бесплатно рефераты
 

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Таким образом, в стране имеется правовая база для иностранных

капиталовложений. Однако, сегодняшнее неблагополучие в области привлечения

иностранных инвестиций свидетельствует, что ряд юридических норм все еще

нуждается в определенной коррекции, то есть необходимо частичное обновление

законодательной базы с тем, чтобы она отвечала современным экономическим

требованиям.

В настоящее время можно утверждать, что в России сложились

неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим

инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и

сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, продолжающимся

экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой,

транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая

незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют

инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов -

неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие

для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих

развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов

отпугивает непоследовательность экономической политики государства,

постоянное изменение “правил игры”.

Российское законодательство, регулирующее иностранные инвестиции

неполно - оно направлено, главным образом, на прямые иностранные

капиталовложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала

на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. С другой

стороны, некоторые аспекты деятельности иностранного капитала сильно

зарегламентированы.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений -

одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта

зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов

(в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника

принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого

действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на

недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать

и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости

большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не

образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих

стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и

времени.

Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании Coca-

Cola понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно

сооружение завода, а 30 - всевозможные согласования. Отсутствие нормальных

отношений в сфере купли\продажи земли и пользования коммуникациями привело

к тому, что компании пришлось “выбивать” участок для завода у горсовета

(уверенного, что Coca-Cola должна платить за сам факт своего присутствия и

обустраивать окружающую территорию) и возможность подключиться к инженерным

сетям[1]. Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине фирме

Mars потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики[2].

Нефтяным СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз

нефти. Возможность получения таких льгот решается в субъективном порядке, а

сами льготы действуют в течение ограниченного срока - после чего процесс

начинается с начала[3]. Однако даже получение таких льгот не означает, что

подобное соглашение будет выполнено. Например, американская Occidental

Company приостановила инвестиции в СП “Парманефть” (республика Коми) после

того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенное

оборудование начиная с 1993 г., что противоречит условиям инвестиционного

конкурса на право недропользования[4].

Сложилась ситуация, когда одно из основных условий реализации любого

сравнительно крупного проекта - поддержка на правительственном или

региональном уровне.

Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным

компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые

ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и

выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Например, для

проектов с участием иностранных компаний в Татарстане предусмотрены

значительные налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль и

НДС, уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготы

действуют только при вложении иностранной стороной не менее $100 тыс., а

главное, для их получения необходимо положительное решение специальной

республиканской комиссии, которая должна определить: работает ли проект на

благо республики[5].

Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства

заключается в том, что иностранной компании приходится работать с

предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового

обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных

условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных

сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в

модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто

выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран

или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному

инвестору предоставляются разнообразные льготы. Например, Президент

российского представительства концерна ABB М.Асгари считает, что в России

ABB вкладывает на каждый доллар “материальных” инвестиций три доллара

“неосязаемых”: помощь специалистов и т.п.[6] Глава представительства

японской компании АТС в Москве А.Лежепеков заявил, что более половины

доходов от реализуемых проектов уходит на поиск информации и обучение[7].

Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные

инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных

проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно

сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение

законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от

субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное

выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет

сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма

часто не рискует наращивать инвестиции в России.

Иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителей

предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся,

что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на

их место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечь

инвестиции и эффективно работать, деградируют. Так Балтийское морское

пароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их в

результате своей неплатежеспособности. До этого руководство пароходства

отвергло план шведско-российского СП “Болтик экспресс лайн” (занимающейся

маркетингом и организацией продажи билетов) по перестройке управления

компанией, сокращения персонала и переделки судов в соответствии с

европейскими требованиями безопасности. Этот план позволил бы пароходству

эффективно действовать на европейском рынке (причем спрос на его услуги

обеспечивала бы “Болтик экспресс лайн”) и привлечь средства, но требовал

передачи в залог части собственности, что было неприемлемо для руководства

предприятия[8]. Имеются примеры, когда администрация предприятий всячески

препятствовала участию иностранных компаний в инвестиционных конкурсах, а в

случае продажи им (или их партнерам) акций отказывалось вносить

соответствующие изменения в реестр акционеров.

Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самых

привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам

природных ресурсов, достаточно высоким (по сравнению со многими

развивающимися странами) уровнем образования населения, емкому рынку. При

этом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку во

многих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимость

рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны.

III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного

капитала в экономику России

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в

российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации были

предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата

для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов

инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с

иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость

и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части

к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,

полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено

ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий,

учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен

вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса

рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой

прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на

сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение

макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как

следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для

инвестиционных целей.

В 1999 году предложен к принятию Закон об иностранных инвестициях в

Россию, цель которого – предоставить гарантии иностранному инвестору,

прежде всего от необоснованной национализации.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики

предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и

организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие

годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,

сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах

России на рынке инвестиционных капиталов.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во

многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие

которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в

и стабилизации производства.

На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции

приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен

для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как

нефтяная промышленность, энергетика, связь.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда

значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет

идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских

акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное

значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по

привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют

благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации

выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных

проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных

изданиях.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по

вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный

документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и

предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных

инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья

служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития

экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без

согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию

и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых

Государств должно осуществляться путем совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного

финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа

консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо

также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в

производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых

заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со

странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного

сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в

экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и

скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ

приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных

инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение

национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в

виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на

значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры

привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике

незначительна.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских

инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать

методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в

качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с

иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых

ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают

прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады

для кредитования развития российских предприятий с условием возврата

кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер

поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на

встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном

оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является

стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных

банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки

капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных

территориях следует использовать механизм создания свободных экономических

зон.

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной

поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не

относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой

связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,

осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается

защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке

законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по

ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для

мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду

производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать

единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,

растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого

арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате

Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует

разработать специальные государственные программы предупреждения

преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с

повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,

информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных

служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности

представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым

коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-

планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного

обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и

актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах

развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже

акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного

информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных

инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа

России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства

Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия

иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно

новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в

России, в состав которого входят представители зарубежных фирм,

осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.

Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством

Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки

конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в

России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации,

созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых

инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими

международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным

валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.