бесплатно рефераты
 

Рынок: типы, функции, структура

Рынка труда определяется разными признаками. Рассмотрим его исходя из

критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала

функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые

субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей

силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Первый компонент - субъекты рынка труда — это наемные работники (и их

объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы,

государство и его органы - абсолютное большинство занятых (около 90%).

Рабочие - наибольшая часть наемных работников. Они составляют более

60% численности всех наемных работников. Мужчин в этой группы больше, чем

женщин. Второе место по численности занимают специалисты. Среди

специалистов большой удельный вес занимают женщины. Более стабильна третья

группа — наемные руководители. Среди мужчин доля руководителей выше, чем

среди женщин. И незначительной является четвертая группа — другие служащие.

Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно

нанимающий на работу одного и более человек.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными,

региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным

самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

— социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости

путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

— законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и

правил;

— регулирования рынка труда косвенными методами;

— защиты прав всех субъектов рынка труда;

— ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Для

нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы,

правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка,

четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации

способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали

социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы

предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости

населения Российской Федерации», других законах. Законодательные нормы и

экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного

действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и

взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены

труда и конкуренцию.

Четвертый компонент современного рынка труда - безработица и

социальные выплаты, связанные с ней. Действие рыночного механизма ведет к

высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать

высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их

переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о

занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице,

компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты

стипендий во время учебы и др.

Пятый компонент - рыночная инфраструктура - это совокупность

институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и

переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров

подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

В конечном счете, взаимодействие всех компонентов нацелено на создание

и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но

имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок

труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить

определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в

экономике.

[pic]

В 2001 г. по данным Госкомстата РФ по указанному признаку безработные

распределялись следующим образом (в %).

Безработные — всего

100

в том числе имеют опыт работы 86,5

из них оставили прежнее место работы:

в связи с высвобождением, ликвидацией пред- 34,4

приятия или собственного дела

по собственному желанию 30,4

ранее не имели работы

13,5

[pic]

В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда

выполняет следующие функции:

. регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи

между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями)

для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со

средствами производства (капиталом);

. обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а

между работодателями за наем рабочей силы;

. установление равновесной (доминирующей) цены;

. содействие полной, но экономически эффективной занятости.

Одной из главных особенностей рынка труда является заработная плата.

Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому

оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и

на их цены.

Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену

труда.

В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка

заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда

в течение определенного времени. Различают номинальную и реальную

заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает

работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По

величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка,

дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого

надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата —

эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные

деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в

обратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Спрос на

труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.

Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления

заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые

предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться

и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места.

Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии

снижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработной

платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на

труд. В том же случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-за

снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением,

наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие

места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению

расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате

предложить свой труд. Как в первом, так и во втором случаях равновесие на

рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной

занятости.

Размер заработной платы зависит от качества труда, квалификации и

профессиональной подготовки; например, наиболее высокие заработки у таких

специалистов, как врачи, преподаватели, гористы: их труд требует больших

затрат на обучение, и заработная плата должна компенсировать эти затраты.

Различные виды работ могут быть более или, например, менее привлекательными

для человека — значит заработная плата должна стимулировать выполнение

менее приятных (грязных, тяжелых), но необходимых для общества работ.

Дифференциация в размерах заработной платы — явление объективное,

поскольку расширяется профессиональный состав работников и миграция между

группами лиц разных профессий не может быть абсолютно беспрепятственной.

Наличие устойчивой безработицы может свидетельствовать лишь об одном

- о том, что на рынке труда присутствуют внеконкурентные факторы, которые

способствуют устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее

равновесного значения, при этом часть трудящихся оказывается в положении

безработных.

Внеконкурентные факторы – это: прежде всего, государство, активно

регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной

гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально

гарантированный уровень заработной платы, индексацию доходов; тормозящее

влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие

направления социальной политики государства; профсоюзы, содействующие

длительному и устойчивому отклонению рынка труда от состояния полной

занятости.

Безработица

Безработица является следствием нарастания экономической

нестабильности, которая углубляет спад производства. Она связана с

ухудшением уровня жизни и самих безработных, и работающих, ибо избыток

предложения рабочей силы становится благоприятным фоном для уменьшения цены

труда. Создается и реальная угроза социальных конфликтов, что еще больше

снижает стимулы деловой активности.

Безработицу можно рассматривать в двух разных аспектах: 1)как благо

или 2) как потери для общества.

1) Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы,

который можно задействовать при последующем расширении производства или при

структурных перестройках. Наличие безработицы ограничивает агрессию

профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает

стимулы предпринимательской деятельности. Боязнь потерять работу и влиться

в число высвободившихся из сферы производства является самым лучшим

организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для

поддержания необходимого качества затрат труда.

2) При безработице недоиспользуется экономический потенциал общества.

При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся

работников. Рост безработицы, как показала медицина, подрывает психическое

здоровье нации. Рост безработицы служит фактором роста преступности.

Виды безработицы: фрикционная, структурная, институциональная,

циклическая, добровольная.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с

переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы

какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие

места. В период внедрения новых достижений технического прогресса такое

движение рабочей силы становится не только неизбежным, но и более

интенсивным.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной

безработицы. Когда в стране происходят глобальные структурные перестройки,

меняется взаимосвязь между отраслями, естественно, усиливается текучесть

рабочей силы, ибо создаются новые пропорции в межотраслевом распределении

рабочих мест.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка

труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных

рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе

системы информации. В этом же направлении действуют завышенное пособие по

безработице или заниженные налоги на доходы. Возрастает продолжительность

безработицы, т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время

промышленного кризиса и депрессии. С переходом к оживлению и подъему

безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица. В любом обществе существует прослойка людей,

которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят

работать. У нас хорошо знают, что усилия по принудительному трудоустройству

так называемых бомжей не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной

экономики. Полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей развитого

рыночного хозяйства. Но безработица должна быть поставлена в определенные

рамки, в пределах которых достигается режим эффективного роста и состояние

экономической стабильности.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой

руководствуется правительство конкретной страны.

Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке

труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.

А. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой

заработной плате, предлагают:

. содействовать снижению заработной платы;

. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого

они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

. государству трудоустраивать работников, претендующих на

невысокий доход, в частности поощрять развитие социальной

сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной

платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование

частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении

неблагоприятной конъюнктуры.

Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают

использование двух блоков мероприятий. Первый блок нацелен на ослабление

безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике

еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые

должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета.

Рекомендуется сосредоточить эти работы в области формирования

производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц

и т.д.). Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных

оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и как следствие —

потребительский спрос, что должно увеличить товарную массу и занятость

населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным

фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных

расходов (возможно, и при росте дефицитного бюджетного финансирования).

Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим

большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ значительно расширит поле

инвестиционной деятельности поставщикам и смежникам. Приводится в действие

не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что,

безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает

безработицу.

Индикаторы труда в России в 1992—1999 гг.

|Показатели |1992 г. |1995 г. |1997 г. |1999 г. |

|1. Численность занятых в |72,1 |67,1 |85,8 |83,7 |

|экономике, млн. чел. | | | | |

|2. Среднемесячная |6000 |430 |599,3 |975,7 |

|заработная плата, руб. | | | | |

|3. Численность |3,7 |5,7 |7,9 |9,0 |

|безработных (по | | | | |

|методике МОТ), млн. чел. | | | | |

|Показатели |2000 г. |2005 г. |

|1 . Трудовые ресурсы |88,2 |91 |

|2. Экономически активное население |75,8 |78,5 |

|3. Запятые в экономике |68,3 |70,5 |

|4. Учащиеся |5,6 |5,8 |

|5. Запятые в домашнем хозяйстве, | | |

|военнослужащие и служители |7 |7,2 |

|религиозного культа | | |

|6. Незанятые трудовой деятельностью и |7,5 |8 |

|учебой | | |

|В том числе имеющие статус |3 |3,2 |

|безработного | | |

|7. Удельный вес незанятых в |9,9 |10,2 |

|численности экономически активного | | |

|населения, % | | |

|В том числе имеющие статус |4 |4 |

|безработного | | |

Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства

сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад

производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и

адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям. Однако ожидаемые

процессы не происходят.

Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и

сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных

отпусков и частичная занятость (работа в течение неполного рабочего

времени). Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее

возрастают по мере свертывания производства.

Следует иметь в виду, что квалифицированные работники с таких

предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня

производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед

проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу

же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень

потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую

проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих

мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием

содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование рыночной экономики — сложный, противоречивый процесс.

Рыночная экономика может разрушительно воздействовать на общественные

структуры (вспомним мировой кризис 30-х годов XX в.), и тогда необходимо

вмешательство государства. Чрезмерное же огосударствление экономики

вызывает обратную тенденцию, характерную для преобразования современного

российского общества.

Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны,

вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой — порождает

социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост

цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и

соответствующее развитие их субъектов. Поэтому программа экономических

реформ в России должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику

и следующие элитные задачи формирования рыночной экономики в России:

1) разгосударствление экономики, приватизация, развитие

предпринимательства; поиск и использование резервов и возможностей;

2) формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных

связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития

предпринимательства;

3) демонополизация экономики и устранение организационных структур,

сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих

развитию рынка;

4) постепенное ограничение государственного контроля над ценами, переход к

свободному ценообразованию;

5) осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики,

направленной на ограничение денежной массы в обращении;

6) создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения,

облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;

7) осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая,

опираясь преимущественно на экономические методы, обеспечила бы необходимые

структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной

переориентации.

Таким образом, экономические реформы в России должны быть «настроены» на

человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности.

Список литературы

1. Общая экономическая теория. Баликов В.З. - Новосибирск 1998 г.

2. Основы экономической теории. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. 1999 г.

3. Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание

перераб. И дополненное. М., 2000 г. - Козырев В.М.

4. Теоретическая экономика. Политэкономия. Под. ред. Г.П. Журавлёвой и

Н.Н. Мильчаковой. – М., 1997 г.

5. Основы учений об экономике. Зайдель Х., Геммен Р., - М., 1997

6. Экономическая теория: учебное пособие. Борисов Е.Ф. – М., 1999 г.

7. Рыночная система и её функционирование. Макконелл К.Р., Брю С.Л.

8. Микроэкономика. Рубенфельд Д. и Пендайк Р., М., -1993

9. Рынок – микроэкономическая модель. – С.П. 1998. Долан Э.Д., Линдсей

Д.Е.

10. Экономика труда. Рощин С.Ю., Разумова Г.О.

11. Экономика: учебник. Под ред. доц. А.С. Булатова. М., -1996

Журналы:

12. Вопросы статистики № 2,6,7, Основные социально-экономические

показатели, 2001г., с.77-79

13. Экономист № 4, Р. Сейтмуратов, И. Юлдашев,Стимулирование

производительности труда, 2001г., с.55

14. Управление персоналом № 12, Е.Комаров ,Человек и труд и его

заработная плата, 2000г., с.33

15. МЭИМО № 7, Вишневская Н., Проблемы и перспективы рынка рабочей

силы, 2000г., с. 20

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.