бесплатно рефераты
 

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год

Большинству стран, имеющих сейчас свободный валютный рынок и свободно

конвертируемую валюту, в своих экономических преобразованиях приходилось

использовать политику жестких ограничений на перемещение капиталов и на

проведение текущих валютных операций до того, как появилась возможность

полного снятия всех ограничений на перемещение валютных ресурсов внутри

страны и за ее пределами. В условиях переходной экономики и глубокого

кризиса в России существование некоторых валютных ограничений можно с

достаточным основанием считать вполне оправданным, поскольку это - одно из

средств для достижения конечной цели - цивилизованного валютного рынка, где

конвертируемость российского рубля ни у кого не будет вызывать сомнений.

Как уже указывалось выше, политика валютного регулирования

реализуется, помимо установления валютных ограничений, через механизм

валютного контроля.

Характерной чертой Закона "О валютном регулировании и валютном

контроле", выгодно отличающей его от союзного аналога, стала детальная

разработка процедуры валютного контроля. Законом предусмотрена система

органов валютного контроля , включая Центральный банк и Правительство , и

подотчетных им агентов валютного контроля. Для каждого звена данной системы

установлен свой объем полномочий, дается определение прав и обязанностей

должностных лиц, осуществляющих валютный контроль. Одновременно

оговариваются права и обязанности резидентов и нерезидентов как объектов

валютного контроля.

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* Козырин А.Н. Правовое регулирование порядка перемещения валюты и

валютных ценностей через российскую границу" // Деньги и кредит. 1994. №

8.

III.1. Эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства

является важнейшим элементом валютного регулирования.

Развитие валютного рынка невозможно без действенной системы

контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного

законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на

территории страны при операциях с валютными ценностями.

К основным направлениям валютного контроля относятся:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте

перед государством , а такжет обязательств по продаже иностранной валюты на

внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованных платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным

операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля

и их агентами.

В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном

контроле" органами валютного контроля являются Центральный банк Российской

Федерации и Правительство Российской Федерации.

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки,

подотчетные Центральному банку Российской Федерации, и организации, на

которые органами валютного контроля могут быть возложены такие функции.

В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают

нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и

нерезидентами в Российской Федерации.

Основные полномочия органов и агентов валютного контроля в

соответствии со ст.12 Закона "О валютном регулировании и валютном

контроле" следующие:

- осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации

резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих

операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за

соблюдением ими актов органов валютного контроля;

- проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в

Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета,

отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.*

Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля

управляет валютными операциями, выдается коммерческим банкам лицензии на

осуществление валютных операций на российской территории и за границей,

выдает разрешения уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту,

выдает разрешения на открытие счетов за границей.

Важным звеном валютного контроля является Федеральная служба

Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ФСВК).

Она была создана в соответствии с Указом Президента Российской

Федерации "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти"

от 30 сентября 1992 года № 1148, Постановлением Правительства Российской

Федерации "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии

валютного рынка" от 6 марта 1993 года № 205. Основные цели, задачи,

компетенция, структура и другие вопросы, связанные с развитием ФСВК как

службы центрального органа федеральной исполнительной власти, были

определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня

1993 года № 560.

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* Федоров М.В."Валюта,валютные системы и валютные курсы".-

М.:ПАИМС,1995

Главной задачей ФСВК является проведение единой общегосударственной

политики в области организации и надзора за соблюдением российского

законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и других

внешнеэкономических операций.

Основными функциями ФСВК являются:

- контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами российского

законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих

осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств

перед государством в иностранной валюте;

- участие в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и

лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования

полученных квот и лицензий;

- контроль за правомерностью предоставления или отказа в

предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров

предприятиям и организациям;

- организация с участием других органов и агентов валютного и

экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной

власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным,

экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки

операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

- контроль за эффективностью использования кредитов в иностранной

валюте, предоставляемых России на основе международных договоров;

- анализ и обобщение практики валютного и экспортного контроля, в том

числе в зарубежных странах, и представление в установленном порядке

предложений по развитию и совершенствованию законодательства России в этой

области, а также другие функции.

Для реализации своих функций ФСВК имеет право:

- получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля

необходимую информацию и документы;

- проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг,

отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений и иных

документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и

импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических

операций, с получением и переводом валютных ценностей, с выполнением

обязательств перед государством в иностранной валюте;

- ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных,

экспортно-импортных операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и

других прав в области внешнеэкономической деятельности;

- вносить в установленном порядке предложения по исключению

хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных

сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении)

органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с

проведением указанных операций;

- давать предложения в установленном порядке о приостановлении или об

отмене ведомственных нормативных актов по вопросам осуществления валютных,

экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, а также обладает

другими правами, необходимыми для эффективного выполнения своих функций и

решения задач, поставленных перед этой федеральной службой.

III.2. Одним из важных направлений деятельности органов валютного контроля

на современном этапе является формирование в стране цивилизованного

валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более

эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики

России.

Наметившийся в последние годы "отток" или "невозврат" валютной

выручки от экспорта товаров и услуг российских предприятий наносит

значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том,

что из нее выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр, но и в

том, что оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию

дополнительных рабочих мест для ее рабочих, развитию экономики в целом, в

то время как в нашей стране идет обратный процесс.

Превышение вывоза на ввозом капитала в виде кредитов, прямых и

портфельных инвестиций, которое может трактоваться как бегство капитала в

связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во

внутренней экономике, по оценкам экспертов Центробанка России,

опубликованным в печати, составляло, начиная с 1992 года, более четырех

миллиардов долларов ежегодно.

В связи с этим 12 октября 1993 года была утверждена совместная

инструкция Центрального банка Российской Федерации № 19 и Государственного

таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10283 "О порядке

осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию

валютной выручки от экспорта товаров", вступившая в силу 1 января 1994 года

относительно товаров стратегического экспорта (сырьевых товаров,

определенных в перечне Правительства Российской Федерации) и с 1 марта 1994

года для всех других экспортируемых товаров.

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток

отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на

обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на

борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля

все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки,

оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Для оформления паспорта сделки экспортер предъявляет контракт в

банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка

от экспорта товаров. Экспортер вместе с этим банком оформляет паспорт

сделки, в котором приводится краткое содержание условий контракта. По

каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки,

подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в

котором должна поступить выручка от импортера- нерезидента.

Поскольку после подписания паспорта сделки банк берет на себя функции

агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта

товаров по данному контракту, то он не имеет права подписать паспорт

сделки, если в контракте имеются условия, которые предусматривают

зачисление валютной выручки на счет, не принадлежащий экспортеру.

Банк имеет право отказать в подписании паспорта сделки, если имеется:

- несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям,

внесенным в паспорт сделки;

- несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций

требованиям действующего российского законодательства;

-отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки

на счет экспортера в уполномоченном банке;

- отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для

составления паспорта сделки в установленном порядке.

После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает

экспортеру первый экземпляр паспорта сделки вместе с контрактом, второй

экземпляр хранится в банке.

Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному

оформлению только при предъявлении им в дополнение к другим документа,

предусмотренным российским законодательством, ксерокопии паспорта сделки,

заверенной ответственным лицом банка и с банковской печатью, а также копии

с грузовой таможенной декларации на оформляемый груз.

Таможенные органы контролируют соответствие данных паспорта сделки и

данных, заявленных в грузовой таможенной декларации, и при отсутствии

расхождений заверяют паспорт сделки. На основании грузовых таможенных

деклараций составляется учетная карточка таможенно-банковского контроля,

содержащая информацию по одной произведенной отгрузке. На основе учетной

карточки в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого

поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от экспорта

товаров.

Экспортер после поступления на его валютный транзитный счет выручки

от экспорта товаров, оформляя поручения о переводе части выручки на свой

текущий валютный счет и обязательной продаже части экспортной выручки на

внутреннем валютном рынке, отдельной строкой указывает номер и дату

паспорта сделки и учетной карточки, по которым поступила экспортная выручка

(если поступил аванс, то указываются реквизиты только паспорта сделки).

Инструкцией № 19 предусматривается ответственность как экспортера за

несвоевременное предоставление необходимой документации или фальсификацию

приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение

данной инструкции.

Действие инструкции № 19 имеет некоторые ограничения, так как она не

распространяется на экспорт работ и услуг, а также на сделки,

предусматривающие вывоз товаров с российской таможенной территории, если

расчеты осуществляются в соответствии с законодательством России в ее

валюте и если не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме, как,

например, при бартерной сделке.

Наряду с "невозвратом" валютной выручки по экспортным контрактам

отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под

импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывал введенный порядок, когда

условием платежа при осуществленнии международных расчетов по импортным

контрактам являлось обязательное представление российскими предприятиями в

уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих

отправку товаров в Россию.

Более радикальными мерами должны стать требования, предъявляемые к

импортерам, которые изложены в письме Центрального банка Российской

Федерации "О введении в действие порядка осуществления валютного контроля

за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"

от 15 ноября 1995 года № 208 и в совместной инструкции Центрального банка

России № 30 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации №

01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью

платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995

года. Инструкция введена в действие с 1 января 1996 года.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за

импортируемые товары, так же как и валютный контроль за поступлением

валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного

контроля коммерческие банки и усиливает роль Центрального банка России.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной

сделки, который оформляется импортером в банке импортера и содержит

основные условия внешнеторгового контракта. По каждому заключенному

импортером контракту оформляется один паспорт импортной сделки,

подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт валютный текущий счет

импортера. Паспорт импортной сделки оформляется в двух экземплярах.

С представлением в банк импортера паспорта импортной сделки импортер

принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного

контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте импортной

сделки, условиям контракта, а также за поступление в Россию товаров в

полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем

оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления. При

невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные

контрактом сроки на указанный в паспорте импортной сделки текущий валютный

счет импортера суммы предоплаты, которая ранее переведена иностранной

стороне.

Сделки на срок, превышающий 180 дней между днем оплаты импортируемого

товара и датой его таможенного оформления, могут осуществляться только при

наличии лицензии Банка России на осуществление валютных операций, связанных

с движением капитала.

Банк импортера имеет основание для отказа в подписании паспорта

импортной сделки в следующих случаях:

- если он оформлен с нарушениями установленных требований;

- если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату

импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному

контракту;

- если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату

импортируемых товаров в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии)

Банка России на указанные операции;

- если в контракте отсутствуют конкретные сроки поступления товаров

на таможенную территорию Российской Федерации или отгрузки товаров в

Российскую Федерацию;

- если в контракте отсутствуют конкретные сроки возврата денежных

средств в иностранной валюте, переведенных в оплату импортируемых товаров,

на счет импортера в банке импортера при непоставке товаров в случае, если

контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию

Российской Федерации;

- если в контракте и/или дополнениях к нему отсутствуют какие-либо

сведения, необходимые для составления паспорта импортной сделки в

установленном порядке;

- если контракт, представленный в банк импортера, составлен на

иностранном языке, которым не владеют ответственные лица банка импортера, и

при этом отсутствует заверенный перевод контракта на русский язык.

В случае, если условиями контракта предусмотрена предоплата в

размере, превышающем предельную сумму, разрешенную Банком России без

гарантии валютного контроля, банк импортера должен, принимая решение по

вопросу подписания паспорта импортной сделки, решить вопрос о выдаче

гарантии валютного контроля.

Банк импортера, выдавший гарантию валютного контроля, несет перед

государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером

финансовую ответственность в пределах обязательств, вытекающих из текста

гарантии валютного контроля. Указанная гарантия направляется банком

импортера в территориальное учреждение Банка России не позднее третьего

рабочего дня со дня перевода суммы предоплаты за импортируемые товары.

Важным звеном валютного контроля при осуществлении импортного

контракта является таможенное оформление товаров. Импортер заблаговременно

до предоставления импортируемых товаров к таможенному оформлению получает в

банке ксерокопии с оригинала паспорта импортной сделки, подписанные

ответственным лицом банка и скрепленные его печатью. Одновременно с подачей

грузовой таможенной декларации импортер представляет в таможенный орган

ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную банком, которая затем

хранится в делах таможни и служит основанием для оформления таможенных

документов.

После завершения таможенного оформления товаров, ввозимых на

российскую территорию, ксерокопия грузовой таможенной декларации,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.