бесплатно рефераты
 

Международный кредит в экономике Узбекистана

развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся

странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный

подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются

той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под

конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое

обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой

банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A

полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются

банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого

совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих

ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК

своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций

в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных

организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же

кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять

кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время

обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный

капитал из других источников.

Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для

экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты,

значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком

формируются за счет взносов стран-доноров.

Узбекистан в современных условиях может одновременно являться и

международным кредитором, и международным должником. Это является

результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне

национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с

этим кредитование ряда стран. К настоящему времени Узбекистан пока

выступает чистым должником.

В республике Узбекистан создан и действует определенный механизм

привлечения и использования иностранных кредитов, формирующих внешнюю

задолженность Узбекистана, сформирована инфраструктура обслуживания

иностранных кредитов, совершенствуется нормативно-правовая база для

функционирования этого механизма. Однако остаются резервы для улучшения

сложившейся ситуации. В республике не создана пока соответствующая

аналитическая структура, проводящая исследования и располагающая

информацией об эффективности исследуемых проектов. Речь идет об отработке

формальных процедур оформления документации без внесения изменений в

требования к качеству разработки проектов: полного соответствия затрат

реальной ситуации, рассмотрения различных вариантов проектов и выбора

наилучшего, оценки рисков и механизма их снижения, поскольку проектная

документация должна не только соответствовать формальным требованиям, но и

быть руководством к действию на стадии реализации проекта.

3.Международные кредиты в экономику Узбекистана

МБРР

В целях дальнейшего углубления экономических реформ в сельском хозяйстве,

повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития

инфраструктуры села Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

выразил готовность В 2001 году предоставитьзайм на реализацию проекта

\"Поддержка сельскохозяйственных предприятий\" и определены общие параметры

проекта, в соответствии с которыми:

- реализация проекта будет осуществляться в пяти районах республики -

Элликкалинском (Республика Каракалпакстан), Мархаматском (Андижанская

область), Нишанском (Кашкадарьинская область), Шерабадском

(Сурхандарьинская область), Ахангаранском (Ташкентская область);

- общая стоимость проекта в размере 43,46 млн. долларов США и участие

сторон в его финансировании, включая кредит МБРР в размере 36,1 млн.

долларов США, предоставляемый сроком на 20 лет, включая 5-летний льготный

период (приложение N 1);

- период реализации проекта определен в течение пяти лет;

- объемы работ по реконструкции и строительству межхозяйственных и

внутрихозяйственных ирригационных сетей, револьверных кредитных линий,

предназначенных для оснащения альтернативных машинно-тракторных парков и

агросервисных центров, а также пополнения оборотных средств и приобретения

техники и оборудования хозяйствами районов, участвующих в проекте;

- предусмотрена апробация новых методов организации производства и

маркетинга сельскохозяйственной продукции в участвующих в проекте районах.

В порядке эксперимента в районах, участвующих в проекте:

- начиная с урожая 2002 года вместо заданий по закупкам для

государственных нужд хлопка-сырца и зерновых колосовых культур

устанавливаются фиксированные закупочные квоты на них согласно;

- хлопок-сырец и зерновые колосовые культуры, произведенные сверх

установленных закупочных квот, реализовались сельскохозяйственными

предприятиями и фермерскими хозяйствами по договорным ценам;

- сельскохозяйственные производители, выполнившие закупочные квоты по

хлопку-сырцу, по своему усмотрению распоряжались побочными продуктами от

переработки хлопка-сырца после возмещения затрат по переработке

перерабатывающим предприятиям.

Закупочные квоты распределялись между сельскохозяйственными

производителями, участвующими в проекте районов с учетом размера и

качества обрабатываемых ими сельскохозяйственных земель;

Каждое отдельное хозяйство самостоятельно отвечало за выполнение

установленных ему закупочных квот по хлопку-сырцу и зерновым колосовым

культурам.

В.2003 г. Международный банк реконструкции и развития выделил Узбекистану

на институциональное развитие предприятий кредит, который был продлен на

окончательный срок освоения средств займа МБРР на институциональное

развитие предприятий до 31 декабря 2004 года и уменьшена общей суммы

указанного займа с

28 000 тыс. долларов США до 10327 тыс. долларов США посредством

аннулирования неиспользуемых средств в размере 17 673 тыс. долларов США.

В целях реализации мер по ресурсосбережению, обеспечения населения

качественной питьевой водой, модернизации и совершенствования питьевого

водоснабжения городов Бухара и Самарканд и реализации проекта

\"Водоснабжение городов Бухара и Самарканд\" общей стоимостью 62,33 млн.

долларов США:

- между Правительством Республики Узбекистан и Международным банком

реконструкции и развития (МБРР) в 2002 году подписано Соглашение о займе

на сумму 20,0 млн. долларов США сроком на 20 лет, включая пятилетний

льготный период;

- между Правительством Республики Узбекистан и Международной ассоциацией

развития (МАР) подписано Кредитное соглашение на сумму 15,9 млн.

специальных прав заимствования (СПЗ), эквивалентную 20 млн. долларов США,

сроком на 35 лет, включая десятилетний льготный период;

- правительством Швейцарии предусматривается предоставление гранта в

сумме, эквивалентной 9,0 млн. долларов США.

АБР и МАР

По реализации проекта \"Здоровье-2\" с участием Международной ассоциации

развития в 2005 г

В рамках сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития в

1999-2004 годах в целом завершен проект \"Здоровье-1\", направленный на

реформирование первичного звена здравоохранения в Ферганской,

Сырдарьинской, Навоийской, Хорезмской областях и в Республике

Каракалпакстан;

Совет директоров Всемирного банка одобрил предоставление Республике

Узбекистан кредита и гранта из средств Международной ассоциации развития

на реализацию проекта \"Здоровье-2\";

в рамках проекта \"Здоровье-2\" предусмотрено укрепление и реформирование

системы первичного звена здравоохранения и внедрение общей врачебной

практики по всей республике, а также апробирование городской модели

первичной медицинской помощи в городах Ташкенте, Самарканде, Гулистане и

Маргилане;

определена общая стоимость проекта в сумме 118,1 млн. долларов США и схема

участия сторон в его финансировании, в том числе кредит МАР в сумме,

эквивалентной 39,5 млн. долларов США, со сроком погашения 35 лет, включая

десятилетний льготный период, в соответствии с планом финансирования

согласно приложению N 1;

между Республикой Узбекистан и МАР подписано кредитное соглашение \"О

финансировании в целях развития\" от 3 октября 2004 года;

Министерством юстиции Республики Узбекистане выдано юридическое заключение

от 30 ноября 2004 г. за N 16-13170/1;

период реализации проекта определен в течение 5 лет.

Учитывая общие цели и направленность проектов \"Здоровье-2\" (МАР) и

\"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР), а также рекомендации МАР и АБР

о создании единого механизма координации и управления этими проектами

общее руководство указанными проектами было возложено на Правительственную

комиссию по вопросам здорового поколения, укрепления здоровья женщин и

повышения уровня медицинской культуры семьи (Р.С. Азимов).

Создано совместное бюро по реализации проектов \"Здоровье-2\" (МАР) и

\"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР) с организационной структурой .

Министерству здравоохранения Республики Узбекистан отнесло финансирование

расходов на содержание совместного бюро по реализации проектов

\"Здоровье-2\" и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (СБРП) за счет

долевого использования кредитных средств МАР и АБР;

в двухмесячный срок обеспечило разработку и внесение для утверждения в

установленном порядке ТЭР проекта \"Здоровье-2\".

Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики

Узбекистан, совместным бюро заключило многостороннее соглашение с:

Республиканским внешнеэкономическим предприятием \"Узмедэкспорт\" - о

закупке;

Акционерной компанией \"Узтибтехника\" - о приеме, складировании и доставке;

Главным управлением по контролю качества лекарственных средств и

медицинской техники - об экспертизе и сертификации товаров, закупаемых в

рамках данного проекта.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.

Ташкента совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и

совместным бюро по реализации проекта возложилди ответственность за

координацию и организацию систематического контроля за ходом реализации и

экономической эффективностью использования средств, выделяемых в рамках

проектов \"Здоровье-2\" (МАР) и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР),

на региональные комиссии по вопросам здорового поколения, укрепления

здоровья женщин и повышения уровня медицинской культуры семьи;

возложить ответственность за своевременную реализацию проектов

\"Здоровье-2\" (МАР) и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР) на

территориальное уровне на Министерство здравоохранения Республики

Каракалпакстан, управление здравоохранения областей и г. Ташкента,

обеспечили своевременное выполнение ремонтно-строительных работ в сельских

врачебных пунктах, лабораториях центральных районных больниц, городских

поликлиниках, учебных и информационных центрах до начала осуществления

закупки необходимого оборудования в рамках данных проектов.

В целях дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в Республике

Узбекистан Азиатский банк развития предоставил Республике Узбекистан

кредит для финансирования проектов малых и средних предприятий на общую

сумму 50 млн. долларов США. Кредит предоставлялся Правительству Республики

Узбекистан на основании заемного соглашения между АБР и Правительством

Республики Узбекистан.

Национальному банку внешнеэкономической деятельности перекредитовано 20

млн долларов США, 15 млн долларов США - банку \"Асака\" и 15 млн долларов

США - Пахта-банку в соответствии с соглашениями о перекредитовании и на

основе проектных соглашений между АБР и указанными банками.

Министерство экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан

ежегодно, начиная с 2005 года, предусматривало выделение необходимых

средств из государственного бюджета для финансирования вклада Республики

Узбекистан в реализацию проекта \"Здоровье-2\".

В период с декабря 1996г. по 31 декабря 2005г. АБР выделил Узбекистану 58

грантов на общую сумму 34 млн.долл. США и 914,7 млн. долл. для реализации

21 проекта, направленных на развитие сфер:

социальной инфраструктуры - 399,5 млн.долл. (43,7%), количество проектов -

11;

транспорта и коммуникаций - 190,0 млн.долл. (20,8%), кол. проектов - 3;

сельского хозяйства и природных ресурсов - 185,2 млн.долл. (20,2%), кол.

проектов - 4;

энергетики - 70,0 млн.долл. (7,7%), кол. проектов - 1;

финансов - 70,0 млн.долл. (7,7%), кол. проектов - 2.

В октябре и декабре 2005г. Совет директоров АБР одобрил предоставление

Узбекистану 2 кредитов на реализацию проектов «Развитие информационных и

коммуникационных технологий в системе общего образования» (30 млн.долл.) и

«Водоснабжение и санитария сельских населенных пунктов Кашкадарьинской и

Навоийской областей» (25 млн.долл.). Кредиты являются льготными займами,

выделенными АБР со сроком погашения 32 года, включая восьмилетний льготный

период.

В 2006-2009гг. планируется реализовать проект развития школьного

образования за счет кредита МАР в размере 40 млн. долл. США.

МФИ

Посредством своих инвестиций и кредитов МФИ оказывают практическую помощь

в структурном обновлении и реформировании отраслей экономики, углубления

приватизационных процессов и развитии частного сектора, и что особенно

важно - становлении нового класса - класса предпринимателей.

И такая принципиальная направленность сотрудничества с МФИ в полной мере

должна отвечать тем важнейшим текущим и стратегическим задачам, которые

Узбекистан ставит перед собой по ускорению и углублению демократических и

рыночных реформ, развитию и укреплению гражданских институтов.

Однако, имеются существенные недостатки в системе взаимоотношений в

Республике Узбекистан с международными финансовыми организациями. В

частности, не в полной мере используются возможности привлечения кредитов

международных финансовых институтов.

ИБР

Государственная акционерная железнодорожная компания (ГАЖК) «Узбекистон

темир йуллари» планировала в 2006 году привлечь от Исламского банка

развития (ИБР) и японского банка международного сотрудничества (Japan Bank

for International Cooperation, JBIC) кредиты на общую сумму $88,6 млн. для

реализации трех проектов по развитию железной дороги, сообщил источник в

ГАЖК.

По его словам, за счет кредитных линий ИБР в размере $6 млн. и JBIC в

размере $10 млн. предполагается реализовать проект по развитию и

обустройству железнодорожных сетей, связывающих территорию Узбекистана и

Афганистана.

В рамках проекта, в частности, намечена реконструкция железнодорожных

станций Термез и Галаба, совмещенного мостового перехода через реку

Амударья, приобретение путеукладчиков и другой дорожно-строительной

техники.

Кредит ИБР в размере $18,2 млн. планируется использовать для приобретения

оборудования для развития ремонтной базы ГАЖК.

Кредитные средства JBIC в размере $54,4 млн. предполагается направить на

развитие собственной базы вагоностроения.

За счет этих средств на базе литейно-механического завода планируется

создать предприятие по строительству грузовых вагонов.

В настоящее время идет разработка технико-экономических обоснований

проектов. Ожидается, что первые кредиты по этим проектам могут быть

получены в конце 2007-начале 2008 года.

СПРАВКА:ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» образована в 1994 году после

выхода из Среднеазиатской железной дороги.

Уставный капитал, составляющий 197,6 млрд сумов, сформирован за счет

активов семи подразделений компании и полностью принадлежит государству.

Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана (НБУ ВЭД

РУз) планирует привлечь кредитную линию Исламского банка развития (ИБР) в

размере $20 млн. для реализации инвестиционных проектов в сфере малого

частного предпринимательства, сообщается в пресс-релизе узбекского банка.

Возможность предоставления кредитной линии руководство банка обсудило на

прошлой неделе с миссией ИБР во главе с директором первого департамента

страновых операций Анваром Ханани. Целью визита находящейся в Ташкенте

миссии является оценка проектов, предлагаемых узбекской стороной для

совместного финансирования, а также рассмотрение текущего состояния

реализуемых совместных проектов.

Это вторая кредитная линия, которую банк планирует привлечь со стороны

ИБР.

В 2004 году ИБР предоставил Нацбанку ВЭД кредитную линию в размере $15

млн. без гарантии правительства республики на срок 15 лет под 7,6%

годовых.

В настоящее время кредитная линия, средства которой были направлены на

финансирование проектов в текстильной и пищевой промышленности, сельском

хозяйстве, полностью освоена.

Всего в 2004-2007 годах Узбекистан, ставший членом Исламского банка

развития в сентябре 2003 года, планирует привлечь от ИБР $456,5 млн. на

реализацию 16 инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры,

энергетики, коммунального хозяйства, образования, здравоохранения,

развития малого и среднего бизнеса общей стоимостью $853,8 млн.

Нацбанк ВЭД, крупнейший коммерческий банк Узбекистана, создан в 1991 году

в качестве агента правительства на международных финансовых рынках, в

настоящее время работает как универсальный коммерческий банк.

Нацбанк ВЭД в 2005 году увеличил активы по МСФО на 13,1% - до 3,495 трлн

сумов. Кредитный портфель вырос на 2,2% - до 2,399 трлн сумов, собственный

капитал снизился на 8,4% - до 470 млрд. сумов.

ЕБРР

В Республике Узбекистан ЕБРР начал реализацию первого проекта 23 ноября

1993г. (первая кредитная линия на поддержку малого и среднего бизнеса на

сумму 60 млн.долл.).

В 1997 году АК \"Узнефтепереработка\" подписала заемное соглашение с

Европейским банком реконструкции и развития и Экспортно-импортным банком

Японии на реконструкции ФНПЗ на 180 млн. долл. Средства были направлены на

покупку и инсталляцию гидродисульфуризационной установки, позволяющей

сократить содержание серы в нефтепродуктах

На основании кредитного соглашения между Банком и Заемщиком (Кредитное

соглашение) и Гарантийного соглашения Банк предоставляет Заемщику -

государственному предприятию - международному аэропорту \"Ташкент\" кредит в

сумме 48 млн. (срок восемь миллионов) долларов США (Кредит) на условиях,

изложенных в Кредитном соглашении, на срок 15 лет, с отсрочкой платежа

основной суммы на 3 года.

Процентная ставка на кредит начисляется по плавающей процентной ставке

Либор, соответствующей рыночной процентной ставке. Ставка комиссии за

обязательство составляет половину процента (0,5%) годовых.

Последняя дата использования кредита является 31 января 2001 года.

Кредит погашается по следующему графику каждые 6 месяцев по 2 млн. долл.

США, начиная с 20 марта 2001 года по 20 сентября 2012 года

В целях обеспечения эффективного использования кредита в размере 48 млн.

долларов США, предоставляемого ЕБРР для финансирования проекта

реконструкции международного аэропорта \"Ташкент\", Кабинет Министров принял

Постановление от 23.01.1998 г. N 41 \"О мерах по обслуживанию кредита

Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для реконструкции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.