бесплатно рефераты
 

СЭЗ в России

| |в перспективе - легкая |товаров народного потребления,|

| |промышленность. |международный туризм. |

| | | |

| | | |

|Преимущества|1. Выгодное |1. Выгодное |

|региона для |экономико-географическое |экономико-географическое |

|создания |положение: близость от |положение на пересечении |

|свободной |крупнейших центров АТР, |торговых путей между Евразией |

|экономическо|фактически сложившаяся |и Европой. |

|й зоны |"монополия" Находки на |2. Наличие незамерзающего |

| |внешнюю торговлю России со |морского порта. |

| |странами региона. |3. Уникальные залежи |

| |2. Развитая транспортная |янтаря (до 90% мировых |

| |инфраструктура - крупные |запасов). |

| |незамерзающие порты, |4. Высококвалифицированная |

| |оконечный пункт |рабочая сила, высокая |

| |Транссибирской магистрали. |концентрация учебных |

| |3. Наличие некоторого |заведений. |

| |промышленного потенциала |5. Наличие |

| |города. |машиностроительных производств|

| |4. Хорошие климатические |высоких технологий (в составе |

| |условия для сельского |ВПК). |

| |хозяйства. |6. Наличие предпосылок для |

| |5. Опыт внешнеторговой |создания |

| |деятельности. |курортно-туристического |

| | |комплекса международного |

| | |значения (район Куршской |

| | |косы). |

| | |7. Наличие некоторого |

| | |опыта внешнеэкономической |

| | |деятельности (в качестве СЭЗ |

| | |"Янтарь"). |

| | | |

|Недостатки |1. Недостаточная степень |1. Использование для военных |

|региона для |развития транспортно-дорожной |нужд большей части |

|создания |инфраструктуры (необходимость |территории, высокая степень |

|свободной |реконструкции портов и |милитаризованности |

|экономическо|железной дороги от Хабаровска |промышленности. |

|й зоны |до Находки). |3. Узкая специализация на |

| |2. Удаленность от |рыбной промышленности (40% |

| |центральных районов России, |объема производства), большая |

| |высокие транспортные издержки|доля ресурсоемких производств |

| |на доставку экспортных и |(переработка древесины, |

| |импортных грузов. |целлюлозно-бумажная |

| |3. Неразвитость АПК и |промышленность), неразвитость|

| |легкой промышленности. |АПК и легкой промышлен- |

| |4. Наличие в регионе уже |ности. |

| |действующих СЭЗ (Китай, |4. Изношенный и |

| |Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, |технологически устаревший |

| |Сингапур), привлекательных |парк промышленного |

| |для потенциальных инвесторов.|оборудования, повышенная |

| | |энергоемкость хозяйства. |

| |5. В перспективе возможна |5. Повышенная |

| |конкуренция местным портам |транспортоемкость хозяйства |

| |со стороны модернизируемого |из-за зависимости области от|

| |порта Зарубино, |удаленных регионов России и |

| |предоставляющего выход к |стран СНГ по снабжению сырьем |

| |морю, в том числе, |и комплектующими (до 90% |

| |севеверо-восточным провинциям|ввоза) и по сбыту |

| |Китая. |продукции |

| | |(более 70% вывоза). |

| | |6. Неразвитость |

| | |транспортно-дорожной, жилищной|

| | |инфраструктуры. |

| | |7. Дефицит электроэнергии, |

| | |зависимость от Литвы в |

| | |сфере энерго- (80%) и |

| | |газоснабжения (100%). |

| | |8. Наличие сильных |

| | |конкурентов местному порту |

| | |(страны Балтии, в перспективе |

| | |- новый российский порт в |

| | |Финском заливе) для |

| | |обслуживания |

| | |экспортно-импортных потоков |

| | |грузов. |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос:

есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть

положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой

формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться

при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ,

учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы,

регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа

единого экономического пространства страны;

взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных

органов в создании свободных зон;

возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные

бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того,

что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

создания на федеральном уровне специального органа управления,

координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за

выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству,

включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ,

лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые

они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется,

чтопроблемы свободных экономических зон могут быть решены при

согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из

эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором

развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для

этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Список литературы

1. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон

свободного предпринимательства".

2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон

свободного предпринимательства".

3. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в

районе г. Находка свободной экономической зоны".

4. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки

Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N

540.

5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области

(СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N

497.

6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в

РСФСР".

7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации

внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".

8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию

свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".

9. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной

торговли "Шереметьево".

10. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах

"Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".

11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от

25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в

свободных экономических зонах".

12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений

в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации

"О таможенном тарифе".

13. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых

мерах по развитию СЭЗ "Находка".

14. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с

иностранными инвестициями".

15. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской

области".

16. Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление

Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 "О зоне экономического

благоприятствования на территории Ингушской Республики".

17. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой

экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного

региона - Кавказских Минеральных Вод".

18. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и

об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных

льгот"

19. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах

предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".

20. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт

и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.

21. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994,

N 3, c.44-46.

22. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N

3, c.48-50.

23. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди,

1994, N 3, c.53-54.

24. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58.

25. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ,

1994, N 28, с.40-45.

26. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,

1995.

27. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский

экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44.

28. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N

1-2, с.8.

29. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.

30. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России.

- Бизнес, 1996, N 7, с.38-39.

31. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. -

Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.

32. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47.

33. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей

находкой. - Рынок ЦБ, 1996, N 4, с.20-25.

34. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-

правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические

материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3.

35. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь,

1997, N 12, с.1.

Приложение 1

Мировое "семейство" свободных экономических зон

В соответствии с хозяйственной специализацией

-------T---------------T---------------T---------------T---------------T----

---¬

¦г=====¦======¬ г=====¦======¬ г=====¦======¬ г=====¦======¬

г=====¦======¬¦

¦¦ Зоны ¦ ¦Промышленно-¦ ¦ Технико- ¦ ¦ ¦ ¦

¦¦

¦¦ свободной ¦ ¦ производ- ¦ ¦ внедрен- ¦ ¦ Сервисные ¦

¦Комплексные ¦¦

¦¦ торговли ¦ ¦ ственные ¦ ¦ ческие ¦ ¦ ¦ ¦

¦¦

¦LT=T=========- LT=T=T=======- L==T=T=T=====- L====T=T=====-

L===========T-¦

¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ -----------------

¬ ¦ ¦

¦ ¦ ¦¦ Торгово- ¦¦ ¦ ¦¦ Научно- ¦¦ ¦ ¦¦ Иннова- ¦¦ ¦ ¦Зоны

свободного¦ ¦ ¦

¦ ¦ L+ производ- +- ¦ L+ промыш- +- ¦ L+ ционные +- ¦ ¦предприниматель-

+-+ ¦

¦ ¦ ¦ ственные ¦ ¦ ¦ ленные ¦ ¦ ¦ центры ¦ ¦ ¦ства (Зап. Евро-

¦ ¦ ¦

¦ ¦ L------------ ¦ L------------ ¦ L------------ ¦ ¦ па, Канада)

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ------------¬ ¦ L-----------------

¦ ¦

¦ ¦ ¦ L-+Технополисы¦ ¦ -----------------

¬ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ L------------ ¦ ¦Специальные эко-

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ------------¬ ------------¬ ¦ ¦номические

зоны+-+ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Импортные и¦ ¦ Зоны бан- ¦ ¦ ¦ (Китай)

¦ ¦ ¦

¦ ¦ -----------¬ +-+импортоза- ¦ ¦ ковских и +-+ L-----------------

¦ ¦

¦ ¦ ¦Свободные ¦ ¦ ¦меняющие ¦ ¦ страховых ¦ ¦ -----------------

¬ ¦ ¦

¦ +-+таможенные¦ ¦ L------------ ¦ услуг ¦ ¦ ¦Территории осо-

¦ ¦ ¦

¦ ¦ L----------- ¦ ------------¬ L------------ ¦ ¦бого режима (Ар-

+-+ ¦

¦ ¦ -----------¬ ¦ ¦Экспортно- ¦ ------------¬ ¦

¦гентина,Бразилия) ¦ ¦

¦ ¦ ¦Свободные ¦ +-+импортоза- ¦ ¦ Оффшорные +-+ L-----------------

¦ ¦

¦ +-+порты ¦ ¦ ¦мещающие ¦ L------------ ¦ - - - - - - - -

¬ ¦ ¦

¦ ¦ L----------- ¦ L------------ ------------¬ ¦ |Особые экономи-

| ¦ ¦

¦ ¦ -----------¬ ¦ ------------¬ ¦ Рекреа- +-- | ческие зоны

+-- ¦

¦ L-+Транзитные¦ L-+Экспортные ¦ ¦ ционные ¦ | (Россия)

| ¦

¦ L----------- L------------ L------------ L - - - - - - -

- ¦

¦

¦

¦

¦

¦ В соответствии с размером и способом организации

¦

+-- - - - - - T - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - T - - - - - -

---+

¦ г========¦========¬ г===============¦===========¬

¦

¦ ¦ Территориальные ¦ ¦ Функциональные (режимные) ¦

¦

¦ L===T==========T==- L===============T========T==-

¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦

¦ ¦ ¦ --------------------------------------¬ ¦ ¦

¦

¦--------+--------¬ ¦ ¦-------------T-----------T----------¬¦ ¦ -------+----

--¬¦

¦¦Административно-¦ ¦ ¦¦ Промышлен- ¦ Торгово- ¦ Финансо- ¦¦ ¦ ¦ "Точки"

¦¦

¦¦территориальные ¦ L-+¦ ные и науч-¦ складские ¦ вые ¦+--

¦(предприятия)¦¦

¦¦образования ¦ ¦¦ ные парки ¦ комплексы ¦ центры ¦¦ ¦

¦¦

¦L----------------- ¦L------------+-----------+-----------¦ L-----------

---¦

¦ L--------------------------------------

¦

L---------------------------------------------------------------------------

----

Источник: Смородинская Н., Капустин А. "Свободные экономические зоны:

мировой

опыт и российские перспективы". - Вопросы экономики. М., 1994, N 12,

с.127

Приложение 2

Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот

|Виды |Размеры (кв.|Наличие |Базовые |Основные |

|свободных зон|км) |таможенной |льготы (1)|регионы/страны |

| | |границы | |распространения |

|Зоны |до 3-5 |обязательно |таможенные|Крупные |

|свободной | | | |транспортные узлы в|

|торговли | | | |развивающихся и |

| | | | |развитых странах |

|Промышленно-п| | | | |

|роизводствен-| | | | |

|ные: | | | | |

|а) точечные |до 1-2 |отсутствует |таможенные|Бразилия, Мексика, |

| | | | |Пуэрто-Рико, |

| | | | |Филиппины, |

| | | | |Карибский бассейн |

|б) промпарки |0,1-0,5 |не |таможенные|ЮВА, Мексика |

| |1-20 |обязательно | | |

|Торгово-произ|1-4 |обязательно |таможенные|США |

|водствен-ные | | | | |

|Зоны малого |0,01-3 |отсутствует |финансовые|Индия, Ближний |

|бизнеса | | |, |Восток, Аргентина, |

| | | |налоговые |Франция |

|Технико-внедр|2-20 |не |налоговые |НИС Юго-Восточной |

|енческие | |обязательно | |Азии |

|(научно-произ| | | | |

|водствен-ные)| | | | |

|Оффшорные |0,05-0,1 |отсутствует |налоговые |Карибский бассейн, |

|финансовые | | | |Гонконг, Сингапур |

|центры | | | | |

|Комплексные: | | | | |

|а) |16-330 |обязательно |таможенные|КНР |

|специальные | | |, | |

|экономические| | |налоговые,| |

| | | |финансовые| |

|б) территории|2 200 000 |обязательно |таможенные|Бразилия |

|особого |(льготируетс|для части |, |("Манаус"), |

|режима типа |я до 10 000)|зоны |налоговые,|Аргентина |

|зоны "Манаус"| | |финансовые|("Огненная земля") |

|в) особые |в пределах |обязательно |налоговые,|Россия |

|экономические|адм.-терри-т|для |таможенные|(Калининградская |

|зоны |ориальных |отдельных |, |обл., проекты для |

| |образований |локальных |финансовые|других территорий) |

| |(город, |зон, | | |

| |район) |находящихся | |(2) |

| | |на | | |

| | |территории | | |

| | |особой зоны | | |

(1) Административные льготы являются базовым для всех видов зон.

(2) Идея создания особых экономических зон содержится в одном из вариантов

проекта Закона РФ "0 свободных экономических зонах".

Источник: Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ

политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-

аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, выпуск 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.