бесплатно рефераты
 

Принципы государственного регулирования цен

Принципы государственного регулирования цен

| |

|Финансовая академия при Правительстве РФ |

| |

| |

|Кафедра |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|КУРСОВАЯ РАБОТА |

| |

|на тему |

| |

|«ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО |

|РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Студент группы Н2-3 |

|Щёголев Н.В. |

|Научный руководитель |

|Корнеева И.В. |

| |

| |

| |

| |

|МОСКВА, 2000 |

ПЛАН

Введение 2

1. Основы государственного регулирования цен 3

2. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. 10

2.1. Опыт государственного регулирования цен в США 12

2.2. Опыт государственного регулирования цен во Франции. 15

3. Законодательное регулирование цен в РФ 20

3.1. Административное регулирование цен 20

3.2. Регулирование цен естественных монополий. 23

3.3. Регулирование цен гражданским законодательством 24

3.4. Регулирование цен в целях налогообложения 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Список литературы 30

Введение

Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших

в экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого

века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной

сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х

годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими

школами.

Этот принцип, получивший название laissez-faire («оставьте нас в

покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно

подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция

совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в

экономику.

В данной работе проводится анализ государственного регулирования цен,

т.е. рассматриваются инструменты государственного регулирования цен, опыт

зарубежных стран (США и Франции) и рассматривается ситуация, сложившаяся в

РФ.

Особое внимание уделяется законодательному регулированию цен в

Российской Федерации, описанному в третьей главе.

Для полного осмысления проблемы государственного регулирования цен её

надо рассмотреть в двух аспектах: теоретическом и практическом. Первая

глава повествует о теоретических основах государственного регулирования

цен.

Основы государственного регулирования цен

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике

ценообразование не регулируется. Однако такое представление является

ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда

произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего

производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы

иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только

сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной

экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает

государство.

Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча

продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег,

договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это

совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке.

Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на

проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно

выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при

этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к

конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и

пешеходам.

Всем известно, что происходит, когда общие правила движения

нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в

России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются

всеми одновременно.

В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики

играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли

государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных

экономических школ.

Кризис 1929 – 1933 гг., который основательно потряс экономические

основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения

стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами

государственного регулирования.

Теоретическую разработку данная позиция нашла в работе известного

западного экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и

денег». С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного

регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов.

В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной

конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной

жизни отводится строго определенная роль.

Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к

существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и

кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому

государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания

на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с

помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий

воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному

развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать

циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от

конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный

и антиинфляционный характер.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она

взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их

изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных

расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических

рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и

воздействует на процессы воспроизводства.

В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная

разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании

рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На

это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного

законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики

должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию

конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и

всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования.

Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы

производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы

обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело

бы к разрушительным последствиям.

Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции,

направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

-ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для

других);

-принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо

предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);

- принудительную привязку покупателей к продавцам;

-сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения

соперников и захвата рынка);

-отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами

данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;

-различного рода бойкоты.

Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат

расследованию и пресечению антимонопольными органами.

Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль

государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в

установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на

принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им

методологической и методической помощи, разработки правовых норм по

ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы

не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого

дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,

способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на

использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при

этом является достижение определенных социальных результатов, в частности,

поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в

достаточном количестве товаров первой необходимости.

Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями

самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение

от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений

легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо

через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США, например,

предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно

высоких цен. Государство играет роль не насильственного аппарата контроля

за ценами, а -- арбитра.

Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а

чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе

с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не взирая

на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России.

Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно

влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и

такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не

позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный

момент.

В России за последние годы спрос значительно превышал предложение.

Государство не могло гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего

дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не

перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого,

стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки,

они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции

в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария

построения рынка: «шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее

экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь

поэтапного восстановления рыночной экономики и ликвидации инфляционных

явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью

которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост

и платежеспособность населения.

Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях

общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь,

водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования

необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно

получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии,

Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого

получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким

ценам.

В США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу,

кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак поддерживаются

преимущественно через залоговые операции и закупки у фермеров, а цены на

молочные продукты – через закупки и излишки этих продуктов у

перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует минимальные уровни

залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами

на сельскохозяйственную продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами. Эту

функцию выполняет Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за

ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и

Федеральная торговая комиссия.

В Японии создан особый правительственный орган – бюро цен Управления

экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением

антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом

уровне, изучение тенденции спроса и предложения. Государство регулирует

цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы,

тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и

медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских

цен.

Наряду с методами прямого регулирования государство воздействует на

процесс ценообразования и с помощью косвенных мер. Эти меры направлены на

изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом

и предложением.

Этими мерами государство стремится установить равновесие между

спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и

медленному росту цен в масштабах всей экономики.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости

от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды

ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости

быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В

странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в

меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой

экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного

регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному

ценообразованию.

Как только на рынке создаются условия для конкуренции,

государственное регулирование цен, зачастую, отменяется. Так, в 70-х годах

в США было установлено государственное регулирование авиационных,

железнодорожных и автомобильных грузовых тарифов, тарифов телефонной связи,

банковского дела. Это, к примеру, в гражданской авиации способствовало

снижению издержек производства посредством снятия маловыгодных маршрутов,

увеличения степени загрузок рейсов, сокращения персонала и т. д.

Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От

размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше

налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают

налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же,

получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить

инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые

ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена

на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах

налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она

составляет около 20%.

Практика государственного регулирования цен показывает, что для

преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

1. Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого

бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и

других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль

за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.

2. Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся

поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение

нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в

том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но

и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться

косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные

с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае

дополняются непосредственными, прямыми методами государственного

регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения

цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне,

посредством контроля над отдельными статьями издержек производства

воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий

их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен

через уровень рентабельности к издержкам производства практически не

используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в

снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения

возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Государственное регулирование цен в зарубежных странах.

Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяют понять его

закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании

ценового механизма в России в период перехода её экономики к рынку.

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран

претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных

товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую

хозяйственную систему страны различные экономические уклады.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.