бесплатно рефераты
 

Российская модель рыночной экономики

аукционах, «нацеленные» на определенные и потому невиданно обогатившиеся

структуры; форсированная приватизация государственного имущества или вовсе

бесплатно, или практически за бесценок - по балансовой его оценке с учетом

износа; отсутствие в течение ряда лет после либерализации

внешнеэкономической деятельности эффективного валютного контроля,

превратившего эту сферу экономики и деятельность многих банков в способ

нелегального перевода экспортной валютной выручки за рубеж, что на многие

десятки (а может быть и на сотни) миллиардов долларов сократило

воспроизводственный потенциал российской экономики и на столько же

обогатило ловких дельцов; аналогичная бесконтрольность в отношении

бюджетных средств (средств налогоплательщиков), доверяемых исполнительной

властью так называемым уполномоченным банкам и «прокручиваемых» ими во

всякого рода спекуляциях, в том числе и валютных.

Все это не просто цепь случайных ошибок, а определенная линия на решение

приоритетной задачи укрепления складывавшегося политического режима и

сохранения правых радикалов у власти. Ради этого предпринимались и другие

экономические акции. Например, резкое увеличение бремени государственного

долга посредством выпуска ГКО и других государственных заемных обязательств

ради получения финансовых ресурсов для выборов 1995 и 1996 гг. А

активизация мер по преодолению задолженностей государства по заработной

плате, пенсиям и пособиям также обычно связана с предвыборными периодами

ради привлечения электората на сторону «партии власти».

Сейчас видно, что приоритет политических задач и праворадикальных

идеологических критериев перед экономическими задачами и критериями - одна

из основных причин катастрофических для народного хозяйства и большинства

населения итогов так называемого демократического правления в России с 1990

г. и рыночных экспериментов в стране с 1992 г.

Сегодня же предстоит включить истинный вектор экономического

реформирования - повышение эффективности производства и хозяйствования,

рост благосостояния населения. Всякий размен экономических целей и

критериев на политические выгоды должен быть исключен. Более того, развитие

политических процессов следует в конечном счете подчинить интересам

экономики, прежде всего задачам ее выведения из кризиса. Этому способны

послужить, в частности: выстраивание единой властной вертикали по всем

уровням государственной иерархии; преодоление националистистическо-

сепаратистских тенденций; налаживание подлинно союзнических стратегических

отношений в рамках СНГ и с постсоциалистическими странами Европы и Азии;

восстановлению доверия международной общественности к России как

демократическому миролюбивому государству.[7]

Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг

3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии

Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора

целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз

ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют

параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые

для преодоления нового обострения системного кризиса.

Первое направление — повышение уровня и качества жизни основной массы

населения.

В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной

стратегии по целому ряду причин. С одной стороны, уход от сегодняшней

ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже

прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий

капитал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества

и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и

предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния

необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую

экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный

спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных

товаропроизводителей.

В конечном счете за десять лет требуется создать российский «средний

класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не

ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения.

Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами

ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких

условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с

сегодняшним в 1,8 раза.

Второе направление — резкая активизация инвестиций для качественной

модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания

сырьевой базы экономики. Для того, чтобы сохранить необходимые

производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного

обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза.

При этом необходимо:

. расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за

счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;

. перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;

. обеспечить структурный маневр инвестициями в пользу обрабатывающей

промышленности и сельского хозяйства;

. восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин,

технологического оборудования), максимально задействовав имеющийся

инновационный и технологический потенциал.

Третье направление — обеспечение военной безопасности страны. Уровень

прогнозируемых в период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также

требования военно-технологической безопасности требуют увеличения расходов

на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до

175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает,

в частности:

. поддержание численности вооруженных сил, необходимой для ведения одного-

двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах

военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не

менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного

военнослужащего в 45 тысяч рублей);

. значительное увеличение в структуре военного бюджета доли инвестиционной

компоненты — закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР,

капитального строительства. Модернизация вооружений четвертого поколения,

доработка и начало закупки образцов пятого поколения для отдельных видов

войск (авиация, танковые войска), начало разработки вооружений шестого

поколения потребуют увеличения расходов на инвестиционные статьи военного

бюджета как минимум в три раза.

Четвертое направление (поддержание и развитие социальной инфраструктуры,

обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала». Для того, чтобы

сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование,

здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение

необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление

государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум

на 40%.

Пятое направление — сохранение и развитие инновационного потенциала.

Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего,

стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это

может

быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и

развертывания технической реконструкции производственного аппарата на базе

новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет

высокое инновационное наполнение.

В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее

десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП

(1989-1990 годы) до 0,6-0,8% Для того чтобы обеспечить нормальное

функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы

должны быть увеличены не менее, чем втрое.

Шестое направление — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для

того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь

возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам

в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие,

необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на

уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала

как минимум вдвое.

Реализация отмеченных шести целевых направлений определяет параметры

необходимого увеличения объема ВВП — на 60-65%. Другими словами, если мы

хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже

в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее

росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддерживая такой режим в

течение восьми - десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно

решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной

сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной

достаточности, обслуживания государственного долга.

Сложившаяся в период с 1992 по 1998 год модель российской экономики

радикально не соответствует этим объективным требованиям. По многим

конкурентным позициям российская экономика в нынешнем виде уступает не

только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых

товаров. Как показали сценарные расчеты, в долгосрочной перспективе

«потолок» ее роста, определяемый, с одной стороны, предложением

энергосырьевых ресурсов, с другой стороны, возможностями расширения

конечного спроса (потребления, валового накопления, экспорта,

импортозамещения), не превысит 2—3% в год.

Из этого вытекает ключевая объективно заданная цель антикризисной

стратегии на ближайшее десятилетие. Необходимо сформировать новую модель

российской экономики, которая, в отличие от сложившейся, обладает

потенциалом долго срочного динамичного роста, позволяя решать задачи

повышения уровня жизни эффективности и конкурентоспособности, сохранения

целостности и обеспечения безопасности страны.

Данные условия задают одновременно и минимальные границы повышения

эффективности экономики. Экономический рост не может быть равномерным он

будет складываться за счет одновременного увеличения темпов развития

обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в первичных

секторах. Такой режим развития на протяжении длительного времени может

обеспечиваться только за счет мобилизации всех источников повышения

эффективности — структурны» технологических, организационных.

Создание новой модели экономики и выход на траекторию динамичного роста

потребуют изменений основных макроструктурных пропорций.

1. Переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли

импорта в его покрытии. В ближайшие один-два года основным источником роста

со стороны конечного спроса останется импортозамещение, в дальнейшем —

производственные инвестиции, и, в меру ослабления финансовых ограничений,

государственный спрос, во второй половине десятилетия — потребительские

расходы.

2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего —

увеличение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в

неденежных формах расчетов. В течение ближайших пяти-шести лет доля валовой

прибыли товаропроизводителей (без учета банков) в совокупных доходах

экономики должна оставаться стабильно высокой на уровне 30-35%. Необходимо

изменение ценовых пропорций между первичными) и конечными секторами

экономики, и обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в

обрабатывающей промышленности и аграрном секторе.

3. Обеспечение опережающего, по сравнению с конечным потреблением, роста

валовых сбережений и инвестиций. Доля валовых национальных сбережений в ВВП

должна оставаться примерно на уровне 1999 года, вплоть до середины

десятилетия, 28-30%. В последующем она может несколько снизиться. Доля

валового накопления основного капитала должна возрасти с нынешних 16% ВВП

до 18-20% к 2005 году и продолжить свой рост до конца десятилетия (до 20-

23% ВВП) за счет снижения нагрузки на валовые сбережения со стороны вывоза

капитала и других капитальных операций с внешним миром.

4. Изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей

промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматриваемого

периода станут: отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие

импортозамещение; отрасли машиностроения, производящие инвестиционное

оборудование; отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие

обновлять оборудование на современном качественном уровне.

5. Опережающий по сравнению с динамикой производства и инфляции рост

денежной массы с одновременным изменением её структуры в пользу средств на

счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборота денег в

экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных

суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий,

дедолларизация национального хозяйства и повышение склонности населения к

сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы доля

бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к 2005 году и

15-20% к 2010 году.

Формирование качественно новой модели российской экономики предполагает

осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия

сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического развития —

они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии.

Первое — формирование субъекта экономической политики, интересы и

возможности которого соответствовали бы системным целям конструктивной

антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо задать жесткий

формат «правил игры», переводящий взаимодействие ключевых экономических

игроков в конструктивное целеориентированное русло. А это возможно только в

рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп

элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).

Такую консолидацию можно практически обеспечить только одним способом:

превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий критерий для

действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринимателей,

профсоюзов и других) и социальных групп. Конкретные организационные

механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в период с

1997 по 1999 год и были законодательно оформлены в ряде субъектов

Российской Федерации.

Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формирование

крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур.

Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда

задач:

. обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на

внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприятия, как

правило, многократно уступают своим иностранным конкурентам по масштабам

капитала, организационным и ресурсным возможностям и другим критериям;

. создания целостных производственно-технологических комплексов,

восстановления технологической кооперации;

. реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из

эксплуатации устаревших производственных мощностей;

. реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую

реконструкцию производственного аппарата;

. восстановления единой управленческой вертикали, создания партнеров для

государства при формировании и реализации крупных государственных

проектов и программ;

. создания противовеса, препятствующего экономическому сепаратизму

регионов;

. укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.

Третье — создание эффективной вертикали государственной власти, без чего

невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних

российских условиях формула сильного государства включает:

. экономический союз между государством и национальным капиталом,

основанный на единстве цели — преодолении кризиса и достижении

экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности,

развитие партнерских отношений между государством и крупными

корпорациями);

. социальную ответственность крупного капитала, развитие социального

партнерства;

. реальную ответственность всех уровней власти за поддержание и рост

благосостояния населения;

. безусловное сохранение федеративного формата и территориальной

целостности государства;

. укрепление демократических механизмов контроля за исполнительной властью

и местного самоуправления;

. подавление коррупции и криминализации государственного аппарата.

Четвертое — развитие эффективных механизмов реализации государственной

экономической политики. В настоящее время текущая экономическая политика

государства на федеральном уровне осуществляется преимущественно в двух

формах:

1) принятия нормативных актов, регламентирующих деятельность

экономических агентов;

2) операций Центрального банка, связанных с регулированием денежного

обращения и финансовых рынков.

По мере реализации трех предшествующих условий механизм государственной

экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по

крайней мере, в следующих направлениях:

. превращения федерального бюджета в активный инструмент управления

государственным спросом;

. развития государственного целевого программирования как инструмента

решения системных задач;

. качественного повышения управления государственной собственностью.

Пятое — осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на

усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и

качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование,

здравоохранение, культура, социальное обеспечение).

В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые

задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально

имеющимися ресурсными возможностями. Вторая — сохранить общедоступную

систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими

услуг.

Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить

приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на

снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой

стороны, необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить

строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на

социальные нужды.

Шестое — расширение денежной эмиссии и превращение денежного предложения

в инструмент экономической политики.

В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент

наложено табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную

эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая

позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.