бесплатно рефераты
 

Иностранные инвестиции в России и Краснодарском крае

(выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США);

выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2

млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц

подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования).

В 2000 году намечается продолжить работу:

по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и

Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США);

по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию

закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского

торгового порта (65 млн. долларов США);

по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на

сумму до 300 млн. долларов США).

Общий объем иностранных инвестиций составил в 2000 году не менее 500

долларов США.

В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы

первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов

федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства,

мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн.

рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта

- 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн.

рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей,

Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей.

Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта

Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ,

радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного

управления транспортными системами, и т.д.

Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте.

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение

заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для

государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для

совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном

комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов

на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных

нужд”.

По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая

стоимость которых составила 338,7 млн. рублей.

В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных

инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным

перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной

деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте)

является развитие методологии и практики проектного анализа,

совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных

проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге

должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень

развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в

мировую экономическую систему.

2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ

Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым

также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны.

В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью

общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной

степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея

корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на

отечественное производство, создание стимулов экономического роста и

наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для

сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и

региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов,

направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности

и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть

улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и

иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на

активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость

регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе

проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за

счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Важным по своей экономической значимости является предоставление

региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и

предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться

региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по-

прежнему в России роль региональных банков сильно недооценивается

Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным

банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998

г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они

практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной

мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был

принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако

многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение

сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их

кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей).

Возможно создание региональной платежной системы, через которую

осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть

использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков

региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и

это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия

законодательно – закрепленных гарантий возвратности выдаваемых кредитов

банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики.

С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере

необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по

расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики.

Для этого требуется:

. принять закон, регламентирующий возможности участия исполнительных

органов субъектов РФ и местного самоуправления в принятии решений об

открытии в регионе филиалов банков и новых кредитных организаций;

. разработать свод законов, регламентирующих банковскую деятельность

(ограничивающих риск, связанный с предоставлением банками кредитов;

регулирующих совокупность услуг банков; обязывающих предоставлять более

подробную информацию потребителям банковских услуг; регулирующих

банковские слияния);

. усилить защиту интересов кредитных организаций, осуществляющих

инвестирование реального сектора экономики путем приобретения пакета

акций крупных государственных предприятий и организаций;

. пересмотреть законодательство, действующее по ценным бумагам, в

сторону активизации участия банковского капитала и нормативные

документы, ограничивающие возможность выкупа коммерческими банками

собственных акций в пределах 10 %.

. усилить банковский надзор(многосторонний);

. снизить ставку налога на прибыль кредитных организаций до уровня ставки

данного налога для предприятий;

. установить льготы в налогообложении доходов банков, получаемых от

кредитования предприятий, прежде всего долгосрочного и краткосрочного

характера;

. подключать на конкурсной основе к крупным государственным

инвестиционным проектам региональные банки (как можно большее их

количество);

. изменить минимально допустимые значения нормативов текущей ликвидности

для банков;

В целом же российская банковская система в ближайшие 2-3 года еще не

сможет предоставить экономике страны кредиты в полном объеме и на

приемлемых для предприятия условиях. Ставка рефинансирования Банка России

удерживается на уровне 25 % годовых, а другие негативные факторы формируют

высокую цену заимствования финансовых ресурсов. В этой ситуации основным

источником финансирования для предприятий все ещё будут их собственные

средства и средства регионов. Но, как показывает мировая практика,

увеличение объема инвестиций не всегда приводит к экономическому росту,

особенно в странах с переходной экономикой. Инвестиции влияют на

экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной

перспективе. Более важное значение имеет их эффективность.

Такую форму поддержки инвестиций, как государственные кредиты и

финансирование, сложно отличить от общих субсидий или кредитов на повышение

ликвидности. Около 25 % расходов региональных бюджетов представляют собой

субсидии и около 10 % используются на инвестиции. В это бюджетное

финансирование включены довольно значительные бартерные операции, зачеты

долгов и прочие немонетарные трансакции. Некоторые регионы финансировали

фонды развития при помощи векселей и кредитов или же за счет инициированных

регионами бартерных операций.

Теперь перейдем к практической части региональных инвестиций, и

рассмотрим этот вопрос, используя аналитические данные различных

исследовательских организаций.

Рейтинговое агентство "ЭкспертРА" завершив очередное ежегодное

исследование инвестиционного климата в России, подготовило шестой ежегодный

"Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" (2000 год).

Несмотря на впечатляющий промышленный рост, долгожданный "инвестиционный

бум" пока так и не состоялся. Объемы инвестиций явно недостаточны для

осуществления структурной перестройки экономики и обновления вконец

изношенного оборудования. А это чревато тем, что экономический потенциал

регионов так и не будет реализован;

За период после 1998 года явно улучшился инвестиционный климат лишь в 13

регионах, ухудшился - в 31. Негативные тенденции наиболее характерны для

регионов традиционного экономического ядра - Центра, Урала и Поволжья. В

условиях дефицита инвестиций повышается значимость инвестиционного климата

территории. Наиболее чутко реагируют на малейшие изменения рейтинга

иностранные инвесторы. Результаты региональных выборов убедительно

продемонстрировали взаимосвязь стабильности региональной власти, характера

инвестиционного климата и тенденций в его изменении. Результаты рейтинга

показывают, что, несмотря на оживление в российской промышленности,

"инвестиционного бума" в регионах так и не произошло.

В целом, после кризиса 1998 года по настоящее время индекс

инвестиционного риска вырос в 59 регионах и снизился в 30, при этом

инвестиционный потенциал увеличился в 41 регионе, а снизился - в 48. В

десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску, в

этом году вошли Москва, Московская область, Татарстан и Краснодарский край.

Список регионов с наименьшим риском потери инвестиций и дохода от них

впервые возглавила Новгородская область.

В прошедшем году улучшения инвестиционного климата добились Тамбовская,

Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и

Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика,

республика северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Краснодарский край,

Эвенкийский автономный округ. В то же время, инвестиционный климат

ухудшился в таких крупных регионах, как Свердловская, Пермская,

Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области и др.

По всем видам потенциала, кроме природно-ресурсного, первенство

принадлежит Москве. Ее доля в общероссийском потенциале составляет от 8 %

(по производственному потенциалу) до 40 % (по институциональному). Кроме

того, на ее долю пришлась треть из общего объема привлеченных прямых

инвестиций (всего 4,4 млн. долларов). По сравнению с 1999 годом ( 783 млн.

долларов ) приток ПИИ в Москву увеличился в 1,9 раза и составил 1 473 млн.

долларов.

По материалам журнала "Эксперт", который в начале 2001 г. изучал

инвестиционный потенциал регионов РФ, выявляется следующая картина.

Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного

потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят

факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности:

инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и

интеллектуальный потенциал населения. Помимо таких общепризнанных

экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская,

Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и

др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически

мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России -

Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская, включает в

число лидеров Калининградская и Ярославская области.

Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста,

сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с

Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской

областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский

(Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и

Челябинская области).

Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более

привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская,

Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. На востоке

потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут

стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края.

Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом

обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург.

По оценке экономических органов субъектов РФ, рост инвестиций в основной

капитал в 1 квартале 2001 года по сравнению с 1 кварталом 2000 года

характерен для всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (сохранился

уровень 1 квартала 2000 г.), а также для большинства регионов. Более

высокие темпы роста инвестиций отмечены в Уральском (119 %) и Центральном

(113.5 %) федеральных округах.

Таблица 9.

Темпы роста инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001г.

по федеральным округам

(в % к 1 кварталу 2000 г.)

[pic]

ПРИМЕЧАНИЕ: "С.-З." – Северо-Западный регион РФ; "Юж." – Южный; "ДВ," –

Дальневосточный.

Т а б л и ц а 10.

По данным Министерства экономического развития и торговли России:

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

в I полугодии 2001 года составили

тысяч долларов США

| |Поступило |В том числе инвестиции |

| |всего |в % |прямые |портфельн|прочие|

| | |к | |ые | |

| | |итогу | | | |

|Российская Федерация, |6684 |100 |2509 |238 |3937 |

|млн. долларов США | | | | | |

|Центральный федеральный |325321|48,7 |1273212|184953 |179504|

|округ |3 | | | |8 |

|Белгородская область |15503 |0,2 |5998 |- |9505 |

|Брянская область |1686 |0,0 |807 |876 |3 |

|Владимирская область |5041 |0,1 |633 |1277 |3131 |

|Воронежская область |12056 |0,2 |7496 |514 |4046 |

|Ивановская область |169 |0,0 |169 |- |- |

|Калужская область |20742 |0,3 |20732 |- |10 |

|Костромская область |212 |0,0 |212 |- |- |

|Курская область |22901 |0,4 |2194 |20681 |26 |

|Липецкая область |81533 |1,2 |447 |81086 |- |

|Московская область |86604 |1,3 |76678 |62 |9864 |

|Орловская область |6111 |0,1 |5591 |- |520 |

|Рязанская область |786 |0,0 |786 |- |- |

|Смоленская область |5675 |0,1 |5 |- |5670 |

|Тамбовская область |9328 |0,2 |9211 |47 |70 |

|Тверская область |3270 |0,0 |612 |- |2658 |

|Тульская область |30003 |0,5 |13579 |- |16424 |

|Ярославская область |8725 |0,1 |3742 |243 |4740 |

|г. Москва |294286|44,0 |1124320|80167 |173838|

| |8 | | | |1 |

|Северо-Западный |809974|12,1 |220610 |13058 |576306|

|федеральный округ | | | | | |

|Республика Карелия |35784 |0,5 |31316 |441 |4027 |

|Республика Коми |34920 |0,5 |9898 |- |25022 |

|Архангельская область |17890 |0,3 |787 |7483 |9620 |

|в том числе Ненецкий авт.|- |- |- |- |- |

|округ | | | | | |

|Вологодская область |17956 |0,3 |13 |51 |17892 |

|Калининградская область |14487 |0,2 |1347 |- |13140 |

|Ленинградская область |155562|2,3 |114642 |1 |40919 |

|Мурманская область |4117 |0,1 |45 |95 |3977 |

|Новгородская область |19321 |0,3 |8512 |152 |10657 |

|Псковская область |490 |0,0 |433 |- |57 |

|г. Санкт-Петербург |509447|7,6 |53617 |4835 |450995|

|Южный федеральный округ |516231|7,7 |420091 |1393 |94747 |

|Республика Адыгея |958 |0,0 |900 |- |58 |

|Республика Дагестан |- |- |- |- |- |

|Республика Ингушетия |- |- |- |- |- |

|Кабардино-Балкарская |- |- |- |- |- |

|Республика | | | | | |

|Республика Калмыкия |- |- |- |- |- |

|Карачаево-Черкесская |- |- |- |- |- |

|Республика | | | | | |

|Республика Северная |- |- |- |- |- |

|Осетия-Алания | | | | | |

|Чеченская Республика |- |- |- |- |- |

|Краснодарский край |407086|6,1 |374177 |- |32909 |

|Ставропольский край |16917 |0,3 |14317 |1393 |1207 |

|Астраханская область |809 |0,0 |548 |- |261 |

|Волгоградская область |41329 |0,6 |15487 |- |25842 |

|Ростовская область |49132 |0,7 |14662 |- |34470 |

|Приволжский федеральный |442471|6,6 |156967 |1883 |283621|

|округ | | | | | |

|Республика Башкортостан |1324 |0,0 |1300 |- |24 |

|Республика Марий Эл |- |- |- |- |- |

|Республика Мордовия |923 |0,0 |- |- |923 |

|Республика Татарстан |175387|2,6 |8285 |- |167102|

|Удмуртская Республика |2770 |0,1 |55 |79 |2636 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.