| |||||
МЕНЮ
| Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)центра и отраслевым знаком Прогресса за техническое перевооружение предприятия, разработку и производство высококачественных ликеро-водочных изделий. Мордовская водка успешно конкурирует как на общероссийском, так и на региональных рынках. Только по межрегиональным договорам в текущем году АО "Мордовспирт" отгружено продукции на 180 млрд рублей, с том числе на 52 млрд в Удмуртию, на 32 млрд в Астраханскую область, на 26 млрд в Свердловскую и в другие. Не случайно на предприятиях акционерного общества размещен заказ на производство водки "Довгань". Между корпорацией "Довгань" и АО "Мордовспирт" заключен контракт на 150 тысяч декалитров, в том числе "Славянская", "Минная", "Можжевеловая", "Апельсиновая", "Кофейная". И на каждой бутылке, кроме довганевской этикетки, будет стоять товарный знак АО "Мордовспирт" - произведено в Мордовии. [25, с. 39-43] Трудно не согласиться с тем, что электроэнергетика является стержнем экономики любого государства. Однако ситуация в данной отрасли экономики России приближается к катастрофе: 40% из всех работающих в стране энергетических мощностей сегодня уже исчерпали свой физический ресурс. Немало проблем у этой отрасли и в Мордовии. Особую организационную и финансовую поддержку со стороны правительства Республики Мордовия проект Мордовской ГРЭС получает в последние два года. К реализации проекта Мордовской ГРЭС, кроме РАО "ЕЭС России", проектных и научно-исследовательских институтов нашей страны была подключена энергетическая корпорация Великобритании "ПАУЭР-ДЖЕН", которая оказывает технологическую поддержку по экологической части проекта, по подготовке пакета-заявки в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также по другим направлениям. Агропромышленный комплекс - крупнейший сектор народного хозяйства республики, от состояния дел в котором во многом зависит экономическая и социальная обстановка на ее территории. Одной из основных задач развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия на 1996-2000 годы является приоритетное направление инвестиций в наращивание производственного потенциала перерабатывающей промышленности, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, переориентация в инвестиционной политике на сочетание крупнотоварных современных предприятий с предприятиями средней мощности, а также строительство перерабатывающих цехов в отдельных сельских районах республики для использования сырья, не требующего глубокой переработки. Проектом "Производство экологически чистых овощей" предусматривается: 9. Реконструкция цеха по производству консервов в ТОО "Тепличное". 10. Строительство цеха по производству плодоовощных консервов в совхозе "Мордовский" Ардатовского района. 11. Реконструкция кондитерского цеха на овощесушильном госпредприятии "Темниковскпй". Источниками финансирования этих объектов будут собственные средства, республиканский и муниципальный бюджеты, кредиты на конкурсной основе и другие источники. А значит, прежде всего, - это широкое поле деятельности для инвесторов. [3, с. 12-15] "Островом процветания" в Мордовии журналисты назвали Саранскую пивоваренную компанию. Сейчас оно вошло в состав российско-джерсийской фирмы "САН групп офкомпаниз", учрежденной в Англии и имеющей представительства в Нью-Йорке, Лондоне и Москве. Образовалось совместное предприятие, в котором объединились, наряду с саранским, еще четыре российских пивоваренных заводов из Перми, Курска, Екатеринбурга и Иванова. Мордовский "Пивовар" стал АО закрытого типа "Саранская пивоваренная компания". Эта группа российских производителей изготовляет солод, различные виды пива и безалкогольных напитков. Саранский пивзавод вошел в компанию САН в 1993 году. Его проектная мощность составляет 7,2 млн тонн пива и 20 тыс. тонн солода в год. САН произвела значительные капиталовложения в развитие и модернизацию производства. Это позволило увеличить объемы производства, улучшить качество и увеличить сроки годности продукции. Результат: на последней выставке "Пивоиндустрия-97" в Москве саранское пиво "Толстяк" завоевало три золотые медали. [3, с. 19] Основным конкурентным преимуществом мордовских предприятий является наличие свободных производственных площадей, незаконченных объектов с высокой строительной готовностью, а также высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Поэтому наиболее предпочтительным является привлечение иностранных инвестиций для развертывания на территории Республики Мордовия производств на базе импортного оборудования и комплектующих с использованием передовых технологий. Заключение Анализ, проведенный В.В. Поповым относительно состояния российской экономики в начале 90-х годов. позволяет судить о том, что в этот период экономика России, как и других стран СНГ, оказалась в худшем состоянии, чем большинство стран Восточной Европы и Балтии, не говоря уже о Китае. Реформы России пошли по “третьему пути”, отличному как от шоковой терапии, так и от китайского постепенного перехода. Мгновенная (а не постепенная) либерализация цен, введение конвертируемости национальной валюты, попытки быстрых структурных реформ (приватизация) и, конечно, демократический политический режим - все это роднит российские реформы с восточноевропейской и балтийской моделью, тогда как сохранение заниженных цен на топливо и энергию, открытого и скрытого субсидирования многих предприятий и целых отраслей, низкая безработица позволяют проводить параллели с Китаем. [21, с. 3-15] Издержки российского “третьего пути” оказались очень высокими – падение производства в России оказалось намного выше, чем в Китае и в большинстве стран Восточной Европы и Балтии. В то время как в странах Восточной Европы, наиболее последовательно осуществлявших радикальные реформы, падение производства продолжалось 2-3 года и составило 25-30% в год, в России, как показывает анализ, объем выпуска в промышленности за 2 года (с1992 по 1994) снизился на 70%. На 60% упал выпуск продукции в машиностроении и металлообработке. Наиболее сильный спад произошел в легкой промышленности, где объем выпуска снизился на 42%. В электроэнергетике выпуск продукции в 1994 г. по сравнению с 1990 г. составил 87% А.С. Зелтынь также согласен с тем, что преодоление негативных тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для его роста и необходимых изменений в отраслевой и технологической структуре вряд ли возможна без разработки базирующейся на цивилизованном партнерстве государства и бизнеса, стратегии промышленного развития страны и государственной промышленной политики как одного из инструментов реализации такой стратегии. [11, с. 59-62] Стратегия промышленного развития страны, по его мнению, предполагает определение основных целей в более или менее долгосрочной перспективе основных препятствий на пути реализации этих целей и средств преодоления этих препятствий и достижения поставленных целей. К важнейшим стратегическим целям развития промышленности России А.С. Зелтынь относит сохранение и усовершенствование основных элементов инфраструктуры жизнеобеспечения; повышение качества жизни (физическое и психическое здоровье нации, экология, образование и жилье); поддержание достаточного уровня обороноспособности страны. Основные препятствия на пути реализации этих целей заключаются в продолжающемся развитии глубокого и затяжного общеэкономического и промышленного кризиса, не сопровождающегося позитивными сдвигами в технологической структуре промышленного производства, отсутствие критической массы способных к саморазвитию промышленных фирм, дефиците инвестиционных ресурсов. Государственная промышленная политика России должна быть ориентирована на преодоление этих препятствий и носить инициативный характер, опираясь на видение желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе. Важным направлением государственной промышленной политики должно стать смягчение негативных социальных последствий изменений в структуре промышленных производств. Необходимо также активная деятельность по повышению эффективности управления промышленными предприятиями, остающимися в собственности государства. Дополняя и обобщая сказанное выше, отметим, что комплекс мер, определяющих суть и эффективность промышленной политики в России должен включать: 1) стратегическое целеполагание; 2) мобилизацию инвестиционных ресурсов; 3) макроэкономическую политику; 4) формирование эффективной организационной структуры промышленности; 5) арсенала конкретных инструментов. [4, с. 10-11] Стратегическое целеполагание включает, во-первых, определение стратегических приоритетов промышленной политики. Важнейшими критериями здесь должны, думается, стать имеющиеся конкурентные преимущества на мировом рынке, воплощенные в первую очередь в высоких технологиях. В этой связи фундаментальной целью промышленной политики становится эффективная интеграция в мирохозяйственные связи; во-вторых, – формирование действенной концепции реструктурирования секторов промышленности, в особенности отнесенных к стратегическим приоритетам (оборонная, аэрокосмическая и автомобильная отрасли; судостроение; производство оборудования для финансовой сферы, образования, здравоохранения, информатики и для телекоммуникаций; новые технологии, материалы и лекарства; электроэнергетика, информационно-телекоммуникационная и торгово- транспортная инфраструктура промышленности; и т.д.). Концепция должна дать четкие ответы на вопросы: какие секторы (и с использованием каких инструментов) государство собирается поддерживать, а какие производства ликвидируется; какие модели организации отраслей будут реализовываться (ограничения на вертикальную интеграцию, границы допустимой горизонтальной диверсификации и т.д.). Мобилизация инвестиционных ресурсов предполагает, во-первых, реформирование банковской системы, нацеленное на "связывание" избыточных сбережений и повышение эффективности управления инвестиционным процессом. Во-вторых, – аккумулирование бюджетных средств, резервных фондов предприятий и средств населения, гарантированных государством, на счетах в уполномоченных банках, обеспечивающих их использование для предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов или размещающих в государственные облигации. В случае успешного продвижения по указанным приоритетным направлениям будут существенно упрочены предпосылки изменения объектной направленности промышленной политики. Речь идет о перспективе ее переориентации на непосредственное решение задач научно-технического прогресса, освоения на конкурентоспособном (по меркам мирового рынка) уровне наукоемких производств, поэтапной модернизации материально-технической базы всего народного хозяйства. Но к такому повороту необходимо готовиться, и в рамках этой подготовки важно развернуть на государственном уровне соответствующие исследования, включая разработку перспективного прогноза основных линий научно- технического прогресса. Опыт широкомасштабной прогнозной деятельности у нас имеется: с 70-х годов под руководством Президиума АН СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике разрабатывалась "Комплексная программа научно-технического прогресса СССР" на 20 лет – по пятилетиям программируемого периода (в частности, в 1982 г. – на 1986-2005 гг., а в 1988 г. – на 1991-2010 гг.). В исследованиях участвовали сотни академических и ведомственных институтов, объединенных общими целями, программой и методикой формирования итоговых материалов. Институты естественного и технического профиля определяли наиболее значимые направления научно-технического прогресса в соответствующих областях, а институты экономические создавали на базе этих данных прогностическую модель динамики и структуры народного хозяйства – с учетом изменения в различные периоды ресурсных возможностей, необходимости постоянного обеспечения сбалансированности экономики и достижения высоких показателей народнохозяйственной эффективности, императивности улучшения качества жизни населения страны и социальной ситуации в целом. [27, с. 12-14] Проведение аналогичного рода исследовательской работы, пусть в меньших масштабах, но с учетом принципиально новых реальностей в хозяйственной эволюции, помогло бы сформировать широкую научную базу государственной промышленной политики России на долгосрочную перспективу СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Алексеев А.В., Н.Н.Кузнецова. Дожить до подъема: ситуация в российской промышленности // ЭКО.-1998.-№5.-С.37. 2. Аукуционек С.П.Опросы промышленных предприятий//ЭКО.-1996.-№6.- С.10-12. 3. Булатов А.С “Экономика”, изд. “Бек” М.-1997 4. Батчиковым С., Петровым Ю. в статье «Промышленная политика в реформационном выборе России» // «РЭЖ».-1997.-№10.-С.10,11 5. Василевский З. “Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996- 1997 годы” // Эксперт 1997 г. №47, 8 декабря. 6. Дробышева И. “Иностранные инвесторы предпочитают 100% -контроля”., // Золотой рог. 1998 г. 24 февраля. 7. Дробышева И. “Сибирь и ДВ: “Дайва-фонд” набирает темп”., // Золотой Рог. 1998 г. 24 марта. 8. Дробышева И. “Приморье - Республика Корея: Пока будет только торговать”., // Золотой Рог . 1998 г. 7 апреля. 9. Журнал Маркетинг. № 2 / 1999 год. 10. Журнал Консультант. № 8, 9 / 1999 год. 11. Зелтынь А.С. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО. – 1999. – № 5. – С. 59-62. 12. Крецу Н., Коротченков А. “Инвестиционная деятельность в Приморском крае”, // Проблемы Дальнего Востока 1998 г. № 1. 13. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал.–1998.-№9-10.-С.10-18; 14. Курьеров В.Г. Экономика России в 1995-1996 гг.: тенденции года (1995) // ЭКО.-1996.-№6.-С.3-10 15. Кушлин В. Проблемы реальной экономики на фоне финансовых кризисов // Экономист.-1999.-№3.-С.3 16. Липсиц И.В. “Экономика”. Москва. “Вита-Пресс”. - 1996г. 17. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России// Внешнеэкономический бюллетень 1998 № 4. 18. MATTHEW KAMINSKI “Прямые иностранные инвестиции”, // Финансы и кредит. № 5 (29) , 7. 97 май. 19. Основы экономики. Ростов-на-Дону, “Феникс”. - 1996г. под редакцией О.Ю. Мамедов. 20. Петрова И. “Подписан еще один меморандум”. // Золотой Рог 1998 г. 24 марта. 21. Попов В.В. Экономика России в 1992-1994 гг.: общие тенденции // ЭКО.-1995.-№ 2.-С.3-15. 22. Российский статистический ежегодник : статистический сборник // Госкомстат России.-Москва.,1997.-749с. 23. Свириденко В. “В ожидании иностранных капиталовложений”, // Экономика и жизнь 1998 г. № 13 март. 24. Свиридонова Е. “Лекарство для пугливого инвестора”, // Экономика и жизнь 1998 г. № 13 март. 25. Смирнов В. “К задействованию внебюджетных источников финансирования”// Российский экономический журнал.-1997 г. - №5-6. 26. “Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы” Москва “Международные отношения” 1995 г., под ред. Фаминского И.П. 27. Фальцман В. Как разрабатывалась Комплексная программа Научно- технического прогресса (из воспоминаний участника) // Российский экономический журнал. – 1994. – №11. 28. Филатов К. “Иностранные инвестиции в экономику России”, // Статистическое обозрение 1998 г. № 2. 29. Экономика России в 1996 г. // ЭКО.-1997.-№5.-С.27-35 Приложение 1 Распределение по отраслям иностранных инвестиций на 01.01.97 г. [7, с. 43] |Отрасли |Удельный вес инвестиций | |Финансы, кредит, страхование и пенс. |18,9% | |обеспечение | | |Топливная промышленность |12,9% | |Пищевая промышленность |12,4% | |Общая коммерческая деятельность по |13,7% | |функционированию рынка | | |Транспорт и связь |5,2% | |Лесная, деревообрабатывающая и |5,3% | |целлюлозно-бумажная промышленность. | | |Машиностроение и металлообработка |6,2% | |Торговля и общепит |6,5% | |Другие отрасли |18,9% | Приложение 2 Прямые иностранные капиталовложения по регионам России (нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.) |Всего |4250951,4 | |Северный район |952109,2 | |В том числе Республика Коми |490,266,2 | |Архангельская область |440593,7 | |Северо-западный район |228589,9 | |в том числе г. Санкт-Петербург |224611,4 | |Центральный район |1426712,5 | |в том числе г. Москва |1283194,0 | |Волго-Вятский район |234534,7 | |Центрально-Черноземный район |17126,5 | |Поволжский район |143341,9 | |Северо-Кавказский район |85455,5 | |Уральский район |82386,6 | |Западно-Сибирский район |625409,1 | |В том числе Тюменская область |484817,2 | |Ханты-Мансийский округ |244603,9 | |Восточно-Сибирский район |64886,6 | |Дальневосточный регион |374535,9 | |Калининградская область |15863,0 | По материалам Российского статистического ежегодника Приложение 3 Инвестиционная деятельность в Мордовии (на 1 января 1992 г) |Наименование предприятия |Сумма, тыс. |Доля зарубежных | | |долл. |партнеров в | | | |уставном | | | |капитале, % | |АО "Лисма" |1074397,1 |18,9% | |АО "Резинотехника" |37389,8 |12,9% | |АО "Сарансккабель" |102348,0 |12,4% | |АО "Биохимик", |391843,9 |13,7% | |АО "Электровыпрямитель" |202731,3 |5,2% | |ОАО"Ламзурь", |23393,0 |5,3% | |"Мордовцемент" |23080,3 |6,2% | |"Связьинформ" |326126,8 |6,5% | |"Саранский приборостроительный завод" |25924,7 |18,9% | |"Центролит" |20520,4 |4,8 | |"Рузхиммаш", |138570,9 |5,2 | |ГП "Саранский аэропорт" |221195,9 |0,5 | |АО "Сарэкс" |649152,0 |7,7 | |АО "Мордовспирт" |9417,2 |15,3 | |ОАО "Мордовэнерго" |238352,5 |3,6 | |Всего |Более 924, 3 |56, 6 | | |млн | | По материалам Российского статистического ежегодника |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|