| |||||
МЕНЮ
| Иностранные инвестиции в России и Краснодарском крае(выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США); выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2 млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования). В 2000 году намечается продолжить работу: по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США); по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского торгового порта (65 млн. долларов США); по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на сумму до 300 млн. долларов США). Общий объем иностранных инвестиций составил в 2000 году не менее 500 долларов США. В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства, мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн. рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта - 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн. рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей, Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей. Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ, радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного управления транспортными системами, и т.д. Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте. В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая стоимость которых составила 338,7 млн. рублей. В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте) является развитие методологии и практики проектного анализа, совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в мировую экономическую систему. 2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны. В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций. Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по- прежнему в России роль региональных банков сильно недооценивается Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998 г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей). Возможно создание региональной платежной системы, через которую осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия законодательно – закрепленных гарантий возвратности выдаваемых кредитов банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики. С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики. Для этого требуется: . принять закон, регламентирующий возможности участия исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления в принятии решений об открытии в регионе филиалов банков и новых кредитных организаций; . разработать свод законов, регламентирующих банковскую деятельность (ограничивающих риск, связанный с предоставлением банками кредитов; регулирующих совокупность услуг банков; обязывающих предоставлять более подробную информацию потребителям банковских услуг; регулирующих банковские слияния); . усилить защиту интересов кредитных организаций, осуществляющих инвестирование реального сектора экономики путем приобретения пакета акций крупных государственных предприятий и организаций; . пересмотреть законодательство, действующее по ценным бумагам, в сторону активизации участия банковского капитала и нормативные документы, ограничивающие возможность выкупа коммерческими банками собственных акций в пределах 10 %. . усилить банковский надзор(многосторонний); . снизить ставку налога на прибыль кредитных организаций до уровня ставки данного налога для предприятий; . установить льготы в налогообложении доходов банков, получаемых от кредитования предприятий, прежде всего долгосрочного и краткосрочного характера; . подключать на конкурсной основе к крупным государственным инвестиционным проектам региональные банки (как можно большее их количество); . изменить минимально допустимые значения нормативов текущей ликвидности для банков; В целом же российская банковская система в ближайшие 2-3 года еще не сможет предоставить экономике страны кредиты в полном объеме и на приемлемых для предприятия условиях. Ставка рефинансирования Банка России удерживается на уровне 25 % годовых, а другие негативные факторы формируют высокую цену заимствования финансовых ресурсов. В этой ситуации основным источником финансирования для предприятий все ещё будут их собственные средства и средства регионов. Но, как показывает мировая практика, увеличение объема инвестиций не всегда приводит к экономическому росту, особенно в странах с переходной экономикой. Инвестиции влияют на экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Более важное значение имеет их эффективность. Такую форму поддержки инвестиций, как государственные кредиты и финансирование, сложно отличить от общих субсидий или кредитов на повышение ликвидности. Около 25 % расходов региональных бюджетов представляют собой субсидии и около 10 % используются на инвестиции. В это бюджетное финансирование включены довольно значительные бартерные операции, зачеты долгов и прочие немонетарные трансакции. Некоторые регионы финансировали фонды развития при помощи векселей и кредитов или же за счет инициированных регионами бартерных операций. Теперь перейдем к практической части региональных инвестиций, и рассмотрим этот вопрос, используя аналитические данные различных исследовательских организаций. Рейтинговое агентство "ЭкспертРА" завершив очередное ежегодное исследование инвестиционного климата в России, подготовило шестой ежегодный "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" (2000 год). Несмотря на впечатляющий промышленный рост, долгожданный "инвестиционный бум" пока так и не состоялся. Объемы инвестиций явно недостаточны для осуществления структурной перестройки экономики и обновления вконец изношенного оборудования. А это чревато тем, что экономический потенциал регионов так и не будет реализован; За период после 1998 года явно улучшился инвестиционный климат лишь в 13 регионах, ухудшился - в 31. Негативные тенденции наиболее характерны для регионов традиционного экономического ядра - Центра, Урала и Поволжья. В условиях дефицита инвестиций повышается значимость инвестиционного климата территории. Наиболее чутко реагируют на малейшие изменения рейтинга иностранные инвесторы. Результаты региональных выборов убедительно продемонстрировали взаимосвязь стабильности региональной власти, характера инвестиционного климата и тенденций в его изменении. Результаты рейтинга показывают, что, несмотря на оживление в российской промышленности, "инвестиционного бума" в регионах так и не произошло. В целом, после кризиса 1998 года по настоящее время индекс инвестиционного риска вырос в 59 регионах и снизился в 30, при этом инвестиционный потенциал увеличился в 41 регионе, а снизился - в 48. В десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску, в этом году вошли Москва, Московская область, Татарстан и Краснодарский край. Список регионов с наименьшим риском потери инвестиций и дохода от них впервые возглавила Новгородская область. В прошедшем году улучшения инвестиционного климата добились Тамбовская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, республика северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Краснодарский край, Эвенкийский автономный округ. В то же время, инвестиционный климат ухудшился в таких крупных регионах, как Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области и др. По всем видам потенциала, кроме природно-ресурсного, первенство принадлежит Москве. Ее доля в общероссийском потенциале составляет от 8 % (по производственному потенциалу) до 40 % (по институциональному). Кроме того, на ее долю пришлась треть из общего объема привлеченных прямых инвестиций (всего 4,4 млн. долларов). По сравнению с 1999 годом ( 783 млн. долларов ) приток ПИИ в Москву увеличился в 1,9 раза и составил 1 473 млн. долларов. По материалам журнала "Эксперт", который в начале 2001 г. изучал инвестиционный потенциал регионов РФ, выявляется следующая картина. Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России - Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская, включает в число лидеров Калининградская и Ярославская области. Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области). Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург. По оценке экономических органов субъектов РФ, рост инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001 года по сравнению с 1 кварталом 2000 года характерен для всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (сохранился уровень 1 квартала 2000 г.), а также для большинства регионов. Более высокие темпы роста инвестиций отмечены в Уральском (119 %) и Центральном (113.5 %) федеральных округах. Таблица 9. Темпы роста инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001г. по федеральным округам (в % к 1 кварталу 2000 г.) [pic] ПРИМЕЧАНИЕ: "С.-З." – Северо-Западный регион РФ; "Юж." – Южный; "ДВ," – Дальневосточный. Т а б л и ц а 10. По данным Министерства экономического развития и торговли России: ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ в I полугодии 2001 года составили тысяч долларов США | |Поступило |В том числе инвестиции | | |всего |в % |прямые |портфельн|прочие| | | |к | |ые | | | | |итогу | | | | |Российская Федерация, |6684 |100 |2509 |238 |3937 | |млн. долларов США | | | | | | |Центральный федеральный |325321|48,7 |1273212|184953 |179504| |округ |3 | | | |8 | |Белгородская область |15503 |0,2 |5998 |- |9505 | |Брянская область |1686 |0,0 |807 |876 |3 | |Владимирская область |5041 |0,1 |633 |1277 |3131 | |Воронежская область |12056 |0,2 |7496 |514 |4046 | |Ивановская область |169 |0,0 |169 |- |- | |Калужская область |20742 |0,3 |20732 |- |10 | |Костромская область |212 |0,0 |212 |- |- | |Курская область |22901 |0,4 |2194 |20681 |26 | |Липецкая область |81533 |1,2 |447 |81086 |- | |Московская область |86604 |1,3 |76678 |62 |9864 | |Орловская область |6111 |0,1 |5591 |- |520 | |Рязанская область |786 |0,0 |786 |- |- | |Смоленская область |5675 |0,1 |5 |- |5670 | |Тамбовская область |9328 |0,2 |9211 |47 |70 | |Тверская область |3270 |0,0 |612 |- |2658 | |Тульская область |30003 |0,5 |13579 |- |16424 | |Ярославская область |8725 |0,1 |3742 |243 |4740 | |г. Москва |294286|44,0 |1124320|80167 |173838| | |8 | | | |1 | |Северо-Западный |809974|12,1 |220610 |13058 |576306| |федеральный округ | | | | | | |Республика Карелия |35784 |0,5 |31316 |441 |4027 | |Республика Коми |34920 |0,5 |9898 |- |25022 | |Архангельская область |17890 |0,3 |787 |7483 |9620 | |в том числе Ненецкий авт.|- |- |- |- |- | |округ | | | | | | |Вологодская область |17956 |0,3 |13 |51 |17892 | |Калининградская область |14487 |0,2 |1347 |- |13140 | |Ленинградская область |155562|2,3 |114642 |1 |40919 | |Мурманская область |4117 |0,1 |45 |95 |3977 | |Новгородская область |19321 |0,3 |8512 |152 |10657 | |Псковская область |490 |0,0 |433 |- |57 | |г. Санкт-Петербург |509447|7,6 |53617 |4835 |450995| |Южный федеральный округ |516231|7,7 |420091 |1393 |94747 | |Республика Адыгея |958 |0,0 |900 |- |58 | |Республика Дагестан |- |- |- |- |- | |Республика Ингушетия |- |- |- |- |- | |Кабардино-Балкарская |- |- |- |- |- | |Республика | | | | | | |Республика Калмыкия |- |- |- |- |- | |Карачаево-Черкесская |- |- |- |- |- | |Республика | | | | | | |Республика Северная |- |- |- |- |- | |Осетия-Алания | | | | | | |Чеченская Республика |- |- |- |- |- | |Краснодарский край |407086|6,1 |374177 |- |32909 | |Ставропольский край |16917 |0,3 |14317 |1393 |1207 | |Астраханская область |809 |0,0 |548 |- |261 | |Волгоградская область |41329 |0,6 |15487 |- |25842 | |Ростовская область |49132 |0,7 |14662 |- |34470 | |Приволжский федеральный |442471|6,6 |156967 |1883 |283621| |округ | | | | | | |Республика Башкортостан |1324 |0,0 |1300 |- |24 | |Республика Марий Эл |- |- |- |- |- | |Республика Мордовия |923 |0,0 |- |- |923 | |Республика Татарстан |175387|2,6 |8285 |- |167102| |Удмуртская Республика |2770 |0,1 |55 |79 |2636 | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|