бесплатно рефераты
 

Транснациональные корпорации

договору 1988 г., разрешающая президенту США ограничивать приток прямых

инвестиций (ПИИ), если они создают угрозу национальной безопасности.

Ужесточение контроля над притоком ПИИ в США не вызвало аналогичной

реакции у правительств других промышленно развитых стран. Напротив,

большинство правительств осуществляют либерализацию рынков капиталов, что

вызвано отчасти нехваткой ПИИ в развивающихся странах, отчасти растущей

взаимозависимостью и необходимостью развития сотрудничества на

многосторонней основе.

В настоящее время происходит модификация самой концепции суверенитета

в области экономики. Сужая понятие суверенитета, правительства признают

необходимость сотрудничества между Центральными банками для регулирования

рынков иностранных валют, целесообразность создания глобальных стандартов в

различных областях телесвязи и начавшегося процесса сближения стандартов в

области национальной безопасности, здравоохранения и охраны окружающей

среды.

В то же время сохраняются области, где возможны трения между ТНК и

государствами, причем последние, учитывая сложность этих проблем, не

стремятся к их разрешению. Новая волна международных слияний и поглощений

среди крупнейших ТНК еще более осложняет процесс определения прав и

обязанностей глобального бизнеса. К проблемам, вызывающим наиболее острые

конфликты, относятся: налогообложение (возможность перевода прибылей из

одной страны в другую или поставка крупного оборудования); стремление

правительства каждой страны размещения зарубежных филиалов ТНК заставить

их больше экспортировать и меньше импортировать; способы получения

информации, необходимой для правительств, потребителей, профсоюзов и разных

категорий населения относительно стратегии ТНК, действующих на территории

данного государства; урегулирование конфликтов в соответствии с

национальными законодательствами в таких сферах, как антитрестовская

деятельность и экспортный контроль; стремление минимизировать деструктивное

влияние конкуренции между разными странами по поводу привлечения прямых

иностранных инвестиций и др.

Одновременно государства повышают требования к экономической

деятельности предприятий, расположенных на их территории. Если

правительства пытаются решать эти проблемы на базе одностороннего подхода,

они действуют вопреки своим интересам и интересам ТНК. Единственным выходом

из положения является разработка многостороннего подхода к решению проблем,

который мог бы свести неизбежные трения к приемлемому уровню.

Силы, способствующие глобализации ТНК, развивают национальные границы

и создают три крупных региональных экономических блока, известных под

название триады. На долю ЕС, США и Японии приходится свыше 80% из числа 500

крупнейших ТНК. В современных условиях одновременно с экономической

интеграцией происходит процесс политической фрагментации, в результате чего

зоны действия ТНК определяются скорее культурными, чем национальными

границами. Культурные факторы лежат в основе различий в стратегиях ТНК,

принадлежащих к разным регионам триады: японские ТНК наиболее эффективно

используют экономию от крупномасштабного производства, поскольку в этой

стране бизнес и правительство поддерживают друг друга; американское

правительство более подвержено действию лоббистов, поэтому деятельность их

ТНК менее эффективна; европейские ТНК отражают противоречивую сущность

самого ЕС, обладающего одновременно экономической мощью и политической

слабостью.

Основная тенденция в развитии ТНК в ближайшее десятилетие заключается

в их глобализации, т.е. в организации производства и распределении

однородных продуктов и/или услуг в мировом масштабе. Производители и

распространители продуктов получат большую экономию от крупных масштабов

производства. Однако процесс глобализации в предстоящий период будет

существенно отличаться от глобализации прошедших десяти лет. Период

“простой” глобализации закончился, теперь ТНК должны уделять больше

внимания изучению национальных различий: исследования культуры приобретают

такое же значение, что и НИОКР. Глобализация производства и распределения

наряду со стандартизацией требует более индивидуального подхода, способного

удовлетворить различные требования. Имея дело с “мировым” потребителем, ТНК

должны разработать такую стратегию управления, которая учитывала бы

национальные интересы и в то же время была эффективной в глобальном

масштабе. Иными словами, ТНК должны соблюдать равновесие между

глобализацией и суверенитетом: ТНК должны мыслить глобально,

сконцентрировав внимание на вопросах экономической эффективности, а

действовать локально, учитывая неэкономические факторы.

Сопоставим тенденцию децентрализации экономической власти в Северной

Америке и Европе с противоположной тенденцией к централизации в Японии.

Усиление экономической самостоятельности провинций в Канаде ставит

серьезные проблемы перед ТНК, вызывая рост предпринимательских расходов,

поскольку нужно получать информацию о деятельности 11 правительств вместо

одного и учитывать 11 видов бюрократической практики, норм и законов.

Суверенитет переносится на уровень провинций, дальнейшее его дробление

близко приводит к анархии, что создает неблагоприятные условия для бизнеса.

В США также происходит процесс децентрализации экономической власти: под

воздействием лоббистского движения правительство постоянно идет на уступки

различным группам интересов. Создается впечатление, что за последние десять

лет США повторяют многие ошибки, сделанные Канадой за последние 30 лети (в

частности ограничение прямых иностранных инвестиций). Но если экономический

национализм в Канаде в настоящее время отступает, то в США он находится на

подъеме.

В результате падения тоталитарных режимов в восточноевропейских

странах в Европе создались благоприятные условия для роста иностранных

инвестиций. При осуществлении этих инвестиций в ближайшие 5-10 лет принцип

экономической эффективности (глобализации) будет доминировать над принципом

обеспечения суверенитета. В то же время принцип суверенитета будет играть

все большую роль в стратегии ТНК.

В отличие от Северной Америки и Европы в Японии нет проблемы

децентрализации экономической власти, и успехи японских ТНК объясняются,

главным образом, высокой степенью централизации японской экономики, что

дает возможность использовать рычаги промышленной и торговой политики в

интересах ТНК. Более того, ТНК принимают участие в разработке промышленной

политики, что делает ее более эффективной. Таким образом стратегия японских

ТНК ориентирована в большей степени на глобализацию, чем на суверенитет. Но

именно эта ориентация и представляет опасность для будущего развития ТНК,

так как стратегия последних может недоучитывать важность элемента

суверенитета, т.е. национальных особенностей, роль которых в регионах

триады неуклонно возрастает.

В целом деятельность ТНК на современном этапе дает основание

полагать, что они будут оказывать положительное влияние на рационализацию и

повышение эффективности мировой экономики.

Транснациональные корпорации и развивающиеся страны.

Роль отдельных развивающихся стран (РС)в процессе глобализации

деятельности ТНК неодинакова, что объясняется следующими факторами: 1)

производство большинства зарубежных филиалов ТНК ориентировано на местный

рынок РС; 2) ТНК размещают свои филиалы в ограниченной группе РС; 3)

зарубежные филиалы ТНК в РС чаще всего создаются в отдельных отраслях -

производстве одежды, обуви, игрушек, электроники; 4) ТНК участвуют в

международном разделении труда не только через производственную

деятельность, но и как покупатели продукции местных фирм и организаторы

системы субпорядка.

РС, в которых ТНК осуществляют производство продукции на экспорт,

обычно имеют достаточно высокие темпы экономического роста. Для них

характерны низкий уровень заработной платы и высокая продолжительность

рабочего дня, что дает возможность эффективно использовать основной

капитал. Прямые зарубежные инвестиции лежат в основе нового международного

разделения труда, при котором развитие технологии и новые формы организации

дают возможность разделить сложный производственный процесс на элементарные

составные части, которые могут выполняться неквалифицированными работниками

после соответствующей подготовки. При новом международном разделении труда

зарубежные филиалы ТНК, расположенные в развивающихся странах, вертикально

интегрируются в ТНК. Многие РС ориентируются свою политику развития на

создание с помощью ТНК экспортного производства.

К концу 60-х годов возникает новый тип организации производства, так

называемый “постфордизм”, в основе которого лежит новая конкуренция,

базирующаяся не на ценах, а на инновациях. Каждая страна и каждая фирма

должны найти свое место в мировом производстве в условиях новой

конкуренции. В этой ситуации РС, включающиеся в процесс глобальной

интеграции, не смогут долго пользоваться преимуществом в виде низкой

заработной платы, так как основным фактором конкурентноспособности

становятся инновации.

В эпоху “фордизма” одним из элементов ценовой конкурентноспособности

была экономия на масштабах производства, имевшая три измерения: количество

производимого продукта, размер предприятия и размер фирмы. Все эти три

измерения существовали одновременно и действовали в одном направлении. В

“постфордистский” период стратегия производства стала более гибкой:

предприятие может производить более широкую номенклатуру продуктов, что

означает сокращение объема производства отдельного продукта. Последние

связано с обеспечением более высокого уровня соответствия требованиям

потребителя на различных рынках, включая РС. Во многих отраслях в

результате применения новой философии производства, более гибкой

производственной практики и автоматизации сокращаются размеры предприятий.

Особенно ярко это выражено в автомобильной промышленности. Однако размеры

фирмы по-прежнему остаются определяющим элементом экономии на масштабах

производства, следовательно, роль ТНК в мировой экономики возрастает. В то

же время развитие технологического сотрудничества между малыми и средними

фирмами является альтернативным способом распределения косвенных

производственных расходов.[20]

Переход к новому “постфордистскому” типу производства непосредственно

связан с отношением РС к иностранным инвестициям. Формирование этого

отношения связано со следующими обстоятельствами: 1) сокращение размера

предприятий открывает возможности для импортозамещающей индустриализации в

РС; 2) производственная специализация дает возможность предприятиям РС

адаптировать свою продукцию к специфическим условиям отдельных рынков, не

снижая качества и не повышая цен; 3) изменения, необходимые для перехода к

“постфордизму”,носят организационный характер, не являются капиталоемкими и

не требуют больших валютных расходов.

Оценивая возможные последствия перехода к “постфордизму” для РС,

автор отмечает, что небольшие РС (Кипр, Ямайка) развивают стратегию

сотрудничества между малыми фирмами, являющуюся альтернативной господству

ТНК. Однако эта стратегия не имеет шансов превратиться в международную

кооперацию в рамках “третьего мира”.

ТНК сократят масштабы использования возможностей РС по сравнению с

двумя прошедшими десятилетиями, поскольку оптимальное размещение ТНК

определяется местоположением конечных рынков. Деятельность ТНК будет

расширяться лишь в РС, расположенных вблизи крупных рынков, например, в,

Мексике, странах Карибского бассейна; кроме того, в РС возрастает

численность иностранных филиалов ТНК, происходящих из других РС.

Анализируя отношения между ТНК и РС, можно отметить, что за последние

десять лет климат для иностранных инвестиций в РС значительно улучшился. В

90-е годы правительства РС отошли от политики чрезмерного вмешательства в

регулирование иностранных инвестиций. Многие РС стремятся достичь тех же

успехов, что и новые индустриальные страны, путем открытия своей экономики

для иностранных инвестиций и технологий. В то же время в РС входит в моду

критика широкого распространения рыночных отношений, которые нуждаются в

некотором регулировании, совершенствуются формы государственного

вмешательства и законы, регулирующие его.

В настоящее время РС допускают большую свободу деятельности ТНК при

одновременном осуществлении эффективного контроля, вызванного не

идеологическими или националистическими соображениями (как было раньше), а

стремлением преодолеть рыночное несовершенство экономическим путем. К

рыночным несовершенствам, требующим государственного вмешательства в РС

относятся: неэффективное функционирование рынков капитала; низкий уровень

начального образования; несовершенство рынков технологий; дискриминация в

отношении мелких фирм; неоптимальный размер инвестиций из-за высокого риска

и отсутствия информации.

Само существование ТНК является реакцией на несовершенство рынка,

поскольку фирмам выгодно осуществлять “интернализацию” несовершенных

рынков. Однако влияние такой “интернализации” рынков на экономику РС трудно

оценить: одни рынки могут развиваться эффективно, развитие других может

задерживаться.

ТНК являются мощным и эффективным механизмом передачи факторов

производства. Распространенная в прошлом в РС критика ТНК, касающаяся

усиления зависимости РС от промышленно развитых стран, эксплуатации первых

вторыми, передачи неадекватной технологии, чрезмерной дифференциации

продуктов оказалась необоснованной или преувеличенной. Однако озабоченность

РС деятельностью ТНК остается, поскольку последние могут исказить или

помешать развитию рынков в РС.[21]

Наиболее важным вкладом ТНК в экономику РС является передача

технологии. Главная проблема здесь заключается в том, как передаваемая

технология влияет на технологическую базу РС. Технологическое развитие

необходимо для эффективного функционирования экономики как РС, так и

промышленно развитых стран. Однако РС часто оказываются неспособными к

осуществлению инноваций и к эффективному использованию современных

технологий. Они вынуждены готовить специалистов по новым специальностям,

создавать организационные и институциональные структуры для освоения

импортных технологий, что невозможно без государственного вмешательства.

Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии достигли больших

экономических успехов, поскольку проводили политику стимулирования освоения

современных технологий путем предоставления защиты отдельным новым

отраслям, массовых инвестиций в образование (особенно техническое),

содействие развитию экспортного производства (субсидии, защита,

институциональная поддержка).

ТНК играют двойственную роль в технологическом развитии РС. Последние

могут получить значительную выгоду от деятельности ТНК в результате

передачи технологии, ноу-хау и обучения местного персонала работе с

предоставляемым оборудованием, а также адаптации его к местным условиям.

Однако выгоды, получаемые от ТНК в развитии местной базы НИОКР, менее

очевидны. НИОКР, осуществляемые в зарубежных филиалах, расположенных в РС,

обычно ограничиваются адаптацией новых технологий к местным условиям. ТНК

предпочитают проводить НИОКР в стране происхождения, либо в филиалах,

расположенных в промышленно развитых странах. В начале 90-х годов

американские ТНК осуществляли 91% НИОКР в США, 8% - в своих филиалах в

промышленно развитых странах и только 1% - в развивающихся странах. Вместе

с тем национальный научный потенциал некоторых РС используется довольно

активно, поскольку заработная плата научных сотрудников в этих странах

намного ниже, чем в промышленно развитых странах. Развитие НИОКР может

осуществляться не только в филиалах ТНК, но и в конкурирующих местных

фирмах. Если обладающие достаточной технологической базой РС могут выиграть

от присутствия ТНК, другие РС могут проиграть. На определенном этапе

развития следует всячески содействовать становлению местной технологической

базы, ограничив влияние ТНК. В Южной Корее и Тайване успешная стратегия

технологического развития базировалась на создании местной службы НИОКР при

ограничении доступа в эти страны ТНК. В Бразилии ТНК широко представлены в

одних отраслях промышленности и отсутствуют в других. Технологическое

развитие в этой стране происходило наиболее активно в тех отраслях, где ТНК

отсутствовали, там происходила подготовка специалистов и оказывалась

институциональная поддержка развитию НИОКР. Экономика Сингапура существенно

зависит от деятельности ТНК, но государство активно вмешивается в их

деятельность, регулирует подготовку местных кадров и совершенствует

промышленную структуру. Однако, несмотря на динамичную и эффективную

промышленную структуру, в Сингапуре слабо развита система ТНК.

Ограничение деятельности ТНК в РС на определенном этапе может

оказаться эффективным с точки зрения технологического развития лишь при

осуществлении ряда мер, укрепляющих рыночный характер экономики: содействие

экспортной ориентации производства, подготовка кадров по новым

специальностям, создание институциональной базы, стимулирование

деятельности крупных фирм и т.д.

Следует отметить, что, хотя отношение РС к ТНК в последнее время

стало более терпимым, не все проблемы разрешены и часто разрешение одних

проблем приводит к возникновению других.

Отрицательные стороны деятельности ТНК.

ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.

Корпорации прямо заинтересованы в стабилизации прибылей и оборота -

базы своей кредитно-финансовой устойчивости. Они также стремятся обеспечить

циклическую устойчивость капиталовложений - важнейшего средства,

гарантирующего будущие позиции фирмы. Напротив численность занятых (если

отвлечься от необходимости сохранения наиболее квалифицированных

специалистов) компании обычно стремятся поддерживать на одном уровне. Более

того, поддержание численности персонала на наиболее низком из возможных с

точки зрения решения производственных задач уровне является одним из

важнейших слагаемых эффективности деятельности фирмы.

Следует ожидать поэтому, что ТНК не используют свое привилегированное

положение для обеспечения повышенной устойчивости числа рабочих мест на

своих предприятиях.

Динамика численности занятых и оборота предприятий крупнейших монополий

внутри страны и отраслей промышленности ФРГ, прирост/сокращение в % к

предшествующему году.

| | Число | | | Оборот| |

| |занятых | | | | |

|ГОД | На |ТНК** | В |ТНК |отраслей|

| |предприятиях | |отраслях | | |

| |фактически |расчет*** | в | | |

| | | |целом | | |

|1971 |-2,1 |-2,5 |-0,1 |5,2 |4,8 |

|1972 |-0,8 |-0,5 |-2,0 |5,5 |6,3 |

|1973 |4,6 | |2,1 |13,,8 |14,1 |

|1974 |-0,2 |-1,5 |0,5 |18,3 |16,7 |

|1975 |-6,5 |-10,0 |-4,7 |0,8 |-3,0 |

|1976 |-0,4 |1,9 |-2,0 |10,9 |13,5 |

|1977 |1,8 | |1,1 |8,6 |5,5 |

|1978 |1,5 |0,5 |0,4 |5,6 |4,6 |

|1979 |1,6 | |1,6 |8,8 |10,4 |

|1980 |-0,7 |-2,0 |0,3 |4,7 |3,3 |

|1981 |-0,9 |-4,1 |-2,5 |10,2 |6,6 |

|1982 |-3,4 |-6,1 |-2,0 |6,0 |3,0 |

|1983 |-3,1 |1,8 |-2,7 |0,4 |5,5 |

|1984 |2,0 | |0,3 |12,0 |6,9 |

|1985 |6,8 | |3,0 |13,4 |9,9 |

|1986 |9,1 | |2,4 |2,4 |0,2 |

** все показатели по монополиям представлены таким образом, чтобы

они отражали производственную деятельность внутри страны и были сопоставимы

между собой. То есть число занятых охватывает материнские и дочерние

общества в ФРГ, и оборот отражает реализацию продукции, произведенной этими

занятыми (оборот внутри страны плюс экспорт)

** Пересчет фактических данных сделан с целью учесть разную

динамику оборота на предприятиях ТНК и отраслей по формуле:

Фактическое падение занятости (

изменение оборота отраслей

Расчетное падение занятости = ---------------------------------------

----------------------------------------------------

Изменение оборота ТНК

Как видно из данных таблицы, падение занятости на предприятиях

международных монополий внутри страны отличалось в периоды кризисов

повышенным размахом. Если по большинству финансовых показателей циклические

потрясения в меньшей степени затрагивали ТНК, то увольнения рабочих

проводятся этими компаниями интенсивней, чем это в среднем наблюдается по

соответствующим отраслям.

Жесткая политика ТНК в отношении занятости не могла не привести

их в состояние острой конфронтации с профсоюзами. Отношение профсоюзов к

ТНК не просто отрицательное. В отношении международных корпораций

большинство профсоюзов капиталистических стран занимают значительно более

радикальные позиции, чем по другим вопросам.

Взаимоотношения профсоюзов с ТНК, в основном, сводятся к двум

положениям:

1. Противодействие профсоюзов к повышенной способности международных

концернов избавляться от убыточного производства. Профсоюзы не имеют

арсенала средств борьбы с этим явлением.

2. Создание противовеса склонности ТНК реагировать на ухудшение

обстановки интенсивными увольнениями.[22]

-----------------------

[1] Миронов, Александр Алексеевич “Концепции развития транснациональных

корпораций” - М.: Мысль, 1981

[2] Джон Даннинг “ТНК укрепляют свои позиции” М., Наука, 1990

[3] Муччиелли Ж.-Л. “Факторы размещения ТНК”, журнал, “Российская академия

наук”, 1994/2

[4] Полунина, Галина Владимировна “Многоотраслевые концерны” М.: Мысль,

1980

[5] Аджубей, Юрий Васильевич “Транснациональные корпорации: последствия

экспансии” М.: Знание 1985

[6] Юданов, Андрей Юрьевич “Секреты финансовой устойчивости международных

монополий”, М., Финансы и статистика, 1991

[7] Юданов, Андрей Юрьевич “Секреты финансовой устойчивости международных

монополий”, М., Финансы и статистика, 1991

[8] Зубарев, Иван Викторович, Ключников, Игорь Константинович “Механизм

экономического роста транснациональных корпораций” М.: Высшая школа., 1990

[9] Юданов, Андрей Юрьевич “Секреты финансовой устойчивости международных

монополий”. - М.: Финансы и статистика, 1991

[10] Штен Ю. “Иностранные прямые инвестиции в промышленно развитых

странах”, журнал, “Российская академия наук, Экономика” М. 1994/2

[11] “Проблемы зарубежного инвестирования”, журнал, “Российская академия

наук, Экономика” М., 1994/2

[12] “ТНК.” Новый взгляд, 1995 - 30 сентября - 6 октября (№ 40)

[13] Шафраник Ю. “ТНК: путь в мировую экономику” Россия, 1992 26-30 июня(№

26)

[14] Шафраник Ю. “ТНК: путь в мировую экономику” Россия, 1992 26-30 июня(№

26)

[15] Шафраник Ю. “ТНК: путь в мировую экономику” Россия, 1992 26-30 июня(№

26)

[16] отв. ред. Астанович, “Иностранные инвестиции в России: Проблемы и

перспективы”, Информат, 1993

[17] отв. ред. Астанович, “Иностранные инвестиции в России: Проблемы и

перспективы”, Информат, 1993

[18] отв. ред. Астанович, “Иностранные инвестиции в России: Проблемы и

перспективы”, Информат, 1993

[19] Серегин Н. “У кого реальная экономическая власть”, Деловой мир, 1993 -

29 сентября

[20] Ковалевский, Андрей Артурович “Транснациональный бизнес и

развивающиеся страны: механизм экономического взаимодействия”, М.: Наука,

1990

[21] Березной, Алексей Васильевич “Транснациональные корпорации на рынках

развивающихся стран”, М.: Наука, 1991

[22] Юданов, Андрей Юрьевич “Секреты финансовой устойчивости международных

монополий”. - М.: Финансы и статистика, 1991

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.