| |||||
МЕНЮ
| Малый бизнес|20 |Разрыв экономических связей | |21 |Недостаток информации | |22 |Недостаток культуры, опыта | |23 |Необязательность партнеров | |24 |Проблемы собственности | |25 |Кадровые проблемы | |26 |Недостаток собственных средств | |27 |Невыгодность производства | |28 |Большая, громоздкая отчетность | |29 |Нет льгот | |30 |Рэкет | |31 |Невыгодность инвестиций' и | |32 |Конкуренция | |33 |Несовершенство рынка | |34 |Недоверие западных партнеров | |35 |Отрицательное отношение к предпринимателям | По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем,М.,1995. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Но главная причина сокращения числа малых предприятий -низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: - нормативно-правовое; - финансово-кредитное; - информационно-техническое; - организационное; - кадровое и консультационное обеспечение; - внешнеэкономическая деятельность. Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально- технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. 19 декабря 2001года состоялось заседание Госсовета , который после бурного обсуждения утвердил «Концепцию государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации ». Обращаясь к членам государственного совета Владимир Путин сказал :''Всем нам необходимо изменить угол зрения на малое предпринимательство ,без его развития нет устойчивого экономического роста ''. Минфин, Минэкономразвития , и Министерство по налогам и сборам окончательно согласовали свои предложения по статьям Налогового кодекса , посвященным малому бизнесу. Согласно им небольшие фирмы с доходом не более 10 миллионов рублей в год и численностью работников не более 20 человек не будут платить единый социальный налог и выведут из-под налогообложения капитальные затраты . На мой взгляд ,чтобы нынешняя кампания в поддержку малого бизнеса имела практический эффект , власти должны осознать две вещи. Первое-малый бизнес является частью российского бизнеса , поэтому невозможно обеспечить поддержку малого предпринимательства без кардинального улучшения отечественного бизнес –климата в целом. Обещанные на Госсовете упрощение требований по регистрации предприятий , порядка сертификации и лицензирования деятельности , сокращение количества разного рода проверок бизнеса и разрешений , необходимых для его ведения , борьба с коррупцией чиновников и установление предела налоговых изъятий –все это должно относиться не только к малому но и к среднему, и к крупному бизнесу. Второе-малый бизнес очень разнообразен. Торговая фирма владеющая магазином , где заняты четыре человека-это одно , а инновационная компания , разрабатывающая новые технологии, -совсем другое , а выделенный в отдельное предприятие цех машиностроительного завода –третье .И просто глупо вводить для них одинаковые правила работы. Опыт развивающихся стран для России. Стремление сохранить и развить малые хозяйственные формы было усилено в странах Юга не только внутренними социально-экономическими условиями , но и воздействием демонстрационного эффекта Запада , пережившего в 70-е годы истинный ренессанс мелкого предпринимательства. Основой такого подъема на Западе.Стали три основных фактора: научно-технический прогресс, позволивший от фордистской ориентации на массовость перейти к его дроблению и разнообразию; рост доходов населения , сформировавший индивидуализированный (точечный) спрос, и защита государством малых форм хозяйствования от агрессивной конкуренции крупных производителей как одна из черт социализации экономической политики. Но необходимо видеть принципиальное отличие малых предприятий в переходных экономиках Юга. Они удовлетворяют прежде всего платежеспособный спрос бедных слоев населения ,статичный и слабо дифференцированный , ограниченный в основном предметами первой необходимости .Установилась жесткая зависимость : узкая номенклатура товаров массового спроса ,вынужденное безразличие к качеству , определяющая роль цены объективно способствуют выживанию малых технически слабых предприятий и в то же время сохраняют их отсталость, низкий технологический уровень , слабость стимулов модернизации. Определенную замкнутость , изолированность малых предприятий предопределяет низкий уровень развития транспортной сети ,других средств связи , трудности доставки товаров в другие районы , слабость информации , которую занимают слухи .Низкий уровень маркетинга и менеджмента ,особенно в малых семейных предприятиях , подготовка кадров для них ''при хозяине '' , воспроизводя старые формы , затрудняют сдвиг к современным организационным структурам . Комплекс этих черт определяет преимущественно экстенсивный характер мелкого предпринимательства в развивающихся странах. Для него характерно массовое вовлечение живого в том числе неучитываемого статистикой ( семейного, женского, детского) труда .Эта ниша , обеспечивая реальные доходы тем людям , которые не находят применения в современных секторах, страхует экономику в целом. Отсюда широко распространенное определение мелкого производства как социального и экономического стабилизатора в странах Юга. Возможность мелких предприятий приспособиться к меняющейся экономической среде нашла отражение в особых формах роста , одновременно продолжающих типичное соединение промышленной и сельскохозяйственной деятельности традиционного типа , и освоение новой деятельности , отчасти модернизации. Суть подобной индустриализации в том , чтобы путем создания мелких перерабатывающих предприятий за пределами больших городов расширить использование местного сырья, занять на трудоемких производствах избыточную рабочую силу , ослабив тем самым неконтролируемый отток населения из сельских районов . Поскольку едва ли не самым слабым местом малых предприятий остается получение заемных средств , международные организации пытаются помочь им , создавая различные системы финансирования. В поисках выхода реализуются пилотные программы , такие как объединения по принципу групповой ответственности. Например , в Бангладеш проводится кредитование под гарантию групп в пять человек , когда каждый ее участник-предприниматель несет солидарную ответственность , и доступ к новому кредиту зависит от возврата предыдущего. Среди малых предприятий развивающихся стран происходит заметная дифференциация по степени технической вооруженности , специализации , квалификации рабочей силы и ,как следствие, по уровню производительности труда. Кооперация мелких предприятий с крупными вызывает качественное изменение в промышленности. В целом модернизация малой экономики происходит путем заимствования и освоения новых форм управления , расширения связей с внешним рынком .Мелкие современные фирмы в развивающихся странах не всегда могут проводить венчурные работы , характерные для западных компаний такого типа .Их возможностям отвечает скорее стратегия '' хамелеонов ''-быстрота реакции на появляющийся местный спрос , скорость возникновения мелких и мельчайших предприятий вокруг новых крупных строительств ,туристических центров и т.д. К ним примыкают предприятия, работающие по лицензиям известных производителей Используя раскрученную марку , эта форма позволяет экономить и за счет дешевого труда снижать цены по сравнению с основным производителем. Новые стимулы роста мелкого производства в развивающихся странах создает интернационализация мирового хозяйства при активной роли ТНК в этом процессе. В последнее десятилетие они с успехом встраивают мелкие предприятия в свои производственные , прежде всего распределительные цепи . Так, ТНК , действующие на индийском рынке потребительских товаров , продвигая их в сельские районы ,включают в свои дистрибьюторские системы семейные мелкие предприятия . Заинтересованность иностранного капитала в современном мелком производстве позволяет последнему по каналам ТНК выйти на мировой рынок . Характерен пример Южной Кореи ,наращивающей инвестиции в экспортированные трудоемкие малые предприятия в текстильной , обувной , швейной промышленности( до 80% всех инвестиций Южной Кореи ) при их сокращении в ресурсные области. Заметный рост участия субъектов малой экономики стран Юга в международном разделении труда происходит за счет продукции народных промыслов .В программах правительств стран Юга поддержка народных промыслов рассматривается не только как экономическая необходимость, но и как охрана культурного наследия. Заключение. Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы: . развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества; . занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности; . объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью; . сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране; . массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. Список использованной литературы: 1)Е.Балацкий ,А.Потапова Малый и крупный бизнес :тенденции становления и специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4 2)Архипов И. Дело избранных //Эксперт Северо-Запад ,2001 гг. 24 декабря -№36 3)Рубченко М. Многообразие малостей //Эксперт ,2001 год -№48 4)Бухвальд Е. Малый бизнес Москвы // Экономист ,2001г.- №8 5)Брагина Малое предпринимательство в переходной экономике Юга//Мировая экономика и международные отношения ,2001г.-№1 Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|