бесплатно рефераты
 

Переходная экономика

Переходная экономика

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 2

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее

функционирования ………………………………………………………… 4

1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 4

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции

развития переходной экономики …………………………………………… 4

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 9

3. Структура переходной экономики …………………………………….. 11

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 15

5. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16

5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16

5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 17

6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с

переходной экономикой ………………………………………………… 21

Заключение ……………………………………………………………… 25

Список литературы ……………………………………………………….. 26

Введение

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран

назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год

неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые

темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания

экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов

роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы

обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых,

негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к

экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных

отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а

централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную

инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая

производительность труда. Плановый характер управления экономикой,

показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в

дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге

оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате

страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной

экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило

необходимость реформирования административно-командной экономики, ее

преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное,

поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на

протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система

функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем

административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки

невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую

структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать

рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу,

сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к

другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С

одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-

экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах

новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно

в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов

современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов

административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики

требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет

существовать так называемая переходная экономическая система или переходная

экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов

административно-командной и современной рыночной систем. Переходная

экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда

прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается

и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в

переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не

функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее

функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики.

Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость,

нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно

нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное

состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой

экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния

переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее

развития и соответствующий характер изменений —необратимость,

неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития

переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь

старого и нового, характерно существование особых переходных экономических

форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий.

Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми

или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в

переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы,

а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются

резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим

потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее

историчность, что обусловлено особенностями экономического развития

отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские

страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее

чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее

существовали некоторые рыночные институты, и число государственных

предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К

тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику

протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики

закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все

это необходимо учитывать при разработке программ реформирования

экономической системы в переходный период.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития

переходной экономики.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью)

воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены

существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия

неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность

воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной

экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых

экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является

интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости

эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить

его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает

роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а

направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех

ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не

произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения

системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период,

некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут

рассматриваться как закономерности. Их три:

— утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими

ресурсами;

— бюджетный кризис;

— трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер

и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период

экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание

неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность

создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством

функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период

командно-административной системы государство было единственным

собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств

общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную

собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие

экономических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в

экономике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к

такому положению, при котором государство, будучи источником экономического

законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это

значит, что после принятия закона все государственные органы должны

руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям -

подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то

государственные органы и государственные предприятия должны действовать по

тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении

условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны

нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в

правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших

достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов

рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формирование

нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в

любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться

пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление

осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в

рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким

инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы

воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных,

налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа

регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше

льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или

провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления

кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в

преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать

закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такие

закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация,

приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы

экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают

инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на

получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в

денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен ли

рынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительный

ответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности в

современной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что

ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают

акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи

владельцев. В их число могут входить и государственные компании, и

партнерства, и кооперативы, и другие экономические организации.

Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без

частной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние

десятилетия получили большое распространение компании со смешанным

капиталом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частная

собственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованного

принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в

конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации -

это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской

экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания

нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.

Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами

международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась

автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в

которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие

виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не

сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению

качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики

всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В

современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована

от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических

стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые

проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в

настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их

эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот

факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить

их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых

других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной

роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке

произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и

свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое,

обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную

предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе

капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает

наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-

третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы

институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности.

Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической

системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого

из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны

будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая

задача — создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего

народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с

рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции

государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в

обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что

речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и

ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все

общественное хозяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость

постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства

фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в

повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть

реализована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта

тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития

различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во

внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из

ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках

вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты

экономики. Открытость экономики все более и более обогащается

интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения

внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между

ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная

проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели

национального воспроизводства.

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки

прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности

хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только

грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы,

но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений,

обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства,

рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены

деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного

механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в

плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного

планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия

и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания

переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует

принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации

экономики.

Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической

системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех

их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных

преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и

предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к

меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода

не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих

условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды

являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в

отношениях собственности.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы

является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.