бесплатно рефераты
 

Региональная занятость населения

Региональная занятость населения

Министерство общего и профессионального образования РФ

Иркутская Государственная Экономическая Академия

Читинский институт

Кафедра экономики и планирования производства

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине

«Экономика предприятий, фирм и межотраслевых комплексов»

Исполнители Игумнова Е.А ________ ______

(ФИО)

(роспись) (дата)

Группа ГМУ – 97

Руководитель ст. преподаватель Таскаева М.П. ________

(ФИО)

(роспись)

Чита 1999

Содержание

Введение 5

1. Теоретические аспекты 6

1.1. Сущность рынка труда и его значение в жизни общества 6

1.2. Положение рабочей силы на рынке труда 7

1.3. Особенности рынка труда в России 8

2. Положение на региональных рынках труда РФ. 9

3. Рынок труда Читинской области 11

3.1. Макроэкономические факторы, влияющие на рынок труда. 11

3.2. Условия труда 11

3.3. Занятое население 13

3.4. Безработица 14

3.5. Рынок труда в 1999 – 2001 гг. 16

3.5.1. Предложение рабочей силы 17

3.5.2. Спрос на рабочую силу в рамках первичной занятости 19

3.5.3. Трудоустройство в течении года и безработица на конец года 19

Заключение 21

Список литературы: 23

Приложения 24

Введение

Понятие "рынок труда" – весьма сложная и во многом новая для России

категория. Формально началом образования рынка труда в России следует

считать принятие закона о занятости населения РСФСР (1991 г.). в этом

законе впервые зафиксировано право граждан распоряжаться своими

способностями к производительному и творческому труду. Законом определено

право собственности работника на свою рабочую силу в полном объеме:

владение, распоряжение, использование.

Однако для становления полноценного рынка труда недостаточно только

формальных, законодательно принятых актов. Необходимы коренные перемены в

общественных отношениях, прежде всего изменение характера собственности. /

/

Мировой опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать

вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и

демократических общественных институтов. Тоталитарному государству не

столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и в соответствии

с личными интересами людей. Для него значимо другое – иметь население в

безоговорочном подчинении, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что

исключает экономическую и социальную независимость человека. Свободный

рынок труда в таких условиях просто не нужен. Более того, он был бы

серьезной помехой, хотя его антипод – распределение рабочей силы,

обслуживающее принадлежащую государству или квазирыночную экономику, в

научном обиходе тоже именуется "рынком труда"

Положение на российском рынке труда определяется ситуацией на рынке

труда в разных субъектах Российской Федерации.

Вопросы занятости населения в настоящее время приобретают

актуальнейшее значение для любого региона. В связи с этим региональные

особенности процессов социального развития должны найти свое отражение в

государственной политике занятости, что означает прежде всего формирование

системы мер государственного регулирования, направленных на предотвращение

нарастания социальной напряженности в регионах.

Целью данной работы является анализ региональных рынков труда на

примере Читинской области. Центральное место занимают сугубо практические

вопросы, касающиеся современного положения на рынке труда Читинской

области, проблем региональной занятости, а также прогноза дальнейшего

развития рынка труда нашей области.

1. Теоретические аспекты

1.1. Сущность рынка труда и его значение в жизни общества

В самом общем виде под рынком труда понимают «систему общественных

отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей

и продажей». / /

Являясь важнейшим элементом рыночной экономики, рынок труда

представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить

нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая

сила». Этот рынок выполняет функции механизма распределения и

перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и

формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в

соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

Основные элементы этого механизма:

I. Предложение рабочей силы, которое позволяет определить численность и

состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу,

возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим

характеристикам).

К их числу относятся:

1. Высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет

падения объема производства, сокращения финансирования из

госбюджета, трансформации госсектора.

2. Молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на

работу после окончания учебных заведений, а также в результате

отсева учащихся.

3. Лица, освобожденные из мест лишения свободы.

4. Уволенные по причине текучести кадров.

5. Мигранты трудоспособного возраста.

6. Численность незанятого населения, претендующего на рабочие места.

VII. Другим показателем, характеризующим рынок труда, является спрос на

рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

8. От производительности при создании товара (услуги).

9. От рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических факторов происходит сокращение

потребности предприятий государственного сектора экономики в

работниках. Одновременно развитие негосударственного сектора экономики

сопровождается увеличением численности занятых.

III. Следующим показателем, характеризующим рынок труда, является

соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого

показателя определяется тенденция превышения предложения над спросом,

дисбаланс спроса и предложения в целом по области и основным социально-

демографическим группам, вызванный, прежде всего нарушением

хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых

затруднений.

Что касается значения рынка труда, то необходимо отметить, что он, как

локомотив приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, ибо

здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и

отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс –

рабочая сила:

1. Прежде всего, через него обеспечиваются занятость экономически активного

населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается

возможность получения необходимого заработка.

2. Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в

необходимых количествах и должного качества. Рынок является своеобразным

светофором, который показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в

излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке,

переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения

работы. В связи с выше сказанным видно, что рынок труда является важным

источником информации.

3. Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению

профессионального мастерства, повышению их квалификации и

универсализации.

4. Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.

5. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически

активного населения в связи со структурными изменениями в экономике. /

/

1.2. Положение рабочей силы на рынке труда

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и

общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая,

как правило, им заработок (трудовой доход).

Занятые согласно Закону РФ «О занятости населения» считаются граждане:

. работающие по трудовому договору (контракту);

. занимающиеся предпринимательской деятельностью;

. самостоятельно обеспечивающие себя работой;

. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

. выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;

. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

. обучающиеся;

. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с

нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации и так далее.

/ /

Существует три основных принципа обеспечения занятости в период

перехода к рынку.

1. Добровольность и не принудительность труда.

2. Работать там и столько, где и сколько необходимо самому человеку.

3. Свобода выбора географического места приложения труда.

Занятость населения – не только стремление к самовыражению, но и

суровая необходимость обеспечить себе элементарные блага. / /

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть

экономически активного населения не может приложить свою рабочую силу,

становится «излишним» населением.

Безработным в Российской Федерации признаются граждане, которые не

имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях

поиска работы и готовы приступить к ней.

Основной контингент безработных в России – люди пожилого возраста,

женщины, молодежь.

Ожидается, что к 2001 году проблемы безработицы еще более обострятся,

поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу,

должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции. / /

Существует мнение, что безработица – это благо, дисциплинирующее

население, но в современном мире нет страны, где подобная концепция

закладывается в правительственные экономические программы. За безработицу

приходится расплачиваться и правительству и населению.

/ /

1.3. Особенности рынка труда в России

Рынок труда в России только складывается, он формируется в сложных

экономических, социальных и политических условиях. Все это определяет целый

ряд его особенностей. Среди них можно выделить следующие:

1. Рынок труда в России развивается на базе, которая существовала в

советское время. Рынок труда тогда был в очень усеченном,

деформированном виде.

2. Рынок труда у нас формируется в условиях всеобщего кризиса,

охватывающего все сферы общества.

3. Медленная перестройка военно-промышленного комплекса, удельный вес

которого в России был самым высоким в мире, привела к

невостребованности большого числа высококвалифицированные кадров.

4. Большое влияние на спрос и предложение рабочей силы оказывает

теневая экономика, которая формирует по существу свой «черный»

рынок труда.

5. Рынок труда в России характеризуется очень низкой ценой рабочей

силы и ее большим отрывом от стоимости, увеличивающимся

отставанием реальной заработной платы от ее уровня в промышленно

развитых странах.

6. Огромная территория страны и глубокие демографические, социально-

экономические и природно-ресурсные различия регионов определили их

разные стартовые условия при переходе к рынку. За многие году

определилась глубокая специализация регионов по отраслям экономики

и промышленности. Все это при недостаточной развитости транспорта,

связи и информации ведет к большим различиям в спросе и

предложении рабочей силы. Перелив же рабочей силы между регионами

в российских условиях сильно затруднен.

7. Рынок труда у нас слабо связан с рынком капитала. Это проявляется

в малой заинтересованности работодателей делать инвестиции,

расширять производство. Размер капиталовложений в экономику все

время снижается, что связано с высоким уровнем банковского

процента, огромными и многочисленными налогами на предприятия и

рядом других причин. Неустойчивое экономическое и политическое

положение страны сдерживает иностранные инвестиции.

8. Страна не располагает ресурсами на проведение активной политики на

рынке труда. величина фонда занятости недостаточна даже для

выплаты пособий по безработице./ /

2. Положение на региональных рынках труда РФ.

Ситуация на рынках труда в разных субъектах РФ различна.

К концу 1997 года усилилась дифференциация территорий по состоянию

региональных рынков труда. Так, в 22 регионах отмечалось наиболее

благоприятное положение на рынке труда, где уровень регистрируемой

безработицы был ниже среднероссийского показателя и колебался от 0,7 до 2,5

% (например: Москва; Смоленская, Липецкая, Оренбургская области;

Краснодарский край).

Стабильное положение сохранялось в 20 регионах России, где уровень

безработицы находился в пределах 2,5 – 3,5 % (Тюменская, Рязанская,

Воронежская, Челябинская и другие области).

В 33 регионах уровень регистрируемой безработицы значительно превысил

среднероссийский уровень, составляя от 3,6 до 6,7 % (Хабаровский край,

читинская, Пензенская, Костромская, Курганская и другие области).

В наиболее кризисной ситуации оказались 13 регионов России, где

уровень регистрируемой безработицы в 2 раза и более превысил

среднероссийский показатель, составляя от 7,3 до 22,8 %. Указанные

территории отнесены к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда

(республики Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия; Ивановская,

Владимирская, Псковская, Ярославская и другие области). / /

Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, что

высокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладанием

предприятий военно-промышленного комплекса, а также с наличием тех отраслей

промышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономических

условиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности,

машиностроение).

Государственная политика на региональных рынках труда реализуется в

рамках Федеральной программы, а также путем региональных (республиканских,

областных) и местных программ содействия занятости населения, учитывающих

особенности демографического и социально-экономического развития

территорий.

Региональные программы содействия занятости представляют собой

механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.

Программы региональной политики занятости населения включают в себя

мероприятия, направленные на:

. расширение роли органов государственной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических

региональных проблем рынка труда;

. осуществление приоритетного финансирования за счет средств

федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и

экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;

. минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в

индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах,

поселках с моноэкономической структурой;

. предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и

сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест,

осуществление опережающей переподготовки кадров для новых

прогрессивных производств;

. обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных

организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу,

обеспечение их профессиональной ориентации. / /

3. Рынок труда Читинской области

3.1. Макроэкономические факторы, влияющие на рынок труда.

Ситуация на рынке труда Читинской области в 1998 году определяется

продолжающимся спадом производства во всех отраслях народного хозяйства,

нестабильной финансово-кредитной системой, нарастанием кризиса неплатежей.

За 9 месяцев 1998 года по сравнению с соответствующим периодом 1997

года в сопоставимых ценах и объемах основные показатели социально-

экономического положения Читинской области выглядят следующим образом:

Объем промышленной продукции уменьшился на 8,2 %, в том числе по

крупным и средним предприятиям на 7,6 %.

Инвестиции в основной капитал снижены на 45 %. Объемы работ по

договорам строительного подряда собственными силами предприятий и

организаций уменьшены на 29,3 %.

Снижены объемы перевозок грузов всеми видами транспорта, в том числе

железнодорожным – на 17,9 %, автомобильным – на 35,8 %, воздушным – на 58,3

%.

На 17,7 % меньше выпущено продукции сельского хозяйства.

Розничный товарооборот уменьшился на 6,5 %, в том числе торгующих

предприятий – на 3,5 %.

Реальные денежные доходы на душу населения уменьшились на 17,6%.

Но не все уменьшается, есть и повышение.

Индекс потребительских цен на товары и услуги вырос на 25,8 %.

В том числе на продукты питания – на 21,6 %, а без учета алкогольных

напитков – на 26,3 %, на непродовольственные товары – на 39,4 %, на платные

услуги – на 7,3 %. / /

3.2. Условия труда

Вхождение читинской области в эпоху реформ заметно ухудшило условия

труда занятого населения, особенно в основных отраслях производства (табл.

1).

В условиях, не отвечающих санитарно-техническим нормам, на начало 1996

г. в области работало 15,9 % от общей численности работников, в том числе в

Агинском Бурятском автономном округе почти в 2 раза меньше – 8,8%.

В целом по России эта доля составляла 21,2 %, т.е. была на 1/3 выше,

чем в области, а всего в Восточно-Сибирском районе – 25,2 %, т.е. почти на

10 % выше.

В 1997 г. в этих условиях работало 15,3 % лиц, занятых в

промышленности, что выше показателей за 1991 г. на 30 %. Максимально

тяжелые условия труда в этой отрасли были зафиксированы в начале 1993 г.,

когда в условиях, не отвечающих санитарно-техническим нормам, трудилось

19,2 % работников. Но и этот показатель существенно ниже среднероссийских

показателей – 21,2 – 21,6 % от общего числа занятых в промышленности в 1992

– 1994 гг.

В строительстве в начале 1997 г. в условиях, не отвечающих санитарно-

техническим нормам, работало 12,2 % от общей численности работников этой

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.