бесплатно рефераты
 

Основные фонды гражданской авиации и их использование

Основные фонды гражданской авиации и их использование

Ульяновское Высшее Авиационное

Училище ГА

Р Е Ф Е Р А Т

Основные фонды гражданской авиации и их использование

Выполнил:к-т Усманов И.А.

Группа Д41/96

Проверил: Махитько В.П

Ульяновск 1999

Содержание:

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИХ РОЛЬ В РАСШИРЕННОМ

ВОСПРОИЗВОДСТВЕ - - - - - - - - - - - - - 2

2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - - - - - - 3

3. УЧЕТ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - - - - - - - - - 6

4. ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, ВИДЫ ИЗНОСА - - - - - - 8

5. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - - - - - - - - - - 10

6. . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - 13

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИХ РОЛЬ В РАСШИРЕННОМ

ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

Во всяком производственном процессе осуществляется взаимодействие

средств труда, предметов труда и рабочей силы. Средства и предметы труда

составляют средства производства, т. е. материальные, вещественные элементы

производственного процесса. Социально-экономической формой, в которой

выступают средства производства, являются производственные фонды. Последние

в результате конкретного труда рабочего участвовали в создании

потребительной стоимости и стоимости вновь создаваемого продукта.

Экономическая определенность производственных фондов вытекает из

кругооборота средств предприятия. В ходе своего движения одна часть средств

предприятия постоянно находится в сфере производства, другая—в сфере

обращения. Средства предприятий, находящиеся в сфере производства, и

образуют производственные фонды. При этом средства труда предприятий

образуют основные, а предметы труда—оборотные фонды. Отличительная

особенность основных фондов — перенесение их стоимости на готовый продукт,

предопределяемое характером функционирования средств труда в

производственном процессе. В отличие от оборотных, основные фонды

используются в производстве многократно, их стоимость переносится на

изготовляемую продукцию постепенно, пропорционально износу средств труда.

Основными производственными фондами предприятий называется совокупность

средств труда, неоднократно участвующих в производственных циклах,

сохраняющих при этом свою вещественную форму и постепенно утрачивающих

стоимость, которая частями, по мере снашивания средств труда переносится на

изготавливаемый продукт, образуя часть его стоимости. К основным фондам

относится не всякая вещь, которая является средством труда по своей

натуральной форме. Например, станок или самолет для завода-изготовителя

является готовым изделием, т. е. входит в состав фондов обращения данного

предприятия. Недостроенное здание относится к незавершенному производству,

являясь составной частью оборотных производственных фондов предприятия.

Следовательно, только участвуя в процессе производства, средства труда

могут проявлять свои функции основных фондов.

В зависимости от характера участия основных фондов в процессе

расширенного воспроизводства различают производственные и

непроизводственные основные фонды. К производственным относят те средства

труда, которые принимают непосредственное участие в производственном

процессе (авиационных перевозках, других работах). Это—производственные

здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и

передаточные устройства. В группу производственных основных фондов

гражданской авиации входят также основные фонды авиационно-технических баз,

служб материально-технического снабжения и горюче-смазочных материалов,

радиосветотехнического обеспечения, автохозяйства и других производственных

подразделений. На основе основных производственных фондов определяется

возможность выпуска продукции как отдельными предприятиями или

объединениями, так и отраслью в целом. Непроизводственные основные фонды,

необходимые для обслуживания личных, бытовых и культурных потребностей

работников, включают в себя принадлежащие предприятиям жилые дома, здания,

сооружения и оборудование учреждений просвещения, культуры,

здравоохранения, спорта и некоторые другие. Поскольку непроизводственные

основные фонды в выпуске продукции не участвуют, их не учитывают при

определении производственной мощности предприятий.

Основные производственные фонды—важнейшая часть средств производства

народного хозяйства. Несмотря на то, что соотношение между основными и

оборотными производственными фондами в различных отраслях неодинаково, в

каждой из них удельный вес основных фондов в общей стоимости

производственных фондов преобладает. Рост основных фондов гражданской

авиации сопровождается постоянным обновлением и совершенствованием их.

Развитие материально-технической базы гражданской авиации тесно связано с

ростом масштабов экономики и должно обеспечивать удовлетворение

потребностей народного хозяйства во всевозрастающих скоростных перевозках и

других авиационных работах. Решение этих задач во многом зависит от объема,

технического совершенства, и рационального использования основных фондов

гражданской авиации, являющихся главной составной частью экономического

потенциала отрасли.

2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

В состав основных фондов гражданской авиации входит огромное число

различных средств труда, различающихся между собой характером выполняемых

функций, сроками службы, особенностями ремонта и другими признаками. Для

правильной организации учета и планирования основных фондов, начисления

амортизации, определения себестоимости выпускаемой продукции основные фонды

в зависимости от их целевого назначения группируются определенным образом.

В соответствии с принятой классификацией основные производственные

фонды гражданской авиации по характеру выполняемых функций делятся на

следующие группы:

1. Здания—строительные объекты, которые создают необходимые условия для

протекания производственного процесса, обеспечивают сохранность

оборудования, защиту его от внешних атмосферных воздействий (аэровокзалы,

ангары, здания цехов и мастерских, лабораторий и складов, доки для

технического обслуживания летательных аппаратов, гаражи, гостиницы для

пассажиров и др.).

2. Сооружения — инженерно-строительные объекты, выполняющие те или иные

технические функции по обеспечению производственного процесса, не связанные

при этом с изменением предметов труда (взлетно-посадочные полосы, рулежные

дорожки, перроны, места стоянок самолетов, гидроаэропорты, эстакады,

резервуары горюче-смазочных материалов, мосты,подъездные железнодорожные

пути авиапредприятий, водонапорные башни и др.).

3. Передаточные устройства, осуществляющие передачу электрической,

тепловой и механической энергии от двигателей к рабочим машинам, а также

передачу жидких и газообразных веществ от одного объекта к другому (линии

электропередач, трансмиссии, трубопроводы для передачи воды, пара, газа,

масла, нефти, воздуха, кислоты и всех видов ГСМ, воздушные и кабельные

линии, водораспределительные сети водопроводов, телефонная сеть).

4. Машины и оборудование:

а) силовые машины и оборудование—-машины-генераторы, производящие

тепловую и электрическую энергию, а также все виды двигателей, превращающих

энергию разного вида в механическую (двигатели внутреннего сгорания,

паровые и электрические двигай тели, генераторы, паровые и газовые турбины,

котлы, трансформаторы, передвижные электростанции, распределительные

устройства и др.);

б) рабочие машины и оборудование, предназначенные для непосредственного

воздействия на предмет труда либо перемещения ' предметов труда в процессе

производства (металлообрабатывающее оборудование и станки технических

мастерских и цехов АТБ, оборудование и приборы для диагностики технического

состояния самолетов и их агрегатов, подъемно-транспортное оборудование и

погрузочно-разгрузочные механизмы, моечные машины, грейдеры для очистки ВПП

от снега и др.);

в) измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное

оборудование (амперметры, манометры, вольтметры” барометры, компасы,

гальванометры, авиационные тренажеры, радиомаяки, светооборудование взлетно-

посадочных полос, приборы и аппаратура самолетовождения, связи и навигации

как установленные на самолетах, так и в виде наземного оборудования,

лабораторное оборудование и пр.);

г) прочие машины и оборудование (пожарные машины, механические пожарные

лестницы, киносъемочные камеры, магнитофоны, телевизоры и радиоприемники

обыкновенные, музыкальные инструменты, холодильники бытовые и т. д.).

Кроме того, из группы “Машины и оборудование” выделяются все виды

автоматических машин и оборудования, т. е. выполняющих операции

производственного процесса в определенной технической последовательности и

заданном ритме без непосредственного участия работника (машины-автоматы

цехов и мастерских, телефоны-автоматы, билетные автоматы).

5. Транспортные средства,, предназначенные для перемещения людей

(пассажиров) или грузов, т. е. подвижной состав всех видов транспорта.

Принятая в ГА классификация основных фондов предусматривает выделение из

группы “Транспортных средства такой подгруппы, как “Самолето-вертолетный

парк” (СВП), в которую включаются самолеты, вертолеты и двигатели на них, а

также запасные авиадвигатели. Кроме СВП, к транспортным средствам относятся

также прочие транспортные средства (вагоны, тепловозы, буксировщики,

автотягачи, автопоезда, автокары, легковые машины, электрокары, прицепы и

полуприцепы и др.).

6. Инструменты и приспособления, применяемые для закрепления предметов

труда в процессе их обработки. При этом в состав. основных фондов не входят

инструменты и приспособления, имеющие стоимость менее 100 р. (независимо от

срока службы) или срок службы менее одного года (независимо от стоимости).

7. Производственный инвентарь и принадлежности летательных аппаратов

(парашюты и шкафы для их хранения, самолетные стремянки, сигнальные фонари,

предназначенные для обслуживания ЛА, рабочие столы, стеллажи, верстаки,

оборудование, способствующее выполнению правил техники безопасности и

охраны труда). ,

8. Хозяйственный инвентарь — предметы, необходимые для хозяйственного

оснащения помещений (обстановка контор, служебных помещений и аэровокзалов,

шкафы, вешалки, кресла, портьеры, предметы противопожарного назначения —

гидропульты, ручные лестницы и т. п.).

Для наилучшего использования основных фондов различные их виды должны

находиться между собой в определенных соотношениях. Процентное отношение

стоимости отдельных групп основных фондов от общей стоимости носит название

технологической структуры основных фондов. Сна дает представление о

качественном составе средств труда отдельного предприятия или отрасли.

Структура основных фондов зависит от ряда факторов, что предопределяет

ее специфику по отдельным отраслям народного хозяйства. На нее влияют

технико-экономические особенности данной отрасли, темпы н-аучно-

технического прогресса, географическое размещение предприятия, формы

организации производства, структура капитальных вложений и др. Влияние

перечисленных факторов приводит к тому, например, что в промышленности в

общей стоимости основных фондов преобладает доля машин и оборудования,

зданий и .сооружений. На транспорте высокий удельный вес занимают

транспортные средства. В сельском хозяйстве значительный удельный вес

приходится на долю такой группы основных фондов, как рабочий и продуктивный

скот.

Анализ технологической структуры основных фондов имеет большое

практическое значение, так как соблюдение определенных пропорций в

стоимости отдельных групп основных фондов позволяет произвести необходимую

продукцию с наименьшими затратами. Наиболее эффективной является такая

структура основных фондов, при которой в процессе все возрастающего объема

производства фондоотдача максимальна. В активную часть входят те средства

труда, которые непосредственно воздействуют на предмет труда и определяют

производственную мощность предприятия. В гражданской авиации активная часть

основных фондов включает в себя самолето-вертолетный парк, сооружения,

машины и оборудование. Остальные виды средств труда, обеспечивающие

нормальное функционирование, активной части основных фондов отряжают

пассивную часть.

Эти виды основных фондов оказывают наиболее активное влияние на объем и

качество продукции.

Наряду с эксплуатационными предприятиями гражданская авиация

располагает также промышленными предприятиями. В их состав входят

авиаремонтные предприятия, а также опытно-экспериментальные заводы,

изготавливающие средства наземной механизации и автоматизации.

Особенностью структуры основных производственных фондов авиаремонтных

предприятий ГА является высокий удельный вес зданий, что объясняется

наличием на авиаремонтном производстве больших помещений ангарного типа, а

также машин и оборудования. Вместе с тем, доля машин и оборудования в

стоимости основных фондов авиаремонтных предприятий является более низкой

по сравнению с ее значением в машиностроении, чем в определенной мере и

объясняется недостаточно высокий уровень механизации и автоматизации

производственных процессов на авиаремонтном производстве.

3. УЧЕТ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Основные фонды на предприятиях гражданской авиации планируются и

учитываются в соответствии с их классификацией в натуральном и стоимостном

(денежном) выражении. Оба вида учёта ведутся параллельно, дополняя друг

друга. Для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятиям

выделяют необходимые основные фонды в их натуральной форме. Учет основных

фондов в натуральном выражении позволяет установить потребность в отдельных

видах основных фондов, осуществлять планирование и учет их использования,

рассчитать производственную” мощность предприятия, выявлять резервы

производственных площадей и т. д.

Планирование и уч,ет основных фондов в натуральных показателях

осуществляются на основании материалов инвентаризации основных фондов,

проводимой на предприятиях не менее 1 раза в год, паспортов предприятий и

их подразделений, технических паспортов (ведутся по самолетам, вертолетам,

авиадвигателям), а также данных по объектам учета.

Учет основных фондов в денежном выражении необходим для определения

стоимости основных фондов, динамики и структуры их как в целом, так и по

группам, начисления амортизации и характеристики процесса воспроизводства

основных фондов, расчета ряда показателей производственно-хозяйственной

деятельности' авиапредприятий (фондоотдачи, рентабельности и т. д.).

Для учета и планирования воспроизводства основных фондов:

важное значение имеет правильная их оценка. Различают несколько видов

оценки основных фондов: по полной первоначальной? (балансовой) стоимости,

полной первоначальной стоимости с учетом износа, восстановительной

стоимости, восстановительной стоимости с учетом износа.

Первоначальная стоимость основных фондов включает в себя сумму

фактических затрат на их приобретение или постройку, а также затраты на

доставку и монтаж основных фондов, расходы на разработку проектно-сметной

документации. По этой оценке основные фонды учитываются на балансе

предприятия в течение-всего срока их службы. В этом случае величина

основных фондов. предприятия складывается из стоимости объектов,

произведенных в разные периоды, в ценах этих периодов (в момент

приобретения). Оценка по первоначальной, стоимости служит основой для учета

движения основных фондов, определения степени их износа в денежном

выражении и начисления амортизации, расчета рентабельности и фондоотдачи

предприятий. Первоначальная стоимость основных фондов может быть изменена

лишь в результате их переоценки, производимой по специальному решению

правительства, либо в случае переоборудования объектов (реконструкции,

модернизации и т. п.). Недостатком этого метода оценки является выражение

их стоимости в смешанных ценах (ценах разных лет), что снижает точность и

достоверность величины основных фондов и их динамики, а также искажает

размеры амортизации. Кроме того, этот метод оценки основных фондов не

отражает степени-их изношенности.

Первоначальная стоимость основных фондов с учетом износа (остаточная

стоимость) представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и

суммой износа. Необходимость определения остаточной стоимости связана с

тем, что по мере использования основных фондов их стоимость постоянно

уменьшается до тех пор, пока средства труда не отслужат установленный для

них <;рок службы и полностью не перенесут свою стоимость на изготавливаемый

продукт. Учитывая степень износа основных фондов, остаточная стоимость

показывает в смешанных ценах ту часть их стоимости, которая на данный

момент сохранилась в основныхфон-дах и которая будет^перенесена на

изготавливаемую продукцию в будущих периодах. -

Восстановительная стоимость основных фондов выражает, сумму затрат,

которые были бы необходимы для воспроизводства имеющихся в данный момент

основных фондов в современных условиях (при действующих ценах) с учетом

морального износа и удешевления их производства и строительства. Разрыв

между первоначальной и восстановительной стоимостью основных, фондов

создается вследствие изменения (роста) производительности общественного

труда. Единообразие в оценке основных фондов, т. е. определение

восстановительной стоимости их может быть достигнуто только в результате

проведения переоценки основных фондов, введенных в действие в разные годы.

Она проводится периодически в одно и то же время в масштабах всего

народного хозяйства по единой программе и методологии (примерно 1 раз в 10

лет) с учетом действующих оптовых цен и тарифов в строительстве. Устраняя

смешанные цены, восстановительная стоимость основных фондов в то же время

не фиксирует степень их износа.

Восстановительная стоимость основных фондов с учетом износа показывает

величину еще не перенесенной на изготовленную продукцию части стоимости

средств труда, но исчисленную в ценах года их переоценки.

Экономическое значение этого метода оценки состоит в том, что он

позволяет уточнить фактическую стоимость существующих основных фондов и

темпы их роста, позволяет сравнивать объем основных фондов отдельных

предприятий и отрасли, дает представление об отраслевом строении основных

фондов и размещении их по территории страны.

4. ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, ВИДЫ ИЗНОСА

В ходе производительного использования производственные основные фонды

предприятий совершают кругооборот, состоящий в последовательной смене

следующих стадий: производительное использование (материальный

износ)—денежный резерв (амортизация) — воплощение ранее перенесенной

стоимости основных фондов в новых средствах труда. На стадии '

производительного использования средства труда подвергаются материальному

(физическому) износу, который наступает в результате механического

снашивания отдельных частей машин и оборудования, конструктивных элементов

зданий и сооружений. Вследствие этого происходит утрата средствами труда

потребительной стоимости, что соответствует понятию их физического износа.

Последний зависит от времени их работы и интенсивности загрузки, качества и

технического состояния, своевременности проведения их обслуживания и

ремонта, квалификации работников.

Наряду с износом основных фондов .в процессе эксплуатации утрата

средствами труда их потребительной стоимости может иметь место и в период

их бездействия (естественный износ), поскольку они постоянно подвергаются

воздействию сил природы^ Кроме того, в них самих идут внутренние процессы,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.