бесплатно рефераты
 

Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами

финансовом, техническом отношении, в поиске иностранных партнеров по

совместным предприятиям, резервировании сегментов рынка для малого бизнеса,

подключении небольших фирм к крупным в качестве субподрядчиков и т. д.

В условиях социальной рыночной экономики существует конкуренция не

только между отдельными предприятиями-фирмами, но и между разными правовыми

формами предприятий. Наряду с частными фирмами существуют государственные

предприятия и предприятия со смешенной формой владения, а также свободные

предприятия общественного пользования и общественно государственные

предприятия. Экономика Германии построена так, что конкуренция является

основополагающим элементом развития страны. Ограничения свободы занятия

промыслом допустимо лишь в исключительных случаях во имя уважения прав

третьих лиц, конституционного порядка или для соблюдения правил хорошего

тона. Государственные предприятия и фирмы со смешенной экономикой

встречаются прежде всего в сферах снабжения и транспорта, в кредитно-

финансовых сферах и страховом бизнесе, в строительстве и землепользовании.

Эти предприятия нередко используются как инструмент социальной политики.

Например, для обеспечения общедоступности как газа и электроэнергии, так и

любым видом транспорта германское правительство устанавливает свои

доступные для потребителя цены. Но доля государственных предприятий в ФРГ

невелика и составляет 11,3 % от вновь созданной стоимости предприятий всех

секторов экономики. 3. Отрасли и предприятия, работающие на экспорт,

считаются главным двигателем прогресса каждой страны. В Японии и Южной

Корее разного рода стимулы введены, чтобы поощрить бизнес наращивать

экспорт:

1) финансовые субсидии. Экспортно-импортный банк представлял кредит под

ведение экспортных операций, которые имеют длительный период оборота

капитала;

2) иностранная валюта. Предоставлялась фирмам усиленно работающим на

экспорт, на чрезвычайно выгодных условиях для покупки оборудования,

предназначенного для выпуска экспортной продукции;

3) широкое использование налоговых льгот, льготы по налогообложению доходов

корпораций, пониженные импортные тарифы на сырье и запасные части для

компаний, работающих на экспорт и некоторые другие;

Эти меры во многом способствовали быстрому росту экспорта. Структура

экспорта конечно же менялась, становясь все более сложной от экспорта

полуфабрикатов к готовым изделиям, наукоемких технологиям.

Внешнеэкономическая политика Германии построена на надежном и четком

порядке, который призван регулировать конкуренцию в конкретной стране. Это

будет способствовать отрыву германских предприятий в области цен и качества

по сравнению с народным хозяйством других стран. А это значит, что

предприятия Германии смогут лучше приспособиться к изменениям

внешнеэкономических параметров, например, к меняющимся курсам валют или

ценам на внешнеторговые товары.

4. Что же касается отношений к импортерам, то политика Южной Кореи и Японии

во многом отличается от Германии. В Южной Корее как н в Японии внутренний

рынок был первоначально закрыт для иностранных производителей при помощи

комбинации тарифных и нетарифных барьеров. Но сейчас наблюдается

либерализацию импорта. Каждый год ряд позиций в товарной структуре импорта

освобождается от запретительных тарифов, хотя и ясно, что темпы этой

либерализации достаточно медленны. Политика Южной Кореи направлена на

стимулирование притока иностранного капитала и технологии в страну при

достаточно ограниченных мерах по либерализации валютного контроля. Формула

здесь следующая: как можно больше зарабатывать валюты путем экспорта

товаров, как можно меньше допускать утечки капиталов путем ограничения

доступности товаров иностранного производства на внутреннем рынке.

Политика, проводимая правительством ФРГ, также основана на расширении

мировой торговли. Но внешнеторговая деятельность построена на свободной

конкуренции как внутри страны, так и извне. В настоящее время импортные

ограничения распространяются главным образом на продукты сельского

хозяйства и пищевой промышленности, а также на ряд изделий текстильной

промышленности. Начиная с 1^58 г., более чем на 95° о либерализирован

ввоз товаров из стран Организации экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР) и стран, входящих в долларовую зону. Свободен от каких-либо

ограничений оборот услуг во всех отраслях, за небольшим исключением в

области страхования имущества. 5. Но глубокое развитие экспорта и

практически полная либерализация импорта в Германии может привести к

неконкурентоспособности предприятий страны, если они не будут

совершенствовать свою технологическую базу. Деятельность государственного

сектора обеспечивает улучшение показателей работы корпораций. Делается это

либо через систему льготных тарифов на услуги государственных предприятий,

либо путем непосредственной передачи в частные руки результатов работы

государственных учреждений (разработок, документации, технологий).

В Южной Корее, эта проблема решается следующим образом: при поддержки

правительства происходит структурная перестройка, переход к отраслям с

высокой технологией. Японцам потребовалось много времени, чтобы

сформировать всю необходимую инфраструктуру и создать другие предпосылки

для развития наукоемкого сектора.

Государственное регулирование экономики в Японии и Южной Корее

выступает в виде комплекса законодательных, административных, экономических

действий правительства, нацеленных на гармоничное развитие национальной

экономики и объединенных единой, четкой политикой. В отличие от этих стран

Германия сосредотачивает свои усилия по регулированию экономики на рычагах

денежно-кредитной политики.

Одной из главных функций японского государства на протяжении всего

послевоенного периода были и остаются сегодня составление программ

экономического развития, то есть выработка общих направлений развития

экономики страны на перспективу (5-10 лет), и последующая реализация этих

программ в реальной экономической политике.

В Японии для разработки экономических программ создаются специальные

консультативные советы различного уровня. Это крупные координирующие

организации, куда входят государственные чиновники, ученые, представители

деловых кругов, профсоюзов, союзов потребителей, средств массовой

информации. Такие советы регулярно в течение года проводят общие встречи и

совещания, в которых участвуют обычно более 100 человек. Принимаемое в ходе

обсуждения решение в конечном итоге отражает мнение народа. Со стороны

государства за разработку экономических общенациональных программ отвечает

Управление экономического планирования (УЭП).

В сущности, система планирования в Японии и Южной Корее построена

таким образом, что правительство и бизнес находятся в постоянном контакте,

обмениваются информацией, обсуждают имеющиеся проблемы, противоречия и

способы их разрешения в процессе выработки единой общенационально

экономической стратегии. Даже пусть в Корее правительство и самый главный,

но все же партнер по переговорам.

Экономическое программирование в Японии характеризуется рядом

особенностей. Главная из них состоит в том, что официальные программы носят

не директивный, а рекомендательный характер. Но в Корее - государство

является единственным полностью самостоятельным участником, решения

которого обязательны для всех остальных. Влияние правительства в Южной

Корее ощущается на всех уровнях управления, вплоть до отдельной компании,

предприятия и даже цеха. Система стимулов и ограничений столь глубоко

разветвлена в экономике страны, что судьба каждого отдельного предприятия

может в итоге решаться из центра.

Вместе с тем происходит постепенное движение политики в направлении

создания более открытой экономики. Децентрализация в области управления

экономикой началась в Южной Корее во второй половине 70-х гг. как

необходимое условие для либерализации системы государственного

регулирования экономики в 80-е гг. когда была сделана ставка на

приоритетное развитие наукоемкого сектора. В итоге в период с 1988 по 1992

год темп роста ВВП составил 6,8%. Это весьма хороший усредненный

показатель. Что же касается других двух стран, то динамика изменений

среднегодового уровня ВВП (%) представлены в таблице.

| |1998 год |1999год |2000 год|2001 год|

| | | | | |

|Япония |1.1 |1,2 |1,6 |1.3 |

|ФРГ |2,2 |1.1 |2,2 |1,9 |

Табл.1 Темп роста ВВП (%)

Государственное планирование в Японии и Южной Корее, подобно бюджету

ФРГ, позволяют сдерживать или контролировать элементы анархии,

сопровождающие рыночную экономику. Общегосударственные программы выступают

при этом в качестве гарантов стабильности макроэкономических условий, что

позволяет каждому предприятию строить программы своего развития как в

краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Экономико-политическая концентрация социального рыночного хозяйства

Германии направлена на синтез гарантированной правовым государством

свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы

рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и

идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и

социальной справедливостью. Это сочетание целей - свобода и справедливость

-отражается в понятии "социальное рыночной хозяйство".

Основным инструментом государственного регулирования является

налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие

главные цели:

• достижение постоянного устойчивого экономического роста;

• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь

пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так. если

начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и

регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению

экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с

той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать

заработную плату большему количеству людей и снизится конкуренция на рынке

груда. Найти

сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике

государства.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному

хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство

побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности,

удовлетворяющие общественные потребности.

Налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на

привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот

можно рассматривать как форму косвенного субсидирования

предпринимательской деятельности.

В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие

капитал в восточные земли и на границе с ними. Поддерживается налоговыми

льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность.

Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской

местности. Старинные кварталы города Любека, например, были сохранены

благодаря тому, что фирмы, занимающиеся их реставрацией, получили крупные

налоговые льготы.

Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели.

Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и

сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила

необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить

расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-

едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и

регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как

историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько

миллионов марок.

А вот более современный пример по той же Германии — решение с помощью

роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого

увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе

длительной пропагандистской компании о вреде курения.

Налоговая система Японии построена таким образом, чтобы

способствовать развитию корпораций. Средняя ставка налога на юридические

лица в Японии составляет 36,7%. Широко используется система налоговых

льгот. Таким образом стимулируется перекачка капиталов и рабочей силы как в

судостроение, так и в текстильную промышленность.

Поощряется и внешнеторговая деятельность. В Южной Корее, например,

предприятиям-экспортерам предоставлялись широкие льготы любым

начинаниям, любым проявлениям предпринимательской активности.

Особую заботу проявляет японское государство об обеспечении японской

экономики капиталами, поощряя накопления капитала корпорациями и

индивидуальные сбережения. Например, процент со вкладов величиной до 3 млн.

иен освобождаются от подоходного налога. Стимулируется покупка акций

-дивиденды облагаются значительно меньшим налогом, чем отложенные прибыли.

Значительная доля доходов частных корпораций не облагается налогами ради

стимулирования сбережений.

Налоговое законодательство в Южной Корее очень жесткое. Главным

налоговым ведомством является Национальная налоговая администрация,

созданная в 1966 г., с целью увеличения налоговых поступлений в

государственный бюджет. В ее задачи входит также борьба с коррупцией,

ведение дел о правильности уплаты налогов в арбитражном суде. С тех пор

доля налогов в ВНП страны резко возросла: с 8% в середине 60-х гг. до 17% к

началу 90-х гг. и продолжает оставаться примерно на этом же уровне. И дело

тут не только в тщательном сборе налогов, но и в изменении их структуры. В

отличие от большинства других развивающихся стран и новых индустриальных

государств Южная Корея делает основную ставку на прямое налогообложение.

Другой особенностью Южной Кореи является система налогообложения

потребления. Начиная с 60-х в стране существуют очень высокие налоги на

импорт предметов роскоши. Из того же ряда средств и система государственных

монополий. По закону 1972 г. введена государственная монополия на торговлю

сигаретами, предусматривающая крупные штрафы за покупку, продажу и курение

сигарет иностранного производства. И хотя дома состоятельные корейцы и

могут позволить себе импортный табак, на публике этого обычно никто не

делает.

2.2. Проблемы формирования эффективной системы государственного

управления деятельностью предприятий в условиях экономических реформ в

России

На мой взгляд, российскую историю последних лет уходящего века можно

разделить на два периода: время до августовского кризиса 1998 года и после

него. Рассматривая экономическую политику российского правительства,

невольно вспоминается высказывание советских руководителей: "Мы создаем

трудности, чтобы потом их разрешать". Прошло более полувека с тех пор,

когда этот лозунг был в ходу, но история показывает, что с тех пор почти

ничего не изменилось:

число проблем все увеличивается, но разрешать их, похоже, некому.

Этот "воз" проблем тянется еще с того докризисного периода, о котором

теперь мы вспоминаем с наслаждением. Вот почему, говоря о трудностях,

связанных с государственным регулированием деятельности предприятий, нельзя

не сказать о тех, до сих пор не разрешенных, с которыми столкнулась Россия

в злополучном 1998 году.

Корни этих проблем уходят в период зарождения системы коммерческих

банков в России. Изначально банки начинали свою работу в условиях высокой

инфляции. Тогда льготные деньги в виде льготных централизованных кредитов и

относительно недорогих межбанковских кредитов были доступны для многих.

Ставки по рублевым вкладам населения были значительно ниже темпов инфляции,

а полученные кредиты, быстро обесценивались. Все это позволяло банкам

получать высокую прибыль на операциях с иностранной валютой и кредитовании

торгово-посреднической деятельности. С наступлением 1994 года финансовой

стабилизации инфляционный доход, утративший свою привлекательность,

заменился на высокодоходные операции по государственным ценным бумагам.

Доходность ГКО-ОФЗ никак не была связана с процессами, происходившими в

экономике. Процент по ГКО вначале был 20% годовых, затем 40%, а кончилось

все свыше 100% годовых. Конечно же банки не хотели иметь дело с

кредитованием реального сектора экономики и брать на себя риски неплатежей

по кредиту и риск невозврата ссуд.

В этот период многие российские банки начали наращивать свою

задолженность перед иностранными кредиторами, а причиной этому стали

многочисленные форвардные контракты. В 1998 году станет ясно, что банки,

еще жизнеспособные и выполняющие все функции на российском рынке, не в

состоянии платить по проигрышам форвардных контрактов на внешних рынках.

Разразившийся в это время азиатский кризис ускорил развитие ситуации,

Именно полтора года назад проблемы российских банков стали приобретать

конкретные очертания: растущий рынок акций стал стремительно падать, банки

понесли огромные убытки.

Одновременно в тяжелом положении оказалась и промышленность:

выгоднее было импортировать товары, нежели их производить, у предприятий не

находилось средств даже на обслуживание полученных кредитов, не говоря уже

об их возврате. Начала падать ликвидность банковской системы. Рынок ГКО

сотрясали локальные кризисы. Разразился кризис на межбанковском рынке...

О причинах кризиса 1998 года будут говорить еще много. Об одной версии

мне хотелось бы рассказать, В тот год правительство получило очередной

кредит в размере 4 миллиардов 800 миллионов долларов на стабилизацию курса

рубля. Эти немалые деньги поступили на один из счетов правительства в

Центробанке. После чего миллиарды были переведены на зарубежные

корсчета уполномоченных банков (СБС-Агро, Менатеп, Инком, Объединенный банк

и проч.) для того, чтобы те в свою очередь перечислили в российский бюджет

рубли на эквивалентную сумму и тем самым стабилизировали отечественную

валюту. Но суть в том, что банки, получив 4 миллиарда долларов, вместо

живых рублей вручили государству гос.облигации ГКО и ОФЗ, которые к тому

времени превратились в никчемные бумажки и могли использоваться только в

качестве обоев. И тут же крупные банки, провернувшие аферу с кредитом МВФ,

начали моментально банкротиться, переводя капиталы в свои более мелкие

структуры. Сначала Инком, потом СБС-Агро... То есть никто в обиде не

остался -разумеется, кроме российского бюджета и кредиторов из МВФ.

К чему же мы в итоге пришли? А последствия августовского кризиса 1998

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.