бесплатно рефераты
 

Процесс приватизации в РФ

Процесс приватизации в РФ

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Кафедра _______________________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине ________________________________________

Тема _______Процесс приватизации в РФ________________

_____________________________________________________

Выполнил студент ____________________________________

(фамилия, имя,

отчество)

_______ курса ________ группы __________ отделение ________ шифр

дата представления _____________________

Руководитель _____________________________________

Оценка _____________________________________________

2000

Оглавление:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты приватизации. 5

1.1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.

5

1.2. Основные концепции приватизации. 7

1.3. Экономическое содержание приватизации. 9

Глава 2. Практические аспекты приватизации. 13

2.1. «Плюсы» и «минусы» приватизации. 13

2.2. Реальные проблемы приватизации. 16

Заключение. 22

Список использованной литературы 25

Введение

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая)

проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной

скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального

имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро,

последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым

проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все

более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено

тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в

экономиках различных стран изменений при переходе от административно-

командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских

исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих,

использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и

вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество

дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного

характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике

появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего

развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само

понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная

собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте

приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности

приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях

приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной

справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях

приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа

приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой

«чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей.

Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в

прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Глава 1. Теоретические аспекты приватизации.

1 Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений,

возникающих в связи с изменением формы собственности на средства

производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь

приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,

трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных

изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том,

что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как

макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость

постоянного внерыночного согласования производственной деятельности

государственных предприятий в условиях административно-командной экономики

обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм

рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом

от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству»,

но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать

элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с

другой, - инструментом государственного регулирования долговременного

характера. Непосредственными целями приватизации являются:

формирование слоя мелких и средних собственников;

сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности;

перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической

эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не

выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать

развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая

принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной

справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,

необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного

потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные

критерии обусловили следующие основные способы приватизации –

акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа

предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на

аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)

являются: приоритет политических целей процесса, введение системы

приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно

формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;

аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с

восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента

государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь

общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада

(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,

индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным

инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди

негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных

предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции

большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности),

малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационное

развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих

как государственных, так и не государственных структур (холдингов,

финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное

распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие

перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий

(имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия

для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах;

индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших

научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

2 Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре

дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность»,

«приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная

собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.

Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в

экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая

частная собственность, основанная на собственном труде, считалась

антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется

изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий,

как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие

«трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и

частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В

принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки,

так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие

эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его

собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к

отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к

типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с

ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся –

отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация

понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из

собственности государства в собственность пайщиков, акционеров,

коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного

сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России

наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных

отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях

России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и

почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования

экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она

представляет собой элемент государственного регулирования долговременного

характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов

государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в

том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как

субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании

разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и

деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на

формирование экономической структуры общества, границ приватизации,

взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

1.3. Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации

позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы

отношений по изменению формы собственности на средства производства с

государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую,

акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России

ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие

крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие

финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация

структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и

масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного

имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При

продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной

собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно

назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего

государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции

остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не

выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели.

В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению,

резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их

предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать

задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему

демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не

только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации

настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации

методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов

при выходе из них структурных подразделений.

Следует отметить, что реализация целей приватизации

взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен

при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу

средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также

между принципами социальной справедливости и экономической эффективности.

Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения

процесса разгосударствления и приватизации.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и

имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает

равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря

изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в

результате приватизации) уровня и структуры цен.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в

Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1)

использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и

акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или

купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа

малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:

многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы

приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента

государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти

характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое

одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.

Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки

при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к

«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом

деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного

процесса как инструмента государственного регулирования.

Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым

рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых

преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах.

Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад

производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных

предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти

условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного

имущества и необходимость привилегий для различных групп населения

(трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной

политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-

экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле

сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы

миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная

концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного процесса в России

соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.

В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных

подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов

приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и

соблюдение принципа социальной справедливости при распределении

государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе

приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба

эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала

приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные

общества создало возможность развития фондового рынка в Российской

Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных

работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего

моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта

акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для

приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями

имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных

участков.

Глава 2. Практические аспекты приватизации.

2.1. «Плюсы» и «минусы» приватизации.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике

показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный

характер. Основными негативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей,

объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности

трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к

порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами

(ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском

«золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах

и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями

местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ пердачи

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.