бесплатно рефераты
 

Пути улучшения учета затрат и анализ использования грузового автотранспорта

Пути улучшения учета затрат и анализ использования грузового автотранспорта

РЕФЕРАТ

Дипломная работа выполнена на тему «Пути улучшения учета затрат и

анализ использования грузового автотранспорта в рыночных условиях на

примере УАТДП Башпотребсоюза».

Работа состоит из введения, разделов, заключения, списка

использованных источников из 33 наименований, на 71 странице

машинописного текста.

В работе имеется 21 таблица , 1 блок-схема, 1 приложение.

В работе дана организационно-экономическая характеристика

предприятия, описано состояние и пути улучшения учета затрат на работу

грузового автотранспорта с позиции внедрения прогрессивных форм и методов

ведения бухгалтерского учета, улучшения документации и документооборота;

произведен подробный анализ эффективности использования грузового автопарка

на предприятии, рассчитана себестоимость одного тонно-километра выполненной

работы.

В дипломной работе также рассчитана экономическая эффективность от

внедрения автоматизации учета; дана оценка мероприятий по охране труда на

предприятии и по охране окружающей среды, разработаны предложения по их

улучшению. В разделе «Заключение» раскрывается сущность исследований, их

значение, а также выводы и предложения автора.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Теоретическое обоснование темы

1. Обзор литературы

2. Цель и задачи исследования дипломной работы

2. Организационно-экономическая характеристика Уфимского

автотранспортного дочернего предприятия Башпотребсоюза

( УАТДП БПС)

1. Месторасположение и юридический статус

2. Обеспеченность предприятия основными и оборотными фондами

3. Тип производственной деятельности предприятия

4. Основные экономические показатели предприятия

3. Анализ использования грузового автотранспорта на

предприятии

1. Качественный анализ грузового автопарка

2. Показатели использования грузового автотранспорта

3. Анализ себестоимости работ, выполненных грузовым автотранспортом

4. Пути повышения эффективности использования грузового

автотранспорта

4. Состояние и пути улучшения учета затрат на использование грузового

автотранспорта

4.1 Состояние учетно-аналитической работы на предприятии

4.2 Организация первичного учета

4.3 Синтетический и аналитический учет

5. Пути улучшения учета

5. Автоматизация учета работы грузового автотранспорта

6. Безопасность и экологичность производства

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью

поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт

развитых стран показывает, что при активном содействии государства

экономические реформы позволяют своевременно обновить производственный,

научно-технический, образовательный потенциал, повысить инициативу и

заинтересованность работников в росте результатов общественно-полезного

труда, достичь высокого уровня экономической и культуры.

В качестве основных направлений рыночной экономической реформы,

проводимой в нашей стране, приняты: финансово-экономическая стабилизация,

крупномасштабная приватизация, развитие свободного предпринимательства,

ограничение возможностей государственного вмешательства в процессы

функционирования экономики.

Немаловажную роль в преобразовании экономики страны имеет транспортно-

дорожный комплекс (ТДК), который включает в себя различные виды транспорта:

железнодорожный, автомобильный, водный (речной, морской), воздушный и др. В

настоящее время ТДК переходит от привычной ориентации на полное

удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках к

идее адекватного реагирования перевозчиков на рыночные импульсы

платежеспособного спроса.

Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей народного

хозяйства. Практически нет ни одного предприятия промышленности,

строительства, сельского хозяйства, которые не пользовались бы услугами

автотранспорта. Велика его роль в удовлетворении потребностей населения в

перевозках.

Автотранспорт самый мобильный из всех существующих видов транспорта.

Он не зависит от наличия магистральных дорог и с его помощью осуществляется

повседневная транспортная связь между предприятиями, учреждениями,

организациями, между ними и другими видами транспорта и т.д.

Рыночные отношения оказали большое влияние на экономику

автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли

существенные изменения. Резко изменилась структура собственности, причем

основная часть автотранспортных предприятий из федеральной собственности

перешла в собственность субъектов Российской Федерации. Развитие рыночных

отношений способствовало развитию многочисленных средних и мелких

транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуальных предпринимателей,

составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного

транспорта. Но, несмотря на большие трудности в производственно-финансовой

работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться

в рыночных условиях благодаря успешной маркетинговой деятельности на рынке

транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации

ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке

грузов с использованием для этих целей освобождающихся площадей, созданию

непрофильных производств. Так, в области грузовых перевозок происходит

развитие терминальной системы переработки грузов, совершенствуется

комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание объектов на всех

уровнях народного хозяйства. Многие предприятия нашли выход из критической

ситуации во временной передаче части своего автопарка на правах аренды

другим предприятиям и организациям.

Но главной задачей, стоящей перед работниками транспорта остается

своевременное, качественное и полное удовлетворение народного хозяйства и

населения в перевозках и повышение экономической эффективности работы

отрасли. Эту задачу необходимо решать путем внедрения передового опыта,

использования более совершенных технологий, прогрессивных способов

перевозки грузов, а также совершенствованием систем бухгалтерского учета и

контроля за деятельностью всех служб внутри предприятий.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

1.1 Обзор литературы

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-

дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта

являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота

доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие

расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые

другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит

грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без

дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие

скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро

доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.

Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно

увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом

на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии

подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

В общем объеме перевозок грузов, осуществляемых всеми видами

транспорта в РФ в 1999 г. доля автомобильного транспорта составляет 54,6%,

а в перевозках пассажиров – 53,7%. Эти цифры без сомнения говорят сами за

себя, что автомобильный был и остается одним из важнейших видов транспорта.

Задача стабилизации производственно-хозяйственной деятельности остро

встала перед отраслью автомобильного транспорта уже в 1993 году, после

первой волны девальвации отечественной денежной единицы и связанного с этим

скачкообразного спада производства. Реформы были неизбежны и необходимы /

/.

Основным стержнем реформы, как на транспорте, так и в любой отрасли

народного хозяйства, по мнению экономиста Анисимова А.П. / /, является

преобразование отношений собственности. Суть этого процесса – не отказ от

общенародной (государственной) собственности на средства производства, а

наиболее полная реализация этой формы собственности посредством передачи

трудовым коллективам в полноличное хозяйственное владение. Так вот

автомобильные предприятия до реформы были основаны только на

государственной собственности, что означало существенное ограничение

экономической свободы предприятий как субъектов, жесткую регламентацию их

деятельности на основе централизованной системы планирования. Рынок сделал

необходимым создание в отрасли автомобильного транспорта таких

организационно-правовых форм деятельности, в которых участники

(учредители) имеют общие права на имущество. К ним относятся хозяйственные

товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. В

случае, если учредители имеют право собственности или иное право, создаются

государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и

дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Переход к рыночной экономике в системе автомобильного транспорта

происходил постепенно. Как мы уже говорили, необходимым условием

существования цивилизованного рынка является государственное регулирование.

С этой целью в Российской Федерации образована Российская транспортная

инспекция, главными задачами которой являются осуществление

государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства,

правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации

транспорта, а также лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной

и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса,

ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств в пределах

компетенции Министерства транспорта Российской Федерации. / /

В 1992 г. правительство России приняло решение о первоочередном

введении лицензирования на автомобильном транспорте. По положению о

лицензировании перевозочной транспортно-экспедиционной и другой

деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и

техническим обслуживанием транспортных средств, на автомобильном транспорте

в Российской Федерации лицензирование осуществляется с целью

государственного регулирования деятельности автотранспорта, обеспечения

нормального рынка транспортных услуг и защиты потребителей этих услуг,

реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности

движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автотранспортных

средств.

Еще одним необходимым элементом рынка является конкуренция. Президент

Российской Федерации Путин В.В. в своем выступлении на Всероссийской научно-

практической конференции, проходившей под лозунгом «Транспорт России на

рубеже веков», сказал, что особого внимания заслуживает вопрос развития

конкуренции в сфере транспорта. Этот процесс должен активно идти вперед, но

его не следует искусственно ускорять. / /

Весь автомобильный транспорт России, по данным, опубликованным в

журнале «Автомобильный транспорт» № 3- 2000 г./ /, сейчас насчитывает

свыше 23 млн. единиц подвижного состава. В том числе грузовых – 3 млн.,

автобусов - 500 тыс., служебных легковых – 400 тыс. Транспортные услуги

наряду с 6 тыс. специализированных предприятий выполняют свыше 200 тыс.

индивидуальных предпринимателей, работающих на рынке транспортных услуг.

Налицо конкурентная среда, а что она несет в себе предприятию./ /

Заслуживает пристального внимания по этому поводу мнение Медведева В.Н. /

/ Он говорит, что с учетом ограниченного спроса на транспортные услуги и

наличия избыточного подвижного состава на рынке транспортных услуг

наблюдается высокая степень конкуренции, и это крайне негативно отражается

на деятельности субъектов грузового автотранспорта, особенно на АТП с

достаточно крупной и подготовленной производственной базой. Ведь не секрет,

что если на площадке стоит щит с названием фирмы и больше ничего нет, то

естественно эта фирма может предложить транспортные услуги по более низким

тарифам, чем оснащенное по последнему слову техники автотранспортное

предприятие общего пользования. Потому что этим предприятиям надо содержать

эту самую базу, платить налоги и заработную плату довольно большому штату

работников и т.д. Получается, что рыночные отношения ведут нас в пещерный

век. Высказывая это недоумение, Медведев подкрепляет его такими фактами,

что в 1998 г. по сравнению с 1990 г. выработка на один автомобиль снизилась

по тоннам и тоннокилометрам в 2,6 раза. Коэффициент использования парка

составил 0,3(!), т.е. семь машин из десяти целый год простаивали без

работы. Вот вам и рынок.

Между прочим, некоторые ученые-экономисты, в частности Вельможин

А.К. и Гладков В.П. / /, вообще отрицают само понятие «рынок транспортных

услуг». Они пишут, что рынок имеет три особенности: свобода производства

(свобода предложения), свобода спроса (выбор партнера) и свобода

установления цен (невмешательство государства). Отсутствие хотя бы одного

из этих трех элементов указывает на то, что рынка нет. Лицензирование,

установление тарифов, принятие различных нормативных актов – это еще не

многие моменты, которые говорят о том, что рынка оказания

автотранспортных услуг нет, есть отрасль автомобильного транспорта,

деятельность которой регулируется государством. Я отчасти не согласна с

этими авторами. Рынок транспортных услуг есть. Потому что налицо тесные

взаимоотношения между потребителями и поставщиками услуг, имеет место

достаточно жесткая конкуренция, о которой уже упоминалось. А регулирование

– не есть вмешательство, а только направление в нужное русло того

потенциала, которым обладает автомобильный транспорт России. В этой же

работе Вельможин А.К. и Гудков В.П. поднимают проблему, о которой говорил

Медведев. Они говорят, что и при плановой и при рыночной экономике оценка

эффективности хозяйственной деятельности определяется как разница между

результатами производства и затратами производственных ресурсов. В

настоящее время, когда износ основных фондов автомобильного транспорта

составляет по России 50 %, необходимо создание условий для инвестиций как

за счет собственных доходов АТП бывшего автомобильного транспорта общего

пользования, так и привлекаемых средств целевой государственной поддержки,

а также за счет изменения порядка продажи нового подвижного состава.

Укореняющаяся практика, когда предприниматель, приобретая автотранспорт, не

заботится и не вкладывает средства в производственную базу, приводит к

диспропорции в основных фондах, диспропорции между стоимостью подвижного

состава и производственно-технической базы и ставит в неравные условия

организации перевозок частных владельцев новых автомашин и действующих

АТП. И как временную меру ученые предлагают ввести дополнительные

инвестиционные сборы, пропорционально стоимости подвижного состава при

постановке автомобиля на учет для предпринимателей, не имеющих

соответствующей производственно-технической базы.

Как выжить? Как удержаться на плаву? Этим вопросом задаются

большинство руководителей автомобильных предприятий. Не секрет, что

выдержали и продолжили функционировать немногие, только те, которые с

самого начала стали искать новые пути развития.

К примеру, в своей работе «Правила движения к успеху» Анилов В.А. /

/ описывает опыт всем известной нефтяной компании «Лукойл», которая начала

в 1998 г., который был тяжелейшим испытанием для всех предприятий,

кардинальную реформу системы автомобильного обеспечения. Суть

реструктуризации заключалась в передаче подвижного состава и гаражных

хозяйств на правах аренды с последующим выкупом профильным автомобильным

структурам. Передача транспорта стразу же позволила ликвидировать его

значительные излишки на основных производственных предприятиях «Лукойла».

Реструктуризация позволила сократить аппарат управления и обслуживания

автопредприятия, снизить удельные затраты на техобслуживание и ремонт

подвижного состава, увеличить оперативность работы автотранспорта.

Использование «лишнего автотранспорта» для оказания услуг сторонним

предприятиям дало дополнительный доход, например, Пермскому

автотранспортному отделению «Лукойла» – более 30 млн. руб., Волгоградскому

- 10 млн. По данным научного сборника «Экономика Башкортостана»/ / в

Республике Башкортостан по объему перевозок пассажиров автомобильный

транспорт стоит на I месте, грузов – на III. В отличие от многих регионов

страны, где существующие крупные объединения автомобильного транспорта

распались на множество мелких коммерческих структур, в Башкортостане

объединение автомобильного транспорта общего пользования “Башавтотранс”

(ныне Башкирское государственное акционерное общество “Башавтотранс”)

сохранило практически все свои низовые подразделение, единую

централизованную базу технического обслуживания и ремонта, системы контроля

безопасности движения и подготовки кадров. С целью расширения объема и

улучшения качества услуг объединением создано в разных частях республики

около полутора десятка терминалов, сеть которых расширяется. То есть налицо

одна из основных возможностей стабилизации отрасли – это сохранение и

развитие имеющихся мощностей.

Ни для кого не секрет, что в условиях рынка основной вид деятельности

– перевозка грузов и пассажиров – часто не обеспечивает возможностей не

только для расширенного, но и для простого воспроизводства.. Как выход из

положения Абалонин С.Л./ / предлагает в АТП находить и выделять

стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), способствующие наиболее

эффективному достижению целей АТП. Деятельность АТП может осуществляться

как в одной СЗХ, так и в комплексе. Для АТП СЗХ могут быть:

- организация перевозок грузов и пассажиров в городском и

пригородном сообщении (как правило, – основной вид деятельности);

- организация междугородних и международных перевозок;

- организация технического обслуживания и текущего ремонта

автомобилей для сторонних организация и частных лиц;

- организация инструментального контроля технического состояния

автомобилей;

- организация более полной загрузки имеющегося оборудования,

площадей, трудовых ресурсов;

- создание на базе АТП других, не связанных с основной деятельностью

производств.

Детальная проработка и реализация АТП перспективных стратегических зон

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.