бесплатно рефераты
 

Шведский социализм в условиях рыночной экономики

Шведский социализм в условиях рыночной экономики

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Ростовский государственный строительный

университет

Кафедра экономики и менеджмента

РЕФЕРАТ

По истории менеджмента

“Шведский социализм в условиях рыночной экономики”

Выполнил:

студент группы М-374

Бейсов Д.В.

Проверил:

Черепанцев Г.Н.

г. Ростов – на – Дону

1999 г.

План

|стр. | |

|Введение |3 |

|Сущность шведской модели |3 |

|Политическая система Швеции |7 |

|Смешанная экономика |10 |

| 4.1 Частный сектор |10 |

| 4.2 Государственный сектор |12 |

| 4.3 Кооперативы |15 |

|5. Вклад шведских экономистов в мировую экономику |17 |

| 5.1 Кнут Виксель |17 |

| 5.2 Эрик Лундберг |19 |

| 5.3 Ассар Линдбек |20 |

|6. Результаты, опыт и будущее шведской модели |21 |

1. Введение

В настоящее время Россия находится на пути глобальных экономических

преобразований. Взят курс на рыночные реформы, но модели экономических

систем стран капиталистического мира разнообразны и многолики, и России

необходимо выбрать определенный путь развития. Российским экономистам,

стоящим у руля экономических реформ, следует обратить внимание на некоторые

особенности шведской модели экономики, которую по праву можно назвать

«социализмом в условиях рыночной экономики».

В данной работе раскрывается сущность шведской модели, приоритеты

экономического и социального развития, политическая система, которая во

многом влияет на экономику, сущность и пропорции смешанной экономики,

которые эффективно совмещает государственную, частную и кооперативную форму

собственности, вклад известнейших шведских экономистов в мировую

экономическую науку, а также перспективы развития Швеции в будущем.

2. Сущность шведской модели.

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как

одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он

появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать

успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной

политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в

обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно

контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают

смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и

государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере

производства и обобществления потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции – специфика отношений

между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий

важной частью шведской действительности была централизованная система

переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы

с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве

главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и

выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой

государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера

перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как

результаты этой политики.

Экономисты могут определить шведскую модель как модель, сочетающую

полную занятость и стабильность цен путем проведения общей рестрективной

экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания

высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена

некоторыми профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной

степени была использована социал-демократическими правительствами.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель – это весь комплекс

социально- экономических и политических реалий в стране с ее высоким

уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом,

понятие «шведская модель» не имеет однозначного толкования.

Среди общих условий создания шведской модели, также существующих и в

других странах Запада, можно выделить политическую демократию, частную

собственность, основные принципы рыночной экономики и независимые от

правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.

К числу специфических факторов, присущих Швеции, надо отнести

неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в обеих

мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти социал-

демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов

перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму,

длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики,

доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в

своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между

руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.)

поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика

социального консенсуса.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и

исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является

предпринимательство. Не следует забывать и о длительной истории

консервативных традиций и демократии, возникшей из частной собственности на

землю крестьян и гарантированной писаными и неписаными законами еще со

средних веков. В Швеции никогда не было феодальных политических порядков

континентальной Европы. Можно отметить и несколько национальных черт

характера: рационализм, тщательное исследование подходов к решению проблем,

поиск консенсуса и способность избегать конфликтов. Шведы –

самодисциплинированные и замкнутые люди, сторонящиеся эмоциональных

крайностей.

Основы шведской модели были сформированы в начале 50-х годов в

шведском профсоюзном движении, а затем стали стержнем экономической

политики социал-демократов. Главный принцип этой политики гласил: нет

причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной

рыночной системы производства ради идеологических постулатов.

Прагматичность этой политики заключается в том, что «незачем резать курицу,

несущую золотые яйца».

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная

система производства эффективна, государство не вмешивается в

производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке руда

должна свети к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл

состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно

большем перераспределении государством части прибылей через налоговую

систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня народа, но

без воздействия на основы производства. При этом упор делается на

инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в

распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через

налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В

реформистской идеологии такая деятельность получила название

«функциональный социализм».

Особенностями шведской модели являются , в частности, высокая степень

ее институционализации, особенно в области регулирования бюджетных

расходов, и гибкость антикризисной государственной политики. Частный

капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов

«непроизводительных» для него затрат. Она стимулирует использование большей

части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет

на себя преобладающую часть затрат на образование , здравоохранение,

развитие инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские

разработки и т. д.

Социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в

частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами

степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и

неквалифицированными работниками. Ее отличительная черта – универсальность.

Государственной системой социального страхования охвачено все население

Швеции, а не только его беднейшая часть, как во многих других странах.

Приоритетное внимание уделяется поддержанию занятости и переподготовке

рабочей силы, широкому профессиональному обучению.

3. Политическая система Швеции.

Королевство Швеция (официальное название страны) – конституционная

монархия с парламентской формой правления. Глава государства – король (с

сентября 1973 г. – Карл XVI Густав), за которым по конституции сохраняются

только представительские функции, то есть он не имеет политической власти,

не принимает участия в политике и официально представляет шведский народ.

Шведская конституция состоит из трех отдельных документов: Формы

правления, принятой в 1974 г., Акта о престолонаследии 1810 г. и Акта о

свободе печати 1949 г. Кроме того, есть особый Акт о риксдаге 1974 г,

относящийся к числу конституционных законов, занимающих промежуточное

положение между конституцией и обычными законами.

По новой конституции политическая власть принадлежит правительству и

партии или партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21

министр. Подготовкой законопроектов, выносимых на рассмотрение риксдага,

занимаются 13 министров, а проведение в жизнь законов и постановлений

возложено на 100 сравнительно независимых в своей деятельности центральных

административных управлений и на 24 правления лэнов. Сами министерства

невелики, и их штат не превышает 100 человек. Совет министров для

утверждения решений собирается раз в неделю. Он несет коллективную

ответственность за все принимаемые решения.

Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту

– риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на

основе пропорциональных представительств. Риксдаг избирает премьер –

министра и утверждает состав правительства, которое обычно формируется

лидером партии, имеющей парламентское большинство. Двухпалатный риксдаг,

существовавший с 1866 г. был заменен однопалатным в 1978 г. Право голоса

на выборах в риксдаг имеют граждане страны, достигшие 18 лет и проживающие

в Швеции и за границей. В риксдаге 349 членов. Из них 310 мест избирается

по избирательным округам, а 39 распределяется в соответствии с

общенациональными итогами выборов для пропорционального представительства

партий из кандидатов в списках партий. Для представительства в риксдаге

партия должна набрать не менее 4% голосов по всей стране или 12% в

отдельном избирательном округе. В однопалатном риксдаге имеется президиум,

состоящий из председателя (тальмана, или спикера) и трех его заместителей,

и не менее 15 комитетов, в том числе конституционный, бюджетно-финансовый,

налоговый (остальные соответствуют областям деятельности министерств или

создаются дополнительно). В этих комитетах партии представлены

пропорционально их влиянию. Представители министерств часто посещают

заседания комитетов.

В настоящее время в риксдаге представлены 6 политических партий –

СДРПШ, Левая партия – ЛП (до мая 1990 г. – Левая партия – коммунисты, а до

1967г. – коммунистическая партия Швеции), Консервативная Умеренная

коалиционная партия – УКП (до1969 г. – Правая партия), Партия центра – ПЦ

(до 1957 г. – Крестьянский союз), Либеральная Народная партия – НП и Партия

окружающей среды – зеленые – ПОСЗ.

Шведская партийная система – одна из наиболее стабильных на Западе.

На первых после введения всеобщего избирательного права выборах в 1921 г.

места в риксдаге заняли представители 5 партий. С тех пор они постоянно

входят в риксдаг вплоть до наших дней.

В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24

лэнов (губерний) и 284 коммун (низовых административно-территориальных

единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган –

ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами,

организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. В

каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления –

совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий

всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения,

коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное

обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).

С 1809 г. в стране существует инспекторский орган так называемого

парламентского омбудсмана. Это юридический уполномоченный риксдага, который

следит за действиями должностных лиц всех уровней, расследуя и пресекая

злоупотребления властью и нарушения закона. Другие омбудсманы, назначаемые

правительством, следят за соблюдением норм торговой практики и прав

потребителей, за осуществлением закона против расовой дискриминации, закона

о равноправии мужчин и женщин, а также за соблюдением этических норм

органами прессы. За немногими исключениями, все документы административных

органов считаются доступными для всех граждан и прессы – любой гражданин

может в любое время потребовать эти документы для ознакомления.

4. Смешанная экономика.

4.1. Частный сектор.

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется

как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на

конкурентных началах с активным использованием государственного

регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под

смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие

основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции:

частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою

«нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных

взаимосвязей.

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный

сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в

отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в

обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из

мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить

на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель,

собственник и директор – распорядитель часто одно и то же лицо. В другую

группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За

последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли

большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним

хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам, в то время как

удельный вес различных институтов и учреждений, таких, как страховые,

инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный

Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился. За послевоенный период

произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров вследствие

прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.

В последние годы к шведским акциям большой интерес проявляют

иностранные инвесторы. Кроме того, некоторые шведские компании находятся на

Западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что

объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия

и дополнительную рекламу за границей.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации

производства и капитала и монополизации в ведущих станах. На крупных

предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40%

занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%. При этом рост

концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20

крупнейших компаний трудится более 40 % рабочей силы в промышленности. На

долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа

занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она

наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как

производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («ВОЛЬВО» и «СААБ

– Скония»), черная металлургия («Свенска столь»), электротехника

(«Электролюкс», АББ и «Эрикссон»), самолетостроение («СААБ - Скания»),

фармацевтика («Астра», «Фармасил»), производство специальных сталей

(«Сандвик», «Авеста»).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран

Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых

группах. В настоящее время в Швеции можно выделить 3 финансовые группы. Во

главе двух из них (по принятой в шведкой экономической литературе

терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки

страны-«Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом

первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В

первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы

(«третьего блока») во главе с крупнейшей кампанией страны – автомобильным

концерном «Вольво».

4.2. Государственный сектор.

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и

перераспределение средств на социальные и экономические цели согласно

концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня

владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы

власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму

собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по

месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но

не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность – разные

понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.