бесплатно рефераты
 

Приватизация

Приватизация

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Иркутская государственная экономическая академия

Кафедра: Экономическая теория

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

ПРИВАТИЗАЦИЯ.

Исполнитель Н.М.Сосновский

гр. УЭТ-2-99

(Ангарск)

Руководитель В.П. Горев.

Иркутск 2000г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 ВВЕДЕНИЕ. 3

2 ПРИВАТИЗАЦИЯ. 5

2.1 Предпосылки приватизации. 5

2.2 Функции приватизации. 10

2.3 Этапы приватизации. 11

2.4 Постприватизационное распределение (1993-1996гг) 12

2.5 Кризис 1998 года. 17

3 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 23

ВВЕДЕНИЕ.

Взяв курс на переход к рыночной экономике, государство и общество

вынуждены преобразовать формы и отношения собственности. Попытки введения

рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения —

отношения собственности — представляются экономически наивными, поскольку

рынок есть прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации

своих экономических прав собственников. Рынок без развитых отношений и

разнообразия форм собственности невозможен в принципе.

Характерно, что само становление рынка, возникновение конкуренции

способствует формированию рациональных соотношений между разными формами

собственности, то есть на его основе складывается целесообразная

структура форм собственности. Если изначально предоставить свободу

перехода от одной формы собственности к другой, то необходимая,

естественная структура форм собственности и предпринимательства возникает

автоматически, и будет поддерживаться, хотя определенного регулирования

этого процесса извне не избежать.

В результате свободной конкуренции должно происходить вытеснение форм

собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из определенных

сфер производства, обращения, потребления и замещение их другими формами

собственности. Отметим, что конкуренция форм собственности сама по себе

полезна, ибо побудит каждую из них к совершенствованию.

Наиболее типичными ситуациями, возникающими при формировании рынка,

являются:

. формирование новой собственности;

. передел существующей собственности.

Проанализируем ситуацию, когда собственность переходит от одного

собственника к другому, если такая передача не есть наследование,

дарение, обмен переход собственности из одних рук в другие без изменения

формы собственности требует изменения формы собственности

Это, с одной стороны, проблемы разгосударствления, приватизации

предприятия, с другой стороны, проблемы национализации объектов

негосударственной собственности. Масштабность и специфика этих проблем,

их особая острота для российской экономики побуждают рассмотреть вопросы

трансформации форм собственности самостоятельно, с учетом их проявления,

как в мировой, так и в российской экономике.

ПРИВАТИЗАЦИЯ.

1 Предпосылки приватизации.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений,

возникающих в связи с изменением формы собственности на средства

производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь

приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной

власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе

глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления

заключается в том, что приватизация является разгосударствлением

собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как

макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость

постоянного внерыночного согласования производственной деятельности

государственных предприятий в условиях административно-командной

экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между

тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими

издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом

страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному

рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению

издержек.

Первая попытка изменить состояние дел к лучшему заключалась в поиске

новой точки опоры. Смысл которой состоял в том, чтобы значительно

увеличить капиталовложения в машиностроение, поднять на этой основе

технико-технологический уровень всего производства и тем самым

интенсифицировать производство, резко повысить его эффективность. Объем

капитальных вложений в машиностроение в очередной пятилетке был

запланирован почти вдвое большим, чем в предыдущей. Ожидалось, что эффект

в виде роста производительности труда, снижения материалоемкости,

повышения отдачи основных средств, роста качества продукции наступит

скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной для

советского и постсоветского периода схеме. Проще говоря, ничего путного

не получилось. Уже в 1986 году стало ясно, что таким простым путем

советскую экономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-

технического прогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии

относительно возможности быстро и просто исправить состояние советской

экономики рассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться.

В 1987 году руководители КПСС вновь возвращаются к проведению обширной

экономической реформы, которая по замыслу должна была стать продолжением

и углублением неосуществленного реформаторского проекта 1979 года.

Принимается ряд решений, постановлений, направленных на качественное

изменение облика народнохозяйственного планирования на макро- и

микроуровнях, преобразование институтов хозяйствования, побуждение

материальной заинтересованности работников, расширение прав предприятий

в осуществлении хозяйственной деятельности.

Краеугольным камнем нового этапа реформ стал принятый в июне 1987 года

после жарких дискуссий "Закон о государственном предприятии", в

котором было закреплено право предприятий самостоятельно разрабатывать и

утверждать свои планы, заключать договоры, осуществлять

самоуправление. Один из пунктов закона гласил: " Государство не

отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие не отвечает по

обязательствам государства, а также других предприятий, организаций,

учреждений".

Одновременно с Законом было принято постановление о переводе

объединений, предприятий и организаций, отраслей народного хозяйства на

полный хозяйственный расчет и самофинансирование, призванное укрепить

экономическую самостоятельность и повысить заинтересованность и

ответственность предприятий за повышение конечных результатов

деятельности предприятий.

Намеченная в 1987 году экономическая реформа должна была стать еще

одним масштабным шагом на пути приобщения к товарно-денежным отношениям,

капиталистическим формам хозяйствования. Однако шаги все еще были

робкими, курс реформ продолжал называться социалистическим. В объемных

документах об экономической перестройке, составивших тома, так и не

нашлось места для приватизации, свободной торговли, рыночного

ценообразования, конкуренции. В Законе о предприятии наряду с

традиционным "социалистическим соревнованием" появился лишь термин

"экономическое соревнование".

Решения о демократизации управления были в значительной степени

декларативными, популистскими, не подкрепленными реальными

организационными формами. К тому же ухудшение экономической ситуации,

сползание к кризису отвлекали внимание руководителей высшего звена от

глобальных реформ, приходилось постоянно латать очередные

экономические "дыры" в бюджете, в удовлетворении потребностей

производства и населения. Вследствие всего этого запланированная в 1987

году реформа фактически не состоялась, но подготовка ее дала ощутимый

толчок движению к рыночным формам и методам хозяйствования.

Между тем отдельные ростки рыночной экономики стали заметны в

советской экономической жизни. Вслед за бригадным подрядом в

строительстве, представлявшим простейшую форму предпринимательской

организации на уровне небольшого коллектива, заявили право на жизнь

индивидуальная предпринимательская деятельность и многочисленные

производственно-торговые кооперативы. Частный капитал в малых

кооперативных формах стал не только взаимодействовать с государственными

предприятиями, но и срастаться с ними.

Ещё одним направлением движения к "государственному капитализму" стала

аренда государственных предприятий их трудовыми коллективами, на основе

которой возникла своеобразная форма смешанной государственно-

коллективной формы на средства производства. Поощрение такой аренды

было очередным поиском волшебного средства возбуждения советской

экономики.

На пути к подлинно рыночным реформам стояли еще многочисленные

препятствия, труднопреодолимые барьеры.

Дальнейшее проведение экономических реформ стало невозможным без

адекватных преобразований, а по существу - революционных перемен в

политической системе.

В то же время становилось все более ясным и очевидным, что попытки

механического соединения частнопредпринимательских, рыночных форм с

советской социалистической системой хозяйствования не приводят к успеху.

Необходимы более радикальные перемены и в экономических, и в

политических структурах.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации к 1988г. приняло

такие масштабы, что правительство вынуждено было признать наличие

бюджетного дефицита, который приблизился к 100 миллиардам рублей и

превысил 10% валового национального продукта. Дефицит товаров в

торговой сети становился тотальным. Предпринимались лихорадочные попытки

поправить финансовую ситуацию периодическими повышениями государственных

цен на золото, драгоценности, хрусталь, ковры, коньяк, водку, деликатесы.

Был введен дополнительный 5% налог с продаж. Произошло даже сокращение

бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия. В 1989 году

экономический рост в стране практически прекратился. Но к этому времени

курс реформенных преобразований набрал уже определенную силу. В 1989

г. создается Государственная комиссия по экономической реформе, которую

возглавил академик Л.И. Абалкин, ставший к тому времени заместителем

премьер-министра.

В недрах комиссии зародилась новая концепция экономической реформы,

опубликованная осенью 1989 г. и обсуждавшаяся на конференции с участием

руководителей государства в ноябре 1989г. Концепция реформы включала

следующие черты новой хозяйственной системы:

. многообразие форм собственности, их равноправие и соревнование;

. зарабатываемость доходов, их распределение в соответствии с

вкладом в конечный результат;

. реформа оплаты труда;

. превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в

главный инструмент координации деятельности участников общественного

производства; перестройка финансово-кредитной системы и

ценообразования;

. государственное регулирование экономики на основе гибкого

социального и экономического планирования; перестройка планирования;

. обеспечение социальной защищенности граждан со стороны государства.

Рассматривались три варианта проведения реформы: эволюционный

(умеренное, медленное, енглубокое реформирование), радикальный (коренные

резкие перемены, "шоковая терапия"), радикально-умеренный (сочетание

первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось радикально-

умеренному варианту. Авторы концепции полагали, что первый этап реформы,

в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуация

и создан хозяйственный механизм переходного периода продлится с 1989 по

1991 год. На втором этапе, с 1991 по 1992 год, предполагался запуск в

действие нового хозяйственного механизма. Завершение реформы,

реализация намеченных мероприятий должны были занять период с 1993 по

1995 год.

Мыслилось уменьшить число государственных предприятий до 30%,

остальные должны были стать акционерными, арендными, кооперативными.

Чисто рыночный обмен должен был охватить к концу реформы 65-70%

производимой продукции.

Как видно из этого краткого описания, проекты экономических реформ в

России с 1989 года начинают приобретать выраженные рыночные очертания.

Есть ряд оснований считать 1990 год рубежным в проведении рыночных

реформ в России. Во-первых, потому, что появилась упомянутая выше первая

официальная доктрина рыночных преобразований, которая породила серию

последующих проектов перехода к рыночной экономике. Во-вторых, в 1990

году необходимость рыночных преобразований была признана правительством

страны. В-третьих, экономическое положение страны стало настолько

тяжелым, что, кроме поворота к рынку, в это время, пожалуй, не оставалось

реальных путей выхода из сложившейся ситуации.

2 Функции приватизации.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать

элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с

другой, - инструментом государственного регулирования долговременного

характера. Непосредственными целями приватизации являются:

. формирование слоя мелких и средних собственников;

. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

. перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической

эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не

выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать

развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая

принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной

справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,

необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного

потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные

критерии обусловили следующие основные способы приватизации –

акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа

предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу

(на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

3 Этапы приватизации.

В новейшей российской истории можно выделить основные этапы

перераспределения собственности в индустриальном секторе:

. спонтанный приватизационный процесс (1987-1991гг);

. массовая приватизация (1992-1994гг);

. постприватизационное перераспределение собственности (концентрация

распыленных акций приватизированных предприятий с 1993г как

наиболее общий процесс, залоговые аукционы 1995 г, "войны" олигархов

в 1997г, переход от наиболее "диких" к легальным процедурным

технологиям корпоративного контроля и перераспределения акционерного

капитала в 1996-1999гг).

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)

являются:

. приоритет политических целей процесса;

. введение системы приватизационных чеков;

. сверхвысокие темпы приватизации;

. преимущественно формальный характер приватизации при акционировании

крупных предприятий;

. аукционная продажа малых объектов;

. низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с

восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного

инструмента государственного регулирования экономики на последующих

этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в

развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее

инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы

приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным

инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди

негосударственных инвесторов. Но с другой стороны фактически не был

найден и задействован рыночный механизм оценки стоимости приватизируемых

предприятий, в связи, с чем государство понесло значительные потери, а

государственные объекты зачастую попали не в лучшие руки. Вторичный же

рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за

отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и,

соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и

неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

4 Постприватизационное распределение (1993-1996гг)

Для первых лет постприватизационного перераспределения собственности

(1993-1996гг) наиболее характерны самые разные приемы сделок на

первичном (приватизационном) и вторичном рынках. Именно в этот период,

хотя и применительно к 1997-1999гг. нельзя сказать об очень заметном

прогрессе в области защиты прав акционеров, приобрели новые формы

нарушения корпоративного законодательства как следствие борьбы за

контроль. Среди них можно назвать: вычеркивание неугодного акционера из

реестра; голосование на общем собрании акционеров поднятием руки, а не по

принципу "одна акция - один голос"; выпуск "особых" акций, позволяющих

претендовать на "особые" дивиденды; утаивание или задержка информации об

общем собрании; введение пороговых величин пакета акций для участия в

управлении АО; продажа имущества по заниженной цене без ведома

акционеров; принудительная скупка акций у мелких акционеров по заниженной

цене и др.

Необходимо отметить, что указанные процессы характерны преимущественно

для той части российских АО, по поводу которых, во-первых,

потенциально могли возникнуть конкурентные отношения "инсайдер-

аутсайдер"(т.е. рентабельных, перспективных) и, во-вторых, сама дирекция

имела конкретные стратегические планы на будущее. Если же дирекция

пассивно относилась к дальнейшей судьбе АО, то в лучшем случае оно могло

быть поглощено аутсайдером, в худшем - его активы использовала бы

дирекция в личных интересах.

Базовым конфликтом в течение всех этих лет применительно к

большинству АО был конфликт между старыми менеджерами, ожесточенно

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.