бесплатно рефераты
 

Предприятия в системе рыночных отношений

1. Апелляция к государственной поддержке в различных формах.

Активизация собственных усилий по упрочению финансового состояния.

Финансовые проблемы многие по-прежнему стремяться решить с помощью

правительства, банковской системы. Вполне справедливые требования о

нормализации прохождения платежей, налаживании межгосударственных расчетов,

своевременной оплате государственных заказов сочетаются с просьбами об

индексации оборотных средств, о проведении взаимозачетов с дополнительным

кредитованием, выделении льготных кредитов.

Некоторые руководители требуют государственной поддержки уже только в

качестве дополнительной страховки. Многие понимают, что в целом такие меры

могут привести лишь к временному улучшению положения их предприятий, а

затем лишь усугубят состояние денежного обращения в стране. Правда, пока

собственные трудности для каждого директора важнее, чем утраты от инфляции,

хотя она и находит понимание у руководителей. Встречается также

небольшое число руководители, выступающих за усиление регулирования, прежде

всего в ценообразовании (ограничение рентабельности, частичное

регулирование цен на сырье, энергию), при этом обычно рассчитывается на

свободу цен на собственную продукцию.

В то же время на уровне многих предприятий начинает действовать

обратная связь “финансы — производство”. Она становится определяющим

контуром принятия некоторых решений, что было невозможно при прежней

системе управления государственными предприятиями, так как многие

руководители, формируя политику производства и сбыта, подчиняют ее

требованиям нормализации финансовом состояния.

Некоторыми предприятиями ведется определенная работа по экономии

издержек производства. Наблюдается и специфическая реакция предприятий на

финансовые ограничения и трудности в виде отхода от финансовой сферы

(поставка продукции без предоплаты и заведомо в долг своим постоянным

потребителям, продажа продукции за наличные, поставки взаимозачетом, бартер

и др.).

То есть вопросы стратегии развития оказались на втором плане после

текущих проблем. Тем не менее предприятия направляют средства на проведение

работ по перевооружению и модернизации производства, обычно не требующих

больших вложений и обеспечивающих быструю отдачу:

. освоение производства новой продукции;

. усовершенствование технологии;

. закупка небольших партий оборудования и др.

Подобные краткосрочные инвестиции хотя и не дают возможности

преодолеть инвестиционный кризис, но обеспечивают сдвиги в изменении

конкретного ассортимента. На некоторых предприятиях проводится и

реконструкция. По данным Государственного комитета по статистике, различные

частичные усовершенствования и реконструкции проводило более 40%

предприятий, а существенное перепрофилирование производства — только 9%.

Апеллируя к нехватке средств, многие продолжали жилищное строительство

(доля таких предприятий — почти 30% — устойчива по всем группам отраслей)

и строительство других объектов социальной сферы. Предприятия

начинают активизировать деятельность непроизводственного типа: вкладывают

средства в торговлю, банки, покупку земли и т. п. Но в то же время

достаточно велика доля предприятий (от 1б до 18% по разным группам

отраслей), вообще не осуществлявших капиталовложения.

Что касается крупных инвестиционных проектов, то собственных средств

подавляющему большинству предприятий не хватает. Но и при наличии

финансовых возможностей предприятия не всегда оперативно занимаются

инвестиционной деятельностью. Это зависит главным образом от руководителя.

На необходимость льготных кредитов или бюджетного финансирования конкретных

инвестиционных проектов прямо указываю около 40% директоров. Многие

руководители считают, что при осуществлении структурной перестройки

обязательна помощь государства, причем как государственным, так и уже

приватизированным предприятиям.

В результате видны две основных стратегии:

1. Использование собственных средств.

2. Обращение к государственной помощи (долгосрочные кредиты на льготно

условиях, государственные инвестиции).

Хотя на стратегию использования собственных средств указывают более

половины предприятий, но реально доля, обходящихся только собственными

средствами, меньше и составляет приблизительно 40%. В свою очередь имели

возможность воспользоваться государственными субсидиями более четверти

предприятий. Кроме того, почти столько же предприятий имели доступ к

долгосрочным кредитам банка на рыночных условиях. При этом, речь идет о

доступе к долгосрочным кредитам на основе помощи отраслевых объединений или

участия в учреждении банка, ибо в настоящее время реальный рынок

долгосрочных кредитов в стране практически отсутствует.

Дороговизна и недоступность кредитов побуждают предприятия искать

нетрадиционные финансовые источники для долгосрочных целей, используя при

этом различные формы объединения средств: долевое участие, товарищества,

акционерные общества. Акционирование и приватизация также дают возможность

предприятиям привлекать финансовые средства смежников — поставщиков и

потребителей, трудового коллектива. Такие частные стратегии, как

привлечение средств других предприятий, частного сектора и т. п.,

встречаются на 3-8% предприятий.

Ограниченность собственных источников для существенной перестройки

производства заставляет руководителей думать о внешних инвесторах. Среди

них, конечно, наиболее привлекательным является государство как источник

дешевых денег, при этом не претендующий на часть собственности и контроля.

Однако на его помощь большинству рассчитывать не приходится за исключением

оборонных или других достаточно крупных предприятий. Велико, как это

подчеркивалось ранее, стремление обратиться к иностранным инвесторам, но

это удается немногим, а предприятиям ряда отраслей, особенно расположенным

в небольших городах, просто недоступно.

Стратегии обращения к различным источникам несколько различаются по

отраслям промышленности: использование собственных средств доминировало у

предприятий, перерабатывающих сырье или у работающих на потребительский

рынок, а ориентация на кредиты — у оборонных и высокотехнологичных

предприятий. Кроме том, предприятия, перерабатывающие сырье, активно

использовали средства иностранных партнеров. Что касается оборонных и

высокотехнологичных предприятий, то некоторым удалось найти или пришлось

допустить использование средств и коммерческих структур.

В заключение отмечу, что финансовое положение предприятий и по сей

день далеко от стабильного, существует целый ряд трудностей как с

обеспечением производства, так и с перестройкой и внедрением новых

технологий. Многие из проблем остались в наследие от планового хозяйства,

однако, по-моему мнению, российские произволдители имеют достаточный

потенциал для преодоления кризисной ситуации, глубина которой, возможно,

завышена.

Поведение предприятий

Перестройка функционирования, организации и поведения российских

предприятий в условиях рынка

Поведение отечественных предприятий на рынке демонстрирует их

приспособляемость к новым условиям. Как свидетельствуют данные многих

обследований, в сознании руководителей вопросы сбыта вышли на первый план

по сравнению с проблемами снабжения, хотя последние стоят порой достаточно

остро. По-прежнему имеются дефицитные группы продукции:

. продукция предприятий-монополистов;

. продукция, производство которой после распада СССР осталось за пределами

России;

. продукция, выгодная для экспорта;

. импортные сырье и комплектующие.

Однако в большинстве случаев сырье и материалы на рынке можно

приобрести свободно, и все чаще уровень снабжения определяется

платежеспособностью предприятия. По данным Экспертного института, 80%

руководителей связывают трудности снабжения именно с нехваткой денежных

средств.

Каналы снабжения в 1995 г. по сравнению с предыдущим годом

существенно не изменились. У подавляющего большинства предприятий

сохранились старые связи с поставщиками продукции, в том числе из республик

СНГ. Отраслевые министерства, концерны и ассоциации практически утратили

роль организатора хозяйственных связей. Однако, перестав пользоваться

помощью министерств и ведомств, предприятия в большинстве своем не

обращались к услугам коммерческих посреднических организаций либо в целях

экономии издержек, либо из-за отсутствия или недостатка надежных

посреднических организаций.

Эпоха бартера в основном прошла: с 1994 г. он уже перестал быть явно

преобладающей формой обмена между предприятиями. И хотя для некоторых

предприятий бартер еще составляет существенную часть в объеме поставок —

свыше 10%, изменилась его природа — как причина дефицитности товаров он

практически себя исчерпал. В то же время появились иные мотивы, побуждающие

предприятия прибегать к бартеру. Основные среди них — стремление избежать

части налогового бремени, использование товара в качестве платежного

средства при отсутствии денег, для обхода барьеров при расчетах с

партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.

Несмотря на сложности сбыта, потребители пока в четыре раза чаще, чем

поставщики, проявляют инициативу в установлении хозяйственных связей.

Однако подавляющее большинство предприятий почувствовало ограничения

платежеспособного спроса как населения, так и предприятий. Вопрос сбыта

продукции стал вопросом непосредственного контроля со стороны первого

руководителя. Предприятия начали искать и вырабатывать свою линию поведения

на рынке.

Впервые за многие годы предприятиям пришлось серьезно

проанализировать состав своих потребителей, оценить перспективы

сотрудничества с ними. Только у весьма малого количества предприятий состав

потребителей не изменился. Самой массовой причиной его изменения явилась

неплатежеспособность прежних потребителей (34,4%). Почти треть предприятий

сократила или полностью прекратила поставки своим бывшим потребителям,

расположенным в странах СНГ, из-за возникших сложностей в торговле и

расчетах. Переориентировали полностью или частично свой сбыт на новые

частные предприятия. Однако связи с традиционными потребителями большинство

предприятий (70%) все-таки в основном сохраняет. Наиболее консервативны

производители сырья, самые же динамичные в сбытовой политике —

высокотехнологичные отрасли.

Ориентацию на старые связи можно в определенной степени трактовать

как выбор между двумя сосуществующими в экономике типами производственных

отношений:

1) модифицированным, адаптированным к современным условиям, но все-таки

сохраняющим главные элементы логики административной экономики; 2)

основанным хотя бы частично на элементах рыночного поведения.

Ориентируясь на старые связи, предприятие должно сохранять приверженность

этическим нормам, принятым в кругу традиционного директората. Частично

такое поведение можно объяснить консервативностью. Но жизнь в этом кругу

позволяет решать по-своему и вновь возникающие проблемы. В частности,

трудности, связанные с несовершенством законодательства, предприятия

преодолевают, пользуясь силой существующих в своем кругу норм поведения. В

отличие от установленного законодательства неписанные законы бывшего

советского директората имеют солидные традиции, поэтому на них часто

операются.

В этой связи с позиций самих предприятий ориентация на сохранение

старых связей и необходимость следовать принятым нормам можно рассматривать

как вполне разумное поведение, позволяющее им сегодня выжить, самим

создавая стабильность.

В то же время налицо существенный сдвиг в отношении руководителей

госпредприятий к новым коммерческим структурам: доли не желающих работать с

ними, с одной стороны, и сотрудничающих — с другой, примерно уравнялись.

Основными же аргументами против контактов с новыми коммерческими

структурами продолжают оставаться высокие цены, а также распространенные

случаи мошенничества. Поэтому большинство директоров считают необходимым

проявлять осторожность: работают с крупными фирмами или с теми, где есть

знакомые. Были примеры и весьма плодотворного сотрудничества:

государственное предприятие, не имеющее опыта работы на рынке, передает

функции сбыта и снабжения коммерческой организации, хотя подобное

сотрудничество развивается очень осторожно.

Изменение структуры производства, как правило, самый дорогой, но

зачастую единственно возможный путь решения проблем сбыта. И именно к нему

пришлось уже прибегнуть большинству предприятий. Высокую долю проводивших

ее перестройку можно объяснить, по-видимому, тем, что изменения

ассортимента производства и освоение новой продукции происходят в небольших

объемах и внутри крупных номенклатурных групп.

Среди причин, побудивших предприятия к перестройке структуры,

основной считается изменение спроса, затем рост себестоимости продукции,

третье — дефицит некоторых видов материальных ресурсов. Из-за изменения

спроса активно пришлось менять структуру производства предприятиям

высокотехнологичных и оборонных отраслей. Рост же себестоимости продукции

побудил к структурным сдвигам в основном производителей сырья и товаров

народного потребления. Предприятия стали заранее ориентировать ассортимент

на определенного потребителя: стараются иметь непосредственный контакт с

конечным потребителем, ищут платежеспособных потребителей, осуществляющих

предоплату, оплату наличными.

В целом более активную сбытовую политику ведут высокотехнологичные и

оборонные отрасли, производители товаров народного потребления. Они склонны

менять старые связи, расширять сотрудничество с новыми типами потребителей,

прете всего с частными структурами, приспосабливать производство к

требованиям спроса, стараются работать и на внешний рынок. У предприятий -

производителей товаров народного потребления ограничены экспортные

возможности из-за низкого качества продукции, поэтому они меняют

ассортимент в угоду внутреннему потребителю. Наиболее консервативны в

проводимой сбытовой политике предприятия, перерабатывающие сырье.

Для многих государственных предприятий конкурентная борьба стала

реальностью. Только 10% заявили, что у них конкурентов нет. Три четверти

предприятий имеют конкурентов среди отечественных производителей, а одна

четверть — среди иностранных фирм, только одна пятая — среди новых частных

структур.

Ценовая политика промышленных предприятий постепенно и достаточно

медленно претерпевает изменения. Но у довольно большой части предприятий

цены все еще лимитируются. Доля предприятий, согласовывающих цены со своим

министерством, концерном, ассоциацией, очень невелика (к ним относятся лишь

предприятия сырьевых отраслей, промышленности строительных материалов).

Некоторые концерны и ассоциации пытаются согласовывать цены между входящими

в их состав предприятиями-смежниками, но, как правило, малоуспешно.

Ценовая политика многих предприятий заключается в том, чтобы цена

покрывала издержки и давала возможность получить нормальную прибыль. Важным

изменением в ценовой политике руководителей является усиление ориентации на

рыночные цены. Однако самое существенное — это невысокая доля директоров,

которые старым контрагентам стараются повышать цены в меньшей степени, чем

другим потребителям. Хотя практика ценовой дискриминации сохраняется,

предприятия разными путями стараются сократить круг своих потребителей,

ограничивая их число теми, которые являются надежными партнерами на

перспективу, оказывают им услуги, совместно решают какие-либо

производственные проблемы.

Предприятие: стратегия и тактика

Известно, что на данный момент в вопросах производства директора

принимают решения, обеспечивающие наиболее быстрое получение выгод. Это не

единственный критерий. Интересам предприятий могут служить различные

стратегии и действия, последствия которых для общих экономических

показателей и успеха реформ могут оказаться весьма неоднозначными.

Например, предприятия станут перестраивать свою деятельность в соответствии

с новыми условиями или же откажутся от этого в зависимости от поведения

других предприятий. Если какое-либо предприятие перестает оплачивать свои

расходы, последствия проявляются сразу, но в случае, когда многие

предприятия одновременно прекращают платить по счетам, никаких серьезных

последствий, скорее всего, не будет. Здесь срабатывает “эффект больших

чисел”.

Следовательно, если предприятия будут перестраиваться или же

откажутся от этого, достижение определенного баланса, равновесного

состояния реально. В переходный период появляются разнообразные возможности

для серьезных преобразований, а значит, есть широкий выбор стратегий. В

таких ситуациях субъекты экономической деятельности не могут рассчитывать

на стабильность в действиях партнеров. Скорее, директора предприятий

вынуждены считаться с действиями других предприятий, а в принятии решений

большую роль играет интуиция.

Отчасти сроки окончательного принятия решений директорами предприятий

зависят от того, как скоро они найдут оптимальную стратегию работы и, в

частности, насколько быстро их интуитивные мнения будут подтверждаться

реальными действиями. Одновременность поиска многими директорами

предприятий оптимальной стратегии усиливает неопределенность в системе,

поэтому правительство должно сделать так, чтобы избранные предприятиями

стратегии соответствовали требованиям экономической реформы, а не являлись

продолжением прежних методов хозяйствования.

Основываясь на данных представлениях и можно прогнозировать, каким

будет достигнутое равновесное состояние, каковы будут издержки и выгоды от

него для конкретного предприятия. Последнее во многом зависит от

специфических качеств данного директора, его предприятия или отрасли.

Руководители, более склонные к рыночным реформам и умеющие извлекать

большую выгоду, действуя по рыночным правилам, предпочтут равновесное

состояние, при котором оптимальная стратегия будет связана с перестройкой

деятельности их предприятий. Однако, даже если директор склонен к рыночным

реформам, он не станет перестраивать свое предприятие, если увидит, что

другие не собираются это делать. В ситуации, когда другие предприятия

продолжают осуществлять взаимное кредитование, перестройка на отдельном

производстве не принесет ожидаемой выгоды. Даже если в итоге затраты будут

снижены, это предприятие не сможет победить конкурентов.

Следует также учесть, что с увеличением размера предприятия

количество связей между работниками значительно возрастет. Эти связи

зачастую регулируются неписаными правилами, которые складываются

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.