бесплатно рефераты
 

Лизинг: сущность, виды и перспективы в России

Лизинг: сущность, виды и перспективы в России

Самарская государственная академия культуры и искусств

Кафедра социально – культурной деятельности

Л и з и н г

Курсовая работа

студентки IV курса

заочного отделения

ФК-48

ЖАРЁНОВОЙ М.А.

Самара

2000

ПЛАН

Введение ………………………………………………………………………3

I.Сущность лизинга

1. История развития и понятие лизинга …..……………………….. 6

2. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной

активности в России ……………………………………………...14

3. Субъекты и объекты лизинговых отношений ...…..……………15

4. Виды лизинга ……………………………………………………….17

1) Оперативный …………………………………………………....18

2) Финансовый ..……………………………………………………19

3) Возвратный....……………………………………………………20

4) Долевой..…………………………………………………………21

5) Прямой ..…………………………………………………………21

6) Сублизинг .………………………………………………………22

7) Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг………….22

8) "Мокрый" и "чистый" лизинг ………………………………….23

II.Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов

1. Положительные моменты ………………………………………25

2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России ...………33

III.Методика расчёта лизинговых платежей ……………………………..35

Заключение ...………………………………………………………………38

Приложение.…..……………………………………………………………40

Список литературы ………………………………………………………..48

ВВЕДЕНИЕ

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы

производства и обращения, глубокие изменения экономических условий

хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для

хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и

модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним

из таких методов является лизинг.

До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал

розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение

последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо

того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или

спутника, компания может взять его в лизинг.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование

лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием

парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего

оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности

запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может

быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и

инвестиционных операций.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными

предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как

утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-

за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска

поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает

недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды,

внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать

кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог

ценных бумаг , под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию

при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать

оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с

обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от

стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как

правило, от одного года до пяти лет.1 Нынешняя экономическая ситуация в

Росси, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга

примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на

модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию

кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных

средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона

получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование;

другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является

собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию,

до поступления последнего платежа.

В данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский

опыт по привлечению инвестиций через лизинг, зарождение и природу лизинга,

организационные модели лизинговых компаний, сложившиеся в нашей стране под

действием ряда факторов, позитивные, негативные моменты и направления по

улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.

Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых

услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, по моему

мнению, является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний

опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности

многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из

этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным

отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить

позитивность лизингового механизма. И, наконец, в-третьих, я уверена, что

с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для

наиболее уязвимых звеньев российской экономики .

I. Сущность лизинга

1. История развития и понятие лизинга

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов лизинговые сделки

заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа

европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются

примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в

шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных

орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные

таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках -

арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние

документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не

исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до

нас не дошло никаких сведений об этом.[1]

Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате

«Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном

около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был

известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько

положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э.

Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли

своё отражение в институциях Юстиниана.

В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми

операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых

судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные

ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease —

брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями

телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение

не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое

общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности,

было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией

“United States Leasing Corporation”1, и таким образом, США стали родиной

нового бизнеса, и в частности банковского.

В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг

через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising

GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов

лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они

превысили 110 млрд. дол.2, т.е. за четверть века увеличились более чем в

сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными

преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий

период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для

хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом

перевооружении производства.

В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.

В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой

политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в

конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly

before buy" ("летать, прежде чем покупать")3

В США лизинг превратился в один из основных видов экономического

бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги,

и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые

различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в

различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название

«финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути

сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и

связанных с ними рисков.

Нередко лизинг использовался для целей не совсем честных и

благородных, например для сокрытия истинного положения вещей — кто

собственник, кто владелец, для введения в заблуждение кредиторов. В 1571

г. был издан закон о запрещении таких сделок, разрешалось использовать

только действительный лизинг. История использования лизинга повторяется и в

ХХ в. Современный лизинговый бум привел к появлению огромного числа сделок,

лишь носивших название “лизинг”, но по сути прикрывавших возможность

получения больших доходов, уклониться от уплаты налогов. И первые

законодательные акты в этой области основной своей целью ставили

разграничение “действительного” и “мнимого” лизинга путем применения

различных критериев и показателей.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в

конце 50 — начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного

лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”,

упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось

неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового

законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло

отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост

начинает характеризоваться высокими темпами.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на

Азиатском континенте.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг

сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной

Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные

лизинговые компании, которые в 75—80% случаев контролируются банками или

считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от

финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего

комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название

комплексного лизинга.

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России

лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и

лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими

внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения

или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и

другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-

прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские,

самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием

специальной (формы) кредита.1 Разновидностью лизинговой операции, активно

применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном

внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий

на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных

правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных

республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16

февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был

представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети

коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в

банковскую практику.

В 1394 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний -

"Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых

компаний “LEASEUROPE”. В настоящее время действует более 25 лизинговых

компаний, еще более 40 заявили о своем намерении работать в этой сфере.

Одними из первых были зарегистрированы "Росагроснаб" - лизинг отечественной

сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " - лизинг самолетов. Много

лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк),

"Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк).

Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих

развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №

1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности "

определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа

Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга в

инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное

положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические

рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом

лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав

акционерной лизинговой компании.

Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О

лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на

1996-2000 гг., целью которой является создание благоприятных правовых,

экономических, организационных и методических условий для развития лизинга,

включая создание нормативно- правовой базы, совершенствование

налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым

операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда

содействия развитию лизинга в РФ и т.п.

В Федеральной программе дан прогноз развития лизинга в РФ:

предполагается увеличение доли лизинга к 2006 г, в общем объеме инвестиций

до 20%. В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "0

государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" включено

следующее положение: "считать целесообразным предусматривать ежегодно, в

1997-2000 гг., в Федеральной инвестиционной программе средства на общую

сумму до 8 трлн. руб, для финансирования на конкурсной основе

высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций

финансового лизинга ".

Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это

вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином,

так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в

разных странах.

В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду,

принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других

странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.

Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой взгляд,

является следующее определение: лизинг – это инвестирование временно

свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель

обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у

определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за

плату во временное пользование с правом последующего выкупа.

Лизинг представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин,

оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной

техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных

сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной

собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Существует довольно много разновидностей лизинга, и в зависимости от

того или иного вида в сделке могут участвовать от двух до четырех (или даже

более) сторон. Лизинговая сделка представляет собой совокупность договоров,

необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем,

лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том

числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения,

оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое

имущество, которое может использоваться для предпринимательской

деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и

другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными

законами запрещено для свободного обращения

или для которого установлен особый порядок обращения.3

Обязательным участником лизинговой операции является лизингодатель, в

качестве которого могут выступать либо предприятия - производители объекта

лизинга (например, в тех ситуациях, когда на рынке товаров складывается

неблагоприятная для них конъюнктура и в результате падает платежеспособный

спрос на произведенную продукцию, при наличии в то же время потребности в

ней), либо самостоятельные лизинговые фирмы, для которых соответствующая

деятельность является основной уставной целью и которые обычно создаются

при активном финансовом участии коммерческих банков, либо сами эти банки,

поскольку лизинг имеет много общего с банковскими операциями.

Другим обязательным участником сделки является лизингополучатель, т.е.

предприятие любой организационно - правовой формы собственности,

нуждающееся в конкретном имуществе и испытывающее финансовые проблемы,

препятствующие приобретению требуемого имущества на собственные или заемные

средства.

Кроме этого, в сделке обычно участвует предприятие – производитель

ценностей, выступающих объектом лизинга (но не лизингодатель), а также

коммерческий банк, тоже не являющийся в данном случае лизингодателем, а

лишь финансирующий операции последнего, например, лизинговой компании,

которая для осуществления лизинга нуждается в кредитных ресурсах.

Возможны и другие более сложные варианты лизинга (так называемого

раздельного), который характеризуется крупномасштабностью сделок и

участием в них нескольких фирм и финансовых учреждений.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом.

1. Пользователь (после вступления в лизинговые отношения

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.