бесплатно рефераты
 

Система социальной защиты в условиях рынка

экономики. Напротив, такой экономике, если исходить из самих принципов ее

функционирования, безработные не требуются, поскольку они не являются

весомыми покупателями. Иная несколько картина становления рынка, но не оно

само по себе вызывает незанятость. Последняя все же, применительно к

нашим конкретным условиям, коренится в тех способах развития народного

хозяйства, которые не приемлют цивилизованные формы рынка и деформируют

экономику произволом, противостоящим объективным экономическим законам.

3)Социальная защита населения - суть и пути достижения.

С переходом к рыночной экономике будет значительно возрастать армия

безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне и т.д. Это требует от

руководства проведения активной социальной политики на уровне государства,

предприятий.

Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер

государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных

на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при

повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление

минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в

основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение

квалификации.

Проблема социальной защиты населения по разному решается в рамках

той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. При

переходе России к рыночной экономике основная тяжесть социальной защиты

ложится на государство, но одновременно увеличивается роль рыночного

механизма в проведении такой политики. Следуя статье 25 Декларации прав

человека, современное правовое государство должно гарантировать право на

такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой,

жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания

здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни,

инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при

независящих от человека обстоятельствах.

Для обеспечения такой защиты государство должно прежде всего в

законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм

их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия

(или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные

организации.

В системе социальной защиты населения самым важным элементом

выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское,

страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В

развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется

путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США,

например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается

7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства.

В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты

работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в

которые входят представители трудящихся и предпринимателей.

Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых

фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода

безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В

первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты)

выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода.

Далее суммы выплат уменьшаются.

Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой

стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др.

Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев

занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года

перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение

150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во

внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно

быть 26.

В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона

о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие

не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных

программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в

частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых

регионах нескольких месяцев и даже лет.

Важным звеном социальной защиты населения являются программы

трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ

участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят

на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства поступают от

государства.

К концу 90-х годов в США пройдут переквалификацию или будут

обучаться около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест

государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как

строительство дорог, канализаций и т.д. В время экономического кризиса

государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия.

Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного

налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В России в 1994 году услуги по профориентации и консультации по

трудоустройству получили более 2 млн.человек. За счёт финансирования из

средств ФСЗ предотвращено увольнение 500 тыс. работающих.

В общенациональном масштабе современное государство с целью

уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на

таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности

труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-

денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь

сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты

рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до

середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и

принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500

самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а

мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.

Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства

может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве

развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое.

Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в

среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов

больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение

продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в

Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других

странах.

В России законодательная основа программ защиты населения при

переходе к рыночной экономике заложена в Законе о занятости. В этом законе

предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня

занятости, усовершенствования его структуры и поддержки рынка (с этой целью

будет постепенно формироваться жилищный рынок, усовершенствоваться

инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильность рабочей силы и

др.), смена структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников

из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости в сфере

нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного,

квалификационного уровня рабочей силы.

Одним из элементов социальной защиты населения в условиях рыночной

экономики является правовое регулирование наемного труда, которое

осуществляется путем законодательного установления минимального уровня

заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по

отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования,

отпусков и т.д.

При установлении минимального уровня заработной платы в документах

Международной Организации Продовольствия (МОП) рекомендуется учитывать

потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы,

уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости.

За базу минимального уровня заработной платы принимают набор

основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и

социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с

одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают

неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного

жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного

автомобиля и др.

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада

составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот

показатель сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум

устанавливается для молодежи.

В России минимальный размер заработной платы составлет 83,4 руб. Но

если в США минимальный уровень заработной платы установлен из расчета,

чтобы потребление мяса в год на душу населения составляло 80 кг, то в

России на минимальную заработную плату можно приобрести только около 60 кг

мяса в год, но денег на другие товары и услуги уже не останется. МОП

рекомендует 33 кг мяса в год, но такое количество этого продукта

потребляется только в слаборазвитых странах.

Наиболее общими критериями бедности являются безработица и

инфляция, уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная

величина этих показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если

индекс безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс

убогости”- 1002%.

Основным критерием бедности является уровень доходов, который

приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура

потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу

бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили на

потребление третью часть семейного бюджета. В России уже в 1992 году

затраты на еду в доходах большинства семей составляли около 75%.

Общий уровень бедности в той или иной стане определяется

показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет

и старше. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который

существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального

минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических

потребностей и основных услуг. Другой, кроме этого, включает минимальные

духовные и социальные запросы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее

точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав

такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех -

639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149

позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций

названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды

обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал,

для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного

минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.

В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской

семьи из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400

дол.).

В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного

минимума берется показатель социального прожиточного минимума, в России,

Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен

показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые

обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050

ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.

С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий

бедности.

Важным элементом программы социальной защиты населения является

регулирование заработной платы независимо от сферы деятельности и

профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада

осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе.

Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в

госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах

Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников

и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более

высокие социальные выплаты и т.д..

Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных

договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется

коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются

продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению

к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление

дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются

минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные

гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное

соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется

при посредничестве государства. Это выступает гарантом его выполнения.

Однако, на деле такая практика просуществовала совсем не долго, разбившись

об амбиции руководителей предприятий и профсоюзов. В настоящий момент

регулирование отношений работник - работодатель осуществляется при помощи

контрактов, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произвола

администрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав

трудящихся.

Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения

является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она

применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые

профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. В России проведена лишь

незначительная компенсация роста цен (см. табл.3), остаётся лишь на бумаге

Указ о компенсации вкладов населения, утраченных в результате либерализации

цен в 1992 году.

Табл.3 Изменение средней начисленной заработной платы работников

и индексов потребительских цен.

|Год |Средняя з/п в разах к 1991 |Цены в разах к 1991 году |

| |году | |

|1992 |13,4 |26,1 |

|1994 |296,4 |772,7 |

|1995 |615,5 |1787,3 |

Во всякой рыночной экономике существует система компенсационных

выплат, представляющая собой важную часть доходов населения. Такая система

необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает"

прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс

шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение

между тем практически отсутствовало.

В СССР в 1971-1975 к. повышение цен поглощало около ЗО% прироста

среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 гг. - уже 50, в 1981-

1985 гг. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным этот процесс стал и

период предоставления самостоятельности предприятиям, введения договорных

цен и, тем более, при их либерализации.

Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо

и исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста

потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с

начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений

за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной

торговле и сфере услуг по фиксированному набору потребительских товаров и

услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно), обычно

называемому “потребительской корзиной". Ее структура и величина неодинаковы

не только для различных государств (в том числе входящих в СНГ), но и для

разных регионов, административных образований.

Пенсии, социальные пособия, пособия по безработице будут

индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования

и Фонда содействия занятости; индексация стипендий будет происходить за

счет соответствующих бюджетов, а сбережений трудящихся и государственных

ценных бумаг - из доходов Сберегательного банка и Государственного бюджета

России. Это должно привести к более динамичной политике сберегательных

банков и страховых учреждений, которым необходимо максимально эффективно

размещать свои ресурсы, чтобы за счет процентных ставок индексировать

сбережения граждан и страховые взносы. Если не индексировать сбережения,

вкладчики будут активно снимать деньги со своих счетов и хранить их,

например, в долларах, инвестируя тем самым экономику США.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,

Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в

последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной

Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные

функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с

последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.

Согласно оценкам Международной Организации Труда (МОТ), в России

эффективность программ социальной помощи, рассчитанная, как удельный вес

средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных

социальных трансфертах составляет 19%(в большинстве развитых стран - 30 -

40%). При этом надо учитывать, что доля населения за чертой бедности у нас

значительно выше.

В сфере социального страхования примером неэффективных расходов

является дотирование предприятиям на санаторно-курортное обслуживание

работников. По своей экономической природе эти расходы являются скрытой

формой субсидирования неконкурентноспособной сети пансионатов, домов отдыха

и санаториев. Беднейшие работники всё равно не в состоянии приобрести

путёвку даже со скидкой, и пособие достаётся фактически работникам с

достаточно высоким уровнем оплаты труда.

В сфере социальных пособий главной проблемой остаётся безадресность

выплат. Их основные компоненты: пособия и компенсационные выплаты на детей.

Эти выплаты с 1992 по 1994 год возросли в 30 раз и достигли 0,7% от ВВП.

Задержки этих платежей практически повсеместно составляют от 2 до 8

месяцев. Для обеспечения адресности пособий возможны разные подходы, в том

числе совмещающие проверку нуждаемости с распределением величины по

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.