| |||||
МЕНЮ
| СЭЗ в России| |в перспективе - легкая |товаров народного потребления,| | |промышленность. |международный туризм. | | | | | | | | | |Преимущества|1. Выгодное |1. Выгодное | |региона для |экономико-географическое |экономико-географическое | |создания |положение: близость от |положение на пересечении | |свободной |крупнейших центров АТР, |торговых путей между Евразией | |экономическо|фактически сложившаяся |и Европой. | |й зоны |"монополия" Находки на |2. Наличие незамерзающего | | |внешнюю торговлю России со |морского порта. | | |странами региона. |3. Уникальные залежи | | |2. Развитая транспортная |янтаря (до 90% мировых | | |инфраструктура - крупные |запасов). | | |незамерзающие порты, |4. Высококвалифицированная | | |оконечный пункт |рабочая сила, высокая | | |Транссибирской магистрали. |концентрация учебных | | |3. Наличие некоторого |заведений. | | |промышленного потенциала |5. Наличие | | |города. |машиностроительных производств| | |4. Хорошие климатические |высоких технологий (в составе | | |условия для сельского |ВПК). | | |хозяйства. |6. Наличие предпосылок для | | |5. Опыт внешнеторговой |создания | | |деятельности. |курортно-туристического | | | |комплекса международного | | | |значения (район Куршской | | | |косы). | | | |7. Наличие некоторого | | | |опыта внешнеэкономической | | | |деятельности (в качестве СЭЗ | | | |"Янтарь"). | | | | | |Недостатки |1. Недостаточная степень |1. Использование для военных | |региона для |развития транспортно-дорожной |нужд большей части | |создания |инфраструктуры (необходимость |территории, высокая степень | |свободной |реконструкции портов и |милитаризованности | |экономическо|железной дороги от Хабаровска |промышленности. | |й зоны |до Находки). |3. Узкая специализация на | | |2. Удаленность от |рыбной промышленности (40% | | |центральных районов России, |объема производства), большая | | |высокие транспортные издержки|доля ресурсоемких производств | | |на доставку экспортных и |(переработка древесины, | | |импортных грузов. |целлюлозно-бумажная | | |3. Неразвитость АПК и |промышленность), неразвитость| | |легкой промышленности. |АПК и легкой промышлен- | | |4. Наличие в регионе уже |ности. | | |действующих СЭЗ (Китай, |4. Изношенный и | | |Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, |технологически устаревший | | |Сингапур), привлекательных |парк промышленного | | |для потенциальных инвесторов.|оборудования, повышенная | | | |энергоемкость хозяйства. | | |5. В перспективе возможна |5. Повышенная | | |конкуренция местным портам |транспортоемкость хозяйства | | |со стороны модернизируемого |из-за зависимости области от| | |порта Зарубино, |удаленных регионов России и | | |предоставляющего выход к |стран СНГ по снабжению сырьем | | |морю, в том числе, |и комплектующими (до 90% | | |севеверо-восточным провинциям|ввоза) и по сбыту | | |Китая. |продукции | | | |(более 70% вывоза). | | | |6. Неразвитость | | | |транспортно-дорожной, жилищной| | | |инфраструктуры. | | | |7. Дефицит электроэнергии, | | | |зависимость от Литвы в | | | |сфере энерго- (80%) и | | | |газоснабжения (100%). | | | |8. Наличие сильных | | | |конкурентов местному порту | | | |(страны Балтии, в перспективе | | | |- новый российский порт в | | | |Финском заливе) для | | | |обслуживания | | | |экспортно-импортных потоков | | | |грузов. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий: формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ; организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны; взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон; возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе; создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета; предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации. Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, чтопроблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон. Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной. Список литературы 1. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства". 2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства". 3. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны". 4. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540. 5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497. 6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР". 7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". 8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". 9. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево". 10. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал". 11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах". 12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". 13. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка". 14. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". 15. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области". 16. Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики". 17. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод". 18. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот" 19. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности". 20. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140. 21. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, c.44-46. 22. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N 3, c.48-50. 23. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994, N 3, c.53-54. 24. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58. 25. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ, 1994, N 28, с.40-45. 26. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 27. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44. 28. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2, с.8. 29. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2. 30. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 1996, N 7, с.38-39. 31. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17. 32. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47. 33. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. - Рынок ЦБ, 1996, N 4, с.20-25. 34. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико- правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3. 35. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 1997, N 12, с.1. Приложение 1 Мировое "семейство" свободных экономических зон В соответствии с хозяйственной специализацией -------T---------------T---------------T---------------T---------------T---- ---¬ ¦г=====¦======¬ г=====¦======¬ г=====¦======¬ г=====¦======¬ г=====¦======¬¦ ¦¦ Зоны ¦ ¦Промышленно-¦ ¦ Технико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ свободной ¦ ¦ производ- ¦ ¦ внедрен- ¦ ¦ Сервисные ¦ ¦Комплексные ¦¦ ¦¦ торговли ¦ ¦ ственные ¦ ¦ ческие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦LT=T=========- LT=T=T=======- L==T=T=T=====- L====T=T=====- L===========T-¦ ¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ ----------------- ¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ Торгово- ¦¦ ¦ ¦¦ Научно- ¦¦ ¦ ¦¦ Иннова- ¦¦ ¦ ¦Зоны свободного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L+ производ- +- ¦ L+ промыш- +- ¦ L+ ционные +- ¦ ¦предприниматель- +-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ственные ¦ ¦ ¦ ленные ¦ ¦ ¦ центры ¦ ¦ ¦ства (Зап. Евро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ ¦ L------------ ¦ L------------ ¦ ¦ па, Канада) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------¬ ¦ L----------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-+Технополисы¦ ¦ ----------------- ¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ ¦ ¦Специальные эко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------¬ ------------¬ ¦ ¦номические зоны+-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Импортные и¦ ¦ Зоны бан- ¦ ¦ ¦ (Китай) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------¬ +-+импортоза- ¦ ¦ ковских и +-+ L----------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Свободные ¦ ¦ ¦меняющие ¦ ¦ страховых ¦ ¦ ----------------- ¬ ¦ ¦ ¦ +-+таможенные¦ ¦ L------------ ¦ услуг ¦ ¦ ¦Территории осо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------- ¦ ------------¬ L------------ ¦ ¦бого режима (Ар- +-+ ¦ ¦ ¦ -----------¬ ¦ ¦Экспортно- ¦ ------------¬ ¦ ¦гентина,Бразилия) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Свободные ¦ +-+импортоза- ¦ ¦ Оффшорные +-+ L----------------- ¦ ¦ ¦ +-+порты ¦ ¦ ¦мещающие ¦ L------------ ¦ - - - - - - - - ¬ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------- ¦ L------------ ------------¬ ¦ |Особые экономи- | ¦ ¦ ¦ ¦ -----------¬ ¦ ------------¬ ¦ Рекреа- +-- | ческие зоны +-- ¦ ¦ L-+Транзитные¦ L-+Экспортные ¦ ¦ ционные ¦ | (Россия) | ¦ ¦ L----------- L------------ L------------ L - - - - - - - - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В соответствии с размером и способом организации ¦ +-- - - - - - T - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - T - - - - - - ---+ ¦ г========¦========¬ г===============¦===========¬ ¦ ¦ ¦ Территориальные ¦ ¦ Функциональные (режимные) ¦ ¦ ¦ L===T==========T==- L===============T========T==- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦--------+--------¬ ¦ ¦-------------T-----------T----------¬¦ ¦ -------+---- --¬¦ ¦¦Административно-¦ ¦ ¦¦ Промышлен- ¦ Торгово- ¦ Финансо- ¦¦ ¦ ¦ "Точки" ¦¦ ¦¦территориальные ¦ L-+¦ ные и науч-¦ складские ¦ вые ¦+-- ¦(предприятия)¦¦ ¦¦образования ¦ ¦¦ ные парки ¦ комплексы ¦ центры ¦¦ ¦ ¦¦ ¦L----------------- ¦L------------+-----------+-----------¦ L----------- ---¦ ¦ L-------------------------------------- ¦ L--------------------------------------------------------------------------- ---- Источник: Смородинская Н., Капустин А. "Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы". - Вопросы экономики. М., 1994, N 12, с.127 Приложение 2 Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот |Виды |Размеры (кв.|Наличие |Базовые |Основные | |свободных зон|км) |таможенной |льготы (1)|регионы/страны | | | |границы | |распространения | |Зоны |до 3-5 |обязательно |таможенные|Крупные | |свободной | | | |транспортные узлы в| |торговли | | | |развивающихся и | | | | | |развитых странах | |Промышленно-п| | | | | |роизводствен-| | | | | |ные: | | | | | |а) точечные |до 1-2 |отсутствует |таможенные|Бразилия, Мексика, | | | | | |Пуэрто-Рико, | | | | | |Филиппины, | | | | | |Карибский бассейн | |б) промпарки |0,1-0,5 |не |таможенные|ЮВА, Мексика | | |1-20 |обязательно | | | |Торгово-произ|1-4 |обязательно |таможенные|США | |водствен-ные | | | | | |Зоны малого |0,01-3 |отсутствует |финансовые|Индия, Ближний | |бизнеса | | |, |Восток, Аргентина, | | | | |налоговые |Франция | |Технико-внедр|2-20 |не |налоговые |НИС Юго-Восточной | |енческие | |обязательно | |Азии | |(научно-произ| | | | | |водствен-ные)| | | | | |Оффшорные |0,05-0,1 |отсутствует |налоговые |Карибский бассейн, | |финансовые | | | |Гонконг, Сингапур | |центры | | | | | |Комплексные: | | | | | |а) |16-330 |обязательно |таможенные|КНР | |специальные | | |, | | |экономические| | |налоговые,| | | | | |финансовые| | |б) территории|2 200 000 |обязательно |таможенные|Бразилия | |особого |(льготируетс|для части |, |("Манаус"), | |режима типа |я до 10 000)|зоны |налоговые,|Аргентина | |зоны "Манаус"| | |финансовые|("Огненная земля") | |в) особые |в пределах |обязательно |налоговые,|Россия | |экономические|адм.-терри-т|для |таможенные|(Калининградская | |зоны |ориальных |отдельных |, |обл., проекты для | | |образований |локальных |финансовые|других территорий) | | |(город, |зон, | | | | |район) |находящихся | |(2) | | | |на | | | | | |территории | | | | | |особой зоны | | | (1) Административные льготы являются базовым для всех видов зон. (2) Идея создания особых экономических зон содержится в одном из вариантов проекта Закона РФ "0 свободных экономических зонах". Источник: Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно- аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, выпуск 3. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|