| |||||
МЕНЮ
| Проблема дефицита государственного бюджета в Украинеобеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Национального Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно- кредитного оборота. [1] 2. ПРАКТИКА БЮЖДЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УКРАИНЕ. Что же происходит в Украине? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, бюджет продолжает оставаться резко дефицитным. В приложении 2 приведены данные о динамике дефицита государственного бюджета в период 1991-1999 годы, а также основные источники их погашения. Как мы видим, ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительно более плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета у стран бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Нацбанка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность. Место кредитов Нацбанка заняли займы внутри страны и за рубежом. Столкнувшись с резким сокращением налоговых поступлений, правительство увеличило заимствования на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов, выпуск облигаций государственного займа (ОВГЗ), векселей, других денежных суррогатов, повысило таможенные пошлины, одновременно распространив их на более широкий круг товаров, в том числе на лекарства, приступило к установлению новых видов налогов. Из теории и практики многих стран мира хорошо известно, что каждая из этих мер приводит к совершенно неизбежному следствию - замедлению экономического роста или, что точнее в нынешних украинских условиях, сохранению или даже ускорению экономического спада. Существует среди экономистов резкая критика правительства, допустившего неоправданно высокий уровень государственной задолженности в 1995 - 1996 гг. Величина государственного долга (47 % ВВП для всего долга, 15,3 % для внутреннего, 31,7 % для внешнего), по его мнению, не дает повода для излишнего оптимизма экономистам, сравнивающим эти цифры с задолженностью некоторых развитых государств (Бельгия - 134 %, Италия - 123 %, Канада - 98%). Ведь развитые страны в силу их более высокого уровня экономического развития могут себе позволить относительно высокий показатель государственного долга. Помимо этого показатель государственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежной массой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга для каждой страны зависит в первую очередь от способности государства его обслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в свою очередь определяется величиной денежной массы. И тогда картина меняется: отношение государственного долга к денежной массе в середине 1996 года достигло 378 %, что почти в полтора раза больше аналогичного показателя в Греции - стране с наиболее высоким уровнем государственной задолженности среди развитых стран - 261 %. В настоящее время реальное бремя государственной задолженности в Украине весьма и весьма тяжело. Макроэкономические факторы дефицита бюджета в Украине Итак, отчего же все-таки зависит бюджетный дефицит в Украине. Величина дефицита зависит от большого количества не только экономических, но и социальных, политических воздействий. Однако среди всего их разнообразия необходимо выделить те макроэкономические факторы, которые действуют непосредственно, и те, которые влияют опосредованно. Ведь для прогнозирования важно учесть, прежде всего, непосредственные воздействия. Макроэкономический подход к определению бюджетного дефицита как к результату превышения расходов над поступлениями предусматривает разграничение всех факторов на те, которые влияют на поступления в бюджет (его доходную часть), и те, которые определяют его объем затрат (расходы бюджета). Следуя этой схеме, можно предложить следующую объясняющую модель дефицита бюджета (Вд) — см. приложение 3: Приведенная схема иллюстрирует следующие положения: а). дефицит бюджета является результатом определенного соотношения между расходами и поступлениями. Величины поступлений, как и расходов, зависят от ряда факторов. Расходы “разложены” на три элемента (государственные закупки, социальные трансферты, расходы по оплате долгов), а поступления - на два (реальный продукт, доля налоговых отчислений), б) каждый из элементов, формируюших расходную и доходную части бюджета, рассмотрен со стороны возможного воздействия на него различных макроэкономических факторов. Обращает на себя внимание то, что некоторые факторы находятся на стороне и расходов и поступлений. В частности, объем продукта (Y) рассмотрен и как фактор государственных закупок, и как фактор поступлений в бюджет; уровень безработицы (U) - в качестве фактора социальных расходов и, в то же время,- реального продукта; уровень цен (Р) - как фактор налоговых отчислений и государственных закупок. Такая двойственность может быть оправданной, поскольку связи являются реально существующими. Характер этих связей объясняется далее. Можно дискуссировать по поводу того, все ли реальные воздействия отражены в приведенной схеме, насколько полным является объяснение бюджетного дефицита. Мы понимаем, что в схеме учтены не все возможные воздействия. Это может быть оправдано тем, что любая модель (схема) предусматривает акцентирование внимания на чем-то одном и абстрагирование от другого. При выборе факторов мы руководствовались следующими критериями: - необходимостью учета тех факторов и, соответственно, воздействий, которые общепризнанны, классические, безусловно формирующие величину дефицита, как, например, реальный продукт, налоговые ставки или объемы государственных закупок; - целесообразностью отражения факторов, определяющих особенности переходной экономики, таких, как, например, рост степени дифференциации доходов, отклонение объема реального продукта от потенциального в условиях кризисного спада, особая структура поступлений в бюджет, существование инфляции. Рассмотрим теперь содержание связи разных макроэкономических факторов и дефицита бюджета по приведенной схеме. Государственные закупки и объем реального продукта (У). В практике многих стран, особенно развитых, проявляется следующая связь: при росте общего уровня реального продукта (уровня доходов) происходит увеличение государственных расходов, причем последние увеличиваются опережающими темпами. Эта связь получила название закона Вагнера. Опережающий рост государственных расходов по сравнению с ростом продукта (дохода) объясняется тем, что государственные услуги (требующие государственных закупок) - высококачественный товар. Эластичность спроса по доходу на эти услуги, как и для любого высококачественного товара >1. Поэтому МG>МY(dG/dУ>1), где МG - предельные расходы, МУ - предельный доход (продукт). Вряд ли можно утверждать (исходя из закона Вагнера}, что при противоположном изменении дохода - его уменьшении - государственные расходы должны также уменьшаться. Ведь практика стран переходной экономики и, в частности, Украины свидетельствует: при снижении общего уровня дохода государство должно принимать на себя функции социальной защиты части населения. Причем государство никогда не успевает компенсировать потери населения от падения доходов социальной помощью (МGMY); - при значительном уменьшении реального продукта (падении уровня благосостояния) увеличение государственных расходов может происходить за счет роста социальных трансфертов, то есть: Y((IT((G((MG Доля государственных закупок в процентах к ВВП Украины [2] колебалась так: -1992 г. - 27,2 %, 1993 г. - 25,2, 1994 г. - 39,2, 1995 г. - 25,2, 1996 г.- 21,0, 1997 г.- 23,3 %, 1998 - 23,8%, 1999 - 24,7%, 2000 (планируется) - 24,5-24,8%. Самый большой скачок доли государственных закупок произошел в 1994 г. (с 25,2 % до 39,2%), когда имел место наибольший спад реального ВВП; Государственные закупки, динамика цен (Р) и объем закупок (Qg). Основная формула связи между государственными закупками, ценами и объемами закупок может быть представлена так: PG=Р*Qg. Отсюда вытекает: Р((РG((; Qg((РG(. Содержание государственных закупок (Qg) определяется официальной классификацией расходов бюджета [3]. Если из перечня расходов изъять все, касающееся социальной защиты (ст. 8 ““Социальная защита и социальное обеспечение”, ст. 18 “Чернобыльский фонд”, ст. 23 Государственные целевые фонды”), а также обслуживание государственного долга (ст. 22), то все другие статьи в количестве 20 будут касаться государственных закупок (см. Приложение 5). Данные таблицы свидетельствуют о том, что цены и объемы закупок изменялись в одном направлении, но цены во все годы возрастали быстрее. Можно допустить, что причиной этого является сокращение размера закупок. Государственные расходы и выплаты, связанные с безработицей. Вполне понятно, что увеличение количества безработных означает рост расходов в связи с безработицей. Однако в Украине до настоящего времени удается избегать “необходимых” расходов из-за скрытой безработицы, вследствие чего спад производства не сопровождался соответствующим высвобождением работников. Для сравнения приведем следующие данные: реальный ВВП (в млрд. постоянных руб. 1990 г.) за 1993 - 1999 гг. сократился на 48 % (со 100,5 до 52,34), а количество занятых - на 20 % (с 17740 до 14320 тыс. чел.) [4] Относительная заниженность расходов в связи с безработицей в Украине имеет место еще и потому, что не все безработные (те, что официально зарегистрированы) получают пособие. Доля безработных, получающих пособие (от их официально зарегистрированного количества), характеризуется следующими показателями: 1992 г.- 74,0 %, 1993 г. - 47,7, 1994 г. - 58,0, 1995 г. - 51,8, 1996 г. - 61,1 %. 1997 г - 67,8%, 1998 г. - 67,5%, 1999 г .- 72%. Государственные расходы и доля людей, нуждающихся в государственной помощи. В условиях падения общего уровня доходов и дифференциации разных слоев общества по доходам все большая часть людей попадает под рубрику тех, кто нуждается в государственной помощи, претендует на социальные трансферты, К правительственным трансфертам традиционно относят пособия по безработице, пенсии, пособия малообеспеченным, престарелым и больным. Количественно определить степень дифференциации доходов в Украине довольно трудно. Мы имеем данные о распределении населения по уровню среднего денежного дохода во 11 квартале 1996 г. [5] Уровнем обеспеченности на то время (11 квартал 1996 г.) считался доход в 6,81 млн. руб. За чертой бедности оказался примерно 61 % населения. Доля же пенсий, пособий и стипендий в общих доходах населения составляла почти 22 %. Вообще вопрос о мере социальных выплат в Украине довольно дискуссионен. Даже данные о доле этих выплат в конечном продукте отличаются весьма существенно. Так, по оценкам специалистов мирового банка, доля социальных расходов (к БНП Украины) превысила в 1992 г. 40 %. К социальным расходам отнесены: пенсии, пособия, стипендии и социальные услуги [6]. В то же время, по данным Украинско-Европейского консультативного центра, в том же 1992 г. доля (к ВВП} расходов на социальную защиту и Пенсионный фонд (14,8 %), социально-культурные мероприятия и науку (9,8 %), на экологию и Фонд Чернобыля (2,2 %) в совокупности составляла лишь 26,9 %. Очевидно, что при дальнейшем снижении общего уровня дохода (продукта) даже при условии, что социальная дифференциация не усилится, все большая часть людей будет оказываться за чертой бедности. Разделение общества на обеспеченных и необеспеченных будет складываться в пользу необеспеченных, то есть тех, кто нуждается в помощи. Проценты по государственному долгу и оплата долгов. Связь между дефицитом бюджета, государственным долгом и процентом по уплате долгов отражает формула: (Gn-Tn)-i*Dng = Dng — Dn-1g, где Dng и Dn-1g — государственный долг предыдущего и текущего периодов; i*Dng — проценты по уплате процентов по долгам предыдущего периода; Gn-Tn — сальдо государственного бюджета. Приведенная формула имеет следующее экономическое содержание: источником возмещения дефицита (правая часть формулы) является государственный долг; сальдо бюджета Gn-Tn увеличивает государственный долг, а оплата процентов по долгу увеличивает дефицит бюджета. В Украине, начиная с 1995 г. произошли коренные изменения в финансировании дефицита бюджета (см. табл. 2) [7] Если тенденция роста финансирования дефицита за счет государственного долга сохранится и в будущем, то следует ожидать увеличения расходов на обслуживание долга и, соответственно, роста дефицита за счет этого фактора: G0-T0((Dg(((iDg)(((G1-T1)( Курс национальной валюты и бюджетный дефицит. Курс национальной валюты рассматривается в качестве фактора воздействия на величину расходов по оплате государственного долга, поскольку уменьшение курса национальной валюты при том же проценте по оплате внешнего долга потребует больших расходов на его обслуживание в отечественной валюте: q((id((Dg( Влияние изменения курса национальной валюты на дефицит бюджета может проявиться и иным образом. В частности, курс может влиять на величину поступлений в бюджет. Известно, что рост курса становится причиной ограничения экспортных возможностей страны (уменьшения чистого экспорта), следовательно, может сократить поступления от налогообложения экспорта. К тому же, рост курса или его стабилизация после падения может ограничить рост цен. А это сокращает поступления в бюджет в части, касающейся косвенных налогов, которые, как известно, зависят от объемов реализации, следовательно, и от уровня цен. Положительное влияние стабильного или возрастающего курса может проявиться в отношении дефицита бюджета тогда, когда курс способствует внутренней стабилизации, наращиванию объемов производства, совокупных доходов и, таким образом,- увеличению базы прямого налогообложения. Объем реального продукта и бюджетный дефицит. Связь между У и DB может быть отражена формулой (бюджетной функцией): DB=G—T=G—t*Y Где t - ставка налогов, Отсюда: чем больше реальный продукт, тем меньше бюджетный дефицит: У(( DB (. Считается, что существует потенциальный объем ВНП, при котором экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия. Ему соответствует так называемый сведенный дефицит бюджета. Сведенный - это дефицит, причиной которого является существующая фискальная политика. Если реальный продукт меньше, чем потенциальный, то в реальном дефиците выделяются две части; одна — дефицит, вызванный фискальной политикой, вторая — дефицит, причиной которого является “недопроизводство” продукта (см. Приложение 6). По данным таблицы, в анализируемом периоде происходило одновременное уменьшение реального дефицита бюджета и реального продукта. Однако доля баланса бюджета (его дефицит) в объеме ВВП изменялась по-разному. Это может свидетельствовать о существовании опосредованной связи между продуктом и дефицитом бюджета. Влияние реального продукта на дефицит бюджета опосредованно по меньшей мере, реальными расходами бюджета. кроме того, эта связь опосредованна и динамикой налогов. Поэтому необходим учет агрегированной налоговой ставки, речь о которой пойдет дальше. Опираясь на данные таблицы можно рассчитать влияние изменений реального продукта, бюджетных расходов и агрегированной налоговой ставки на дефицит бюджета в отдельные годы. Если справедливо то, что (G- Т) = Db = G - tУ, то тогда: % изменение Db = % изменение G — % (изменение У x изменение t). Степень привлечения ресурса труда (уровень безработицы) и бюджетный дефицит. Вполне понятно, что при сокращении занятости (повышении уровня безработицы) уменьшаются база налогообложения и поступления в бюджет. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|