бесплатно рефераты
 

Налоговая система и ее роль в регулировании рынка

Налоговая система и ее роль в регулировании рынка

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Белгородская государственная технологическая академия

строительных материалов

кафедра экономики организации предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия»

на тему:

«Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании

рынка»

Студент: Пашнев Владислав Александрович

Группа: 1ЭК - 121

Факультет: ФЭМ

Руководитель: доцент, к.э.н. Кузнецова Ирина

Анатольевна

(- Белгород 1997 г. -

[pic]

Содержание.

Введение.

1. Структура налоговой системы Российской Федерации и её функции.

2. Виды, роль и функции налогов.

3. Сущность налогов и их классификация.

4. Функции налогов и регулирование рынка.

5. Кривая Лаффера.

6. Основные принципы налогообложения.

7. Контроль за уплатой налоговых платежей.

8. Необходимость оптимизации налоговой системы.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой

системы Российской Федерации". На его основе строится налоговая система

Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему

налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их

права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощью

правительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.

Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.

Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-

экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью

государственного регулирования экономики. Соответственно в первой,

хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные

функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые

присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в

состоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет на себя

ответственность за создание равных условий для соперничества

предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти

монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества

общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии

должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что

рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.

Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему

также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо

потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого

и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не

гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок

труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-

экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует

в формировании макроэкономических рыночных процессов.

В одной из книг под редакцией Д.Г. Черника я встретил следующее: "...

если государство исходит из минимизации вмешательства в социально-

экономические процессы, то в таком "рыночном" бюджете потребность в

финансировании социально-культурных мероприятий станет незначительной и

основная тяжесть их оплаты будет переложена на население...". Меня

интересует, а на ком же тогда лежит тяжесть их оплаты в противном случае?

Говоря, что последняя будет переложена на кого-то не мешало бы указать с

кого она будет переложена. Понятно, что население платит налоги, а

правительство с помощью функций налоговой системы их распределяет по

"расходным статьям", которые содержат в себе расходы на социальные нужды

общества. Так разве не население страны финансирует своими налоговыми

отчислениями социальные программы?

И такого рода противоречия в экономической литературе встречаются

нередко. Это обусловлено отчасти, может быть, тем, что условия протекания

экономических процессов постоянно изменяются. И то, что было приемлемо

сделать пять, двадцать пять лет назад, теперь может быть абсолютно

бесполезным и даже вредным. Иногда происходит путаница в терминах, и чтобы

этого не происходило многие авторы стараются как можно точнее определить их

значение, и эта курсовая работа не исключение.

1. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЕЁ ФУКНЦИИ.

В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой

системы Российской Федерации" от 28.12.91 (введен с 01.01.1992). С того

времени в этот Закон было внесено очень много изменений, что является одной

из отрицательных характерных черт отечественной налоговой системы.

Налоговая система - представляет собой совокупность взимаемых в государстве

налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм, методов их

проведения и принципы построения.

В России создана организационная структура системы взимания налогов -

Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству

РФ. Она состоит из государственных налоговых инспекций в республиках,

краях, областях, автономных областях, городах, районах.

Налоговая система России базируется на следующих основных принципах:

. полное равенство существующих форм собственности;

. учёт всех видов получаемых юридическими и физическими лицами доходов,

независимо от вида и характера деятельности;

. единый подход при определении размеров налогообложения, установления

льгот и налоговых ставок;

. однократность налогообложения;

. обеспечение учёта специфики объектов налогообложения.

Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую

центральную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической

организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый

уровень имеет свои уровни и специфику.

Органом (субъектом) управления системой налогообложения в РФ является

Государственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений,

осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением

по видам (отраслям) налогов.

К областному уровню относятся государственные налоговые инспекции,

входящих в состав РФ республик, краёв, областей, городов республиканского

подчинения.

Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городов

краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах

республиканского и областного подчинения.

Главной задачей налоговых служб РФ является контроль за соблюдением

законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и

своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов

и других платежей, установленных законодательством РФ и республик в её

составе, органами государственной власти краёв, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов в городах

в пределах их компетенции.

Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с

налогоплательщиками.

Нужно отметить, что существуют такие два вида налоговой системы, как

шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход,

получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из

этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть

установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,

перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц

облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает

планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная

налоговая система широко применяется в Западных государствах.

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.

Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговой

системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень

идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,

определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и

обязанности налоговых органов.

Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а

также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной

власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

В новом налоговом законодательстве много нововведений,

соответствующих современной рыночной экономике. Впервые юридические и

физические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и

персональные компьютеры будут платить налоги. Взимается сбор со сделок,

производимых на товарных биржах и при продаже и скупке валюты. Суммы сделки

местными органами власти устанавливаются путём приобретения разового талона

или временного платежа и полностью зачисляются в местный бюджет. Ещё один

важный налог - на рекламу. Его должны платить юридические и физические

лица, рекламирующие свою продукцию и услуги.

Законом установлено, что система налогообложения действует без

изменения вплоть до принятия специального решения налоговой реформы об

изменении перечня налогового объекта налогообложения и методов их взимания.

2. ВИДЫ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

1. Сущность налогов и их классификация.

Что такое налог ? Налог - это то, что мы привыкли платить за всё. За

всё, что потребляем, получаем или чем пользуемся. Например, только для

того чтобы заработать деньги на буханку хлеба и купить её, мы уже платим

налоги при начислении нам зарплаты, косвенные налоги, входящие в стоимость

товара - хлеб и др. И с учётом налогов, установленных государством выходит,

что мы фактически должны заработать в 2 и более раз больше потребительной

стоимости хлеба.

Налог, а также сбор, пошлина - это обязательные взносы в бюджет

соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые

плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными

актами.

Налоги возникли вместе товарным производством, разделением общества на

классы и появлением государства, которому требовались средства на

содержание армии, флота, чиновников и других нужд.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование

государства», - справедливо подчёркивал К. Маркс.[1]

Изъятие государством в свою пользу определённой части валового

внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность

налога.

Основные элементы налога:

1. кто платит. (работник предприятия, население и т.д.)

2. что облагается налогом. (доход, имущество, товар, деятельность)

3. источник уплаты налога. (з/п, прибыль, %)

4. Ед. измерения объекта налогообложения. (ден. сумма, гект. земли,

лошад. сила)

5. Величина налоговой ставки. (доля на единицу налогообложения)

6. Налоговые льготы.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае

налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последний

равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на

условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот:

. необлагаемый минимум объекта налога;

. изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;

. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

плательщиков;

. понижение налоговых ставок;

. вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

. налоговый кредит ( отсрочка взимания налога или уменьшение суммы

налога на определённую величину).

Налоговой ставкой называется размер установленного государством размер

налога на единицу обложения. Существуют минимальные, максимальные и средние

налоговые ставки.

В основу классификации налогов положены следующие признаки и виды

налогов:

1. По объекту обложения:

. налоги с дохода (прибыли);

. с имущества;

. при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.;

. при экспорте и импорте товаров.

17. По субъекту обложения:

. с юридических лиц;

. с физических лиц.

20. По механизму формирования:

. прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество;

. косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и

включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в

конечном счете оплачиваются потребителем.

23. По источникам обложения:

. с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль

предприятий);

. с дивидендов и процентов по вкладам;

. ресурсные платежи (на землю, недра и т.п.)

27. По характеру и моменту обложения:

. в момент выплаты или получения дохода;

. после получения дохода;

. при расходовании доходов;

. по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по

определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки

заносится в специальные справочники. Для каждой группы

установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен

тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

. таможенные пошлины:

а) фискальные;

б) протекционные, целью которых является защита отечественных

предпринимателей от иностранных;

в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных

конкурентов с отечественного рынка;

г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары,

интересующие государство).

33. По органам взимания:

. федеральные (общегосударственные);

. региональные (областные, краевые и т.п.);

. муниципальные (местные - городские, районные).

37. По использованию:

. общего назначения;

. целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).

В Российской Федерации взимаются:

. Федеральные налоги;

. Налоги субъектов федерации;

. Местные налоги.

К Федеральным относятся следующие налоги:

. Подоходный налог с физических лиц

. Платежи за пользование природными ресурсами

. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

. Налог на добавленную стоимость

. Налог на прибыль предприятий

. Акцизы на отдельные группы и виды товаров

. Налог на операции с ценными бумагами

. Таможенная пошлина

. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»...

. Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти

. Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва

. Сбор за регистрацию банков и их филиалов

. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

. Транспортный налог

. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

. Государственная пошлина

. Гербовый сбор

. Платежи во внебюджетные фонды РФ

К налогам Субъектов Федерации относятся:

. Налог на имущество предприятий

. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц

. Сбор за регистрацию предприятий

. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем

. Лесной доход

К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки

которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:

. Налог на имущество физических лиц

. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью

. Земельный налог

К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной

зоны

относятся:

. Курортный сбор

. Налог на промышленной строительство в курортной зоне

К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти

относятся:

. Налог на рекламу (до 5 %)

. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров

(до 10 %)

. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями

. Сбор за открытие игорного бизнеса

. Сбор за участие в бегах

. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10

% стоимости товаров)

. Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды

образования и др.

. Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты)

. Сбор за уборку территории

. Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты)

. Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %)

. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

(до 1,5 %)

. Сбор за право торговли

. Сбор за право использования местной символики (0,5 %)

. Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %)

. Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %)

. Сбор за проведение кино- и телесъёмок

. Сбор за парковку автотранспорта

. Гостиничный сбор

Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми, потому

что они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это:

подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на

социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так

называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в

том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. В развитых странах доля

( роль) прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла

и составляла в 1987 году: США - 91,1%, Япония - 71,2%, Англия - 54,3%, ФРГ

- 4,4%. В СССР их доля в 1987 году составляла 37,7% в доходе госбюджета, и

возросла до 43,5% в 1994 году в России.

Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными, потому

что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это:

налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время

заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые

в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и

ценными бумагами и др.

Таблица 2.1

Особенности прямых и косвенных налогов.

|№ |Объект |Прямые налоги |Косвенные налоги |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.