| |||||
МЕНЮ
| Влияние малого бизнеса на экономику Читинской областипредпринимательской деятельности. Центром реализован грант «Евразия» по обучению депутатов областной и городской Дум, служащих Администраций области и г. Читы по программе - «Основы рыночной экономики». 3) Межрегиональный маркетинговый центр «Чита - Москва».Данный центр является частью Всероссийской системы межрегиональных маркетинговых центров, созданных по инициативе правительства Москвы. В настоящее время центром ведется работа по формированию базы данных продукции и услуг местных производителей. С целью активизации работы по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства на территории области Фонд заключил ряд соглашений о сотрудничестве с организациями, комитетами и управлениями Читинской области: 1. Для оказания финансовой помощи работодателям – субъектам малого предпринимательства на создание дополнительных рабочих мест, а также для реализации Программ содействия занятости населения Фондом заключено Соглашение с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Читинской области; 2. В рамках соглашения, подписанного между Фондом и Читинским банком СБ РФ, предусмотрена реализация перспективных предпринимательских проектов на территории Читинской области, а также развитие и совершенствование механизма гарантийно – залогового обеспечения; 3. Для организации предоставления услуг по страхованию и сохранности имущества физических и юридических лиц, заложенного в обеспечение исполнения своих обязательств перед Фондом, заключены Соглашения о сотрудничестве с филиалом страховой компании «РОСНО» и управлением Рос. Госстраха по Читинской области /12/. 4. Для реализации мероприятий по информационной поддержке малого предпринимательства разработана программа «Информационно – издательская деятельность ФПМП Читинской области». Основная задача данной программы – формирование благоприятного имиджа малого предпринимательства среди самых широких слоев населения области /12/. 2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирование проектов производится на конкурсной основе, при этом предпочтение отдается проектам, осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принципов кредитования – возвратности, срочности, целевого использования, платности и обеспеченности. Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22, максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин: 1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам; 2. Невысокая капиталоемкость производства; 3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса. Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена также на производство и первичную переработку сельхозпродукции. Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения оборотных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на организацию производства, либо выполнения мероприятий социальной направленности /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса поступило 38 заявок, что свидетельствует о низкой активности предпринимателей в поиске кредитных ресурсов. Таблица 22 Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок |Отрасль |Количество заявок |Сумма запрашиваемых | | | |кредитов | | |Шт. |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к | | | | | |итогу | |Строительство и |2 |5,3 |550 |4,1 | |ремонтно-строительные | | | | | |работы | | | | | |Лесозаготовка и |1 |2,6 |1500 |11,1 | |лесопереработка | | | | | |Пищевая промышленность |13 |34,2 |6760 |49,8 | |Фармацевтика |1 |2,6 |500 |3,7 | |Легкая промышленность |2 |5,3 |500 |3,7 | |Крестьянско-фермерские |4 |10,5 |1154 |8,5 | |хозяйства | | | | | |Автоуслуги |2 |5,3 |1000 |7,4 | |Бытовые услуги |3 |7,9 |600 |4,4 | |Юридические услуги |1 |2,6 |200 |1,5 | |Обучение |2 |5,3 |100 |0,7 | |Общественное питание |2 |5,3 |100 |0,7 | |Торговля |5 |13,2 |600 |4,4 | |Всего заявок |38 |100 |13564 |100 | Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской области. Таблица 23 Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах |Год |Профинансированные проекты|Профинансировано проектов | | | |на сумму | | |количество |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к итогу | |1997 |1 |2,1 |500 |3,8 | |1998 |12 |25,0 |2800 |21,3 | |1999 |10 |20,8 |2609 |19,9 | |2000 |25 |52,1 |7212 |55,0 | |итого |48 |100 |13121 |100 | В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24, размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой промышленности, строительстве и производстве строительных материалов, фармацевтике были сравнительно больше. В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на протяжении нескольких лет занимает значительный удельный вес в структуре кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля финансирования крестьянско-фермерских хозяйств. Уменьшились объемы кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов, выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на организацию крупного строительства или лесоперерабатывающего производства /12/. В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью профинансированных проектов. Таблица 24 Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах. | |Количес|Сумма |Структурное | |Отрасль |тво |кредитов |соотношение, в % | | |проекто| | | | |в | | | | | | |По |По сумме| | | | |количеству| | |Крестьянско-фермерские |7 |1 344 000 |14,6 |10,0 | |хозяйства | | | | | |Пищевая промышленность |9 |5 178 836 |18,8 |38,6 | |Лесозаготовка и |2 |968 416 |4,2 |7,2 | |лесопереработка | | | | | |Фармацевтика |2 |900 000 |4,2 |6,7 | |Производство строительных |8 |1450 000 |16,7 |10,8 | |материалов, СМР | | | | | |Услуги связи |1 |380 000 |2,1 |2,8 | |Швейное производство |3 |699 320 |6,3 |5,2 | |Услуги общепита |2 |100 000 |4,2 |0,8 | |Торговля |8 |1 150 000 |16,7 |8,6 | |Автоуслуги |2 |600 962 |4,2 |4,5 | |Бытовое обслуживание |1 |50 000 |2,1 |0,4 | |Обучение |2 |100 000 |4,2 |0,8 | |Юридические услуги |1 |200 000 |2.1 |1,5 | |итого |48 |13 121 534 |100,0 |100,0 | Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о низкой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства. Средняя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году, находится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки, сложившейся в регионе. Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов предпринимательства. Таблица 25 Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства, получивших кредиты Фонда в 2000 году |Организационно-правовая |Кредитные договора |Структурное соотношение | |форма | | | | |количество |На сумму|По количеству,|По сумме, | | | | |в % |в % | |1 |2 |3 |4 |5 | |Юридические лица, всего |12 |5761 836|48 |79,9 | |В том числе | | | | | | ЗАО |2 |500 000 |8 |6,9 | | ООО |8 |2 227 |32 |30,9 | | | |036 | | | |Производственные |1 |2 884 |4 |40,0 | |кооперативы | |800 | | | | МУП |1 |150 000 |4 |2,1 | |Физические лица * , всего|13 |1 450 |52 |20,1 | | | |000 | | | |В том числе | | | | | |Крестьянско-фермерские |3 |600 000 |12 |8,3 | |хозяйства | | | | | | Продолжение таблицы 25 | |1 |2 |3 |4 |5 | |Индивидуальные |10 |850 000 |40 |11,8 | |предприниматели | | | | | |Всего |25 |7 211 836 |100 |100 | *- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80% общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%. Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа, применяются санкции, призванные повысить ответственность и заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа: 1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов, предусмотренных бизнес-планом. 2) Организация производства/запуск объекта. 3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/. При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в установленный срок, но и такие факторы как: 1) Целевое расходование средств Фонда: 2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по бизнес – плану; 3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/. Для улучшения возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и возможности его быстрой реализации. Автотранспортные средства принимаются в обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда. По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов по расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков, ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается поручительство Администрации района. Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения. В 2000 году произошло значительное сокращение залога недвижимости, причинами которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры оформления залога. Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность мероприятий может быть оценена следующими показателями: 1) создано 90 новых рабочих мест; 2) поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили около 5 млн. рублей; 3) объем произведенной продукции в стоимостном выражении составил более 30 млн. рублей Таблица 26 Структура обеспечения выданных Фондом кредитов |Виды обеспечения |Количество проектов |Структура, % | |Поручительство |22 |31,9 | |Залог, всего: |45 |65,2 | |в том числе | | | | залог товаров в обороте |10 |14,5 | | залог недвижимости |9 |13,0 | | залог оборудования |10 |14,5 | | залог автотранспорта |8 |11,6 | | залог движимого имущества |3 |4,4 | |Страхование |7 |10,2 | |Итого: |69* |100 | *В ряде случаев практикуется одновременное применение нескольких видов обеспечения – поручительство + залог, страхование + залог, поручительство + залог + страхование. . . Таким образом, в результате деятельности фонда поддержки и развития малого предпринимательства в 2000 году было обеспечено увеличение рабочих мест в сфере малого бизнеса на 2% и увеличение объема произведенной продукции на 2,2%. Дальнейшая деятельность Фонда будет направлена на выполнение мероприятий областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001 – 2002 годы», принятой постановлением Читинской областной Думы от 20.12.00 г. 2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г. Целью реализации Программы является развитие существующих и создание новых малых предприятий, последовательное расширение сферы деятельности малого бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития малого предпринимательства в Читинской области, обеспечение занятости граждан, расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение налоговых поступлений. В целом на финансирование реализации мероприятий Программы в 2001-2002 году требуется 49 000,0 тыс. рублей. В структуре источников финансирования наибольший удельный вес занимают средства областного бюджета и областного Фонда (Рис. 3). В бюджете Читинской области на 2001 год заложено 8 млн. рублей для финансирования расходов на поддержку малого предпринимательства, что составляет 0,19% от его расходной части. Нужно отметить, что доля бюджетных средств на 2001 год для поддержки малого бизнеса увеличилась по сравнению с 2000 годом на 0,11%. Рисунок 3. Структура источников финансирования Программы В соответствии с Программой приоритетными направлениями поддержки малого предпринимательства на территории Читинской области являются: 1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции; 2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления; 3) малая строительная индустрия; 4) бытовое обслуживание населения; 5) транспорт; 6) дорожное хозяйство и придорожный сервис; 7) почтовый и информационный сервис; 8) инновационная сфера /3/. Нужно отметить, что перечень приоритетных направлений является Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|