бесплатно рефераты
 

Международные финансовые организации и их взаимоотношения с Россией

Международные финансовые организации и их взаимоотношения с Россией

__________________

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика России»

на тему:

«Международные финансовые организации

и их взаимоотношения с Россией»

г. Москва

2001 год

Содержание

Международные финансовые организации 3

Международный валютный фонд 3

Группа Мирового банка 9

Международный банк реконструкции и развития 9

Международная финансовая корпорация 12

Международная ассоциация развития. 13

Международное агентство по инвестиционным гарантиям 13

Россия и международные клубы кредиторов 15

Принципы Парижского клуба 15

Принципы Лондонского клуба. 18

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. 19

Задолженность России по Парижскому клубу. 20

Внеклубная задолженность России. 20

Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба. 21

Задолженность России по Лондонскому клубу 22

Список литературы 25

Международные финансовые организации

После Второй мировой войны расстройство международной и национальных

валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве

воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых

ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций

последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой

конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было принято

решение об образовании в качестве специализированных органов ООН

Международного валютного фонда (МВФ) — для восстановления и стабилизации

международной и национальных валютно-финансовых систем и Международного

банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному капиталу в

расширении инвестиционного кредитования.

По мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран,

расширения международных экономических связей и интернационализации

хозяйственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР.

Эти международные организации стали больше уделять внимания организации

помощи странам по преодолению возникающих кризисных явлений и структурной

перестройке их экономики, а также значительно расширили финансовое

содействие странам, получившим государственную независимость, в целях

ускорения темпов их экономического развития.

Возросший круг вопросов в валютно-кредитной области, как на

международной арене, так и в отдельных регионах, который необходимо было

решать мировому сообществу, также вызвал потребность в создании

региональных банков долгосрочного кредитования.

В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк международных

расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая

система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и

регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк

развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и

развития и др.).

Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания

стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его

задачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международных

валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных

ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами,

предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных

нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал предоставлять

средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) на «структурную перестройку

экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные экономические и

политические реформы.

МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализированного

органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет

свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44

страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства.

Структура управления

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая

страна — член Фонда представлена управляющим и его заместителем,

назначаемыми правительствами соответствующих стран на пятилетний срок (это,

как правило, министры финансов и руководители центральных банков). Совет

управляющих собирается один раз в год и решает принципиальные вопросы

(прием и исключение стран-членов, пересмотр долей в капитале Фонда, выборы

исполнительных директоров и др.).

Рабочими органами Совета управляющих, подготавливающими для него

необходимые материалы, являются 2 комитета.

Временный комитет (полное название — Временный комитет Совета

управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24

управляющих МВФ, проводит заседания 2 раза в год; отчитывается перед

Советом управляющих о работе по регулированию международной валютной

системы, а также разрабатывает предложения о внесении поправок в Соглашение

о МВФ.

Комитет развития (полное название — Объединенный министерский комитет

Советов управляющих МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся

странам) состоит из 24 управляющих от МВФ и МБРР, проводит консультации и

информирует указанный Совет управляющих по вопросам, касающимся

развивающихся стран.

Исполнительным органом является директорат (исполнительный совет),

состоящий из 24 директоров, из которых 5 назначаются Великобританией,

Германией, США, Францией и Японией, 3 представляют одну страну — Китай,

Россию, Саудовскую Аравию и 16 избираются от остальных стран по

географической принадлежности.

Директорат назначает директора, который возглавляет административный

аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции им является европеец.

В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером

квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс.

единиц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее

половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — специальным большинством

(85% голосов — стратегического характера, и 70% — оперативного). Поскольку

наибольшее количество квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США — 17,5%,

Япония — 6,3, Германия - 6,1, Великобритания и Франция — по 5,1, Италия —

3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств — 62,8%, то эти страны

контролируют и направляют его деятельность в своих интересах. Следует

отметить, что США, а также страны ЕС (30,3%) могут налагать вето на

ключевые решения Фонда, поскольку их принятие требует квалифицированного

большинства голосов (85%). Роль других стран в принятии решений невелика,

учитывая их незначительные квоты (Россия — 3,0%, Китай - 3,0%, Украина -

0,69%, Казахстан - 0,17%).

Капитал и заемные средства

Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в

соответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая

определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в

мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал

составлял 7,7 млрд. долл. США. В последующие годы в связи с приемом новых

членов и увеличивающейся потребностью в средствах для оказания помощи

нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также

корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой

экономике. На состоявшейся в 1997 г. в г. Сянгане (Гонконге) сессии МВФ

было принято решение о повышении его капитала на 45%, и после одобрения

этого решения парламентами стран-членов (такой порядок принят в Фонде),

уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.).

Первоначально страны-члены должны были оплачивать 25% квоты золотом, а

остальные 75% — национальной валютой. Начиная с 1978 г. вместо взносов

золотом оплата в размере 22,7% квоты производится резервными активами (СДР

и конвертируемой валютой). В дополнение к собственному капиталу для

расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для

пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:

. Генеральное соглашение о займах;

. новые соглашения о займах;

. заимствование средств у государств — членов МВФ.

В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США,

ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о

займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов

Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало

продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд.

долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В

целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнительный

совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов,

утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с которыми МВФ

может привлечь от 25 предполагаемых стран — участниц этих соглашений

средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также

прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд

займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Японии и других

стран).

Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях

кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.

Кредитная деятельность

Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные

операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для

восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных

курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами

стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными

фондами.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их

покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте,

которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По

истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную

операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете

национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР.

Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование

кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и

процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается

на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего

это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-

должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как

погашение задолженности Фонду.

Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения

связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых

для этих стран.

Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в

размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется

как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда

(на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса

национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у

страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других государств —

членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в

соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную

позицию.

Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны

— члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по

первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким

кредитом страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не

устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.

Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они

составляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях:

предельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью

использовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию),

не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной

средства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и

по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования

по «обоснованному использованию» получаемых средств возрастают. В «письме о

намерениях», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направления и

меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех

случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком

взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью

прекратиться.

МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о

резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by

Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ

иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на

согласованных с Фондом условиях.

В 1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая

предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам —

членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах.

Получить такого рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место

серьезное нарушение равновесия платежного баланса.

Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом

специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и

принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-

член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов,

составляет на протяжении года до 68% от ее квоты, а включая ранее

полученные кредиты — 300% от квоты.

Специальные механизмы

В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в

экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для

содействия в решении обширных проблем экономического и социального

характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предоставляют

средства на валютных условиях. К ним относятся:

• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства

которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями,

непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;

• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых

товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;

• Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию

внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам,

оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;

• Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого

направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем

осуществления радикальных экономических и политических реформ.

Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал

временные специальные фонды, которые были призваны содействовать

преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам

(например, нефтяной фонд — для покрытия дополнительных расходов в связи со

значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд — для

оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от

продажи золота из запасов МВФ, и др.).

Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3

млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е

место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты

(резервные кредиты — стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и

др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России

расширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части

уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся

задолженности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России

Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.

Группа Мирового банка

Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и

развития (МБРР) и три его филиала — Международную ассоциацию развития

(MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее

инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов

самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях

осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует

осуществлению в ряде стран программ экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития

МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в

1944 г. с целью оказания помощи п восстановлении и развитии экономики

западноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой

войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в этих странах

основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому

развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Мировой

банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся странам

финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их

экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и

развития международных экономических организаций, оказывающих техническое

содействие этим государствам.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из

представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими

правительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год

совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ,

поскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую

Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, однако, благодаря системе

распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее

развитых стран во главе с США. Решения в Совете управляющих принимаются

простым большинством. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за

акцию в 100 тыс. СДР в капитале Банка, и в результате на «группу 10»

приходится более 60% всех голосов. Для принятия наиболее важных решений

требуется квалифицированное большинство (85%) голосов, а потому США,

имеющие более 17% голосов, обладают правом вето по всем важнейшим вопросам.

Даже такие крупные страны, как Россия, Китай и Индия, имеющие по 3%

голосов, не могут оказывать серьезного влияния на принятие решений.

Текущей деятельностью руководит Директорат, состоящий из 22 директоров-

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.