бесплатно рефераты
 

Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации

подчеркивалось “Банки и особенно эмиссионный банк нужно освободить от

политического давления, они должны строиться на принципах разумных

финансов”.[26] Таким образом вопрос о независимости центральных банков был

поднят очень давно и необходим, как гарантия эффективности его

деятельности.

Чаще всего Центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или

образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий

центрального банка не входит в правительство, и его назначение не совпадает

по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производиться

монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на

парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто

она же формально ее и предлагает).

Существенная независимость центрального банка обусловлена его

задачами. Понятно, что правительство озабочено краткосрочными и

среднесрочными перспективами, приближением очередных выборов, и это может

вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства.

Относительно независимый центральный банк должен выступать своеобразным

противовесом.

Действующее законодательство Российской Федерации, как известно

утверждает именно эту норму.[27]

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального

Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России

Государственной Думе означает:

назначение на должность и освобождение от должности

Государственной Думой по представлению Президента Российской

Федерации Председателя Банка России;

назначение на должность и освобождение от должности

Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее

- Совета директоров);

представление Банком России Государственной Думе на

рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

определение Государственной Думой аудиторской фирмы для

проведения аудиторской проверки Банка России;

проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с

участием его представителей;

доклады Председателя Банка России Государственной Думе о

деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового

отчета и основных направлений единой государственной денежно-

кредитной политики).

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,

независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной

власти, органы государственной власти субъектов Российской

Федерации и органы местного самоуправления не имеют права

вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его

законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать

решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.

Банк России представляет Государственной Думе и Президенту

Российской Федерации информацию в порядке, установленном

федеральными законами.

В случае вмешательства в его деятельность Банк России

информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской

Федерации.

Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании

недействительными правовых актов федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Структура верхнего уровня банковской системы

В декабре 1992г. Президентом Российской Федерации был подписан указ

“О Федеральном казначействе”.[28] На основании этого документа образована

единая система органов федерального казначейства Министерства финансов

Российской Федерации и территориальных органов по республикам в составе

Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам

Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного

подчинения), районам и районам в городах.

В целом структура федерального казначейства состоит из ГУФК, на

региональном уровне - 80 управлений федерального казначейства по субъектам

и на локальном уровне - 2011 отделений федерального казначейства.[29]

До 1991 г. бывший Государственный банк СССР с его сетью банков на

местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов бюджета

России.

В результате образования множества коммерческих банков и изменения

функций центрального банка в части исполнения республиканского бюджета в

традиционной форме и объеме происходит сужение возможности

проконтролировать целевое и экономное использование государственных

средств.

Передача функций по кассовому исполнению бюджета из Центрального

банка в казначейство касается передачи учетных операций и безналичных

расчетов, оперативного управления средствами на счетах федерального бюджета

и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.

В результате постоянного увеличения объемов финансирования уже в

середине 1994 г. остро встал вопрос о наделении счетами районных и

городских отделений казначейской системы. В настоящее время открыты счета

этим казначейским органам в учреждениях Центрального банка Российской

Федерации.

Реализация программ создания федерального казначейства должна

принести весомые результаты, которые окупят все затраты на ее становление.

Прежде всего это возможность оперативного управления правительством своими

финансовыми ресурсами в условиях нестабильности экономической ситуации,

полный учет государственных средств, невозможность нецелевого использования

этих средств.

Еще одним важным звеном банковской системы Российской Федерации

является расчетно-кассовый центр

Расчетно-кассовый центр (в дальнейшем - РКЦ) является структурным

подразделением Главного управления Банка России по республике, входящей в

состав РСФСР, автономной области, автономному округу, краю, области,

городам Москва и Ленинград (в дальнейшем - Главное управление).

Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация производятся с

разрешения Банка России на основании приказа начальника соответствующего

Главного управления. В зависимости от числа обслуживаемых организаций,

уровня автоматизации, объема операций, условий связи, территориальной

отдаленности и других факторов могут создаваться районные и межрайонные

РКЦ.[30]

Основные функции РКЦ

1. Основными функциями РКЦ являются:

а) осуществление расчетов между банками и другими кредитными

учреждениями), а также контроль по этим расчетам через корреспондентские

счета, открываемые в РКЦ;

б) хранение ценностей и кассовое обслуживание банков;

в) кассовое исполнение бюджета; организация финансирования

централизованных государственных капитальных вложений за счет средств,

выделяемых из бюджета;

г) проведение операций с ценными бумагами и операций неторгового

характера в иностранной валюте.

2. РКЦ осуществляет расчетное, кассовое и иное обслуживание банков,

а в исключительных случаях (временно) также и других юридических лиц;

выполняет возложенные на него функции в порядке, установленном

(доведенном) Банком России.

Отношения РКЦ с банками и другими юридическими лицами по их

обслуживанию носят договорный характер.[31]

В РКЦ открываются корреспондентские счета банкам, счета по учету

доходов и расходов бюджета, пенсионного фонда, фонда стабилизации

экономики и других фондов, переводные счета предприятиям Минсвязи,

Госстраха, Сбербанка, счета бюджетным организациям, а также счета,

временно открываемые другим юридическим лицам.[32]

В РКЦ могут открываться корреспондентские субсчета филиалами банков

с согласия Главного управления, в котором открыты счета этим банкам.[33]

На РКЦ возлагаются функции по хранению ценностей резервных фондов

денежных билетов и монеты (в дальнейшем - резервные фонды) и оборотной

кассы, а также по кассовому обслуживанию банков и других юридических

лиц.[34]

В РКЦ с разрешения Банка России создаются резервные фонды

денежных билетов и монеты...

... Банк России определяет сумму (лимит) резервных фондов и оборотной

кассы для Главного управления в целом. Размер (лимит) резервных фондов и

оборотной кассы для конкретного РКЦ определяется Главным управлением в

установленных Банком России пределах.[35]

РКЦ организует и осуществляет кассовое исполнение государственного

бюджета, организует учет доходов и расходов местного, республиканского и

союзного бюджетов, составляет отчетность по кассовому исполнению бюджета и

представляет ее в установленном порядке Главному управлению, а также другим

органам.

Межрайонный РКЦ организует в обслуживаемых районах на договорных

началах работу по кассовому исполнению государственного бюджета через

банки, находящиеся в соответствующих районах данного региона.

РКЦ осуществляет кассовое исполнение по приходу и расходу фондов

стабилизации экономики, пенсионного фонда и других фондов, создаваемых по

решению органов государственной власти и управления.[36]

РКЦ по поручению Главного управления осуществляет операции,

связанные с реализацией облигаций государственных займов, казначейских

обязательств и других государственных ценных бумаг, их погашением и

выплатой процентов по ним.[37]

Схема департаментов и служб Банка России[38]

[pic]

Глава 3

Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка и банковский

надзор

1) процентные ставки по операциям Банка России;

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных

ставок по различным видам операций или проводить процентную

политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка

России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России

осуществляет свои операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на

рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.[39]

Динамика изменения процентной ставки [40]

(ниже данная таблица изложена графически)

|дата введения |процентная ставка |

|29/12/91 |20 |

|10/04/92 |50 |

|23/05/92 |80 |

|30/03/93 |100 |

|02/06/93 |110 |

|22/06/93 |120 |

|29/06/93 |140 |

|15/07/93 |170 |

|22/09/93 |180 |

|15/10/93 |210 |

|29/04/94 |205 |

|17/05/94 |200 |

|02/06/94 |185 |

|22/06/94 |170 |

|29/07/94 |155 |

|22/08/94 |130 |

|12/10/94 |170 |

|17/11/94 |180 |

|06/01/95 |200 |

|16/05/95 |195 |

|19/06/95 |180 |

|24/10/95 |170 |

|01/12/95 |160 |

|10/02/96 |120 |

| | |

[pic]

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке

России (резервные требования);

Один из основных экономических методов регулирования объема

находящейся в обращении денежной массы является определение норм

обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками или кредитными

учреждениями в Центральном банке России.

Депонирование части средств, привлеченных коммерческими банками или

кредитными учреждениями, в фонде обязательных резервов имеет целью

обеспечение денежно-кредитного регулирования путем поддержания на

определенном уровне денежной массы в обращении.

Через депонирование средств в фонде обязательных резервов

коммерческие банки или кредитные учреждения содействуют выполнению

Центральным банком России основных направлений денежно-кредитного

регулирования и осуществлению антиинфляционных мер.

Нормы обязательных резервов, в соответствии с которыми коммерческие

банки и кредитные учреждения депонируют средства в фонде обязательных

резервов, устанавливаются Советом Директоров Банка России в зависимости

от сроков привлечения средств и депозитов.

Размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России,

устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств,

привлеченных коммерческим банком или кредитным учреждением.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20

процентов обязательств кредитной организации и могут быть

дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно

изменены более чем на пять пунктов.[41]

В случае нарушения коммерческим банком или кредитным учреждением

установленных сроков и полноты депонирования средств в фонде обязательных

резервов учреждение Банка России взыскивает с него штраф в размере одного

процента уставного капитала, но не более ста тысяч рублей в порядке,

установленном статьей 24 Устава Центрального банка РСФСР (Банка России).

Кроме того, в случае неоднократного (два и более раз в течение

полугодия) невыполнения требований о своевременном и полном

перечислении средств в фонд обязательных резервов учреждение Банка России

может:

- прекратить предоставление таким банкам или кредитным учреждениям

централизованных кредитных ресурсов;

- повысить норму обязательных резервов, депонируемых в Банке России,

но не более чем на 10 пунктов;

- иные санкции, предусмотренные законодательством.[42]

При отзыве лицензии на совершение банковских операций

депонированные в Банке России средства используются для погашения

обязательств кредитной организации перед вкладчиками и

кредиторами.

В соответствии с решением Совета директоров Банка России начиная с

регулирования на первое мая 1995 года устанавливаются следующие нормы

отчислений в фонд обязательных резервов: по счетам до востребования и

срочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней - двадцать

процентов, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней -

четырнадцать процентов, свыше 90 дней - десять процентов, по средствам на

счетах в иностранной валюте - один и пять десятых процента.[43]

3) операции на открытом рынке;

Под операциями на открытом рынке понимаются купля -

продажа Банком России казначейских векселей,

государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг,

краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее

обратной сделки.[44]

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом

директоров.

Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской

Федерации по обслуживанию, дилера а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает “организационную” сторону

функционирования рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций:

проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов,

перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов

Российской Федерации. роме того он активно участвует в работе рынка ГКО в

качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное

экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые

происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с

текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от

операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание

определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет

привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

4) рефинансирование банков;

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России

банков, в том числе учет и переучет векселей.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются

Банком России.[45]

Данные аукционов рефинансирования в 1994г.[46]

| |29.0|26.0|24.0|30.0|27.0|31.0|28.0|28.1|29.1|28.1|

| |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |0 |1 |2 |

|Количество | | | | | | | | | | |

|коммерческих |295 |223 |178 |159 |158 |90 |38 |88 |67 |93 |

|банков, принимавших| | | | | | | | | | |

|участие в аукционе | | | | | | | | | | |

|Общий объем | | | | | | | | | | |

|аукционного кредита|175 |190 |150 |160 |120 |100 |100 |150 |50 |70 |

|(млрд. руб.) | | | | | | | | | | |

|Сумма |116.|107.|80.6|114.|120 |73.1|19.8|106.|48.6|66.4|

|предоставленных |0 |0 | |1 | | | |2 | | |

|кредитов (млрд. | | | | | | | | | | |

|руб.) | | | | | | | | | | |

|Средняя |214.|207.|191.|141.|90 |120.|130.|170.|150.|181.|

|окончательная |4 |2 |1 |8 | |5 |4 |1 |2 |6 |

|процентная ставка | | | | | | | | | | |

Объединив эти данные с данными процентной ставки Центрального банка

на момент проведения аукциона рефинансирования, взятую из справочной

системы “Гарант” можно построить следующий график:

Объемы аукционных кредитов рефинансирования, суммы предоставленных

кредитов, средняя окончательная процентная ставка и процентная ставка Банка

России в 1994г.

[pic]

В 1995 году рефинансирование коммерческих банков осуществлялось в

соответствии с совместным Заявлением Правительства и ЦБ РФ об экономической

политике на 1995 г. Кредиты коммерческим банкам предоставлялись прежде

всего путем проведения кредитных аукционов на конкурсной основе. В 1995 г.

проведено 12 таких аукционов, в которых участвовало 319 банков[47]. Всего

было предоставлено кредитов на сумму 538 млрд. руб. по ставке от 90 до 204%

годовых.[48]

Вместе с тем нередки случаи, когда аукционные кредиты погашаются

через счета просроченных ссуд, что отрицательно влияет на объем выделяемых

кредитов. Размер просроченной задолженности на протяжении года составлял 40-

67 млрд. руб., что составляет объем одного аукциона.[49]

5) валютное регулирование;

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля -

продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для

воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.[50]

Политика Банка России на внутреннем валютном рынке осуществлялась в

контексте принципов денежно-кредитного регулирования реализуемых Банком

России в соответствии с Совместным заявлением Правительства и Центрального

банка Российской Федерации “Об экономической политике на 1996 г.”

Основными задачами, на решении которых было сосредоточено внимание

Банка России, являлись:

1. Активное использование обменного курса рубля в качестве

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.