| |||||
МЕНЮ
| Инновационная политика энергопредприятийвоплощение еще в большей степени сократит инвестиционные возможности нефтяного комплекса. Ведь все выручаемые в денежной форме средства ТЭК направит в бюджет, а бартер и зачеты, от которых крупнейшие потребители топливно-энергетических ресурсов (прежде всего, вооруженные силы, сельское хозяйство и другие федеральные потребители) едва ли откажутся по доброй воле, нельзя считать долгосрочными инвестиционными ресурсами. Электроэнергетика как составная часть ТЭК страны объединяет все процессы генерирования, передачи, трансформации и потребления электроэнергии. Она является стержнем материально-технической базы общества. Производство электроэнергии в каждый момент времени должно соответствовать размерам потребления (с учетом нужд самих электростанций и потерь в сетях), поэтому возникающие на основе электроэнергетики связи обладают постоянством, непрерывностью и осуществляются мгновенно. Электроэнергетика решающим образом воздействует не только на развитие, но и на территориальную организацию народного хозяйства, в первую очередь самой промышленности. Развитие электроэнергетики России основывается на следующих принципах: > концентрация производства электроэнергии путем строительства крупных районных электростанций, использующих дешевое топливо и гидроэнергоресурсы ; > комбинированное производство электроэнергии и тепла для теплофикации городов и индустриальных центров; > широкое освоения гидроэнергоресурсов с учетом комплексного решения задач электроэнергетики, транспорта, водоснабжения, ирригации и рыбоводства; > развитие атомной энергетики, особенно в районах с напряженным топливно- энергетическим балансом; > учет экологических требований при создании объектов электроэнергетики; > создание энергосистем, формирующих единую высоковольтную сеть страны. Производственный потенциал электроэнергетики России в настоящее время составляют электростанции общей мощностью свыше 214 млн.кВт и линии электропередачи всех классов напряжения общей протяженностью 2,5 млн.км, в том числе 150 тыс.км сети напряжением от 220 до 1150 кВ. Более 90% этого потенциала сосредоточено в Единой энергетической системе (ЕЭС) России, которая охватывает всю обжитую территорию страны от западных границ до Дальнего Востока и является одним из крупнейших в мире централизованно управляемых энергообъединений. С распадом СССР электроэнергетика претерпела серьезные изменения в организационной структуре управления электроэнергетикой. На основе акционирования предприятий отрасли была создана единая холдинговая компания, включающая РАО "ЕЭС России" и 72 региональные энергоснабжающие компании (АО-энерго). Ее создание способствовало поддержанию интеграции страны и социальной поддержке населения в условиях экономического кризиса и позволило обеспечить достаточно надежное снабжение страны электрической и тепловой энергией. При этом наряду с региональными рынками электроэнергии, обслуживаемыми соответствующими АО-энерго, был создан Федеральный оптовый рынок (ФОРЭМ), предназначенный для межрегиональной торговли электроэнергией. Технический уровень и техническое состояние большинства предприятий и объектов ТЭК не отвечают современному уровню, в ряде случаев не соответствуют требованиям безопасности и охраны окружающей среды, становятся критическими. Основные фонды отраслей ТЭК уже сейчас имеют сильный износ и большой возраст, что при высокой капиталоемкости и инвестиционной инерционности комплекса создает огромную угрозу энергетической безопасности страны. В частности износ основных фондов в энергетике сегодня составляет около 60%. С 1990 г. установленная мощность с 213,3*106 кВт выросла всего до 214,1*106 кВт. Падение производства электроэнергии составило с 1082,1*109 кВт*ч в 1990 г. до 827*109 кВт*ч в 1998 г. Научно-техническая политика РАО “ЕЭС России” ориентирована на повышение эффективности производства, создание предпосылок для устойчивого развития энергосистем и поддержание энергетической безопасности. Стратегическим приоритетом отраслевых тематических программ является разработка новых видов оборудования и технологий электроэнергетической отрасли ХХI века. Важнейшим событием 1999 г. можно считать одобренное Миннауки России решение об организации отраслевого внебюджетного фонда НИОКР в РАО “ЕЭС России”. В 2000 г. формирование фонда НИОКР в рамках РАО “ЕЭС России” будет завершено и это позволит ускорить продвижение новейших разработок, необходимых электроэнергетике России. Серийное производство газотурбинных агрегатов большой мощности – техники мирового уровня – откроет путь для существенного технологического обновления стареющих производственных мощностей. Наибольшие успехи достигнуты в освоении газотурбинного агрегата большой мощности–110 МВт. Успешно завершена 1-я стадия заводских испытаний 1-го образца, в 2000 г. 2- й его образец будет установлен на Ивановской ГРЭС. Продолжаются исследования в рамках федеральной целевой программы “Топливо и энергия”, в числе заданий которой предусмотрено создание ряда экологически чистых и экономически эффективных технологий сжигания на ТЭС низкосортных видов твёрдого топлива, а также новых технологий очистки дымовых газов котлов от загрязняющих веществ и утилизации золошлаковых отходов энергетического производства. В этом отношении особое значение придаётся развитию исследовательских работ, направленных на создание угольных энергоблоков мощностью 300–500 МВт, рассчитанных на работу с суперкритическими параметрами пара. Мировой опыт показывает, что освоение этих установок позволяет на угольных ТЭС без ущерба для окружающей среды достичь значений КПД, сопоставимых с показателями парогазовых установок, работающих на природном газе. Эти работы могут быть ускорены в случае принятия решения о сооружении новой ТЭС такого типа. В условиях крайнего дефицита средств на инвестиционную и инновационную деятельность Общества, особое внимание уделяется повышению надёжности, экономичности и безопасности действующего парка энергоустановок и продлению его эксплуатационного ресурса. Рассматриваются возможности увеличения доли бестопливных электростанций в общей структуре генерирующих мощностей, техперевооружение и новое строительство ТЭС на основе использования передовых технологий, а также оптимизация загрузки действующего оборудования. В 1999 г. было продолжено развитие программы российско-японского сотрудничества в области модернизации ТЭС России. Основная цель осуществления программы - повышение эффективности работы ТЭС в интересах уменьшения выбросов в атмосферу диоксида углерода и выполнения обеими странами международных обязательств, вытекающих из Конвенции ООН по изменению глобального климата. Для оптимизации режимов работы ЕЭС России, вовлечения в баланс дешёвых мощностей электростанций, работающих в изолированных районах, и уменьшения потерь в период до 2005 г. намечается ввести около 5 тыс. км линий электрических связей напряжением 500–1150 кВ и выше. Сооружение ВЛ 500–1150 кВ “Сибирь–Урал–Центр” позволит использовать в балансе ЕЭС России дешевую электроэнергию сибирских электростанций. Наряду с этим прилагаются усилия по восстановлению параллельной работы энергообъединений в рамках бывшей ЕЭС СССР, эффективному их функционированию на новых принципах, а также по интеграции ЕЭС России с другими энергетическими системами Евроазиатского континента. Состояние ТЭК во многом определяется проблемами финансово- экономического характера. Финансовая дестабилизация в отраслях ТЭК из-за роста неплатежей со стороны потребителей продукции комплекса ведет к росту задолженности предприятий отрасли в бюджеты всех отраслей и внебюджетные фонды. При повышении дебиторской задолженности ТЭК лишается возможности финансирования инвестиций, что становится особенно остро ощутимым в условиях старения и высокой изношенности основных фондов, приводящих к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и даже невозможности простого воспроизводства. Снижение доходности бюджета представляет собой еще одну угрозу безопасности как энергетической, так и экономической. Неплатежи предприятий относятся практически ко всем видам их обязательств, в том числе и в бюджеты всех уровней. Это приводит к росту задолженности потребителей бюджетной сферы за полученные энергоресурсы. Кризис платежей и ослабление платежеспособного спроса потребителей приводит к тому, что они оплачивают только около половины поставляемой им энергии. Несмотря на имеющиеся трудности и негативные явления в топливно- энергетическом комплексе ТЭК в целом справляется с задачами по поставке топливных и энергетических ресурсов предприятиям и населению страны. ТЭК продолжает оставаться стабилизирующим фактом в экономике. Следует отметить, что в ТЭК неплатежи покупателей продукции комплекса в 1,5 раза превышают долг ТЭКа поставщикам, тем самым предприятия ТЭКа являются кредиторами отдельных отраслей экономики. За последние годы энергоемкость валового внутреннего продукта увеличилась на 15-16%, электроемкость - на 30-32%. Сегодня повышение эффективности использования энергии - не просто способ снижения издержек, а важнейший рычаг подъема экономики. В соответствии с Федеральной целевой Программой «Энергосбережение России» за период 1998-2005гг должно быть сэкономлено 285-370 млрд.кВтч электрический и 340-425 млн. Гкал тепловой энергии, 205-275 млн.тут. Существенный вклад в достижение поставленных целей может внести электроэнергетика. Снижение эффективности работы отрасли стало отчетливо проявляться в последние годы в виде роста коммерческих потерь энергии (увеличились на 9-11 млрд. кВт*ч), ухудшения загрузки оборудования, увеличения численности персонала в отрасли, падения конкурентоспособности предприятий электроэнергетики (в 1997 году вводы мощностей у независимых производителей на 120 МВт превысили вводы в отрасли). В перспективе имеется тенденция на углубление проблемы, чему будет способствовать старение оборудования (к 2005 году выработает свой ресурс около 40% к 2010 году - 55% действующих мощностей), снижение объемов и эффективности инвестиций в электроэнергетику (за 1991-97гг. объем инвестиций в сопоставимых ценах снизился в 6 раз, а удельные капвложения на единицу вводимых мощностей увеличились втрое), проблема неплатежей. В этих условиях важнейшей задачей является существенное повышение эффективности электроэнергетики при минимизации затрат на ее функционирование и развитие. Один из способов ее решения - разработка Программы энергосбережения как системы мер по повышению эффективности использования топлива и энергии в отрасли и снижению их потерь. Повышение энергоэффективности электроэнергетики требует комплексного решения экономических, организационных и технических задач и неразрывно связано с повышением общей эффективности функционирования и развития отрасли. Стратегическими экономическими и организационными задачами являются следующие: > Решение проблемы неплатежей и обеспечение соответствия тарифов реальным затратам на производство и транспорт энергии и ее реальной потребительской ценности (обеспечивает действенные стимулы к энергосбережению как у потребителей, так и в отрасли); > Нормализация инвестиционного климата (обеспечение «прозрачности» АО энергетики, формирование механизма обеспечения гарантии возврата инвестиций) для привлечения внешних источников инвестиций; > Создание механизма стимулирования энергоэффективности в отрасли (комплекс экономических, организационных и административных мер, обеспечивающих выявление резервов роста энергоэффективности и их реализации); > Расширение использования возможностей управления спросом (управления режимами, энергосбережения у потребителей и участия в строительстве независимых источников энергии в той степени, в которой это выгодно АО- энерго); > Создание системы финансирования энергосбережения на основе использования всех доступных источников средств. Решение перечисленных экономических и организационных задач позволит реализовать имеющиеся в энергетике резервы роста энергоэффективности. Стратегическими задачами в области энергосберегающей технической политики в производстве и транспорте электрической и тепловой энергии являются: > Повышение технического уровня электроэнергетики (проведение эффективного техперевооружения и реконструкции вырабатывающих ресурс действующих электростанций и строительство новых на базе современных технологий) (потенциал экономии топлива - 20-25 млн. тут в год); > Развитие электрических сетей для оптимальной загрузки наиболее экономичного оборудования и снижения потерь на транспорт электроэнергии (потенциал экономии топлива и энергии - 7-8 млн. тут в год); > Развитие теплофикации (увеличение комбинированного производства электрической и тепловой энергии и участие в создании теплофикационных систем на современной схемной и технологической основе) (потенциал экономии топлива – 10 млн. тут в год); > Вытеснение органического топлива путем увеличения доли в энергетическом балансе ГЭС и нетрадиционных источников энергии (потенциал экономии топлива - 7-8 млн. тут в год); > Снижение расхода энергии на технологические нужды и потерь при транспорте электрической и тепловой энергии (потенциал экономии топлива и энергии - 8-9 млн. тут в год); > Повышение экономичности действующего оборудования) (потенциал экономии топлива - 20-25 млн. тут в год). Теоретический потенциал экономии топлива и энергии за счет реализации перечисленных стратегических направлений составляет примерно 70 млн.тут в год и может быть реализован в течение 15-20 лет, однако требует затрат в сумме более 380 млрд.руб за период (цены января 1998г). Снижение расходов топлива и энергии на 70 млн.тут обеспечивает снижение топливной составляющей себестоимости на 27% и предотвращает выброс в атмосферу около 1 млн.т загрязняющих веществ, 8 млн.т золошлаковых отходов, 100 млн.т СО2. Ожидаемые уровни потребности экономики страны в электрической и тепловой энергии могут быть обеспечены с меньшими затратами при условии широкого применения управления спросом потребителей. Стратегическими задачами технической политики в области управления спросом являются: > Использование организационных и технических средств управления электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для оптимизации загрузки энергетического оборудования, уменьшения потребности во вводе пиковых мощностей и покупке пиковой энергии с оптового рынка; > Оснащение потребителей приборами учета расхода электрической и тепловой энергии для снижения коммерческих потерь энергии; > Участие в строительстве независимых источников энергии для улучшения режимов работы энергетического оборудования или как альтернатива вводу новых мощностей и сетевому строительству; > Установка энергосберегающего оборудования у потребителей для разгрузки перегруженного энергетического оборудования и сетей; > Участие в реконструкции и создании теплофикационных систем на новой схемной и технологической основе для максимизации выработки электроэнергии в комбинированном цикле и увеличения коммерческого отпуска тепла. Теоретический потенциал снижения электрической и тепловой нагрузки у потребителей за счет управления режимами составляет примерно 20%. Это означает снижение вводов пиковых мощностей в перспективе не менее чем на 10% и экономию инвестиций в размере 50-60 млрд. рублей в ценах января 1998г (8-10 млрд. долларов). Осуществление энергосберегающих мероприятий у потребителей позволяет снизить загрузку перегруженных сетей и трансформаторов, уменьшить объем инвестиций в развитие электроэнергетики и снизить инвестиционную составляющую в тарифе. Реализация даже 1/5 потенциала электро- и теплосбережения у потребителей (соответственно 20 млрд. кВтч и 40 млн.Гкал) снизит потребность в новых мощностях на 5-6%, что соответствует экономии инвестиций в размере 25-35 млрд.руб (4-6 млрд.долл). Однако с учетом состояния с воспроизводством сырьевой базы в нефтегазовой промышленности, которое оценивается как критическое, и сохранения в экономике негативных тенденций (высокие налоги, неплатежи, неблагоприятный инвестиционный климат) следует рассматривать вариант, когда энергообеспечение страны может быть поставлено под угрозу. Предотвращение такого развития – не только экономическая проблема, но и одна из важнейших общеэкономических и отчасти политических проблем. Обеспечение условий для наращивания уровня производства и экспорта энергетических ресурсов в самом ближайшем будущем является важнейшей государственной задачей, от выполнения которой зависти быстрота и успешность выхода страны на траекторию устойчивого и качественного экономического роста. В ТЭКе намечено внедрить 20 технологий. Цели - топливосбережение (электроэнергетика), повышение нефтеотдачи, интенсификация добычи (нефтедобыча), углубление переработки и комплексность использования сырья (нефтепереработка), снижение экологической нагрузки (все отрасли), внедрение высокопроизводительного оборудования (газовая и угольная); в химической и нефтехимической промышленности - 39. Улучшение качества продукции, адаптация номенклатуры к рыночной конъюнктуре. Реализация этих программ до 2005 г. сократит общее расходование материальных и топливно- энергетических ресурсов в промышленности, с учетом различных вариантов прогноза, до 3,7-5%, а ВВП увеличится на 3,5-4,7%. Кризисные явления усугубили положение инновационной сферы как наименее конкурентоспособного субъекта инвестиционного рынка. Так, в 1995-1996 гг. в топливной промышленности финансовые инвестиции превышали инвестиции в технологические инновации в 12 раз т.д. К 1998 г. доля инвестиций на технологическое перевооружение промышленности составила около 6% от общих объемов инвестиций в основной капитал (из них 86% - собственные средства предприятий). Таким образом, инновационная сфера промышленности не смогла адаптироваться к резкому сокращению финансирования (обусловленному в первую очередь недостатком собственных средств предприятий) и жестким требованиям, предъявляемым рынком к инновационной продукции. В результате произошел спад инновационной деятельности практически во всех отраслях. Структура затрат на инновации (по стадиям инновационного цикла) |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|