бесплатно рефераты
 

Теневая экономика в России

Теневая экономика в России

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Теневая Экономика в России

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГРУППЫ

г. Иркутск 2000 г.

1. Введение.

2. Виды теневой экономической деятельности.

3. Неформальная экономика.

4. Незаконная экономика

5. Условия формирования теневой экономики.

6. Формирование теневой экономики в финансовой и банковской сфере

7. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности.

8. Челноки

9. Реимпорт и реэкспорт.

10. Рынок ценных бумаг.

11. Пенсионное обеспечение

12. Основные причины ухода предприятий в "теневую экономику"

13. Криминальная деятельность в экономике

14. Криминальная деятельность в приватизации.

15. Страховое дело.

16. Теневая экономика является питательной средой для развития

коррупции.

17. Статистика. данные о теневой экономике по Госкомстату.

18. Заключение

19. Литература и материалы.

1. Введение.

Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым

по масштабам процессом коренного реформирования политической и

экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического

реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные

механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое

явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное

сальдо внешней торговли.

Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд

негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне

больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на

экономику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма

многообразные виды экономической деятельности, оказывающие совершенно

различное воздействие на экономику страны и на ее экономическую

безопасность.

Преступность видоизменяется и ликом, и повадками в зависимости от формы

“бизнеса” и уровня доходности. Джентльмены при бабочках и смокингах вывозят

из страны валюту и стратегическое сырье, господа при галстуках растаскивают

заводы и предприятия, парни с тяжелым взглядом и агрессивными мыслями

разбивают головы друг другу и своим клиентам, бомжи и социально

неустроенная молодежь поворовывают, ловятся, осуждаются и сидят в тюрьме.

2. Виды теневой экономической деятельности.

Главными и наиболее типичными видами теневой экономической деятельности

являются следующие три блока:

1. законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и

ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и

налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных

хозяйствах). Это весьма полезная для общества деятельность и ее

необходимо всячески стимулировать.

2. законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов

скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих

лицензий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает

значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм,

финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных

предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады

строителей). Эта часть теневой экономики представляет угрозу

экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и

налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;

3. нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом

производство и распространение товаров и услуг (например, производство и

распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также

деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не

связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет,

мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую

угрозу безопасности личности, общества и государства.

Госкомстат России учитывает в своих расчетах только два первых вида

теневой экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также

скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую

величину ВВП. Эту часть теневой экономики можно называть неформальной

экономикой.

3. Неформальная экономика.

Параметры неформальной экономики были определены при расчете системы

национальных счетов (СНС) за 1995 год. Параметры неформальной экономики на

тот момент выглядели следующим образом:

Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике

Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства

в крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1995-1997 годы (1997 год

- I полугодие) представлена ниже: Используемая при оперативных (месячных)

расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности

определить параметры неформальной экономики. По косвенным данным можно

предположить, что удельный вес неформального сектора с 1995 года несколько

возрос и достиг 23-25 % ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во

второй половине прошлого года. В последние месяцы сколько-нибудь

существенного роста доли неформального сектора не наблюдается. В развитых

странах эта часть теневой экономики обычно оценивается в 10-15 %, хотя

разные методы дают большой разброс в величине этого параметра.

4. Незаконная экономика

Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с

финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но

являются по своей сути экономическими. Это - криминальные действия, не

связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к

перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не

являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой

группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции

не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических

показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не

включать их в состав теневой экономики. Эту часть теневой экономики следует

называть незаконной экономикой.

По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, теневая экономика

составляет порядка 40-45 % к ВВП.

Применительно к неформальной экономике стоит задача "ее вывода из тени"

путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным

заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью.

Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых,

ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную

деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и

пресечь.

5. Условия формирования теневой экономики.

Условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики.

Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности,

возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках

привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной

экономики.

Большое внимание проблемам теневой экономики уделяется и в зарубежных

странах. При этом применяется множество различных методов количественной

оценки масштабов теневой экономики (выборочные обследования, результаты

проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной

статистике между данными по производству и по потреблению, на основе

разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости,

рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры

теневой экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других

сфер).

В результате применения различных методов были получены и публиковались

следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам,

различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии - от 4

до 9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от 6 до 9 %, по ФРГ - от 3

до 15 %, по Великобритании - от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

6. Формирование теневой экономики в финансовой и банковской сфере

В финансовой и банковской сфере развитию теневой экономики способствует

ряд факторов экономического и нормативно - правового характера. К числу

основных из них можно отнести следующие.

1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в

условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента.

2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной

ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями

условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

в Российской Федерации, включая ответственность:

4. за осуществление расчетов наличными денежными средствами с

другими юридическими лицами сверх установленного в Российской

Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в

двустороннем порядке;

5. за несоблюдение согласованных с кредитной организацией

условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия

наличных денег, а также их использования без согласования с

обслуживающим банком;

6. за препятствование предприятиями проведению проверок

кредитными организациями соблюдения установленных условий

работы с денежной наличностью;

7. за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских

документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.

3. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в

банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные,

ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает

дополнительную возможность нарушения очередности платежей.

4. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности

долговых обязательств.

5. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для

функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и

объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.

6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения

расчетов в условиях электронных платежных систем.

7. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах,

причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.

8. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри

финансово-промышленных групп.

Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в

кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным

предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей

иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее

практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами

(трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих

целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств,

включая компьютерные преступления.

Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России

нарушений валютного законодательства являются следствием

неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими

банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех

выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту

и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна

пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода

капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий)

Банка России.

Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои

законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное

регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию

теневой экономики в финансовой и банковской сфере.

Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом

законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в

Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и

кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу,

направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в

банковскую систему страны. В частности были подготовлены "Методические

рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения

доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные

организации". В указанном документе особое внимание уделено основным

принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных

отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень

подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций,

в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.

В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в

соответствии с банковским законодательством и федеральным законом "О рынке

ценных бумаг" Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372 утвердил Положение

"Об организации внутреннего контроля в банках". Его действие

распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации

- профессиональные участники финансовых рынков.

Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других

законодательных актов, препятствующих развитию теневой экономики в

финансовой и банковской сфере.

7. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности.

В стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого)

обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и

интеллектуальных ресурсов.

Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы.

Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги

направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через

корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто

встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретает товар на

территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене.

Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является

сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих

товарных ресурсов.

Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при

незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты

необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены

импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения.

Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.

Российские участники внешнеэкономической деятельности (как

государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций

нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на

вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на

ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в

сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило,

остается на счетах в зарубежных банках, иностранных партнеров, совместных

или оффшорных компаний.

Так, по данным Российского торгпредства в США при общем объеме

экспорта за 1994-1995 года в 1,4 млрд долларов потери валютной выручки от

необоснованного занижения ценовых, количественных и качественных параметров

внешнеторговых контрактов составляли 230 млн долларов, или 16,4 %. По

оценке ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения

контрактных цен экспортируемых из Российской Федерации одних только

лесоматериалов, нефти и нефтепродуктов, достигает 1,2-1,6 млрд долларов.

Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части

валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением

капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных

характеристик ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из

страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный

оборот за рубежом без всякой компенсации для России.

За последнее время в сфере ТЭК органами валютного контроля проведено

23 проверки соблюдения установленных законодательством сроков поступления

валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт

нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил

283,8 млн долларов. Причем невозврат валютной выручки в установленные сроки

превысил 70 млн долларов. Сумма предъявленных штрафных санкций составила

2,3 млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета

707,4 млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступление

валютных средств в предусмотренные законодательством сроки по данным ГТК

России имеет место по поставкам природного газа, чугуна, проката, лома и

отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам

и сырой нефти, включая газовый конденсат.

8. Челноки

Характерной формой проявления теневой экономики во

внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной

торговли так называемых "челноков".

На долю неорганизованой торговли в общем внешнеторговом обороте

России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля

стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется

примерно две трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы

неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ,

Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.

9. Реимпорт и реэкспорт.

Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые

чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот,

реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.

Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и,

соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так

называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на

поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и

перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в

итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без

уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80

% фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж.

Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии,

где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму

152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.