бесплатно рефераты
 

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и

классификация СЭЗ

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и

гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной

зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой

товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной

таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому

не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными

словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.

Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует

деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг

вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование;

визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые

отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);

предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную

специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального

законодательства.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон,

их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент

выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в

экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона"

охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального

режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и

не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть

национального экономического пространства, где введена и применяется

определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его

частях"[1].

Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

• внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин,

упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

• фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов

деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход,

стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные

отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень

налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от

налогообложения;

• финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в

прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных

государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен

на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными

участками и т.п.

• административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима

въезда-выезда иностранных граждан.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а

иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских

СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза)

сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ,

когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной,

наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком

экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных

территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных

приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и

проектов. При этом, как показывает практика, система льгот,

устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана

с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем [2], согласно

мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи,

декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что

происходит в результате фактического развития.)

В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем,

общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Их

возможная классификация приведена ниже в тексте, а типовые размеры, состав

льгот и регионы распространения - в приложении 2.

Классификация СЭЗ

Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно,

поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболее распространенных

в мире СЭЗ можно выделить следующие.

ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наибольшее распространение в

США. Их создание предусмотрено специальным законом США 1934 года, с целью

которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение

торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте

прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная

зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в

крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они

рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ

относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми

режимами. В настоящее время в мире насчитывается более 600 свободных портов

и 4 тыс. ЗСТ.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ЗОНЫ

Специальные таможенные зоны (СТЗ), как одна из простейших форм

экономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные склады

для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров,

предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми или

свободными таможенными территориями. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин

на ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТОГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ

Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где

существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного

производства, экспорта продукции. Производственная и торговая деятельность

СТПЗ являются довольно распространенным видом зон.

СПЕЦИАЛЬНЫЫЕ ЗОНЫ ПОЩРЕНИЯ ЭКСПОРТА ИЛИ

ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

Зоны экспортной переработки (ЗЭП), по материалам ЮНКТАД, характеризуются

как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно

расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование,

компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля.

Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем

экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны.

Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта

продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей

стороны.

ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию

перехода от импортозамещающего типа индустриализации к

экспортоориентированному. Положительный эффект от таких зон в наибольшей

степени достигается в так называемых новых индустриальных странах. В

настоящее время их число во всем мире достигает 350. ЗЭП создаются с

ориентацией на внешний рынок, с целью заработать валютные средства.

ЗОНЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) создаются, как правило, в

качестве эталонных для национальной экономике по уровню организации

эффектного, высоко технологического производства. На предприятиях,

расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления

производством, прогрессивные методы организации и маркетинга,

разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное

распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.

Близким по организации и особенностям функционирования с ЗТЭР являются

ЗОНЫ РАЗВИТИЯ НОВОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗРНТВ). Наибольшее число таких

находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии

- «технополисами», в других странах - бизнес- инновационными центрами и

«инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие

новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется

значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой

текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и

материалов.

Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20%

мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в

США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков

технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано

более 50 зон развития новой и высокой технологии.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КОМПЛЕКСНОГО,

МНОГООТРАСЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Они обладают практически всеми чертами других зон. Например, в СЭЗ

Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк.

ОТКРЫТЫЕ РАЙОНЫ

Они охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим

для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие

широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс

страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны

технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное

производство.

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ

Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как их иногда называют,

стали организовываться в 70-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятным

валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой

секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее

распространение они получили в странах Британского содружества. В мире

насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров

оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют

оффшорные компании, относятся Панама, Норманнские острова, Ирландия,

Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте,

Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не

подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим

паушальным налогом. В Швейцарии установлен более низкий размер налога,

который может при определенных условиях изменяться. Льготный режим в ОЗ

определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом

прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов

для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран,

организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных

инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что,

в целом, способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило в банковском, страховом

деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой

деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.

Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие

сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва

«грязных денег» и разного рода банковских афер.

Многие Российские предприниматели создают оффшорные компании в названных

ОЗ, пряча доход в твердой валюте на оффшорных счетах .Бороться с этим

можно только путем создания льготного режима инвестирования и хранения

валюты в России. В противном случае, в условиях либерализации

внешнеэкономических связей валюта во все более возрастающих объемах будет

утекать за границу.

К числу международных СЭЗ возникновение которых характеризует современный

уровень развития международного разделения труда, интернационализации

производства, отнести специальную экономическую зону Тумаган. СЭЗ «Тумаган»

создана на стыке границ России, Китая, КНДР. Проект рассчитан на 25-30

лет. В СЭЗ построен порт, будут построены многочисленные промышленные

предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия

должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия.

Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться

многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной

дороги через территорию Китая, государств Средней Азии и Европу, которая

заметно сократить путь в Европу.

2. Требования по размещению СЭЗ

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,

предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее

общим из них относятся:

• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к

внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

• развитый производственный потенциал, наличие производственной и

социальной инфраструктуры;

• существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую

очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и

т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как

правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в

России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают

морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью

(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,

научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных

природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах

нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой

промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но

позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы

(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и

др.).

3. Исторический аспект формирования СЭЗ

Стремительное увеличение числа свободных экономических зон - одно из

наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировой

экономике за истекшую четверть века. Все свободные экономические зоны

(беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и технико-

внедренческие зоны и т. п.) объединяет беспошлинный или льготный режим

ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном,

торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей

страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная

связь с мировым рынком. Наибольшее распространение свободные

экономические зоны получили в развивающихся странах. Если к 1981 г. в

указанных государствах было создано 96 таких зон, то к началу 1990 г. -

уже около 300. Еще несколько десятков свободных экономических зон

находится в стадии формирования.

Общая занятость в свободных экономических зонах, созданных в

развивающихся странах, достигает 2 млн. человек; Ожидается, что к

середине 90-х годов этот показатель превысит 3 млн. Выручка от экспорта

из свободных экономических зон в настоящее время составляет 13 - 15

млрд. долл., а к 1995 г., по оценкам экспертов Центра ООН по

транснациональным корпорациям, она может достигнуть 25 млрд долл.

Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно

развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность

самая большая - около 200. Помимо старейшей и крупнейшей свободной

экономической зоны в Нью-Йорке, СЭЗ организованы в Бостоне, Чикаго,

Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах.

Общий объем ежегодно поступающих в американские свободные

экономические зоны товаров увеличился со 100 млн. долл. в 70-е годы до 2 .

млрд. к концу 80-х годов. Стоимость ежегодно отгружаемых товаров,

часть которых подвергалась переработке, оценивалась к началу 1990 г. в 4

млрд. долл.

Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория

крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта или

примыкающего к ним района, выделенная из таможенной территории страны

для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.

Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятся

на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются,

пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на

внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся

беспошлинно за границу.

Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам

отложить реализацию товаров до повышения на них спроса и

соответственно цен, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым

покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем

меньшей пошлины.

Исторически таким зонам предшествовало создание «свободных портов»,

иными словами, территорий беспошлинного складирования товаров на

период поиска покупателей. Первоначально «свободные порты»

создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия

расширению международной торговли. Напомним, статус «свободных портов»

имели Генуя (с 1595 г.), Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в

России - Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми

(с 1878 г.).

По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики

государств «свободные порты» стали упраздняться, а на их территориях

и .в других торговых центрах начали создаваться свободные

экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка

товара.

Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане

П. Халл и С. Хоув, а также американец С. Бутлер, которые пришли к

выводу, что государственное вмешательство при различного рода

кризисных ситуациях не в состоянии предотвратить экономический упадок

крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положения

и традиционные меры экономического и политического воздействия на

хозяйственную деятельность этих территорий.

Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах,

находящихся в тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд

льгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их

деятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые

операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного

законодательства (например, в области банковских и страховых операций).

В пределах таких зон, скажем, банки могли свободно моделировать с

любыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами,

проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать

контроль за валютным обменом, движением капиталов и т; д. В течение

длительного времени свободным экономическим зонам была присуща

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.