бесплатно рефераты
 

Основы рыночной экономики

2.4.4.Особенности современных кризисов и циклов.

Опасность кризисов перепроизводства сохраняется и в настоящее время.

однако она становится реальностью прежде всего в тех странах, где рыночное

хозяйство находится еще в стадии становления. В развитой же рыночной

экономике, которая несет в себе больше управляемости, чем стихийности,

данную опасность научились парировать с помощью:

1) отлаженной системы маркетинга;

2) долгосрочного стратегического планирования хозяйственной

деятельности крупных предприятий;

3) государственного регулирования экономической конъюнктуры - прежде

всего средствами бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

4) использования новейших информационных технологий, позволяющих

предугадывать вероятные изменения спроса, предложения, цен, процентных

ставок, курсов акций и т.п. Так, с 1977 г. на Западе действует

межбанковская система компьютерных телекоммуникаций SWIFT, являющаяся

совместным предприятием нескольких тысяч крупнейших банков мира. Банки не

только пользуются ею сами, но и сдают телекоммуникационные каналы в аренду

нескольким тысячам корпораций. Система SWIFT работает 7 дней в

неделю, передавая круглосуточно более 1,5 млн. сообщений в любую точку

земного шара. Она охватывает все разновидности банковской информации,

сегодня ставится задача охвата и передачи данных об операциях с ценными

бумагами. Систем, подобных SWIFT, множество. Признак свободного рынка -

абсолютная полнота информации - становится не абстрактным.

5) повсеместного перехода на длительные контракты между поставщиками и

потребителями. Формируется - в западных терминах - так называемая

«контрактная», «организованная» экономика (а не рыночная). Главный принцип

современного западного рынка; потенциальный производитель сначала находит

покупателя продукции, которую он в принципе может произвести, и лишь

затем организует производство. Это - в противоположность рынку-ярмарке, где

сначала производится продукция, и лишь затем начинается поиск покупателя.

Контракт со взаимными обязательствами сторон радикально меняет положение

дел в сфере рыночных отношений. Заранее оговариваются вопросы качества,

цены, сроков поставки и т.п. Практически исчезает риск произвести и не

продать. На смену ему приходит риск остаться с незагруженными

производственными мощностями. При этом прямые связи формируются не

только между крупными корпорациями, но и между ними и малым бизнесом - на

основе отношений субподряда.

До 70-х г.г. в мире сохранялась асинхронность экономических кризисов,

т.е. несовпадение во времени фаз цикла в различных странах. Причиной

являлась прежде всего послевоенная замкнутость экономик. Франция и

другие победители оторвались от Германии, Италии, Японии. Однако

постепенно в мире начала проявляться синхронизация циклических колебаний,

чему способствовали: интернационализация хозяйственной жизни (в связи с

образованием ЕЭС); возросшая зависимость всех стран от внешней торговли;

деятельность транснациональных корпораций как главных носителей

интернационализации; почти полная ликвидация таможенных ограничений в

торговле между странами ЕЭС, существенное снижение пошлин в торговле между

Западной Европой, США и Японией, отмена количественных ограничений импорта

большинства товаров (хотя торговые войны и поныне периодически вспыхивают

между отдельными странами).

Изменился ряд характеристик кризисов. В частности, изменилась динамика

цен: они могут не снижаться во время спада. Одним из факторов такой

стагфляции является монополизация экономики, приводящая к тому, что в

период спада крупные корпорации стремятся сознательно сокращать объем

производства, не допуская падения цен. Процентные ставки также не

повышаются в период спада - из-за антициклической политики центрального

банка, который сознательно понижает ставку процента по межбанковскому

кредиту для сокращения размеров кризисного падения производства.

Государственное регулирование конъюнктуры приводит к тому, что происходит

сглаживание делового цикла, и в результате в фазе подъема темпы

экономического роста относительно невелики. Но зато в фазе кризиса падение

производства тоже сравнительно небольшое. Одна из причин этого -

повышение удельного веса сферы услуг в ВНП: в отличие от материальных

благ услуги невозможно заготовить впрок.

Особенность современных кризисов: переплетение циклических кризисов с

целым рядом не менее тяжелых структурных кризисов: нефтяным,

продовольственным, энергетическим, сырьевым, валютным, экологическим,

кризисом государственных финансов, кризисом международного разделения

труда. Структурные кризисы порождаются диспропорциями в развитии отдельных

сфер, отраслей и регионов национальной экономики. Они:

1) выходят по своей длительности за рамки одного цикла (дольше

циклических). Так, аграрные кризисы из-за стремления фермеров расширением

(а не сужением) объема производства компенсировать сокращение цен

продолжаются десятилетиями.

2) поражают ряд ведущих отраслей, но не выливаются во всеобщее

перепроизводство (уже циклических). Так, нефтяной кризис не затронул

страны, имеющие собственные источники энергоресурсов (Кувейт и другие).

Они, напротив, ускорили свое развитие.

Взаимосвязь циклических и структурных кризисов выражается, в частности, в

том, что циклический подъем в условиях обострения экологического кризиса

заметно замедляется: приходится выделять средства на обеспечение

экологической безопасности.

Выход из структурных кризисов сопряжен с проведением структурной

перестройки экономики в направлении использования энергосберегающих и

других прогрессивных технологий.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

20 век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики.

Большая система - это не только множество малых подсистем - фирм и

отраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы.

Макросистема не может быть описана категориями микросистемы (ценой,

прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели,

новые методики и инструменты.

Макроэкономический анализ становится основой государственной политики,

разработки программ, избирательных (“точечных”) методов воздействия. Но

макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от

предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между

инфляцией и безработицей в масштабе общества, или между банковским

процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и

понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать, хотя бы

для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия

правительства, направление государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика

здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал

централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг,

процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории -

писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства

способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в

государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную

справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди

меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической

экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в

хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени

вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом

смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом

право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19

веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих

первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением

экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло

невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно

- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением

общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали

потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в

антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур:

картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения

конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного

законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки

к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая

система мер, включавших принудительное картелирование (Германия),

протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно

связанные с правительством.

Государственное регулирование обусловлено появлением новых

экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может

справиться.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -

командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись

экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в

национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая

безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на

мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире

понятия государственного регулирования экономики, так как первая может

основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную

жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser

passer). В современных условиях невмешательство государства в социально-

экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о

необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,

формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование

экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время

идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с

достижением определенного уровня экономического развития, концентрации

производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в

действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми

и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики

является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи:

это, например, стимулирование экономического роста, регулирование

занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной

структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы

государственного регулирования экономики определяются характером и остротой

экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный

период.

Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов,

ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их

разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы,

увеличением неполного использования производственных мощностей и

безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам

общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает

сейчас большинство экономистов и практиков, невозможно.

Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство

проводит политику его регулирования.

Задачи государства при регулировании социально-экономических

процессов:

1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно

принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей

вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования

собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования,

здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей

власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права

для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований, запретов и использование

рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального

права и внешнеэкономических отношений.

9. Макроэкономическое управление социально-экономическими процессами в

рамках возможностей рыночного хозяйства.

Цели и средства социально-экономического хозяйства в области

экономической и социальной политики:

1. Повышение жизненного уровня населения.

2. Стабильный уровень цен.

3. Социальное обеспечение и справедливость.

Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система

мер:

а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной

борьбы.

б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий

экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности

цен и сбалансированности внешнеэкономических связей.

в) Обеспечение максимально свободного международного обмена.

г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты.

д) Развертывание международного разделения труда в экономике.

Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является

самоцелью. Так как, во-первых, человек стремится к более качественным

решениям какой-либо проблемы за счет получения прибыли и повышения

зарплаты, во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-

третьих, экономический рост облегчает структурные изменения в народном

хозяйстве и содействует НТП, в-четвертых, экономический рост служит

гарантией социального обеспечения.

Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных

инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен

осуществляется за счет независимого от правительства центрального

эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за

счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей.

Стабильность денежной системы является предпосылкой функционирования

механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной

справедливости на практике.

Стремление к высокому уровню занятости существует не только по

экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам. В

результате каждый трудоспособный гражданин может вступить в трудовую

жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет

право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной

автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам на

основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях

труда. Вместе с тем тарифная автономия требует учета и общественного блага.

Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого

распределения доходов и имущества достигается путем регулирования тарифных

договоров и за счет системы социального законодательства.

Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке,

по социальным причинам исправляется государством за счет

дополнительного налогового обложения или за счет распределения

дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравнивание доходов.

В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной

целью. Различие доходов является существенной движущей целью для

экономической динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации

в пользу тех, кто не в состоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.

4. ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ

4.1. Особенности рыночных отношений в России

Система рыночных отношений внедряется в России с большими

трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления

можно назвать то, что в России никогда не было социально-рыночного

хозяйства.

Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и

болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования,

обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;

2) Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее

дефицитного характера;

3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры,

преодоление инфляционных процессов;

4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования

“освобождения” цен на основную часть продукции промышленности, сельского

хозяйства, сферы услуг;

5) Демонополизацию сферы обращения, кредитного обслуживания

предприятий и населения, научного обеспечения экономики;

6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;

7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и

профессиональной подготовки. По данным наших социологических исследований,

к работе в условиях рынка пока что готовы не больше 5% руководителей и

специалистов экономических служб предприятий.

Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и

подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его

части, которая получает низкие доходы.

Система реальных планомерно рыночных отношений только начинает

формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью

радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом

решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.