бесплатно рефераты
 

Миграция

| |Дебет |-58,2 |-91,8 |-102,5 |

|Итого |Кредит |78,7 |119,6 |116,3 |

| |Дебит |-74,2 |-117,4 |-129,1 |

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового

дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных

переводов, тогда как на все развивающиеся страны – только, соответственно,

1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная

доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют

трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с

переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках

денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников

занимают около 62%, трудовые доходы – 31% и перемещение мигрантов – около

7%.

Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам- нерезидентам

осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся

мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль,

Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера

осуществляются из основных развитых стран (США, Германии, Японии,

Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся

стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями

переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет

перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК,

военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во

многих развивающихся странах масштабы переводов частного характера

составляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Марокко,

Буркина-Фасо, Египет, Греция, Ямайка, Малави, Пакистан, Португалия, Шри-

Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50%

ВНП.

С теоретической точки зрения доходы страны-экспортера рабочей силы

далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и

составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают

совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги,

накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные

инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на

обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые

покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину,

мигранты, по оценкам, привозят с собой столько же накоплений, сколько ими

было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и

повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате

чего страна бесплатно получает дополнительные квалификационные кадры.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на

экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж

сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство,

принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них

стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о

минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей

силы переедет в США.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства

развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия).

Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда

экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые,

вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в

высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины,

стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых

компьютерных программ.

Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описывают как

отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают

количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного

населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако

отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада

и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах

иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.

Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и

Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские

бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих

странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах

заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного

населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки

составляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно

нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в

Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе

экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров

– горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в

Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая

промышленность Малайзии.

Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции,

которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением, в

результате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированной

рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием

менее 12 классов – иммигранты. Иммигранты занимают места в секторах,

производящих не торгуемые товары, которые в противном случае могли бы

перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными

из секторов, производящих торгуемые товары.

Приблизительные представления о масштабах международной миграции

рабочей дают данные о количестве населения стран мира родившегося за

границей (табл. 2.2.).

Таблица 2.2. Население, родившееся за границей.

| |В млн. чел. |В % от всего населения|

| |1965 г.|1985 г.|1965 г. |1985 г. |

|Мир в целом |75,9 |105,5 |2,3 |2,2 |

|Развитые страны и страны с | | | | |

|переходной экономикой |31,0 |47,4 |3,5 |4,5 |

|В том числе | | | | |

|Европа |15,6 |23,0 |3,5 |4,7 |

|Северная Америка |12,7 |20,4 |6,0 |7,8 |

|Развивающиеся страны |45,0 |58,1 |1,9 |1,5 |

| | | | | |

|В том числе |7,6 |7,5 |1,9 |1,2 |

|Юго-Восточная Азия |5,6 |13,4 |4,0 |5,7 |

|Северная Африка и Западная Азия |18,7 |19,2 |2,8 |1,8 |

|Южная Азия |5,4 |5,6 |2,4 |1,5 |

|Южная Америка |7,1 |11,3 |3,0 |2,7 |

|Африка к югу от Сахары | | | | |

4. Основные международные центры притяжения рабочей силы.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего, в США, где бурно

развивался капитализм, которому требовались рабочие руки. Ехали также в

Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция

явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжали же из европейских

стран – из Ирландии и Англии, Франции и Германии. Но ехали и из России –

молокане, старообрядцы.

В последние десятилетия сложились новые мировые рынки рабочей силы

вследствие не только межконтинентального, но и внутриконтинентальной

миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь

только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей.

Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как

Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

Так, в ФРГ насчитывается 4630 тыс. иностранцев, во Франции – около 4 млн.

преимущественно выходцев из Северной Африки, в Бельгии – около 1 млн.

испанцев и итальянцев, в Швеции – 1 млн. преимущественно финнов(.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого

мирового рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо

организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит

место коллективным договорам по целевому назначению. Не смотря на то, что

преобладающую часть будут составлять низко- и полуквалифицированные

работники, приоритетное право получают высококвалифицированные

профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся-мигрантов в 70-е годы

сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны

притягивают на промыслы огромное число людей из Индии, Бангладеш, Пакистан,

Иордания, Йемене, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90-х гг.

здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных

рабочих составило только 2 млн. человек. Доля иммигрантов в общей

численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в

Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте – 86,5%,

Саудовской Аравии – 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей

промышленной рабочей силы.

Особую группу эмигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За

период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехали свыше 500 тыс.

человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона

являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политической

неопределенности и экономических трудностей, желание воссоединиться с

родственниками и по религиозным мотивам.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США.

Трудовые ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за

счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы

страны. Послевоенная иммиграция в Соединенные Штаты состояла из нескольких

этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в США из стран

Западной Европы въехали 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда

был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и

Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается

предпочтение эмигрантам из Европы – Ирландии, Италии, Польши, а также

Аргентины. Означенная переориентация приведет к тому, что к началу

третьего тысячелетия США может стать страной, где белые окажутся в

меньшинстве в результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного

населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В

этой стране трудятся 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США,

ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Кроме того, с 1982 г. Австралия

стала проводить миграционную политику, стимулирующая развитие бизнеса в

стране. В соответствие с ней в страну в первую очередь принимались

иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-

Тихоокеанского региона (АТР) – Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур,

Республика Корея, Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает ввозить

рабочую силу. Традиционно это были корейцы, но в последние время появились

и иранцы, выполняющие черную работу. В тоже время Япония может вывозить

рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую прямыми инвестициями в

страны АТР. Этот тип миграции называют профессиональной транзитной

миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей

силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее

число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют

латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и

Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению

восточноевропейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро

нуждаются в нефтяниках, инженерах-химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам

межстрановая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более

богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних

стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но

на постоянное место жительства.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками

притяжения мигрантов из других стран (см. приложение рис. 2.1):

. США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой

страной современного мира, США, являются основным направлением

миграции как низко квалифицированной, так и

высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает

больше мигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые.

Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются

в США из ближайших латиноамериканских стран – Мексики, стран

Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют

в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу,

Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и

Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год.

В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160

тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет

580 тыс.

. Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и,

прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают

рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран

(Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Америки и

Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары,

восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграция

работников из африканских стран – бывших колоний

западноевропейских государств способствуют общность языка,

исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи.

Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов

оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках

западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок

рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между

странами Европейского союза и унификацию трудового

законодательства.

. Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают

дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые

работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а

также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более

половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских

Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные

рабочие.

. Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов –

интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран.

Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее

продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской

Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия

направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на

Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины

притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в

1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев

уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и

иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали

рабочие из Индии и Египта.

. Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих

государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток

иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это

заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек в

год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения.

Источник эмиграции – развивающиеся страны (рис. 2.1), главные из которых –

Мексика и страны Азии.

Итак, количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,

являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям

трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов,

которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества,

перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих

посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного

экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в

форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на

родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих

денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением

иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.

5. Государственное регулирование миграции.

По мере того как развивалось международное движение рабочей силы,

создавались и совершенствовались методы государственного управления

миграционными потоками. Городничий – местная государственная власть, - как

видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы

на другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше

время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более

изощренными механизмами, но главный из них остается прежним – закон, т.е.

государственный приказ.

Механизм контроля миграции

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути

либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры,

ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграция

приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение

экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные

экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами,

которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое

иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это

проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с

менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны,

США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и

страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к

наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют

финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации.

По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе –

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.