бесплатно рефераты
 

Специальные внебюджетные фонды в современной России

Специальные внебюджетные фонды в современной России

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Иркутская государственная экономическая академия

Факультет ускоренной подготовки

Кафедра «Финансы»

Специальность «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

[pic]

Исполнил: студентка Воропанова

Ольга Борисовна

Проверил: Жигас М.Г.

г.Иркутск

1997 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 2 стр.;

2. Источники формирования фондов 4 стр.;

3. Связи между внебюджетными фондами 5 стр.;

4. Внебюджетные фонды Российской Федерации 6 стр.;

5. Специальные внебюджетные фонды:

6. Пенсионный фонд Российской Федерации 7 стр.;

7. Фонд социального страхования Российской Федерации 13 стр.;

8. Государственный фонд занятости населения РФ 16 стр.;

9. Фонд обязательного медицинского страхования РФ 19 стр.;

10. Экономические внебюджетные фонды:

11. Российский фонд технологического развития

и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 24 стр.;

2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства

минерально-сырьевой базы РФ 25 стр.;

3. Фонд инвестирования жилищного строительства 27 стр.;

4. Дорожный фонд РФ 28 стр.;

Список использованной литературы 31 стр..

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды

государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении

или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое

назначение. Порядок их образования и использования регламентируется

финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального

дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования

своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение

дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение

социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов

или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть

с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах,

требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в

особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили,

как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных

мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество

фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства начинается период

унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был

создан государственный бюджет.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение

внебюджетных фондов.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного

планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках

законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды,

обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от

бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих

актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,

указываются источники формирования, определяются порядок и направленность

использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ,

обладают рядом особенностей:

. запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую

направленность;

. денежные средства фондов используются для финансирования государственных

расходов, не включенных в бюджет;

. формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и

физических лиц;

. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате,

имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и

являются обязательными;

. на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в

фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах

налоговой системы РФ»;

. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не

входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на

какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

. расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению

Правительства или специально уполномоченного на то органа ( Правление

фона ).

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования

финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не

включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно

расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с

целевыми назначениями фондов.

2. Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение

из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой -

формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для

определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.

Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный

доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения

национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в

процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги

и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и

региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме

безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов

бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть

использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме

дивидендов или процентов.

3. Связи между внебюджетными фондами

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные

многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой

системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые

связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении:

от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при

формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными

фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так

фонды социального страхования образуются не только за счет страховых

взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии

активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся

кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит

в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными

фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

4. Внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии

с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР» ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания -

необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и

обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное

собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов

Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в

собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,

строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего

фонда;

. отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

. средства бюджета;

. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как

юридическим лицом;

. займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух

десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. Пенсионный фонд

РФ относится к социальным внебюджетным фондам.

5. Социальные внебюджетные фонды

5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря

1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного

Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного

обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными

учреждением.

В основные задачи ПФР входят:

. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование

расходов в соответствии с назначением ПФР;

. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в

причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм

государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья,

профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

. капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных

взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;

. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным

поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и

рациональным расходованием его средств;

. межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,

относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в

установленном законом порядке межгосударственных и международных

договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой

деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;

- страховых взносов иных категорий работающих граждан;

- ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных

пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному

обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в

возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а

также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций

гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по

доставке и пересылке пенсий и пособий;

- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в

связи с назначением досрочных пенсий и пособий;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления

регрессивных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от

капитализации средств ПФР и других поступлений.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов

пенсионного страхования, к которым относятся:

. работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и

совхозы;

. крестьянские хозяйства;

. родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся

традиционными отраслями хозяйствования;

. физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве

предпринимателей без образования юридического лица;

. физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;

. частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от

своего имени, а не от имени работодателей;

. нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у

уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и

другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в

30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам

при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются

плательщиками внебюджетного фонда.

В 1996 г. тариф страховых взносов составлял:

= 28 % для работодателей - предприятий, учреждений, организаций от

начисленной оплаты труда ( вознаграждения за выполненную работу, в том

числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения);

= 20,6 % для работодателей - колхозов, совхозов и предприятий, занятых в

производстве сельскохозяйственной продукции - от начисленной оплаты по

всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и

поручения. К этой категории плательщиков отнесены с 1 января 1993 г.

садоводческие и садово-огороднические товарищества;

= 5 % для крестьянских ( фермерских ) хозяйств, предпринимателей без

образования юридического лица; частных детективов и охранников,

занимающихся этой деятельностью в частном порядке, а не от имени

работодателей; нотариусов, занимающихся частной практикой;

= 1% для граждан от их заработка;

= 28 % для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве

от начисленной оплаты труда по всем основаниям.

Некоторые работодатели, а именно общественные организации инвалидов и

пенсионеров, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия,

объединения и учреждения, освобождены от уплаты в ПФР страховых взносов за

своих работников. При этом не имеет значение тот факт, что деятельность

этих предприятий, объединений и учреждений должна быть направлена на

осуществление уставных целей собственников.

Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного

характера. Так, законодательством в выплатам единовременного характера

отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за

неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное

время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные

пособия в виде материальной помощи, командировочные выплаты, дотации на

обеды и др.

Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты:

оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения,

стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, компенсации женщинам,

находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выходные пособия по увольнению,

материальная помощь, студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями,

беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством,

пенсии, пособия по социальной защите, стоимость путевок на санаторно-

курортное лечение, оплата проезда к месту отдыха и обратно.

Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. отменены начисления

страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц,

привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ

проектов строительства, создания, строительства и содержания центров

профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной

службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и

безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными

организациями и правительствами иностранных государств, иностранными

юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и

межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по

поручению Правительства РФ уполномоченными им органам государственного

управления.

Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит

обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в

срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.

Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со

своих расчетных или текущих счетов на счет ПФР по месту регистрации в

качестве плательщиков взносов.

Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в

учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее

15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных

работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа

месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы.

Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также

выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции,

выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го

числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают

страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой

категории граждан. Крестьянские ( фермерские ) хозяйства уплачивают

страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год,

не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между

совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и

документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого

дохода.

При нарушении установленных сроков уплаты взносов ( независимо от

причин нарушения ) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается

отделением ПФР с начислением пеней.

Пеня начисляется с сумм недоимки за каждый день просрочки в следующих

размерах по взносам:

1 % - с работодателей, включая обязательные взносы с работников;

0,5 % - с граждан, применяющих труд наемных работников в личном

хозяйстве, и иных плательщиков.

Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций

взыскиваются отделениями ПФР с работодателей в бесспорном порядке,

определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов

и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке.

За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФР по

вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 1 % сумм взносов

взыскивается отделениями ПФР с банков.

Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных

финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счете ПФР

средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке,

а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на

основании инкассового поручения ( распоряжения ), составляемого отделением

ПФР.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а

также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный

порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в

течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.