бесплатно рефераты
 

Специализация и кооперирование и их влияние на эффективность производства

показатели экономической эффективности.

2.5. Экономический эффект и вопросы ценообразования

Каким образом производитель и потребитель делят между собой экономический

эффект от использования потребляемого товара? Производитель «продает»

потребителю эффект, контуры которого формируются в его проектных бюро и

производственных цехах. При этом и производитель, и потребитель претендуют

получить выгоду от заключаемой сделки. Инструментом поиска подобного

компромисса является цена.

Цена - это то количество благ (в частности, денег), за которое продавец

согласен продать, а покупатель готов купить данный товар (изделие или

услугу). В том случае, если данный товар приобретается потребителем для

дальнейшего получения дохода, его выгода обретает форму конкретных денежных

поступлений. Таким образом, экономические отношения между производителем и

потребителем могут быть выражены адекватным стоимостным аппаратом, где

связующим звеном является цена продаваемого товара (изделия).

Прибыль, которую получает потребитель (Ппот) за весь период

использования изделия, можно выразить формулой

Ппод =Д-3, (2.14)

где Д - доход, полученный за весь период использования изделия; 3 -

затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией изделия.

Согласно приведенной выше формуле (2.6) доход можно выразить следующим

образом:

Д =Qгод * p * T (2.15)

где Qгод - годовое количество продукции, которое может быть произведено

и реализовано потребителем при помощи приобретенного изделия (единиц/год);

р - цена, по которой может быть реализована потребителем помянутая

продукция, грн./единицу; Т - период, в течение которого может

использоваться потребителем данное изделие, лет.

Согласно формулам 2.8 и 2.11 затраты на приобретение и эксплуатацию

изделия в простейшем случае можно выразить формулой

З = К + Иэ * Т (2.16)

где К - капитальные вложения (в данном случае К = Ц, т.е. цене

приобретенного изделия), грн.; Из - годовые эксплуатационные (текущие)

издержки, грн. /год; Т - упомянутый уже период эксплуатации изделия,

лет:

Подставив рассмотренные данные в исходную формулу 2.14, имеем

Ппот = Qгод * р * Т – Ц – Из * Т

(2.17)

Решив данную формулу относительно Ц, имеем:

Ц = Qгод * р * Т – Из * Т – Ппот

(2.18)

Первые составляющие правой части данного равенства представляют собой

эффект в сфере потребления продукции (Эпот):

Ц = Эпот – Ппот

(2.19)

Для производителя цена проданной продукции распадается на две составляющие:

Ц = Сс + Пиз (2.20)

где Сс - себестоимость изготовления данного товара; Пиз прибыль,

получаемая изготовителем после продажи изделия.

Естественно, что производитель стремится продать изделие как можно

дороже, а потребитель купить как можно дешевле. Но в любом случае цена

может быть только одна. Именно цена фиксирует достигнутый компромисс между

производителем и потребителем. Это значит, что значение цены (Ц) в левой

части двух равенств 2.19 и 2.20 - одна и та же величина.

Для производителя значение цены ограничено себестоимостью изготовления

продукции (Сс), ниже которой он опуститься не может. При Ц = Сс

производитель будет работать без прибыли, но хотя бы не в убыток себе,

возвращая затраты.

Для потребителя цена не может быть выше эффекта, который он получает от

использования данного изделия. Если цена равна эффекту (Ц = Элот),

потребитель всего лишь вернет деньги, затраченные на приобретение изделия.

Произойдет это, скорее всего, через несколько лет, в течение которых деньги

будут «заморожены» в приобретенном изделии, принося владельцу неявные

издержки в форме упущенной выгоды.

Следовательно, чтобы считаться выгодным приобретением, данное изделие

должно не только окупить себя, но и принести дополнительно прибыль (П ) его

обладателю, т.е. потребителю. Иными словами, цена должна быть ниже эффекта

на величину прибыли Ппот).

От чего зависит экономический эффект потребителя, становится понятным из

формулы 2.18. Основными его результирующими составляющими являются

выработка продукции (Qrод), ее качество, воплощенное в цене (р),

долговечность изделия (Т), удельные эксплуатационные издержки (Сэ).

Экономической основой балансирования интересов производителя и

потребителя является получаемая ими прибыль. В пределах своих значений

получаемой прибыли указанные субъекты могут находить приемлемый уровень

цен.

Если в этих пределах не нашлось решения, удовлетворяющего обе стороны (в

частности, производитель не может опустить цену до уровня, который бы

устраивал потребителя), это означает только одно: цена изделия не

соответствует эффекту, который оно обеспечивает. Из данной ситуации

существует два выхода, причем ключевым исполнителем обоих является

производитель.

Первый. Производитель снижает себестоимость изделия. Это позволит ему

снизить цену до уровня, который соответствует существующему значению

эффекта.

Второй. Производитель совершенствует изделие, повышая его

эксплуатационные характеристики (производительность, качество производимой

продукции, долговечность, эксплуатационные издержки), т.е. эффект,

связанный со сферой потребления изделия. Это может позволить потребителю

купить изделие по более дорогой цене.

2.6. Показатели экономической эффективности

Показатели экономической эффективности условно можно

дифференцировать на две группы: частные и обобщающие.

Частные показатели экономической эффективности характеризуют отдельные

(частные) стороны экономического производственного или (коммерческого)

процесса.

Обобщающие показатели экономической эффективности характеризуют

результативность деятельности всей экономической системы в целом

(предприятия, субъекта, территории, национальной экономики). Примеры

некоторых обобщающих и частных показателей представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Система показателей эффективности производства (деятельности)

первичных субъектовхозяйствования

|Обобщающий |Показатели эффективности использования |

|показатель | |

| |труда |производственных |финансовых |

| |(персонала) |фондов |средств |

|• Уровень удовле- |• Темпы роста |• Общая фондо- |• Оборачивае- |

|творения потреб- |продуктивности |отдача (объемом |мость оборотных |

|ностей рынка |труда |продукции) |средств |

|• Производство |• Часть |• Фондоотдача |• Рентабельность |

|чистой продукции на |прироста |активной части |оборотных |

|единицу затрат |продукции за |основных фондов |средств |

|ресурсов |счет | | |

| |роста | | |

| |производи- | | |

| |тельности труда| | |

| | | | |

| | |• Рентабельность |• Относительное |

| | |основных фондов |высвобождение |

| | | |оборотных средств|

| | | | |

| | | | |

|• Прибыль на единицу|• Коэффициент | | |

| |полезного | | |

|общих затрат |использования | | |

| |фонда рабочего | | |

| |времени | | |

| | |• Фондоемкость | |

| | |единицы продукции| |

| | | | |

|• Рентабельность | | | |

|производства | | | |

| | |• Материало- |• Удельные |

| | |емкость единицы |капитальные |

| | |продукции |вложения (на |

| | | |единицу прироста |

| | | |мощности или |

| | | |продукта) |

| | | | |

|• Затраты на единицу|• Трудоемкость | | |

| |единицы | | |

|товарной продукции |продукции | | |

| | | | |

|• Часть прироста | |• Коэффициент | |

|продукции за счет | |использования | |

|интенсификации | |основных видов | |

|производства | |сырья и | |

| | |материалов | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| |• Зарплатоем- | | |

| |кость единицы | | |

| |продукции | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | |• Рентабельность |

| | | |инвестиций |

|• Народнохозяй- | | |• Срок окупае- |

|ственный эффект | | |мости вложенных |

|использования | | | |

|единицы продукции | | |инвестиций |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

Обобщающие показатели служат основанием для принятия решений на уровне

системы в целом. Эти решения направлены на совершенствование или

трансформацию упомянутых субъектов. В одних случаях необходимо обосновать

выбор ресурсов для достижения конкретных целей, в других — выбор

направлений деятельности экономической системы (инвестирования средств).

Частные показатели позволяют обосновать решения по совершенствованию

отдельных компонентов производственных процессов.

Частные показатели являются основой для расчета обобщающих. В этом

смысле обобщающие показатели являются целью выполняемых расчетов, а частные

- их средством.

Подготовка к расчету экономической эффективности предполагает решение

двух взаимосвязанных задач.

Во-первых, необходимо определить, каким образом различные натуральные

(неденежные) параметры могут быть переведены в стоимостные оценки (доходы

или расходы), характеризующие частные показатели эффективности.

Во-вторых, необходимо объединить отдельные частные стоимостные оценки,

различающиеся экономическим содержанием, временным интервалом, местом в

жизненном цикле изделия, отношением к экономическим интересам

хозяйствующего субъекта, в единые показатели эффективности, характеризующие

данную экономическую систему в целом.

Пример 7

В свое время директор авиакомпании «Аэрофлот», обосновывая решение

закупить несколько «Боингов» вместо отечественных Ту-204, назвал ряд

технических параметров, по которым отечественная техника (первый столбец)

уступала зарубежным аналогам (второй столбец):

температура наружного от –27 до +30 от

–55 до +45

воздуха эксплуатации

самолета, *С

ограничения по высоте до 400

до 3000

расположения эксплуати-

руемых аэродромов над

уровнем моря, м

взлет и полет в условиях запрещен

без ограничений

возможного падения

нароботка двигателей 5

20-25

на отказ, тыс. час

Каким образом перечисленные разнородные технические характеристики

могут быть воплощены в стоимостные показатели?

Во-первых, различие по первым трем характеристикам обусловливает для

отечественных самолетов заведомые потери части потенциальных клиентов на

рынках автоперевозок. В частности, отпадают маршруты, сопряженные с

экстремальными температурами (очень низкими - районы Севера и очень

высокими - страны Африки, Азии, Латинской Америки). По этой же причине

сокращается сезонность работы. И наконец, исключаются полеты в точки

назначения, расположенные на высоте выше 400 метров над уровнем моря.

Все эти оценки могут быть переведены в показатели упущенной выгоды, (в

случае использования отечественной техники) или экономического эффекта

(в случае эксплуатации зарубежных аналогов).

Во-вторых, более низкая долговечность двигателей (в 4-5 раз)

обусловливает дополнительные издержки, связанные и с потерями доходов

(дополнительные простои на замену двигателей), и с дополнительными

затратами (кроме стоимости дополнительных двигателей, необходимы затраты

на их замену). Это лишь малая часть па раметров, определяющих

эксплуатационные эффекты авиационной техники. Среди них энергоемкость

полетов, уровни шума, комфортность и многое другое.

Однако ни достоинства одного варианта, ни недостатки другого сами по

себе не являются достаточным основанием принятия решения. Для полноты

картины не хватает информации о цене рассматриваемых самолетов. Лишь

сопоставив эти две величины дополнительные затраты на приобретение более

качественного варианта и дополнительные эффекты от его эксплуатации,

можно говорить о выгодности или убыточности решения.

При оценке экономической эффективности экономист должен хорошо

чувствовать технические параметры, изменение которых может

материализоваться в значениях экономического эффекта.

В частности, при внедрении новой техники в числе основных таких

параметров следует выделить:

- при изготовлении техники:

- материалоемкость производимой продукции;

- энергоемкость производственных процессов;

- трудоемкость изготовления;

- технологические показатели (например, удельный вес стандартных или

заимствованных деталей, пр.);

- при эксплуатации техники:

- расходные показатели (расход материалов, энергии, топлива на единицу

работы);

- ограничения по условиям эксплуатации (предельный диапазон температур,

устойчивость к коррозии, сезонность работы, ограничения к используемым

материалам, пр.);

- производительность (скорость, грузоподъемность, пр.);

- долговечность, надежность;

- ремонтопригодность;

- эргономичность.

Экономический анализ позволяет определить, как изменение каждого из

технических или социальных параметров может влиять на стоимостные доходные

или затратные характеристики.

Напомним, что на величину доходных характеристик это может влиять через

три основные группы факторов

- изменение производительности (количества производимой и реализуемой в

единицу времени продукции);

- изменение качества продукции (цены реализации единицы продукции);

- изменение временного периода реализации мероприятия (срока действия

мероприятия, приносящего прибыль).

На величину затратных характеристик это может влиять через две группы

факторов

- изменение капитальных вложений;

- изменение текущих издержек.

Расчет частных оценок (доходов и расходов) по каждому из параметров,

характеризующих отдельные стороны работы оборудования (по каждой причине,

вызвавшей тот или иной эффект), позволяет перейти к определению обобщающих

показателей эффективности.

Суммарное значение эффектов (Э) и затрат (3) может быть выражено

формулами:

[pic]

Э = [pic]Эі (2.22)

где Эі- значение частного эффекта по каждой i-й причине (параметру),

вызвавшей появление эффекта,

З = [pic]Зі (2.23)

где 3i - значение частного вида затрат по i-й причине (параметру),

вызвавшей появление эффекта.

В качестве ключевого расчета обобщающих показателей используется уже

рассматривавшаяся выше формула (Е = Э / З)

В экономической теории выделяют две группы обобщающих показателей:

абсолютные и сравнительные.

Абсолютные показатели эффективности определяются как результат

непосредственного деления эффекта на вызвавшие его затраты.

При этом используются следующие варианты учета затрат при расчетах по

вышеприведенной формуле:

• полные затраты (капитальные и текущие издержки) за весь срок

реализации мероприятия;

• капитальные вложения (инвестиции) на реализацию мероприятия.

В качестве значений эффекта чаще всего используются:

• годовая величина эффекта - в результате расчетов по формуле получается

известный показатель - доля прибыли (от величины затрат), реализующейся в

течение года; в Советском Союзе существовало даже нормативное значение

этого показателя, утвержденное для различных условий в пределах 0,12-0,15;

• полная величина эффекта (за весь период реализации мероприятия) итогом

расчетов, в частности, является широко использующийся показатель отдача

капитала, т.е. величина получаемой прибыли на каждую единицу вложенных

затрат (грн. Прибыли на грн. Затрат)

Примечание

Сказанное во многом объясняет наличие в экономической теории большого

числа оценок, называемых показателями эффективности, которые, казалось бы,

формально к ним не относятся. Такими, в частности, являются показатели

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.