бесплатно рефераты
 

Промышленная политика России

рынке, в частности, от недобросовестной конкуренции

иностранных фирм, содействие в продвижении товаров на

внешние рынки, поощрение предприятий, устанавливающих с

зарубежными партнерами современные комплексные формы

сотрудничества;

- методическое, консультационное и иное содействие

реформированию производства, в частности по вопросам

введения и освоения международных стандартов бухгалтерского

и статистического учета;

- поддержка малого предпринимательства;

- экономическая, социальная и стратегическая обоснованность

порядка и правил осуществления приватизации государственной

собственности;

- информационная поддержка хозяйственных субъектов, в

частности, путем предоставления разрабатываемых

государственными органами прогнозных оценок по производству

и рынку (внутреннему и внешнему) соответствующих групп

изделий.

Институциональные вопросы промышленной политики. Важную роль в

рыночной, и особенно переходной экономике играет институциональная

структура государственного управления социально-экономическими процессами.

Но она еще далека от совершенства. Ее предстоит приводить в соответствие с

изменениями, происходящими в стране, а также в мировом хозяйстве.

Представляется необходимым, во-первых, четкое разграничение прав

Федерации и ее субъектов, республиканских (областных) и местных

(муниципальных) органов власти в части хозяйственно-управленческих

вопросов; во-вторых, повышение инициативы и ответственности собственников и

руководителей предприятий разных уровней и, в-третьих, формирование

государственных управляющих и координационных институтов (органов),

развитие ассоциативных форм отраслевого и территориального взаимодействия,

создание специализированных консалтинговых центров для содействия

предприятиям в налаживании ими международного промышленного сотрудничества.

Одной из стержневых задач промышленной политики является

государственное содействие формированию корпораций, сильных в части НИОКР,

производства и коммерции, конкурентоспособных на мировом рынке. Государство

выиграет много больше при поддержке не тех или иных отраслевых проектов, а

корпораций, которые будут тем сильнее, чем смелее и расчетливее станут

взаимодействовать с партнерами из других стран, и, прежде всего, СНГ.

Инвестиционный аспект промышленной политики. Последняя, по сути,

нацелена на обеспечение высокой инновационной и инвестиционной динамики

корпораций как основы поддержания их конкурентоспособности на мировом и

отечественном рынках. Без этого неизбежны быстрое старение и деградация

производственного аппарата, технологический застой, а, в конечном счете,

снижение конкурентоспособности продукции предприятий, утрата ими ниш на

мировом рынке.

Сейчас страна не располагает инвестиционными ресурсами, достаточными

для инновационно-конкурентного развития. Отсюда закономерны попытки

мобилизовать частный капитал на конкурсной основе при долевой (в размере 20

%) государственной поддержке проектов, окупаемых в течение двух лет. Но

доверие к этому ослабевает. Да и что может сделать предприятие за 2 года?

Серьезной стратегии, рассчитанной на конкурентоспособный выход с продукцией

на мировой рынок, за такой срок нельзя выработать и тем более реализовать.

В последние годы главной формой привлечения зарубежных средств

предприятиями были кредиты, что вряд ли стратегически оправдано. Кредиты

надо возвращать с немалыми процентами и расходами по обслуживанию долга.

Вновь построенные или модернизированные предприятия могут оказаться

неконкурентоспособными к моменту появления на рынке их продукции, если она

не найдет спроса. Действуя в одиночку на свои или заемные средства,

хозяйствующие субъекты во многом рискуют.

Прямые инвестиции в реальный сектор экономики предпочтительнее

торгово-кредитных форм сотрудничества. Правда, прошедшие годы

свидетельствуют, что иностранные инвесторы вкладывают свои средства главным

образом в топливно-сырьевые отрасли. Это неперспективный путь. Чтобы не

допустить деградации отечественного промышленного комплекса, особенно

высокотехнологичных производств, требуются прямые зарубежные инвестиции для

реализации проектов, прежде всего, в машиностроении и других обрабатывающих

отраслях. Значит, надо инициировать разработки и реализацию проектов

промышленного сотрудничества с иностранными фирмами, у которых велик

инвестиционно-инновационный потенциал. Промышленная конкурентная политика

должна побуждать к этому.

Для российских предприятий более предпочтительна международная

(межфирменная) научно-производственная кооперация производства, которая

охватывает все или большую часть звеньев инновационно-воспроизводственного

цикла (наука - технологии - инжиниринг - производство - сбыт -

послепродажный сервис реализованной продукции). Научно-производственная

кооперация имеет ряд особо важных преимуществ. Она позволяет:

- создавать принципиально новые или модернизировать

действующие производства для изготовления

конкурентоспособной продукции, обеспечивающей партнерам по

кооперации достаточную прибыль при ее реализации, а также

выгоду ее потребителям. Цели, предусматриваемые

кооперационными проектами, становятся достижимыми в наиболее

короткие сроки со значительно меньшими инвестиционными и

текущими затратами каждым из партнеров по сравнению с

производством без кооперации;

- при сравнительно небольшом увеличении взаимных поставок

промежуточных изделий (комплектующих) между российскими и их

зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого

увеличения выпуска финальной кооперированной продукции и ее

реализации на внутреннем и внешних рынках. Это достигается

тем, что к относительно небольшой части импортированных

комплектующих, которые не производятся в нашей стране,

российское предприятие может присоединять значительно больше

комплектующих своего производства и живого труда;

- в наибольшей мере экономить валюту при налаживании

кооперирования. Это ставит международную научно-

производственную кооперацию на первое место среди других

форм внешнеэкономических связей в перерабатывающих отраслях,

учитывая тяжелое валютное положение России, недостаток или

отсутствие у предприятий свободно конвертируемой валюты.

Научно-производственная кооперация – наиболее экономная, по

сравнению с другими, форма привлечения иностранных

инвестиций. Она освобождает хозяйствующие субъекты от

значительной части капитальных вложений, затрат на

исследования, разработки и т.д., которые несет зарубежный

партнер;

- быстрее и радикально повышать технический уровень

производства, технико-экономические и качественные параметры

продукции на основе применения передовых российских и

зарубежных технологий (от них примерно на 2/3 зависит

величина издержек производства);

- коренным образом совершенствовать организацию и управление

производством, в том числе на основе его реструктуризации в

направлениях, предопределяемых достижениями электроники,

информатики, менеджмента, присущих наиболее преуспевающим

фирмам индустриально развитых стран;

- повышать стабильность работы предприятия, испытывающего

неуверенность в поставках необходимых ему материалов

отечественными производителями и приемлемых уровнях цен, а

также в безубыточном сбыте своей продукции;

- существенно снижать издержки производства.

По мнению В. Куликова[37], для поддержки отечественного производства

представляется необходимым осуществить следующее.

Во-первых, – ликвидировать с максимально возможной индексацией

задолженность государства перед предприятиями и организациями.

Во-вторых, – поэтапно снизить долю налогов в ВВП не на 1,5-2 пункта,

как предусмотрено проектом Налогового кодекса РФ, а в 1,5-2 раза.

В-третьих, – задействовать факторы снижения цены, для чего:

1) отменить нормы налогового законодательства, препятствующие продаже

товаров по ценам ниже себестоимости;

2) ввести государственное регулирование цен на продукцию монополистов, не

допустив роста цен внутреннего рынка на газ и электроэнергию;

3) изменить порядок определения амортизации, начисляя ее только на

основные фонды, приобретенные за счет собственных или заемных средств,

но не полученные в результате приватизации.

В-четвертых, – реструктурировать задолженность предприятий:

1) перевести сумму задолженности, превышающую трехмесячную выручку

предприятия, в разряд долгосрочных обязательств со сроком

погашения в десять лет;

2) распределить задолженность, переведенную в долгосрочные

обязательства, пропорционально по всем предприятиям.

В-пятых, – отказаться от взятого перед МВФ обязательства "ни при

каких обстоятельствах не проводить налоговой амнистии" (она может касаться

штрафов и пени, начисленных до определенной даты, а также части

задолженности по обязательным платежам).

В-шестых, – отменить введенные в 1998 г. (в ряде случаев – с

нарушением Конституции РФ) новые налоги (пятипроцентный налог с продаж,

трехпроцентные дополнительные пошлины на импортные товары и дополнительный

двухпроцентный сбор в Пенсионный фонд РФ); восстановить льготное

налогообложение ряда потребительских товаров.

При проведении этих мер необходимо обеспечивать определенные

приоритеты. В их число должны войти производство потребительских товаров

(прежде всего – первой необходимости), а также развитие отраслей с новыми

технологиями и конкурентоспособной продукцией (в том числе относящиеся к

ВПК). Приоритетной должна стать и поддержка малого бизнеса. Нельзя

допустить ее затухание. Наоборот, Россия нуждается в приливе новой

предпринимательской волны. Вот почему предстоит:

1) упростить и ускорить процедуры выдачи разрешения на открытие

собственного дела, минимизировать бюрократические процедуры

регистрации;

2) прояснить систему налогообложения мелкого бизнеса и предусмотреть

в ее рамках четкие льготы;

3) облегчить доступ мелких производителей на рынок (помочь, в

частности, в организации торговых мест);

4) освободить малый (как, впрочем, и крупный) бизнес от криминальных

"крыш".

П. Карпов[38] считает, что одной из главных мер по выходу

промышленности их кризиса является задача восстановления платежеспособности

предприятий.

Неплатежи в российской экономике вызваны комплексом взаимосвязанных

причин, важнейшими из которых являются:

- неэффективность многих предприятий, являющихся первым звеном

цепочки неплатежей, и недостаточная задействованность

процедур банкротства;

- неэффективное, прежде всего, финансовое управление

предприятиями;

- отсутствие у предприятий ресурсов для пополнения оборотных

средств;

- неразвитость финансовых рынков (в том числе рынка долгов) и

используемых финансовых инструментов;

- высокие ставки банковского кредита;

- неполное выполнение государством своих финансовых

обязательств;

- несовершенство налоговой системы, низкая налоговая

дисциплина.

Попытки решить проблему преодоления неплатежей чисто

административными и организационно-финансовыми мерами недостаточны.

Необходимы более глубокие перемены во всей экономической политике,

направленные на оживление реального сектора экономики и, прежде всего,

инвестиционного процесса.

На первом этапе необходимо реанимировать выручку как полноценный

способ расчета. Для этого следует предпринять действия, направленные на

повышение в выручке удельного веса денежного компонента. Требуется, далее,

приведение объемов текущих обязательств по заемным средствам в нормальное

соответствие с выручкой (в нынешней ситуации для этого надлежит сохранить

масштаб заемных средств или взаимных заимствований). Предстоит, наконец,

найти способы покрытия накопленных в промышленности крупных убытков. При

этом императив неприменения процедур банкротства означает, что превращение

неплатежеспособных предприятий в платежеспособные должно происходить в

особом режиме функционирования, который может быть назван режимом

финансового оздоровления.

Действия, направленные на решение задач преодоления

неплатежеспособности, можно подразделить на две группы:

1) макрохэкономические, относящиеся к общим условиям

функционирования российской экономики;

2) специфические, применяемые лишь по отношению к ограниченному

контингенту предприятий, функционирующих в режиме

финансового оздоровления.

В макроэкономическом плане основным направлением государственной

поддержки производственных предприятий должно стать содействие установлению

в России максимально низких цен (соответственно, издержек

товаропроизводителей).

Для этого нужно, во-первых, отменить нормы налогового

законодательства, препятствующие продаже товаров по ценам ниже

себестоимости. Во-вторых, установить государственно регулируемые цены на

продукцию монополистов с учетом фактически сложившегося уровня расчетов. В-

третьих, изменить порядок начисления амортизации, которая превратилась в

инвестиционный долг.

Постановка вопроса об особом режиме финансового оздоровления влечет

за собой требования ввести для охватываемого им контингента предприятий

некоторые правила, отличающиеся от регламентируемых действующим

законодательством.

Основным критерием, по которому предприятие подлежит в разряд

оздоравливающих, должно быть соотношение выручки и текущих обязательств

(заемных средств, срок расчета по которым меньше одного финансового года).

При этом финансового оздоровления надлежит устанавливать на основе

финансовой диагностики. Здесь целесообразно использовать правило:

предприятие относится к оздоравливаемым, если его текущие обязательства

более чем в 6 раз превышают среднемесячную выручку. Такую диагностику при

приеме бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности могут

осуществлять налоговые органы по согласованию с Федеральной службой России

по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Результатом должен быть акт, устанавливающий неплатежеспособность

предприятия и его отнесения к категории оздоравливаемых хозяйственных

субъектов, рассчитывающихся по особому режиму. С момента включения

предприятия в эту категорию накопленные им текущие обязательства на дату

закрытия баланса реструктуризируются в общем порядке по отношению ко всем

кредиторам (в том числе и к фискальной системе).

Предполагается следующий порядок реструктурирования:

1) общая сумма текущих обязательств подразделяется на две

части (объем, равный трехмесячной выручке предприятия,

остается в текущих обязательствах, а сумма последних,

превышающая этот объем, реструктурируется или переводится в

разряд долгосрочных обязательств со сроком погашения 10

лет);

2) деление накопленных текущих обязательств на оставляемые в

текущих и реструктурируемые в долгосрочные проводятся в

общем порядке пропорционально по всем кредиторам, о чем они

извещаются;

3) вводится правило обслуживания сформированных долгосрочных

обязательств, согласно которому на них ежегодно начисляется

процент, равный ставке Центробанка России плюс 1 % (оплата

процента относится к текущим обязательствам);

4) срок погашения долгосрочных обязательств наступает со

следующего финансового года.

По предприятиям, функционирующим в особом режиме финансового

оздоровления, вводится предел разумного срока расчета, составляющий 3

месяца. Если предприятие накапливает новые обязательства и не

рассчитывается с контрагентами в этих временных пределах, то на четвертом

месяце обязательства начинают дисконтироваться, о чем извещаются кредиторы,

в том числе и фискальная система, которая обязана истребовать свой платеж в

пределах разумного срока. Предлагается следующая шкала дисконтирования:

расчет на 4-м месяце после возникновения обязательства – на 20 %; на 5-м

месяце – на 40 %; на 6-м месяце – на 60 %; на 7-м – на 70 %; на 8-м – на 80

%; на 9-м и более – на 99 %. Прибыль, возникающая у предприятия в

результате дисконтирования его обязательств, не облагается налогом, а

поступает в фонд погашения убытков, образующихся в результате того, что его

активы, в свою очередь, дисконтируются его должниками.

Наконец, необходим особый порядок трансформации убытков, согласно

которому:

1) в конце финансового года убытки предприятия подразделяются

на две равные (по 50 %) доли;

2) одна из них списывается на соответствующую сумму за счет

уменьшения собственного капитала предприятия, а другая

предъявляется всем без исключения кредиторам, в том числе и

фискальной системе, в виде дисконта, представляющего собой

уменьшение всей суммы обязательств на сумму убытка, который

переносится на кредитора. За последним остается право (в

случае, если он намерен противостоять недисконтным потерям)

инициировать заявление в суд о банкротстве должника. Иными

словами, режим финансового оздоровления должника не ущемляет

прав кредиторов (впрочем, кредиторы вряд ли станут

обращаться в суды, поскольку в режиме банкротства их

требования будут удовлетворяться в последнюю очередь).

По мнению делегатов Третьего всероссийского экономического

форума[39], переход к активной промышленной политике предполагает:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.