бесплатно рефераты
 

Малый бизнес

|20 |Разрыв экономических связей |

|21 |Недостаток информации |

|22 |Недостаток культуры, опыта |

|23 |Необязательность партнеров |

|24 |Проблемы собственности |

|25 |Кадровые проблемы |

|26 |Недостаток собственных средств |

|27 |Невыгодность производства |

|28 |Большая, громоздкая отчетность |

|29 |Нет льгот |

|30 |Рэкет |

|31 |Невыгодность инвестиций' и |

|32 |Конкуренция |

|33 |Несовершенство рынка |

|34 |Недоверие западных партнеров |

|35 |Отрицательное отношение к предпринимателям |

По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и

мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр

социально-экономических проблем,М.,1995.

Потеря административного управления, экономический хаос и

законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные

предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в

чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие

налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.

Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке

малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных

помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное

положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации

преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,

работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее

положение. Кроме того, существует большое количество предприятий,

зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров

народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее

занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические

кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив

приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и

оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это

затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять

основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий -низкий

уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие

трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения

кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.

Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального

производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры,

нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес

- непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных

предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к

реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием

успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые

предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и

стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных

формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее

приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций

льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных

и научно-технических центров, развития системы страхования, организации

материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и

исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных

программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и

развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены

определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но

проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но

экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и

современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое

налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство

(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%

полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы

- усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо

освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии.

И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого

предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного

налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более

низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных

отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и

организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в

качестве особого сектора экономики России. Действенной системы

стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и

хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная

программа развития малых предприятий.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого

предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы

денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-

технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали

бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской

деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных

институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,

инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной,

консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной

государственно-общественной системы поддержки малого

предпринимательства, включая подготовку и переподготовку

предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных

слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку

внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к

развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не

столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного

- отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же

направлением использования государственных ресурсов должно стать не

выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под

кредит.

19 декабря 2001года состоялось заседание Госсовета , который после

бурного обсуждения утвердил «Концепцию государственной поддержки развития

малого предпринимательства в Российской Федерации ». Обращаясь к членам

государственного совета Владимир Путин сказал :''Всем нам необходимо

изменить угол зрения на малое предпринимательство ,без его развития нет

устойчивого экономического роста ''.

Минфин, Минэкономразвития , и Министерство по налогам и сборам

окончательно согласовали свои предложения по статьям Налогового кодекса ,

посвященным малому бизнесу. Согласно им небольшие фирмы с доходом не более

10 миллионов рублей в год и численностью работников не более 20 человек не

будут платить единый социальный налог и выведут из-под налогообложения

капитальные затраты .

На мой взгляд ,чтобы нынешняя кампания в поддержку малого бизнеса имела

практический эффект , власти должны осознать две вещи. Первое-малый бизнес

является частью российского бизнеса , поэтому невозможно обеспечить

поддержку малого предпринимательства без кардинального улучшения

отечественного бизнес –климата в целом. Обещанные на Госсовете упрощение

требований по регистрации предприятий , порядка сертификации и

лицензирования деятельности , сокращение количества разного рода проверок

бизнеса и разрешений , необходимых для его ведения , борьба с коррупцией

чиновников и установление предела налоговых изъятий –все это должно

относиться не только к малому но и к среднему, и к крупному бизнесу.

Второе-малый бизнес очень разнообразен. Торговая фирма владеющая

магазином , где заняты четыре человека-это одно , а инновационная компания

, разрабатывающая новые технологии, -совсем другое , а выделенный в

отдельное предприятие цех машиностроительного завода –третье .И просто

глупо вводить для них одинаковые правила работы.

Опыт развивающихся стран для России.

Стремление сохранить и развить малые хозяйственные формы было усилено в

странах Юга не только внутренними социально-экономическими условиями , но и

воздействием демонстрационного эффекта Запада , пережившего в 70-е годы

истинный ренессанс мелкого предпринимательства. Основой такого подъема на

Западе.Стали три основных фактора: научно-технический прогресс, позволивший

от фордистской ориентации на массовость перейти к его дроблению и

разнообразию; рост доходов населения , сформировавший индивидуализированный

(точечный) спрос, и защита государством малых форм хозяйствования от

агрессивной конкуренции крупных производителей как одна из черт

социализации экономической политики.

Но необходимо видеть принципиальное отличие малых предприятий в

переходных экономиках Юга. Они удовлетворяют прежде всего платежеспособный

спрос бедных слоев населения ,статичный и слабо дифференцированный ,

ограниченный в основном предметами первой необходимости .Установилась

жесткая зависимость : узкая номенклатура товаров массового спроса

,вынужденное безразличие к качеству , определяющая роль цены объективно

способствуют выживанию малых технически слабых предприятий и в то же время

сохраняют их отсталость, низкий технологический уровень , слабость стимулов

модернизации.

Определенную замкнутость , изолированность малых предприятий

предопределяет низкий уровень развития транспортной сети ,других средств

связи , трудности доставки товаров в другие районы , слабость информации ,

которую занимают слухи .Низкий уровень маркетинга и менеджмента ,особенно в

малых семейных предприятиях , подготовка кадров для них ''при хозяине '' ,

воспроизводя старые формы , затрудняют сдвиг к современным организационным

структурам .

Комплекс этих черт определяет преимущественно экстенсивный характер

мелкого предпринимательства в развивающихся странах. Для него характерно

массовое вовлечение живого в том числе неучитываемого статистикой (

семейного, женского, детского) труда .Эта ниша , обеспечивая реальные

доходы тем людям , которые не находят применения в современных секторах,

страхует экономику в целом. Отсюда широко распространенное определение

мелкого производства как социального и экономического стабилизатора в

странах Юга.

Возможность мелких предприятий приспособиться к меняющейся экономической

среде нашла отражение в особых формах роста , одновременно продолжающих

типичное соединение промышленной и сельскохозяйственной деятельности

традиционного типа , и освоение новой деятельности , отчасти модернизации.

Суть подобной индустриализации в том , чтобы путем создания мелких

перерабатывающих предприятий за пределами больших городов расширить

использование местного сырья, занять на трудоемких производствах избыточную

рабочую силу , ослабив тем самым неконтролируемый отток населения из

сельских районов .

Поскольку едва ли не самым слабым местом малых предприятий остается

получение заемных средств , международные организации пытаются помочь им ,

создавая различные системы финансирования. В поисках выхода реализуются

пилотные программы , такие как объединения по принципу групповой

ответственности. Например , в Бангладеш проводится кредитование под

гарантию групп в пять человек , когда каждый ее участник-предприниматель

несет солидарную ответственность , и доступ к новому кредиту зависит от

возврата предыдущего.

Среди малых предприятий развивающихся стран происходит заметная

дифференциация по степени технической вооруженности , специализации ,

квалификации рабочей силы и ,как следствие, по уровню производительности

труда. Кооперация мелких предприятий с крупными вызывает качественное

изменение в промышленности. В целом модернизация малой экономики происходит

путем заимствования и освоения новых форм управления , расширения связей с

внешним рынком .Мелкие современные фирмы в развивающихся странах не всегда

могут проводить венчурные работы , характерные для западных компаний такого

типа .Их возможностям отвечает скорее стратегия '' хамелеонов ''-быстрота

реакции на появляющийся местный спрос , скорость возникновения мелких и

мельчайших предприятий вокруг новых крупных строительств ,туристических

центров и т.д. К ним примыкают предприятия, работающие по лицензиям

известных производителей Используя раскрученную марку , эта форма

позволяет экономить и за счет дешевого труда снижать цены по сравнению с

основным производителем.

Новые стимулы роста мелкого производства в развивающихся странах создает

интернационализация мирового хозяйства при активной роли ТНК в этом

процессе. В последнее десятилетие они с успехом встраивают мелкие

предприятия в свои производственные , прежде всего распределительные цепи .

Так, ТНК , действующие на индийском рынке потребительских товаров ,

продвигая их в сельские районы ,включают в свои дистрибьюторские системы

семейные мелкие предприятия .

Заинтересованность иностранного капитала в современном мелком

производстве позволяет последнему по каналам ТНК выйти на мировой рынок .

Характерен пример Южной Кореи ,наращивающей инвестиции в экспортированные

трудоемкие малые предприятия в текстильной , обувной , швейной

промышленности( до 80% всех инвестиций Южной Кореи ) при их сокращении в

ресурсные области. Заметный рост участия субъектов малой экономики стран

Юга в международном разделении труда происходит за счет продукции народных

промыслов .В программах правительств стран Юга поддержка народных промыслов

рассматривается не только как экономическая необходимость, но и как охрана

культурного наследия.

Заключение.

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких

собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая

численность которых является одной из наиболее существенных качественных

характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта

группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей,

производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися

требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие

социальные факторы:

. развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких

собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих

собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой

социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и

демократического развития общества;

. занятие малым бизнесом является не только источником средств к

существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

. объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее

число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

. сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может

обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в

стране;

. массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и

жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной

альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико,

поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося

среднего класса, наиболее представительного по своей численности и

являющегося выразителем политических предпочтений значительной части

населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического

развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей

приверженностью принципам демократии, политической стабильности и

экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую

активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении

собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для

владельцев малых предприятий их собственность зачастую является

единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.

Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо

становится объектом борьбы различных политических сил за голоса

избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и

региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной

основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.

При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда

других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в

условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать

крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских

политических сил.

Список использованной литературы:

1)Е.Балацкий ,А.Потапова Малый и крупный бизнес :тенденции становления и

специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4

2)Архипов И. Дело избранных //Эксперт Северо-Запад ,2001 гг. 24 декабря

-№36

3)Рубченко М. Многообразие малостей //Эксперт ,2001 год -№48

4)Бухвальд Е. Малый бизнес Москвы // Экономист ,2001г.- №8

5)Брагина Малое предпринимательство в переходной экономике Юга//Мировая

экономика и международные отношения ,2001г.-№1

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.