бесплатно рефераты
 

США в мировой экономике

Поэтому организационная структура национальной системы налично-денежного

обращения США и в дальнейшем останется в целом прежней. Ее развитие будет

происходить за счет внедрения новых форм и методов обработки денежной

наличности и внедрения в соответствующих подразделениях Федеральной

резервной системы (ФРС) передовых технических решений, позволяющих достичь

эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной

системы.

1.4 Бюджетная политика США

Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет

формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было

органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на

расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств

и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные

разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки полумеханически, без

какой-либо координации или общего волевого начала сводились в единый

документ, становившийся бюджетным проектом. Размеры бюджета были очень

невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые. года. составили 1,1

млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. - 15,5 млрд.

долл. (огромная часть была потрачена на Гражданскую войну), затем ежегодные

размеры расходов федерального уровня колебались между 525 млн. (1901

финансовый год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый год), и только в 1917

финансовый год, в связи с участием США в первой мировой войне, они

превысили 1 млрд. долл., увеличившись до 18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом

году.

По окончании войны расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году

колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия рузвельтовского

"нового курса" привели к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в

1936 финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их

резкого дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году.

С завершением войны расходы резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948

финансовом году.

Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная статистика,

начинается с периода корейской войны: после 1949 финансового года рост

бюджета (в текущих ценах) происходит практически непрерывно. Увеличение

расходов приобретает принципиально иную окраску: эта тенденция не

прекращается и в "мирные" годы.

Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование

госрасходов США, завершившееся только к 1998 финансовому году, когда

размеры федеральных расходов достигают 1,7 трлн. долл

До 50-х годов нашего века значительным дефицитом отмечены период

Гражданской войны в США, 1917—1919 гг. (в совокупности более 23 млрд.

долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946 гг. (около 194

млрд. долл.). После этого дефициты нарастают — с различной скоростью и с

отклонениями в размерах ежегодного прироста, начиная с 1952 по 1992

финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем

примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.

К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов,

особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных

факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов

США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов

на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы.

Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета

многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в

качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")

расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт -

сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на

социальное страхование).

В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и успехи

администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998

финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. Необходимо,

однако, отметить, что к настоящему времени не произошло ни массированного

сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов

социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно

значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.

Иными словами, существенных изменений в общей структуре федерального

бюджета, сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет

никаких оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах.

Поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием

каких факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и

качественные характеристики федеральный бюджет США.

В американской бюджетной практике за последние десятилетия трудно было бы

обнаружить сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного развития

событий. Все отклонения фактических показателей от программ и прогнозов,

как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей или же заранее

оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными сочетаниями

изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во

внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры

по конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми

показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между

предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали

несколько десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные

бюджетно-политические задачи выполнялись.

Как уже упоминалось выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет.

В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов

с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых

котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В

связи с этим мы можем выдвинуть предположение, а не повторится ли

экономический тайфун начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа успехи

федерального бюджета выглядят солидно и прочно. Главное событие в этой

сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного демократами, в

1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и составивший 69,2 млрд.

долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).

До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик их

пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической

проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. Разумеется,

нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими

показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это

улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по

времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов

есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но

давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд. долл.

- и ничего не давшее другому участнику противостояния — России); важную

роль сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла, и "длинной

волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как и

предсказывалось заранее, на середину 90-х годов. Кроме этих причин

правительственные экономисты упоминают также выгодное для США падение

мировых цен на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего роста

внутренних цен в стране, причем динамика цен на энергоносители помогла

ощутимо снизить темпы инфляции. Отмечается важная роль быстрого роста

спроса на персональные компьютеры для общих темпов экономического роста в

США.

К декабрю прошлого года бескризисное развитие американской экономики

продолжалось непрерывно 103 месяца. Но это не самый длительный пока период

непрерывного экономического роста в США после второй мировой войны.

Наиболее продолжительным был период 1961—1969 гг. (106 месяцев) — его

принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на экономику

и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в Юго-Восточной

Азии. Следующий период длительного экономического роста (92 месяца) падает

на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с "рейганомикой" и

частично ассоциировать с монетаристским подходом к экономической политике.

На деле, однако, основную роль в этот период сыграли чисто бюджетные

стимулы (в том числе связанные и с расширением военных расходов), причем

роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была сократиться

до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам федерального бюджета),

в реальности возросла - федеральные расходы увеличились до 23,6% ВВП при

возросшем дефиците бюджета.

Продолжение нынешнего экономического и бюджетного курса должно, по

расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл.

К 2003 финансовому году запроектировано возрастание положительного сальдо

до 83 млрд. долл. В настоящее время для администрации США и Федеральной

резервной системы необходимо найти возможности и экономические рычаги,

чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить

политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный

идеололгизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги

в своевременное действие.

Глава 2. США и окружающий мир.

2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда.

При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в

мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно

изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием

стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых

стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как "мировая кузница",

лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической

продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве

автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной

техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и

общехимической переработки. Перечисленная продукция производится не менее,

а зачастую более качественно в других странах, причем нередко с более

низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность

рассматриваемых американских товаров не только на мировом, но и на

внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что отнюдь не все из утерянных

позиций в мировом производстве американские производители собираются

отвоевывать.

Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х годов

стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за пределы

страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального

общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически

освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных

богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и

с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия

государственной поддержки американские производители (во всяком случае на

территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск

автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое

производство достаточно технически сложной продукции оказалось более

рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.

Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла

пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в

конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской

по качеству. Законодательная отмена в стране специальных протекционистских

мер в отношении большинства номенклатуры серийной промышленной продукции

привела к перенасыщению внутреннего американского рынка импортными

товарами, и, соответственно, сворачиванию производства национальных

аналогов. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить только

те американские производители, которые выпускали либо продукцию нового, еще

не освоенного мировой практикой технического уровня, либо штучные

уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная

технологическая политика страны. И закономерно, что в мировом экспорте

продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал

неуклонно снижаться (табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей

обрабатывающей промышленности, %[2]

| |1981-1985 |1991 г. |1994 г. |1995 г. |

| |гг.* | | | |

|Общее и транспортное |17,1 |15,1 |14,4 |13,5 |

|машиностроение | | | | |

|Химическая промышленность |15,0 |13,3 |13,2 |13,0 |

|в целом | | | | |

|Остальные базовые отрасли |8,5 |7,6 |7,9 |7,2 |

|переработки | | | | |

*B среднем за период.

Из таблицы видно, что это характерно почти для всех отраслей

обрабатывающей промышленности страны. Становится все более очевидным, что

отнюдь не развитие традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и не

экспорт готовых изделий соответствующих отраслей является стратегической

целью страны. США почти без сопротивления, а в некоторых традиционных

сферах производства и поощрительно, уступают другим странам мировое

первенство в ставших уже традиционными, хорошо технологически освоенных

отраслях обрабатывающей промышленности.

Но не только в мировом экспорте удельный вес страны падает, если

говорить о традиционных производствах современной обрабатывающей

промышленности. Даже в структуре внешнеторгового баланса самих США доля

импортируемой продукции традиционных промышленных отраслей заметно

превосходит показатели по экспорту из страны за рубеж сходной продукции.

Превышение объемов импорта над экспортом наблюдается с 1983 г. - до этого

объем ввозимой в США продукции традиционных отраслей обрабатывающей

промышленности всегда уступал объему вывозимой на зарубежные рынки и

произведенной в Америке. В 1996 г. объем импорта в США продукции всей

обрабатывающей промышленности превысил 728 928 млн. долл., тогда как

стоимость экспорта данной продукции из страны на мировые рынки оценивалась

лишь в 550 529 млн. долл.. Это объясняется тем, что, как уже отмечалось,

лидирующие позиции на внутреннем рынке бытовой и профессиональной аудио- и

видеотехники, точных измерительных и специальных приборов, часовых

механизмов, в значительной степени легковой автомобильной и домашней

техники в США занимают товары, ввезенные в страну иностранными

производителями. Если специально говорить об автомобилестроении (на него

приходится до 7% ВВП, произведенного в обрабатывающей промышленности

страны), то торговый баланс США уже давно неблагоприятен - из страны на

мировые рынки экспортируются в основном сравнительно недорогие автомобили,

ибо дорогостоящие марки не находят достаточного платежеспособного спроса в

других странах. В то же время США импортируют все больше дорогих (прежде

всего престижных и спортивных) автомобилей из Германии, Италии, Японии,

Великобритании. Приблизительно такое же положение складывается и в

станочном парке, на рынке персональных компьютеров и т.д. Однако положение

в указанных производствах скорее является особенностью данных отраслей,

нежели закономерностью. Закономерность заключается в преимущественном

количественном и, уже как следствие, в стоимостном превышении импорта над

экспортом.

2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве

Традиционные, сравнительно старые, хорошо технологически освоенные

производства обработки перестают иметь для Америки первостепенное значение

не только в мировом разделении труда, но даже и в формировании структуры

внутреннего рынка, естественно, возникает вопрос, с какими же

производствами одна из наиболее развитых индустриальных стран выходит на

мировой рынок. За исключением лишь нескольких импортеров (прежде всего

России) американское продовольствие, т.е. продукция переработки аграрного

сектора, сейчас с трудом находит рынки оплаченного сбыта, и в основном

поступает за рубеж в виде безвозмездной гуманитарной помощи. Иными словами,

данное производство не может рассматриваться как значительный сегмент

американского экспорта за пределы страны. К тому же и во внешней торговле

продовольствием баланс США не в их пользу, т.е. страна ввозит больше

продуктов питания и сельхозсырья (преимущественно из экваториальных стран),

чем сама вывозит.

Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в целом

этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на протяжении

минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП в национальной

обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл. Прирост в

среднем за год составляет 2,8%. Среднестатистическая зарплата

производственных рабочих в рассматриваемом секторе экономики (с ростом

приблизительно на 3% в год), достигла к 1997 г. 13,2 долл. в час (см.

табл.2).

Таблица 2

Динамика ВВП в обрабатывающей промышленности США, млн. долл. в

текущих ценах[3]

| |1990 г. |1996 г. |

|Всего ВВП Соединенных Штатов |5743837 |7636036 |

|Всего ВВП в обрабатывающей промышленности |1031425 |1332093 |

|В том числе | | |

|- в производстве промышленного |114831 |150198 |

|оборудования | | |

|- в производстве электронного и |94926 |143753 |

|электротехнического оборудования | | |

|- в автомобилестроении |46102 |85054 |

|- в приборостроении |52212 |52280 |

При незначительном росте производства в традиционных отраслях и

сокращении экспорта соответствующей продукции из США на мировой рынок

должны существовать иные подразделения обрабатывающей промышленности

страны, которые развиваются опережающими темпами, для обеспечения в целом

повышательной тенденции в данном секторе национальной экономики и

сохранения американской гегемонии на мировом рынке промышленной продукции,

для сохранения профицита государственного бюджета, обозначившегося с 1998

г. И такие отрасли существуют.

Прежде всего к отраслям промышленности, развитие которых идет

опережающими темпами и которые уже сегодня доминируют в общем экспорте

американской промышленной продукции, относятся передовые наукоемкие и

сверхнаукоемкие производства. Именно степень технологической сложности и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.