бесплатно рефераты
 

Регулирование заработной платы

Регулирование заработной платы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

по дисциплине:

политика доходов и заработной платы.

Тема: Регулирование заработной платы и политика доходов

Студентка: Кощеева М.А.

Специальность: НЭ

Курс: 2

Группа: 4

Руководитель работы:

Балашова Н.В.

Оценка работы

——————————/ Н.В.Балашова/

«_____» декабрь 1998 год

г. Москва

1998г.

Оглавление

Введение 3

Политика доходов 8

Доходы населения 8

Распределение доходов 9

Неравенство доходов 10

Перераспределение доходов 12

Мрачная картина бедности 12

Особенности распределения доходов в России 13

Регулирование заработной платы 13

Сущность заработной платы 14

Прожиточный минимум 17

Минимальный размер оплаты труда 18

Единая тарифная сетка 18

Заработная плата при переходе к рыночной экономике 19

Основные принципы регулирования заработной платы 23

Государственное регулирование заработной платы 25

Программа социальных реформ 25

Заключение 29

Литература 30

Введение

Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и

противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии.

Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в

большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства?

Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций.

Сторонники одной из крайних позиций доказывают нам, что большее равенство

является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы

противоположной точки зрения предупреждают нас о том, что "стремление к

равенству" подорвет систему и приведет ее к гибели.

Для измерения неравенства в доходах широко используется статистический

прием деления населения на равные доли — децили и квинтели (1/10 и 1/5

части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление между

собой доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по

децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни

концентрации покупательной способности населения.

В 80-е годы произошли изменения в распределении доходов по группам

мирового населения. Нижние пять децилей повысили свою долю в доходах,

главным образом, благодаря быстрому росту доходов в КНР и Индии, учитывая

их место в мировом населении. По мере того как КНР переходила из первой

децили в более высокую, темпы роста доходов в первой децили замедлились. В

начале 90-х годов эта дециль определялась населением Тропической Африки и

Бангладеш. Верхний дециль мирового населения увеличил свою долю в доходе в

связи с относительно высокими темпами экономического роста в США и Японии.

В связи с уменьшением доходов на душу населения шестая-девятая децили

уменьшили свою долю примерно на 5 пунктов. Седьмая дециль, включающая

население стран со средним уровнем дохода, главным образом страны Латинской

Америки, потеряла примерно 1 пункт. В девятой дециле сосредоточено

население нефтеэкспортирующих стран, их доля в мировом доходе сократилась

на три пункта — с 27 до 24%.

В целом верхние и нижние децили увеличили свою долю, а средние группы

сократили. Различия между децилями остаются существенными. Несмотря на

существенный рост в пяти нижних группах мирового населения доход на душу

населения там не превышает 10% от среднемирового уровня, но только 1, 25%

дохода на душу населения в верхней группе.

По другим подсчетам, при делении мирового населения на пять групп по

20% доля мирового дохода, приходящаяся на богатейший квинтель, увеличилась

с 1965 по 1990 гг. на 14 процентных пунктов и достигла 83% в 1990 г. В 1965

г. средний доход на душу населения в богатейшем квинтиле был в 31 раз

больше дохода в низшем квинтеле, а в 1990 г. уже стал в 60 раз больше. Доля

других квинтелей сократилась.

Градация получателей доходов показывает значительно более глубокое

имущественное неравенство в развивающихся, чем в западных странах. Разрыв

между беднейшими и богатейшими 20% населения составлял почти 7 раз, а в

развивающихся странах — 10, 6 раза. В начале 90-х годов разрыв между

беднейшими и богатейшими группами несколько сократился в промышленно

развитых странах, а в развивающихся странах остался на прежнем уровне. Доля

беднейшего квинтеля населения в богатейших странах ненамного превосходила

подобную группу в беднейших странах.

Таблица 1.

Распределение дохода семей, в %

| |20% беднейшего населения |20% богатейшего населения |

| |60—70-е|80-е |90-е |60-70-е |80-е |90-е |

| | |годы |годы |годы |годы |годы |

| |годы | | | | | |

|Наименее | | | | | | |

|Развитые |2,6-10,|4,8-9,3 |2,1-9,7 |42,2-60,|39,0-56,|39,3-62,|

|Страны |4 | | |4 |1 |3 |

|Страны со | | | | | | |

|Средним |1,9-6,6|2,4-9,8 |2,1-8,7 |49,4-66,|39,4-62,|35,4-67,|

|Доходом | | | |6 |6 |5 |

|Промыш-ленн| | | | | | |

|ые |3,8-8,7|5,1-8,7 |5,1-8,7 |37,0—50,|36,0-44,|36,0-47,|

|Страны | | | |3 |7 |0 |

Источник: World Development Report. 1984, 1990, 1997.

Если неравенство доходов в промышленно развитых странах Запада имеет в

основном двухполюсный характер, то в развивающихся странах существует

многочисленная социальная стратификация. Она проявляется по многим линиям,

включая социальные слои, город и сельскую местность, современные и

традиционные секторы производства, этнические группы, отсталые и развитые

районы. Внутренний состав различных по уровню дохода групп, особенно с

низкими доходами, в развивающихся странах в отличие от промышленно развитых

государств практически не меняется. Бедность там оказывается застойной.

В развитых странах Запада в течение длительного исторического периода

произошло снижение уровней неравенства. В развивающихся странах по мере

увеличения дохода на душу населения происходило усиление неравенства в

распределении богатства. В странах Латинской Америки неравенство в

распределении доходов на нижних и верхних этажах пирамиды в 60— 70-х годах

было более глубоким, чем во всех развивающихся странах. На долю самых

бедных 20% населения приходилось 3—2, 5% доходов, а самых богатых 5%

населения — 30—33% доходов, т. е. разрыв составлял 11—12 раз. В 90-е годы

во многих странах Латинской Америки доходы 20% богатого населения в 15 раз

превышали доходы низшего квинтеля, а в Бразилии — в 31 раз (1992 г.). Такие

же тенденции отмечались в странах с относительно низким уровнем дохода. В

целом, общие направления изменений в распределении доходов в странах

Третьего мира не подтверждают тезис С. Кузнеца о том, что неравенство в

распределении доходов на ранних стадиях развития увеличивается, а затем

начинает сглаживаться.

Сохранение, а в целом ряде стран углубление неравенства не меняет

имущественного положения значительной части населения. Неизменная или

понижающая доля низших групп в доходах иногда сопровождается сокращением их

доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения доходов как между

странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из

острых противоречий в мире.

Необходимо также отметить, что заработная плата является самой важной

ценой в экономике; это единственный (или главный) источник дохода. В самом

деле, около 75% национального дохода составляет заработная плата и

жалованье. Так же как и политика доходов регулирование оплаты труда имеет

свои противоречия. Так, например, заработная плата имеет тенденцию к

дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности, условиям

труда и самим индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в США,

чем в Китае или России; они в целом выше на севере и на западе России, чем

на юге страны; шахтеры в целом получают больше, чем трактористы; учителя

государственных школ имеют заработную плату ниже, чем учителя частных

заведений; бухгалтер одного предприятия может зарабатывать больше, чем

бухгалтер другого предприятия. Ставки заработной платы дифференцируются

также по полу и расовым признакам.

Таким образом, вопрос регулирования заработной платы в странах с

рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на

макроуровне, так и на хозяйственном уровне.

На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста

жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в

конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества

жизни в целом.

На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции

хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации

заработной платы.

Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости

проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов

регулирования заработной платы.

В нашей стране эти вопросы особенно актуальны в связи с переходом к

рыночной экономике. Экономический кризис, начавшийся в России в августе

нынешнего года, резко обострил вышеуказанные противоречия в области

регулирования заработной платы и политики доходов

Так, по статистическим данным (Экономической экспертной группы при

Департаменте макроэкономической политики МФ РФ), приведенным в Диаграмме 1,

в сентябре реальная заработная плата уменьшилась (по сравнению с июлем)

более чем в три раза. Правда, в октябре наблюдалось частичное

восстановление реальных доходов населения после их обвала на 23% в

сентябре. Среднедушевой денежный доход повысился с 973 руб. в сентябре до

1093 руб. в октябре (т.е. на 12,4%). Таким образом, рост доходов опережал

темпы инфляции, что обеспечило рост реальных располагаемых доходов на 7,4%

по сравнению с уровнем сентября. Тем не менее, сохраняется значительное

отставание реальных располагаемых доходов от соответствующего периода

прошлого года. Такое отставание составило 26,9% для октября и 14,0% в целом

за десять месяцев.

С другой стороны, размер средней зарплаты уменьшилась в октябре даже в

номинальном выражении. Начисленная месячная зарплата составила 1065 руб.,

снизившись на 3,0% по отношению к сентябрю. С учетом инфляции это

соответствует падению зарплаты в реальном выражении еще на 7,2% от уровня

сентября; ее реальное снижение по сравнению с октябрем 1997г. составило

34,1%.

В использовании доходов населения произошло частичное восстановление

прежней (докризисной) структуры. Доля расходов на покупку товаров и оплату

услуг, достигавшая в сентябре 95%, снизилась до 82,4% (в первом полугодии

эта доля составляла 76%). После наблюдавшегося в августе-сентябре

крупномасштабного “проедания” сбережений доля доходов, направляемых на

организованные сбережения, вновь стала положительной, хотя и оставалась

очень низкой (1,0%). Практически не изменилась по сравнению с сентябрем

доля средств, использованных на покупку валюты (6,1%). Несколько возросла

доля доходов, использованных на прирост денег на руках у населения (4,8%).

Это говорит о некотором восстановлении доверия к рублю в условиях

снизившейся инфляции.

Диаграмма 1.

[pic]

Источник: Обзор экономических показателей от 15 декабря 1998 года.

Экономическая экспертная группа департамента макроэкономической политики МФ

РФ.

В октябре остановился процесс резкого падения остатков вкладов

населения в банках. Сумма рублевых вкладов, по предварительным данным,

выросла на 0,5% (после падения на 15,5% за два предыдущих месяца). При этом

продолжился интенсивный отток вкладов из коммерческих банков (остатки

сократились на 13,0%), тогда как в Сбербанке сумма на счетах увеличилась на

4,2 млрд. руб. (3,8%).

В реальном выражении (с учетом инфляции) остатки рублевых сбережений

населения продолжали сокращаться: их реальный уровень в целом по всем

банкам уменьшился за октябрь на 3,8%.

На нынешней стадии кризиса оказались затронуты все слои населения.

Причем Индекс Потребительских Настроений (данные подготовлены группой “ИПН-

Россия” при Министерстве Финансов РФ и Казначействе США по мониторингу,

заказанному ВЦИОМу) снизился во всех доходных группах примерно в равной

степени. Это явилось, прежде всего, результатом роста цен на

потребительском рынке. Но в высокодоходных и среднедоходных группах по

сравнению с низкодоходной группой усиливается пессимизм в оценках

общеэкономических перспектив (Индекс Экономических Ожиданий в

высокодоходной и среднедоходной группах снизились на 18% и на 23%

соответственно, по сравнению с июльским замером). Возможно, из

предположения, что развитие кризисных процессов, прежде всего, затронет

сферу экономической деятельности в этих группах здесь также в большей

степени снизились оценки материального положения в ближайшие 12 месяцев.

Рисунок.1. Индекс потребительских настроений по доходным группам

респондентов в 1996- 1998 гг.

Аналогичные тенденции наблюдаются в группе респондентов моложе 30 лет

и средневозрастной группе. Менее остро воспринимают перспективы развития

ситуации в старшей возрастной группе, хотя именно в этой группе отмечается

наибольшее снижение Индекса Текущего Материального Положения (эта группа

населения более всего пострадала от роста цен на потребительском рынке).

Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить

сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования

заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного

решения.

Политика доходов

Как направление государственного регулирования в экономике – политика

доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и

распределение вновь созданной стоимости.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении

государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной

платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации

приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных

странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных

вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах

проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются

особенности, определяемые:

социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;

степенью и характером вмешательства государства в вопросы

регулирования заработной платы;

традициями заключения коллективных договоров;

социальной напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок

рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных,

социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило,

политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное

регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе

личного и производственного потребления.

Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение

только заработной платы.

Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в

Великобритании, т.к. британское государство пыталось добиться согласованных

действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех

капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические

итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом

политика доходов не проявила себя в качестве эффективного инструмента

экономического управления.

Доходы населения

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и

материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за

определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень

потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Условно, можно провести следующую классификацию доходов:

|По форме |По отношению к |По факторам |По способам получения |

|получения|налогообложению|производства | |

| |и ценам | | |

|Денежные |Номинальные |Заработная плата |Доход от |Доход от |

| | |(номинальная, |формальной |неформальной |

| | |реальная) |экономики |экономики |

|Натуральн|Располагаемые | | | |

|ые | | | | |

| |Реальные |Рента (природные | |Фиктивная |

| | |ресурсы, земля) | |экономика |

| | | | |Вторая |

| | | | |экономика |

| | |Наука | |“Черная” |

| | | | |экономика |

| | |Процент / капитал | | |

| | |(ссудный доход на | | |

| | |собственную прибыль | | |

| | |корпораций: | | |

| | |-номинальная ставка | | |

| | | | | |

| | |- реальная ставка) | | |

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде

оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности,

пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде

процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Натуральный доход включает прежде всего продукцию, произведенную

домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо

от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.