бесплатно рефераты
 

Неолиберальная экономическая концепция

Неолиберальная экономическая концепция

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. Огарева

ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Выполнил: Ганюшкина Т.В.

студент 2-го курса 203 группы

з/о специальность регионоведение

Проверил: Русакова Н.А.

Саранск, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Неолиберальная экономическая концепция как результат исторического

развития классического либерализма

2. Представители неолиберального направления

2.1. Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхард

2.2. Экономическая теория Л. Мизеса

2.3. Экономические взгляды Ф. Хайека

2.4. М. Фридман

3. Основные положения монетаризма

Заключение

Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы

экономических знаний появились еще в древнем мире. Еще когда человек стал

задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы.

Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических

взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием

производительных сил. В исторически разное время экономистам приходилось

иметь дело с разной экономической реальностью, экономическое поведение

людей, в которой изменялось, поэтому изменялись и экономические теории.

Развитие современной экономической науки способствует не только

развитию традиционных направлений экономической мысли (международная

торговля, налогообложение и т.д.), но и созданию совершенно новых областей

экономического знания (монетарная теория, теория контрактов и т.д.)

Современный этап развития экономической теории характеризуется наличием

многих направлений и школ. Среди этих направлений существуют альтернативные

направления и концепции, отличающиеся, например, взглядами на необходимость

регулирования рыночных отношений и вмешательства государства в экономику.

Среди многих направлений и концепций значительное место занимает

неолиберализм. Неолиберализм – это направление в экономической науке и

практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого

отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации.

В основе неолиберальной концепции положен принцип невмешательства

государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный

механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие

между предложением и спросом, между производством и потреблением.

Неокейнсианство, напротив, заявляет о необходимости воздействия государства

на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к

новым условиям.

В середине 50-х гг. в рамках неолиберальной концепции возник

монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе,

находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований

хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между

изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Но,

не смотря на большой разброс во взглядах, в последние годы экономисты все

больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного

регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута

концепция сочетания государственного и рыночного регулирования экономики

(концепция неоклассического синтеза). Сочетание государственного

производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

Но, тем не менее, неолиберальная концепция занимает ведущие позиции в

экономической науке и практике многих стран мир.

1.Неолиберальная экономическая концепция как результат исторического

развития классического либерализма

Мировая современная экономика представляет собой сложное сочетание

многих взаимозависимых рынков, различных денежных систем и экономик

различных государств, в которых цены и курсы национальных валют могут

устанавливаться и государственной властью, и рыночными механизмами. И в

результате чего экономический анализ современной экономики оказывается

достаточно сложным, как и теории современной экономики. Это не могло не

отразиться и на либеральных экономических теориях. Классический либерализм,

возникший несколько веков назад, постепенно модернизировался. И в

результате появился неолиберализм, являющийся современной версией

либерализма. Неолиберальная концепция базируется на принципе

саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации

государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых,

они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства

создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают

приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности.

Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять

контроль там, где эти условия отсутствуют.

Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в 30-е

годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического

направления существовало несколько центров в Германии, США, Англии:

Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард;

Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф.

Хайек. [10, с.293]

Во все времена не существовало единого рецепта успешного

функционирования экономики и единого мнения среди различных представителей

различных направлений экономической мысли. Истоки неолиберальной

экономической концепции нужно искать в классическом либерализме, имеющем

многовековую историю. С точки зрения традиционного либерализма 18-19 веков

его идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым

государственным участием. Либеральная экономическая политика второй

половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное

участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику,

основанную на частной собственности.

Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Экономическая

свобода означает свободу предпринимательства, освобождение от любых

феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений.

Это свобода, прежде всего от государственного диктата. Государственный

диктат может осуществляться по-разному, и фискальная его форма (повышение

налогового бремени и бюджетного перераспределения для финансирования

государственных обязательств) наиболее безобидная. Но есть формы

государственного диктата гораздо более опасные для экономической свободы.

Это различные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю,

валютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и

регламентацию различных видов деятельности, искажение основных рыночных

критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эффективности и др.).

На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным

условием процветания государства является невмешательство его в экономику.

Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое

время Адам Смит: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени

варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги

и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».

[1]. Но следует ли из этого, что Вьетнам – более либеральная страна, чем

Норвегия, а в Туркмении и Азербайджане проводились более либеральные

реформы, чем в Польше и Чехии? Важно обратить внимание на терпимость в

управлении. То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса

и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает

подавлять другую. В этом случае государство должно вмешиваться для

обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал,

что во главу угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е.

«естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения».

Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится

тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики).

Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие

взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникают

новые концепции - неолиберализм и кейнсианство. Теоретически обосновал

необходимость государственного регулирования рыночной экономики английский

экономист Джон Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися

системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства,

которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы,

прежде всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на

жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах,

которые ныне в основном представлены частной инициативе... Государство

должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению

частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием

нормы процента и, возможно, другими способами». [2] Либералам взгляды

Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От

первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в

экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию

допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-

экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают

государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен,

государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования

экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в

экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания

инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но

они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству.

Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в

состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и

наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне.

Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это

течение требует рационализации государственного социально-экономического

регулирования, в частности объявляет целью прагматической социальной

политики оптимальное воспроизводство «человеческого капитала», а не

утверждение всеобщего благоденствия (это предполагает использование

социальных расходов преимущественно для развития систем переподготовки

рабочей силы, а не увеличение пособий бедным и безработным). Это новейшая

тенденция в либерализме не отрицает того, что его главной функцией в

новейшее время являлось поддержание баланса между экономической свободой и

социально-экономическом равенством. [9, с.321]

Разброс мнений по этим вопросам очень велик. Существует почти

противоположное понимание либерализма в европейской и американской

традиции. В Америке слово «либерал» – почти синоним слова «социалист».

Либерализм в этой традиции – это поддержка государственных социальных

программ и соответственно увеличение налогообложения, поддержка

национальных, религиозных, и социальных меньшинств. Американский либерализм

более политического толка, чем европейский. В Европе слово «либерал»,

наоборот, является антонимом слова «социалист». Европейский либерал

выступает за маленькое правительство и ограничение его вмешательства в

экономику. Европейский либерализм более экономического толка (хотя очень

важна и его политическая составляющая – конституционный либерализм,

верховенство закона и защита прав и свобод). [7]

Либерализм – это не только свобода предпринимательства, свободные цены

и открытые рынки, это, прежде всего совокупность интеллектуальных,

культурно-нравственных, политических и экономических установок,

ориентированных на признание личности, ее свободы, выделение человека в

качестве смыслового центра, подчеркивание ценности человека в противовес

ценности коллектива. Ранний либерализм защищал индивидуальные права и

свободы исключительно как средство для максимальной пользы: «наибольшего

благополучия для наибольшего количества людей», т.е. считалось, что права и

свободы выгодны в конечном итоге для достижения экономического благополучия

государства, но, начиная с Канта, они стали обретать самостоятельную

ценность. Один из главных постулатов, сформулированных неолибералом Ф.

Хайеком – забота о создании условий для свободного развития личности:

«Преследуя эту цель, либералу следует относиться к обществу подобно

садовнику, которому надо знать как можно больше о жизни растений, за

которыми он ухаживает». [5]

В своей экономической политике неолибералы выдвигают требования

уменьшить неравенство по богатству, используя программу социального

обеспечения и другие формы перераспределения. Один из основных принципов

неолиберализма, предложенный общепринятым идеологом либерализма Дж. Ролзом

формулируется так: «социальные и экономические неравенства должны быть

сглажены таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоде наименее

преуспевающих». Статистические данные показывают, что в промышленно

развитых странах, реализующих либеральную концепцию, происходит постоянное

уменьшение разницы между доходами самых обеспеченных и низкооплачиваемых

граждан. [4]

2.Представители неолиберального направления

2.1. Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхард

Людвиг Эрхард (1897-1977) является одним из основных авторов концепции

социального рыночного хозяйства. Согласно Эрхарду, современный либерализм

не может не допустить заметной роли государства в экономических процессах:

. во-первых, необходимо ограничение деятельности монополий;

. во-вторых, «безгосударственная» рыночная экономика порождает чрезмерный

разрыв в доходах, необеспеченность положения отдельных социальных групп,

что ведет к политической и социальной нестабильности. Поэтому

государство должно осуществлять частичное перераспределение доходов в

пользу малоимущих и финансировать ряд социальных программ.

В исключительных случаях государство может даже регулировать цены на

критически важные товары и услуги (продовольствие, энергия, транспорт).

Эту концепцию Эрхард практически использовал для послевоенного

экономического обновления Германии. В разрушенной войной Германии царила

гиперинфляция. Деньги перестали выполнять свою функцию, а самой надежной

«валютой» считались сигареты (в основном американские). В 1948 году была

проведена денежная реформа (в том числе и банковская реформа). В результате

объем номинальной денежной массы (наличных денег и депозитов) сократился в

четырнадцать раз. Структурные преобразования позволили эффективно

использовать значительную по размерам иностранную помощь. У государства

нашлись средства для инвестиционных налоговых льгот, для поддержания

угольной и металлургической промышленности, а также электроэнергетики. В

итоге рост цен быстро прекратился, а к началу 1950 года был превзойден

довоенный уровень производства. [2, с.212]

Последующий экономический рост и умеренное, но последовательное

перераспределение части бюджетных средств в пользу менее обеспеченных

социальных слоев создали условия для значительного роста жизненного уровня

всех социальных групп в Германии.

2.2. Экономическая теория Л. Мизеса

Людвиг фон Мизес (1881—1973) – профессор Венского университета, в 1940 году

эмигрировал в США. Он отвергал теорию общего равновесия, его интересовали

главным образом приспособительные процессы в экономике и конкуренция в

изменяющихся экономических условиях.

В 1922 году Мизес выпустил книгу «Социализм», в которой утверждает,

что централизованно устанавливаемые цены делают невозможным достижение

экономического равновесия в плановой экономике. Если цена не уравнивает

спрос и предложение, то ее нельзя использовать для выбора эффективных

комбинаций факторов производства. Поэтому централизованная экономика, не

управляемая свободно меняющимися ценами, управляется произволом чиновников,

которые даже в случае их абсолютной честности и компетентности не имеют в

своем распоряжении инструментов эффективного планирования. Социалистическое

общество никогда не сможет достичь рационального использования ресурсов,

поскольку он оно не может иметь настоящей системы цен.

Свободные цены играют ключевую роль в эффективности функционирования

рыночной экономики. Однако для этого они должны управляться спросом, а не

обесцениванием денег. Отсюда интерес Мизеса к инфляции.

Он пришел к выводу, что в условиях инфляции в выигрыше оказываются те

социальные группы, к которым раньше всего поступают денежные потоки, а все

остальные – в проигрыше. Результатом является перераспределение имущества и

доходов в пользу тех, кто «умеет опережать других повышением цен на товары

и труд. Рядом с наилучше организованными картелями выступают наилучше

организованные рабочие союзы. В проигрыше же окажутся трудно организуемые

классы».

Мизес выступал против контроля над ценами и заработной платой, против

низких темпов прироста денежной массы как основы антиинфляционной политики.

Все дело в том, полагал он, что при инфляционном разогреве экономики

производители и инвесторы получают неверные сигналы от банков в виде

заниженной процентной ставки. В результате происходит неоправданное

перераспределение ресурсов между отраслями. Вперед вырываются

обрабатывающие отрасли. Доходы их работников растут, но этот рост не

подкрепляется соответствующим ростом потребительских товаров. Это ведет к

росту цен на них. Причина инфляции, таким образом, состоит в негибкости

относительных цен, а эффективная борьба с ней предполагает структурные

изменения в экономике, восстанавливающие чувствительность относительных цен

к изменениям экономической конъюнктуры. [2, с. 214]

2.3. Экономические взгляды Ф. Хайека

Фридрих фон Хайек (1899—1992). Он родился в Вене, переехал в Англию, а

затем в США. В 1974 году получил Нобелевскую премию по экономике. В своих

трудах он развил идею А. Смита о возможности возникновения и существования

спонтанного порядка в экономике. Смит считал, что спонтанный порядок

создается невидимой рукой конкуренции, которая регулирует цены на рынке. По

мнению Хайека конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о

тех возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного

применения тех ресурсов, которыми обладает общество. В тоже время рынок

способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в

обществе и могут быть использованы для производства товаров. [6, с.46]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.