обучению депутатов областной и

городской Дум, служащих Администраций области и г. Читы по программе -

«Основы рыночной экономики».

3) Межрегиональный маркетинговый центр «Чита - Москва».Данный центр

является частью Всероссийской системы межрегиональных маркетинговых

центров, созданных по инициативе правительства Москвы. В настоящее

время центром ведется работа по формированию базы данных продукции

и услуг местных производителей.

С целью активизации работы по вопросам поддержки и развития малого

предпринимательства на территории области Фонд заключил ряд соглашений о

сотрудничестве с организациями, комитетами и управлениями Читинской

области:

1. Для оказания финансовой помощи работодателям – субъектам малого

предпринимательства на создание дополнительных рабочих мест, а

также для реализации Программ содействия занятости населения

Фондом заключено Соглашение с Департаментом федеральной

государственной службы занятости населения по Читинской области;

2. В рамках соглашения, подписанного между Фондом и Читинским банком

СБ РФ, предусмотрена реализация перспективных предпринимательских

проектов на территории Читинской области, а также развитие и

совершенствование механизма гарантийно – залогового обеспечения;

3. Для организации предоставления услуг по страхованию и сохранности

имущества физических и юридических лиц, заложенного в обеспечение

исполнения своих обязательств перед Фондом, заключены Соглашения о

сотрудничестве с филиалом страховой компании «РОСНО» и управлением

Рос. Госстраха по Читинской области /12/.

4. Для реализации мероприятий по информационной поддержке малого

предпринимательства разработана программа «Информационно –

издательская деятельность ФПМП Читинской области». Основная задача

данной программы – формирование благоприятного имиджа малого

предпринимательства среди самых широких слоев населения области

/12/.

2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого

предпринимательства

Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской

области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для

реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной

основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от

общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирование проектов

производится на конкурсной основе, при этом предпочтение отдается проектам,

осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в

Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принципов кредитования –

возвратности, срочности, целевого использования, платности и

обеспеченности.

Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением

кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22,

максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой

промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин:

1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам;

2. Невысокая капиталоемкость производства;

3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса.

Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена

также на производство и первичную переработку сельхозпродукции.

Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения

оборотных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к

участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на

организацию производства, либо выполнения мероприятий социальной

направленности /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса

поступило 38 заявок, что свидетельствует о низкой активности

предпринимателей в поиске кредитных ресурсов.

Таблица 22

Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок

|Отрасль |Количество заявок |Сумма запрашиваемых |

| | |кредитов |

| |Шт. |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к |

| | | | |итогу |

|Строительство и |2 |5,3 |550 |4,1 |

|ремонтно-строительные | | | | |

|работы | | | | |

|Лесозаготовка и |1 |2,6 |1500 |11,1 |

|лесопереработка | | | | |

|Пищевая промышленность |13 |34,2 |6760 |49,8 |

|Фармацевтика |1 |2,6 |500 |3,7 |

|Легкая промышленность |2 |5,3 |500 |3,7 |

|Крестьянско-фермерские |4 |10,5 |1154 |8,5 |

|хозяйства | | | | |

|Автоуслуги |2 |5,3 |1000 |7,4 |

|Бытовые услуги |3 |7,9 |600 |4,4 |

|Юридические услуги |1 |2,6 |200 |1,5 |

|Обучение |2 |5,3 |100 |0,7 |

|Общественное питание |2 |5,3 |100 |0,7 |

|Торговля |5 |13,2 |600 |4,4 |

|Всего заявок |38 |100 |13564 |100 |

Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от

общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением

кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными

средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку

угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными

соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской

области.

Таблица 23

Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах

|Год |Профинансированные проекты|Профинансировано проектов |

| | |на сумму |

| |количество |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к итогу |

|1997 |1 |2,1 |500 |3,8 |

|1998 |12 |25,0 |2800 |21,3 |

|1999 |10 |20,8 |2609 |19,9 |

|2000 |25 |52,1 |7212 |55,0 |

|итого |48 |100 |13121 |100 |

В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов

на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства

приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24,

размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой

промышленности, строительстве и производстве строительных материалов,

фармацевтике были сравнительно больше.

В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных

кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на

финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на

протяжении нескольких лет занимает значительный удельный вес в структуре

кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля

финансирования крестьянско-фермерских хозяйств. Уменьшились объемы

кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с

высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов,

выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на

организацию крупного строительства или лесоперерабатывающего производства

/12/.

В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было

обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и

обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью

профинансированных проектов.

Таблица 24

Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.

| |Количес|Сумма |Структурное |

|Отрасль |тво |кредитов |соотношение, в % |

| |проекто| | |

| |в | | |

| | | |По |По сумме|

| | | |количеству| |

|Крестьянско-фермерские |7 |1 344 000 |14,6 |10,0 |

|хозяйства | | | | |

|Пищевая промышленность |9 |5 178 836 |18,8 |38,6 |

|Лесозаготовка и |2 |968 416 |4,2 |7,2 |

|лесопереработка | | | | |

|Фармацевтика |2 |900 000 |4,2 |6,7 |

|Производство строительных |8 |1450 000 |16,7 |10,8 |

|материалов, СМР | | | | |

|Услуги связи |1 |380 000 |2,1 |2,8 |

|Швейное производство |3 |699 320 |6,3 |5,2 |

|Услуги общепита |2 |100 000 |4,2 |0,8 |

|Торговля |8 |1 150 000 |16,7 |8,6 |

|Автоуслуги |2 |600 962 |4,2 |4,5 |

|Бытовое обслуживание |1 |50 000 |2,1 |0,4 |

|Обучение |2 |100 000 |4,2 |0,8 |

|Юридические услуги |1 |200 000 |2.1 |1,5 |

|итого |48 |13 121 534 |100,0 |100,0 |

Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о

низкой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства.

Средняя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году,

находится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки,

сложившейся в регионе.

Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают

индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью,

что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов

предпринимательства.

Таблица 25

Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства,

получивших кредиты Фонда в 2000 году

|Организационно-правовая |Кредитные договора |Структурное соотношение |

|форма | | |

| |количество |На сумму|По количеству,|По сумме, |

| | | |в % |в % |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Юридические лица, всего |12 |5761 836|48 |79,9 |

|В том числе | | | | |

| ЗАО |2 |500 000 |8 |6,9 |

| ООО |8 |2 227 |32 |30,9 |

| | |036 | | |

|Производственные |1 |2 884 |4 |40,0 |

|кооперативы | |800 | | |

| МУП |1 |150 000 |4 |2,1 |

|Физические лица * , всего|13 |1 450 |52 |20,1 |

| | |000 | | |

|В том числе | | | | |

|Крестьянско-фермерские |3 |600 000 |12 |8,3 |

|хозяйства | | | | |

| Продолжение таблицы 25 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Индивидуальные |10 |850 000 |40 |11,8 |

|предприниматели | | | | |

|Всего |25 |7 211 836 |100 |100 |

*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица

Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от

общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных

кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80%

общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по

количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.

Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении

сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа,

применяются санкции, призванные повысить ответственность и

заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль

за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:

1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов,

предусмотренных бизнес-планом.

2) Организация производства/запуск объекта.

3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/.

При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается

во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в

установленный срок, но и такие факторы как:

1) Целевое расходование средств Фонда:

2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по

бизнес – плану;

3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по

кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/.

Для улучшения возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по

рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности

предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам

проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и

возможности его быстрой реализации. Автотранспортные средства принимаются

в обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда.

По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов

по расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков,

ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается

поручительство Администрации района.

Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов

является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется

залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог

товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения.

В 2000 году произошло значительное сокращение залога недвижимости,

причинами которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры

оформления залога.

Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и

инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По

проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность

мероприятий может быть оценена следующими показателями:

1) создано 90 новых рабочих мест;

2) поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили около 5 млн.

рублей;

3) объем произведенной продукции в стоимостном выражении составил

более 30 млн. рублей

Таблица 26

Структура обеспечения выданных Фондом кредитов

|Виды обеспечения |Количество проектов |Структура, % |

|Поручительство |22 |31,9 |

|Залог, всего: |45 |65,2 |

|в том числе | | |

| залог товаров в обороте |10 |14,5 |

| залог недвижимости |9 |13,0 |

| залог оборудования |10 |14,5 |

| залог автотранспорта |8 |11,6 |

| залог движимого имущества |3 |4,4 |

|Страхование |7 |10,2 |

|Итого: |69* |100 |

*В ряде случаев практикуется одновременное применение нескольких видов

обеспечения – поручительство + залог, страхование + залог, поручительство +

залог + страхование. . .

Таким образом, в результате деятельности фонда поддержки и развития

малого предпринимательства в 2000 году было обеспечено увеличение рабочих

мест в сфере малого бизнеса на 2% и увеличение объема произведенной

продукции на 2,2%.

Дальнейшая деятельность Фонда будет направлена на выполнение

мероприятий областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого

предпринимательства в Читинской области на 2001 – 2002 годы», принятой

постановлением Читинской областной Думы от 20.12.00 г.

2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого

предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.

Целью реализации Программы является развитие существующих и создание

новых малых предприятий, последовательное расширение сферы деятельности

малого бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития

малого предпринимательства в Читинской области, обеспечение занятости

граждан, расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение

налоговых поступлений.

В целом на финансирование реализации мероприятий Программы в 2001-2002

году требуется 49 000,0 тыс. рублей. В структуре источников

финансирования наибольший удельный вес занимают средства областного бюджета

и областного Фонда (Рис. 3).

В бюджете Читинской области на 2001 год заложено 8 млн. рублей для

финансирования расходов на поддержку малого предпринимательства, что

составляет 0,19% от его расходной части. Нужно отметить, что доля бюджетных

средств на 2001 год для поддержки малого бизнеса увеличилась по сравнению с

2000 годом на 0,11%.

Рисунок 3. Структура источников финансирования Программы

В соответствии с Программой приоритетными направлениями поддержки

малого предпринимательства на территории Читинской области являются:

1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих

товаров народного потребления;

3) малая строительная индустрия;

4) бытовое обслуживание населения;

5) транспорт;

6) дорожное хозяйство и придорожный сервис;

7) почтовый и информационный сервис;

8) инновационная сфера /3/.

Нужно отметить, что перечень приоритетных направлений является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.