бесплатно рефераты
 

Отраслевая структура мирового хозяйства

Отраслевая структура мирового хозяйства

Оглавление

1) Сравнительный социально-экономический анализ Австралии и

Нидерландов…………………………………………………………….2

2) Отраслевая структура мирового хозяйства………………………16

3) Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых

комплексов мировой экономики………………………..17

4) Развитие экономики в различных странах……………………….20

5) Список литературы………………………………………………...24

6) Лист для рецензий………………………………………………….25

Сравнительный социально-экономический анализ Австралии и Нидерландов.

1. Географические и исторические данные стран.

Нидерланды

За этой страной укрепилось два названия: Простонародное - Голландия,

что в переводе на русский означает “страна у беспокойного, бурного - моря”

или “полая земля”. Действительно, Более или менее прочные слои грунта

залегают здесь на глубине 10 - 12 метров, поэтому в старину в Голландии

многие здания и даже города строили на сваях.

Сейчас Голландией называют только одну провинцию, разделенной в

данное время на две - Северную Голландию и Южную Голландию. Провинция

Голландия - это исторический, политический, экономический и культурный

центр страны.

Второе название страны - Нидерланды. В переводе это означает

“низменные земли”. Страна занимает самый низкий в Европе участок суши.

Официально ее называют - Королевство Нидерландов, т. е. королевство,

объединяющее провинции, которые относятся к этим низменным землям.

Нидерланды расположены на побережье и прилегающих с запада -

Фризских островах Северного моря, т. е. в наиболее густо населенной,

развитой, в промышленном отношении, части Западной Европы, там, где

пересекаются европейские и межконтинентальные магистрали. Реки, прежде

всего Рейн ( одна из крупнейших рек Западной Европы), являются главными

путями к странам и районам, удаленным от моря. Через страну проходят водные

магистрали к Руру - одному из крупнейших промышленных и угледобывающих

районов Западной Европы, к глубинным районам Франции, Бельгии, Швейцарии.

Среди всех портов Нидерландов выдается Роттердам. Это крупный и хорошо

оборудованный порт - один из лучших портов мира, ворота в Европу.

По площади Нидерланды (кроме микро-государств) превосходят только

Албанию, Бельгию и Люксембург. Протяженность с Запада на Восток составляет

примерно 200, а с Севера на Юг 300 километров. Примечательно, что площадь

Нидерландов - величина не постоянная. Ее заболоченные территории постоянно

осушаются и отвоевываются у моря новые земли.

Границы Нидерландов, исключая морские, не определены какими - либо

природными рубежами, а проходят по условным линиям. На Юге и Западе

Нидерланды граничат с Бельгией, на Востоке с Германией, а на Севере

омывается Северным морем. Длина сухопутных границ составляет около 950

километров, морских же около 1000.Берега Нидерландов, особенно на Севере и

Юго - Западе, сильно изрезаны мелководными заливами Северного моря и

устьями рек Рейн, Маас, Шельда. Большие участки морского побережья -

творение рук человека. По этому поводу в Нидерландах существует даже

поговорка: ”Бог создал море, а голландец - берега”.

В XVII веке Амстердам становится центром и наследником

мировой торговли и валютно - кредитных операций. В страну потекли деньги.

Семнадцатое столетие было “ золотым веком “ Нидерландов, но в начале XVIII

века наступил упадок.

В 1795 году Голландия была оккупирована войсками Наполеона и получила

новое название - Батавская Республика. В 1806 году была преобразована в

Голландское королевство и через 4 года включена в состав Французской

Империи, но уже через 3 года, в 1813, страна была освобождена, а престол

занял Вильгельм Оранский. После поражения Франции к Нидерландам была

присоединена Бельгия и создано единое Нидерландское Королевство, которое с

1830 года стало самостоятельным государством. Во второй половине XIX века,

помимо внешней торговли, судоходства, сельского хозяйства, начинает

развиваться промышленность: судостроение, текстильная, пищевая.

В первую мировую войну (1914 - 1918 ) Нидерланды смогли сохранить

нейтралитет, но из страны вывозились продукты, промышленные товары и начал

ощущаться голод, стала расти инфляция.

В 1930 году страну охватил мировой экономический кризис.

После второй мировой войны, в конце 1945 года, при поддержке США и

Англии, Нидерланды развязали колониальную войну в Индонезии, но она не

увенчалась успехом. В 1975 году стала независимой и Нидерландская Гвиана (

Суринам ). В настоящее время Нидерландам принадлежит небольшая территория в

группе Антильских островов.

В середине 50-х годов хозяйство Нидерландов перестраивается с

ориентацией на внешние рынки, отчего мелкие предприниматели разорялись. В

70 - 80-х годах экономика страны ухудшилась: свертывание производств,

увольнение рабочих, быстрый рост безработицы.

Нидерланды делятся на 12 провинций: Северная Голландия, Южная

Голландия, Утрехт, Гронинген, Фрисландия, Ренте, Оверейсл, Гердер ланд,

Зеландия, Северный Брабант, Лимбург Флеволанд. каждая провинция, в свою

очередь, делится на городские и сельские общины - муниципалитеты, их

насчитывается 850. Каждая провинция управляется королевским комиссаром.

Сейчас в Нидерландах 96 % населения - голландцы и фламандцы, а остальные 4

% - это немцы, индонезийцы, суринамцы, евреи. Однако в самостоятельную

этническую группу можно выделить только фризов, живущих во Фрисландии,

Гронингене, Оверейсле и Ренте. Их насчитывается 250 тысяч человек. До XVI

века фризский язык являлся официальным языком Фрисландии, но позже стал

вытесняется нидерландским. Начиная с XIX века вновь происходит признание

фризского языка.

Основная часть фризов проживает в деревнях. Они занимаются

рыболовством, судоходством, но основное их занятие - скотоводство.

Австралия

[pic]

Первыми европейцами, открывшими и частично исследовавшими Австралию,

в 17 веке, были голландские и английские мореплаватели. Первоначально

Австралия была местом ссылки из Великобритании уголовных преступников, а

так же нежелательных для правительства социальных элементов – чартистов,

согнанных с земель крестьян и ирландских революционеров. Осужденные начали

обживать континент. Открытие в Австралии золота способствовало бурному

притоку переселенцев в 50-х годах 19 века и развитию в стране

капиталистических отношений. В 1901 году произошло объединение отдельных

английских колоний в Австралийский Союз, что соответствовало интересам

промышленного капитала и правительства Великобритании. До начала 30-х годов

сохранялась экономическая и политическая зависимость Австралии от

Великобритании. В 1931 г. Австралия получила полную независимость от

метрополии во внешних и внутренних делах. Она поддержала империалистическую

агрессию США во Вьетнаме и другие агрессивные акции Пентагона в юго-

восточной Азии.

Австралия — единственное государство в мире, занимающее территорию

целого континента, поэтому Австралия имеет только морские границы. Странами-

соседями Австралии являются Новая Зеландия, Индонезия, Папуа Новая Гвинея и

другие островные государства Океании. Австралия удалена от развитых стран

Америки и Европы, крупных рынков сырья и сбыта продукции, но множество

морских путей связывают Австралию с ними. Австралия играет важную роль в

азиатско-тихоокеанском регионе.

Австралия имеет федеративное устройство и включает в себя 6 штатов:

Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Тасмания, Западная

Австралия — и 2 территории : Северная территория, Австралийская Столичная

территория. Территория страны составляет 7682 тыс.кв.км, расположена на

Австралийском материке, о.Тасмания и другими островами.

Столица Австралии — г. Канберра. Австралия — федеральное государство в

составе содружества, возглавляемого Великобританией. Глава государства —

английская королева.

2. Характеристика национальной экономики стран.

- Промышленность

Нидерланды

Промышленность Нидерландов специализируется на выпуске

высококачественной и конкурентно способной продукции. Ведущие отрасли

промышленности - это газовая, нефтедобывающая и перерабатывающая

промышленность, металлургия, металлообработка, химическая промышленность,

электротехника. Из старых, традиционных отраслей большое значение имеют:

судостроительная, пищевая, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая

промышленности. В текстильной, швейной и кожевенно-обувной отраслях

наблюдается спад производства.

Одна из важнейших отраслей нидерландского хозяйства - это энергетика.

Основную массу электроэнергии вырабатывают тепловые станции. На уголь

сейчас приходится 25 % первичного потребления энергоносителей, но основную

роль играет газ - 63 %, нефть и нефтепродукты - только 5 %. Ежегодно в

Нидерландах производится 60 млрд. кВт в час.

Сейчас действуют две атомные электростанции - в Додеварде (50 мВт) и

в Борсселе (440 мВт). Правительство одобрило строительство ветряных

генераторов электроэнергии. В 1983 году в Ветте установлен пробный

солнечный коллектор площадью 2 500 квадратных метров, который используется

зимой для отопления и нагревания воды в 96 жилых домах. Нефть и

нефтепродукты составляют 1/4 общего объема нидерландского импорта. Она

используется не только как энергоноситель, но и как важнейшее сырье для

химической и нефтехимической промышленности. Основные поставщики -

Великобритания, Иран, Ливия, Норвегия, Нигерия, Алжир, Саудовская Аравия,

Россия. Газ стали добывать в 1950 году. Его общие запасы превышают 2 100

млрд. кубометров, ежегодно добывается 70 млрд. кубометров, половина

которого идет на экспорт во Францию, Германию, Италию, Швейцарию, Бельгию.

До 1950 года в Нидерландах ежегодно добывалось более 12 миллионов тон угля,

но уже через 25 лет закрылись все шахты на территории страны.

В небольших количествах добывается поваренная соль, известняк, торф,

песок.

Черная металлургия получает все большее распространение и развитие.

Ее главный центр - город Эйлейден. Более 45 % продукции металлургии

экспортируется в страны ЕЭС, 10 % - в США, а 30 % идет на внутренний рынок.

Цветная металлургия производит алюминий (270 000 тон), цинк (170 000

тон), свинец (7 000 тон), а также олово, кадмий и различные полуфабрикаты.

Цветная металлургия сосредоточена в Делфзяйле, Юренене, Хогезанде,

Хардервайде, Рурмонде, Тегелене, Фриссингеме, Арнеме, Бюдере.

Хорошо развивается машиностроение. Производится оборудование для

газовой, нефтяной, химической, электротехнической, пищевой, текстильной и

строительной промышленности. Важное значение производство транспортных

средств, сельскохозяйственного оборудования и машин. Крупнейшая

нидерландская монополия - “Filips”. Крупные электротехнические предприятия

находятся в Роттердаме, Эйндховене, Зволле, Херлине, Хортогенбоссе,

Ситторде, Рурмонде, Леувардене и других городах. Нидерланды - один из

крупнейших поставщиков аудио - и видеоаппаратуры.

Тракторное машиностроение объединяет более 470 предприятий.

Центры судостроения находятся на морском побережье, наиболее крупные

- Роттердам, Амстердам, Схидам, Мааслейс, Фриссенген и другие.

Автомобилестроение сложилось лишь в послевоенный период. Существует

шведско - нидерландская компания “Вольво - кар”. Но собственное

машиностроение развито плохо.

Авиационная промышленность представлена фирмой “фоккер”.

Австралия:

Горнодобывающая промышленность Австралии играет важную роль в

экономике страны.

По данным научного исследования в год на одного жителя Австралии в

среднем добывается 50 тонн железной руды, 55 тонн известняка, 4 тонны

цинка, 200 тонн угля, 175 куб.м. сырой нефти. Австралия — один из главных

всемирных экспортеров полезных ископаемых, хотя и разрабатывает только

0,02% от всей территории Австралии, т.к. в некоторых регионах имеются

трудности доступа или отдаленность месторождений, или нерентабельность

разработок.

В течение 1980х гг. большой приток инвестиций в горнодобывающую и

обрабатывающую промышленность привел к увеличению темпов производства.

Австралийские рабочие самые квалифицированные. Условия работы в настоящее

время резко отличаются от условий работы 10 и более лет назад. Потребность

использования новых технологий постоянно увеличивается, и поэтому сегодня

промышленность включает в себя новые отрасли науки и техники, деловой

администрации и маркетинга, контроля за состоянием окружающей среды и т.д.

Основные месторождения железной руды : Пилбара (Западная Австралия),

месторождения Маунт-Ньюмен, Маунт-Голдсуэрта, на островах Кулан и Кокату в

заливе Кинга (на северо-западе), в штате Южная Австралия в хребте Мидлбэк

(Айрон-Ноб и др.) и на Тасмании - месторождение Савидж-Ривер (в долине

р.Савидж).

Основные центры черной металлургии в Австралии расположены на

восточном побережье (города Порт-Кембла, Ньюкасл, Мельбурн).

Основные центры цветной металлургии Сидней, Белл-Бей, Рисдон, Порт-Кембла,

Калгурли-Боулдер.

Основные центры химической и нефтеперерабатывающей промышленности

Сидней, Клайд, Мельбурн, Гладстон, Перт.

Начиная с развития промышленности с 1967г. в Австралии было построено 25

городов с населением свыше 40тыс.чел. , 12 портов и проложено 1900 км.

Железнодорожных путей.

- Транспорт

Нидерланды

В Голландии характеризуется густой разветвленностью и развитостью.

Более 80 % внутренних перевозок приходится на автомобильный транспорт, 17 %

на водный и лишь 3 % на железнодорожный. В международных перевозках

лидирующее положение занимает флот - 60 % перевозимых грузов. На

международные автомобильные перевозки приходится 8 %, а на железнодорожный

- 2,5 %.

В пассажирских перевозках лидирует автомобильный транспорт.

Морской торговый флот Нидерландов насчитывает около 550 судов,

занимая 3 места в ЕЭС и 20 в мире. С учетом буксиров, каботажных судов их

численность превышает 1 000. Около 30 % флота составляют танкеры.

На территории Нидерландов располагается крупнейший порт мира -

Роттердам. Это уникальный гигантский промышленно - транспортный узел.

Грузооборот Роттердама составляет 250 миллионов тон. Основу его

специализации составляют массовые грузы - нефть и нефтепродукты (30 - 50 %

грузооборота), руда и уголь (до 15 %), зерно, удобрения (до 15 %).

Грузооборот второго по значению морского порта - Амстердама - составляет

1/10 грузооборота Роттердама. Специализируется он на перевозке штучных

товаров, а также минеральных масел, кормов. По внутренним водам перевозится

200 миллионов тон грузов.

Автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным и по

многим показателям давно превзошел его. Число автомобилей превысило 5 млн.,

из которых 4,6 млн. находятся в личной собственности. Сеть автомобильных

дорог растет, благоустраивается, хотя по удобству уступает соседней

Бельгии.

Авиационное сообщение почти полностью монополизировано

государственной компанией “КЛМ”. крупнейший из 10 аэропортов Нидерландов

Схинхол расположен в 10 километрах от Амстердама.

Железнодорожная сеть очень густая. Железные дороги в основном

принадлежат государству.

Австралия

Моря и океаны, омывающие берега Австралии, имеют важное значение для

экономической жизни страны. Основные торговые связи Австралии с другими

государствами и континентами осуществляются водными путями. Огромные

океанские лайнеры вывозят австралийские товары - пшеницу, мясо, сливочное

масло, сыр, ценные полезные ископаемые (железную руду, цветные металлы и их

сплавы, каменный уголь, бокситы и т.д.), а также промышленные изделия. Из-

за океана в Австралию поступают готовые изделия, полуфабрикаты и сырье, в

которых нуждаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие

отрасли австралийской экономики.

Для Австралии важен и воздушный транспорт. Сеть регулярных авиалиний

существует во многих крупных городах Австралии, также получила широкое

распространение малая авиация. Ежегодно аэропорта Австралии пропускают

миллионы пассажиров.

Наиболее развитая автомагистральные и железнодорожные транспортные сети

расположены на восточном побережье материка. Транспортные пути отходят от

крупных портов Востока и Запада Австралии (Сидней, Перт, Мельбурн) в глубь

материка. В Австралии получил применение и трубопроводный транспорт. От

мест добычи нефти и газа ( Джексон, Рома) трубопроводы идут в порты на

Востоке.

Протяженность и густота транспортных

путей Австралии.

|Показатель |1985 |1990 |

|Протяженность | | |

|транспортных путей, | | |

|тыс.км : |39,2 |35,8 |

|Железные дороги |810,9 |810,3 |

|Автомобильные дороги | | |

|Густота сети | | |

|транспортных путей | | |

|(км. трансп. Путей на| | |

|1000 кв.км |5,1 |4,7 |

|территории) |105,5 |105,4 |

|Железные дороги | | |

|Автомобильные дороги | | |

- Сельское хозяйство

Нидерланды

Сельское хозяйство Нидерландов - одно из самых продуктивных в мире и

занимает большое место в экономике страны, хотя его доля в национальном

доходе сокращается ( 13 % - 1946l, 4 % - 1982 г.).

Нидерланды - один из ведущих в мире поставщиков молочных продуктов,

свинины, битой птицы, яиц, мясных консервов. Круглый год экспортируются

овощи и фрукты, цветы и цветочные луковицы. Сельское хозяйство

характеризуется глубокой специализацией, высокой технической,

технологической и энергетической оснащенностью. Нидерланды занимают первое

место в мире по использованию минеральных удобрений.

Профилирующая отрасль сельского хозяйства - животноводство, дающее

около 70 % сельскохозяйственной продукции. 60 % сельскохозяйственных земель

занимают луга и пастбища. В 1983 году высокоудойных коров в Нидерландах

насчитывалось 2,5 миллиона. По производству молока на душу населения стране

принадлежит второе место после Дании. “Молочная провинция” страны -

Фрисландия.

Мясное животноводство также ориентированно на внешний рынок.

Нидерланды являются крупным поставщиком яиц. По яйценоскости нидерландские

несушки занимают первое место в мире - 260 яиц на одну курицу.

Сохраняются хозяйства, занимающиеся коневодством и овцеводством, но

поголовье этих животных идет на убыль.

2/3 общей стоимости продукции земледелия приходится на овощеводство и

садоводство и только 1/3 - на полеводство. 42 % всех овощей - садоводческих

хозяйств, площадью 8832 га - это парники и теплицы. Под овощными культурами

занято 64 тысячи га, их производство составляет 2,3 миллиона тон в год, 1/2

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.