бесплатно рефераты
 

Национальная экономика

Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают

все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы

и пассивы производственного процесса.

5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.

Структура СНС.

В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К

экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят

хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными

или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть

секторов:

1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие

услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор

входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы,

акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие

услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников

(частные врачи, юристы и др.), предпринимателей;

2) финансовые учреждения и организации — коммерческие банки, страховые

компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся

посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и

инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних

хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;

3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются

объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного

управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);

государственные финансово-кредитные организации (Нацбанк, государственные

финансовые компании, налоговые инспекции и т. д.) и др.;

4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не

контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды,

партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;

5) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и

коллективы лиц, выполняющие экономические операции для обеспечения своей

жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);

6) заграница (остальной мир) — все экономические агенты за границей,

осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны.

Операция между субъектами представляет собой экономическое действие по

взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с

целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации

экономической стоимости. Следует различать операции между

институциональными единицами и внутри них.

В СНС выделяются следующие виды операций между субъектами:

1) с материальными благами и услугами, охватывающие экономические

процессы производства и распределения материальных благ и услуг. Это

операции по производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах

производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей,

как продукция, потребление, валовые капвложения и др.;

2) по распределению доходов между секторами (зарплата, дивиденды и др.);

3) финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, по

изменению денежных активов и пассивов).

К операциям внутри институциональных единиц относятся, например,

строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача

банком ссуды.

СНС — это "бухучет страны", т.к. в нем используются такие принципы

бухучета, как двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС

представляет собой свободные таблицы, в которых отражаются имеющиеся

ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца

и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив

продавца, а второй — как актив покупателя.

Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает

возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную

оценку созданию, распределению и конечному использованию НД. Второй

предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями,

отображаемого в таблицах "затраты — выпуск". Третий блок представляет собой

счет потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и

продаж на денежном рынке.

Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного

кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде

замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между

макроэкономическими субъектами.

Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг и ресурсов

(факторов) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские

фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие виды экономических

процессов .

Домашние хозяйства являются обладателями всех ресурсов, находящихся в их

частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный

капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары и

услуги.

Предпринимательские фирмы покупают необходимые для своей деятельности

ресурсы, продают произведенные ими товары и услуги.

Государственный сектор производит общественные блага: науку, культуру,

обеспечивает оборону страны, производственную инфраструктуру — дороги,

служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает ресурсы,

товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.

Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и

услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы, инвестиций (закупка

оборудования).

Государственный сектор несет расходы на оплату труда государственных

служащих, закупку товаров и услуг, выплаты домашним хозяйствам в виде

пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов

государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и

предпринимательского сектора. Кроме того, государство в лице своего

центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый

субъект взаимодействует с другими путем кредитования и заимствования

денежных средств.

Т.о., поток денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый

из них равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе.

Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, мы определим весь

объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП. НП в денежной

форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за

определенный период.

Основные макроэкономические показатели здесь — совокупный общественный

продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД.

Весь продукт, созданный в материальном производстве за определенный

период (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом. Он

создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на

предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного

продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и

предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт делится

на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт

(амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или

НД. Стоимостное выражение совокупного общественного продукта может быть

рассчитано по формуле СОП = СП + НД,

где СП — перенесенная стоимость средств производства;

НД — национальный доход. Совокупный общественный продукт выступает

в форме валового общественного и конечного продуктов.

Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов

отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу

потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции

отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он

неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например

сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается

другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость

учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы

получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а

для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один

раз.

Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется

конечным продуктом. Конечный продукт — это часть стоимости валового

общественного продукта, используемая на цели потребления населения,

восстановление потребленных в течение года средств производства и

накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает

созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть

предметов труда, которая используется для резервных, страховых и

переходящих запасов, а также продукцию на экспорт.

В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" —

часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на

текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали

и узлы, полуфабрикаты и др.

В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная стоимость

в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы:

натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой

предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и

средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД

выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый

продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме

оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления.

Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для

закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также

на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и

запасов и другие цели.

В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по

формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным

органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального

роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии

их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»

(ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О государственной же и частной

формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство

предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной

деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и

равные условия для развития всех форм собственности». Государство

гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества

для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической

деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями,

организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и

своего благосостояния.

Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы органами

власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика

правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны

государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута

программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных

форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной

перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной,

ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота.

Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный

период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к

тому, что,

во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая

система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство.

во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное

законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется, а

не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим

правового государства и законопослушных граждан, включая хозяйствующих

субъектов.

в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем лучше

тот или иной закон учитывает материальные интересы населения страны, тем

богаче становится государство. Например, либерализация цен в Беларуси (в

отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается с

сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и

многих непродовольственных товаров. В результате происходит увеличение

вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на

внутреннем рынке.

Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к

приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству.

Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру

собственности, организационную, финансовую, структуры административного

управления, занятости, структуру производства, - без содействия

государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная

экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной

формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии

предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной

прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими

предприятиями с целью привлечения покупателей.

Сознательно или интуитивно, но управление экономикой в период

всевозрастающего включения в нее элементов рыночного механизма

осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением

экономических рычагов.

Залогом эффективного государственного управления на макроэкономическом

уровне являются стабилизация цен, достижение полной занятости населения,

рациональные внешнеторговый и платежный балансы, экономический рост. Это

означает, что объектами государственного управления (анализа, прогноза,

контроля и регулирования) выступают:

во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и

услуги;

во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест,

государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии

с требованиями индустриального развития города и села в Республике

Беларусь;

в-третьих,, рациональное государственное регулирование внешней

торговли с помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной

политики), международных перевозок, займов, туризма, других форм

внешнеэкономических связей;

в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому росту, основными

показателями которого являются динамика валового внутреннего продукта и

национального дохода, рост накопления национального богатства.

Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что

основную роль в решении всех указанных экономических функций государства

играют деньги, выступающие и как средство обращения, и как средство

измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего фундамента

экономики зависит от эффективности государственного управления: чем

эффективнее управление экономикой, тем прочнее национальная валюта, ее

конвертируемость, превращение в самый желанный товар, движущий

экономический мотив в трудовой деятельности, независимо от собственника

средств производства и факторов производства.

Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме

функционирования рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на

макроэкономическом уровнях сегодня становится преобладающей.

В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и

продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов,

обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения

является конечное потребление и накопление в фирмах и на предприятиях, а

также в домашних хозяйствах (см. рис.).

Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации

готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных

товаров, входящих в рынки продуктов и ресурсов, для измерения валового

внутреннего продукта и составления баланса национального богатства и

являются объектами национальной системы счетоводства.

Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи

принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п.

В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их

использование - в левой части.

Под готовыми товарами и услугами подразумеваются товары и услуги для

продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления,

частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от

готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и работы,

которые покупаются на рынке с целью последующего их использования в форме

ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием

промежуточных товаров являются материальные затраты в процессе

хозяйственной деятельности, представляющие собой перенесенную на готовый

продукт стоимость.

Совокупность промежуточных товаров, рабочей силы, производственных услуг

(материальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю,

выступает в форме ресурсов для предпринимательской деятельности, реального

сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на

ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних

хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рентных платежей

(доходов от собственности), процентных выплат и прибыли. Часть НД в виде

прибыли возвращается домашним хозяйствам потому, что владельцами корпораций

и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается государство, очень

трудно ожидать эффективности производства и высокой скорости денежного

оборота.

Правительство осуществляет анализ, контроль и регулирование процессов

кругооборота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики,

используя фискальную политику - урезая с помощью налогов потребление или

сбережения в секторе домашних хозяйств. Оно регулирует расходы на частные

инвестиции через государственные займы и ограничения коммерческих и

банковских кредитов. С помощью государственных расходов на содержание

армии, судов, органов охраны общественного порядка, на «бесплатное»

лечение, образование, культуру, строительство и содержание дорог и прочее

правительство урезает и конечное потребление в домашних хозяйствах.

Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий по

безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку

домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной

политики регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении.

В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел термин

«субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют место отношения со

многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение

самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.