бесплатно рефераты
 

Инновационная политика энергопредприятий

воплощение еще в большей степени сократит инвестиционные возможности

нефтяного комплекса. Ведь все выручаемые в денежной форме средства ТЭК

направит в бюджет, а бартер и зачеты, от которых крупнейшие потребители

топливно-энергетических ресурсов (прежде всего, вооруженные силы, сельское

хозяйство и другие федеральные потребители) едва ли откажутся по доброй

воле, нельзя считать долгосрочными инвестиционными ресурсами.

Электроэнергетика как составная часть ТЭК страны объединяет все

процессы генерирования, передачи, трансформации и потребления

электроэнергии. Она является стержнем материально-технической базы

общества.

Производство электроэнергии в каждый момент времени должно

соответствовать размерам потребления (с учетом нужд самих электростанций и

потерь в сетях), поэтому возникающие на основе электроэнергетики связи

обладают постоянством, непрерывностью и осуществляются мгновенно.

Электроэнергетика решающим образом воздействует не только на развитие,

но и на территориальную организацию народного хозяйства, в первую очередь

самой промышленности.

Развитие электроэнергетики России основывается на следующих принципах:

> концентрация производства электроэнергии путем строительства крупных

районных электростанций, использующих дешевое топливо и

гидроэнергоресурсы ;

> комбинированное производство электроэнергии и тепла для теплофикации

городов и индустриальных центров;

> широкое освоения гидроэнергоресурсов с учетом комплексного решения

задач электроэнергетики, транспорта, водоснабжения, ирригации и

рыбоводства;

> развитие атомной энергетики, особенно в районах с напряженным топливно-

энергетическим балансом;

> учет экологических требований при создании объектов

электроэнергетики;

> создание энергосистем, формирующих единую высоковольтную сеть страны.

Производственный потенциал электроэнергетики России в настоящее время

составляют электростанции общей мощностью свыше 214 млн.кВт и линии

электропередачи всех классов напряжения общей протяженностью 2,5 млн.км, в

том числе 150 тыс.км сети напряжением от 220 до 1150 кВ. Более 90% этого

потенциала сосредоточено в Единой энергетической системе (ЕЭС) России,

которая охватывает всю обжитую территорию страны от западных границ до

Дальнего Востока и является одним из крупнейших в мире централизованно

управляемых энергообъединений.

С распадом СССР электроэнергетика претерпела серьезные изменения в

организационной структуре управления электроэнергетикой. На основе

акционирования предприятий отрасли была создана единая холдинговая

компания, включающая РАО "ЕЭС России" и 72 региональные энергоснабжающие

компании (АО-энерго). Ее создание способствовало поддержанию интеграции

страны и социальной поддержке населения в условиях экономического кризиса и

позволило обеспечить достаточно надежное снабжение страны электрической и

тепловой энергией. При этом наряду с региональными рынками электроэнергии,

обслуживаемыми соответствующими АО-энерго, был создан Федеральный оптовый

рынок (ФОРЭМ), предназначенный для межрегиональной торговли

электроэнергией.

Технический уровень и техническое состояние большинства предприятий и

объектов ТЭК не отвечают современному уровню, в ряде случаев не

соответствуют требованиям безопасности и охраны окружающей среды,

становятся критическими. Основные фонды отраслей ТЭК уже сейчас имеют

сильный износ и большой возраст, что при высокой капиталоемкости и

инвестиционной инерционности комплекса создает огромную угрозу

энергетической безопасности страны. В частности износ основных фондов в

энергетике сегодня составляет около 60%.

С 1990 г. установленная мощность с 213,3*106 кВт выросла всего до

214,1*106 кВт. Падение производства электроэнергии составило с 1082,1*109

кВт*ч в 1990 г. до 827*109 кВт*ч в 1998 г.

Научно-техническая политика РАО “ЕЭС России” ориентирована на

повышение эффективности производства, создание предпосылок для устойчивого

развития энергосистем и поддержание энергетической безопасности.

Стратегическим приоритетом отраслевых тематических программ является

разработка новых видов оборудования и технологий электроэнергетической

отрасли ХХI века. Важнейшим событием 1999 г. можно считать одобренное

Миннауки России решение об организации отраслевого внебюджетного фонда

НИОКР в РАО “ЕЭС России”. В 2000 г. формирование фонда НИОКР в рамках РАО

“ЕЭС России” будет завершено и это позволит ускорить продвижение новейших

разработок, необходимых электроэнергетике России.

Серийное производство газотурбинных агрегатов большой мощности –

техники мирового уровня – откроет путь для существенного технологического

обновления стареющих производственных мощностей. Наибольшие успехи

достигнуты в освоении газотурбинного агрегата большой мощности–110 МВт.

Успешно завершена 1-я стадия заводских испытаний 1-го образца, в 2000 г. 2-

й его образец будет установлен на Ивановской ГРЭС.

Продолжаются исследования в рамках федеральной целевой программы

“Топливо и энергия”, в числе заданий которой предусмотрено создание ряда

экологически чистых и экономически эффективных технологий сжигания на ТЭС

низкосортных видов твёрдого топлива, а также новых технологий очистки

дымовых газов котлов от загрязняющих веществ и утилизации золошлаковых

отходов энергетического производства.

В этом отношении особое значение придаётся развитию исследовательских

работ, направленных на создание угольных энергоблоков мощностью 300–500

МВт, рассчитанных на работу с суперкритическими параметрами пара. Мировой

опыт показывает, что освоение этих установок позволяет на угольных ТЭС без

ущерба для окружающей среды достичь значений КПД, сопоставимых с

показателями парогазовых установок, работающих на природном газе. Эти

работы могут быть ускорены в случае принятия решения о сооружении новой ТЭС

такого типа.

В условиях крайнего дефицита средств на инвестиционную и инновационную

деятельность Общества, особое внимание уделяется повышению надёжности,

экономичности и безопасности действующего парка энергоустановок и продлению

его эксплуатационного ресурса. Рассматриваются возможности увеличения доли

бестопливных электростанций в общей структуре генерирующих мощностей,

техперевооружение и новое строительство ТЭС на основе использования

передовых технологий, а также оптимизация загрузки действующего

оборудования.

В 1999 г. было продолжено развитие программы российско-японского

сотрудничества в области модернизации ТЭС России. Основная цель

осуществления программы - повышение эффективности работы ТЭС в интересах

уменьшения выбросов в атмосферу диоксида углерода и выполнения обеими

странами международных обязательств, вытекающих из Конвенции ООН по

изменению глобального климата.

Для оптимизации режимов работы ЕЭС России, вовлечения в баланс дешёвых

мощностей электростанций, работающих в изолированных районах, и уменьшения

потерь в период до 2005 г. намечается ввести около 5 тыс. км линий

электрических связей напряжением 500–1150 кВ и выше. Сооружение ВЛ 500–1150

кВ “Сибирь–Урал–Центр” позволит использовать в балансе ЕЭС России дешевую

электроэнергию сибирских электростанций.

Наряду с этим прилагаются усилия по восстановлению параллельной работы

энергообъединений в рамках бывшей ЕЭС СССР, эффективному их

функционированию на новых принципах, а также по интеграции ЕЭС России с

другими энергетическими системами Евроазиатского континента.

Состояние ТЭК во многом определяется проблемами финансово-

экономического характера. Финансовая дестабилизация в отраслях ТЭК из-за

роста неплатежей со стороны потребителей продукции комплекса ведет к росту

задолженности предприятий отрасли в бюджеты всех отраслей и внебюджетные

фонды. При повышении дебиторской задолженности ТЭК лишается возможности

финансирования инвестиций, что становится особенно остро ощутимым в

условиях старения и высокой изношенности основных фондов, приводящих к

некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и даже невозможности

простого воспроизводства.

Снижение доходности бюджета представляет собой еще одну угрозу

безопасности как энергетической, так и экономической. Неплатежи предприятий

относятся практически ко всем видам их обязательств, в том числе и в

бюджеты всех уровней. Это приводит к росту задолженности потребителей

бюджетной сферы за полученные энергоресурсы. Кризис платежей и ослабление

платежеспособного спроса потребителей приводит к тому, что они оплачивают

только около половины поставляемой им энергии.

Несмотря на имеющиеся трудности и негативные явления в топливно-

энергетическом комплексе ТЭК в целом справляется с задачами по поставке

топливных и энергетических ресурсов предприятиям и населению страны. ТЭК

продолжает оставаться стабилизирующим фактом в экономике. Следует отметить,

что в ТЭК неплатежи покупателей продукции комплекса в 1,5 раза превышают

долг ТЭКа поставщикам, тем самым предприятия ТЭКа являются кредиторами

отдельных отраслей экономики.

За последние годы энергоемкость валового внутреннего продукта

увеличилась на 15-16%, электроемкость - на 30-32%. Сегодня повышение

эффективности использования энергии - не просто способ снижения издержек, а

важнейший рычаг подъема экономики. В соответствии с Федеральной целевой

Программой «Энергосбережение России» за период 1998-2005гг должно быть

сэкономлено 285-370 млрд.кВтч электрический и 340-425 млн. Гкал тепловой

энергии, 205-275 млн.тут.

Существенный вклад в достижение поставленных целей может внести

электроэнергетика. Снижение эффективности работы отрасли стало отчетливо

проявляться в последние годы в виде роста коммерческих потерь энергии

(увеличились на 9-11 млрд. кВт*ч), ухудшения загрузки оборудования,

увеличения численности персонала в отрасли, падения конкурентоспособности

предприятий электроэнергетики (в 1997 году вводы мощностей у независимых

производителей на 120 МВт превысили вводы в отрасли).

В перспективе имеется тенденция на углубление проблемы, чему будет

способствовать старение оборудования (к 2005 году выработает свой ресурс

около 40% к 2010 году - 55% действующих мощностей), снижение объемов и

эффективности инвестиций в электроэнергетику (за 1991-97гг. объем

инвестиций в сопоставимых ценах снизился в 6 раз, а удельные капвложения на

единицу вводимых мощностей увеличились втрое), проблема неплатежей.

В этих условиях важнейшей задачей является существенное повышение

эффективности электроэнергетики при минимизации затрат на ее

функционирование и развитие. Один из способов ее решения - разработка

Программы энергосбережения как системы мер по повышению эффективности

использования топлива и энергии в отрасли и снижению их потерь.

Повышение энергоэффективности электроэнергетики требует комплексного

решения экономических, организационных и технических задач и неразрывно

связано с повышением общей эффективности функционирования и развития

отрасли.

Стратегическими экономическими и организационными задачами являются

следующие:

> Решение проблемы неплатежей и обеспечение соответствия тарифов реальным

затратам на производство и транспорт энергии и ее реальной

потребительской ценности (обеспечивает действенные стимулы к

энергосбережению как у потребителей, так и в отрасли);

> Нормализация инвестиционного климата (обеспечение «прозрачности» АО

энергетики, формирование механизма обеспечения гарантии возврата

инвестиций) для привлечения внешних источников инвестиций;

> Создание механизма стимулирования энергоэффективности в отрасли

(комплекс экономических, организационных и административных мер,

обеспечивающих выявление резервов роста энергоэффективности и их

реализации);

> Расширение использования возможностей управления спросом (управления

режимами, энергосбережения у потребителей и участия в строительстве

независимых источников энергии в той степени, в которой это выгодно АО-

энерго);

> Создание системы финансирования энергосбережения на основе

использования всех доступных источников средств.

Решение перечисленных экономических и организационных задач позволит

реализовать имеющиеся в энергетике резервы роста энергоэффективности.

Стратегическими задачами в области энергосберегающей технической

политики в производстве и транспорте электрической и тепловой энергии

являются:

> Повышение технического уровня электроэнергетики (проведение

эффективного техперевооружения и реконструкции вырабатывающих ресурс

действующих электростанций и строительство новых на базе современных

технологий) (потенциал экономии топлива - 20-25 млн. тут в год);

> Развитие электрических сетей для оптимальной загрузки наиболее

экономичного оборудования и снижения потерь на транспорт

электроэнергии (потенциал экономии топлива и энергии - 7-8 млн. тут в

год);

> Развитие теплофикации (увеличение комбинированного производства

электрической и тепловой энергии и участие в создании теплофикационных

систем на современной схемной и технологической основе) (потенциал

экономии топлива – 10 млн. тут в год);

> Вытеснение органического топлива путем увеличения доли в

энергетическом балансе ГЭС и нетрадиционных источников энергии

(потенциал экономии топлива - 7-8 млн. тут в год);

> Снижение расхода энергии на технологические нужды и потерь при

транспорте электрической и тепловой энергии (потенциал экономии

топлива и энергии - 8-9 млн. тут в год);

> Повышение экономичности действующего оборудования) (потенциал экономии

топлива - 20-25 млн. тут в год).

Теоретический потенциал экономии топлива и энергии за счет реализации

перечисленных стратегических направлений составляет примерно 70 млн.тут в

год и может быть реализован в течение 15-20 лет, однако требует затрат в

сумме более 380 млрд.руб за период (цены января 1998г). Снижение расходов

топлива и энергии на 70 млн.тут обеспечивает снижение топливной

составляющей себестоимости на 27% и предотвращает выброс в атмосферу около

1 млн.т загрязняющих веществ, 8 млн.т золошлаковых отходов, 100 млн.т СО2.

Ожидаемые уровни потребности экономики страны в электрической и

тепловой энергии могут быть обеспечены с меньшими затратами при условии

широкого применения управления спросом потребителей. Стратегическими

задачами технической политики в области управления спросом являются:

> Использование организационных и технических средств управления

электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для

оптимизации загрузки энергетического оборудования, уменьшения

потребности во вводе пиковых мощностей и покупке пиковой энергии с

оптового рынка;

> Оснащение потребителей приборами учета расхода электрической и

тепловой энергии для снижения коммерческих потерь энергии;

> Участие в строительстве независимых источников энергии для улучшения

режимов работы энергетического оборудования или как альтернатива вводу

новых мощностей и сетевому строительству;

> Установка энергосберегающего оборудования у потребителей для разгрузки

перегруженного энергетического оборудования и сетей;

> Участие в реконструкции и создании теплофикационных систем на новой

схемной и технологической основе для максимизации выработки

электроэнергии в комбинированном цикле и увеличения коммерческого

отпуска тепла.

Теоретический потенциал снижения электрической и тепловой нагрузки у

потребителей за счет управления режимами составляет примерно 20%. Это

означает снижение вводов пиковых мощностей в перспективе не менее чем на

10% и экономию инвестиций в размере 50-60 млрд. рублей в ценах января 1998г

(8-10 млрд. долларов).

Осуществление энергосберегающих мероприятий у потребителей позволяет

снизить загрузку перегруженных сетей и трансформаторов, уменьшить объем

инвестиций в развитие электроэнергетики и снизить инвестиционную

составляющую в тарифе. Реализация даже 1/5 потенциала электро- и

теплосбережения у потребителей (соответственно 20 млрд. кВтч и 40 млн.Гкал)

снизит потребность в новых мощностях на 5-6%, что соответствует экономии

инвестиций в размере 25-35 млрд.руб (4-6 млрд.долл).

Однако с учетом состояния с воспроизводством сырьевой базы в

нефтегазовой промышленности, которое оценивается как критическое, и

сохранения в экономике негативных тенденций (высокие налоги, неплатежи,

неблагоприятный инвестиционный климат) следует рассматривать вариант, когда

энергообеспечение страны может быть поставлено под угрозу. Предотвращение

такого развития – не только экономическая проблема, но и одна из важнейших

общеэкономических и отчасти политических проблем. Обеспечение условий для

наращивания уровня производства и экспорта энергетических ресурсов в самом

ближайшем будущем является важнейшей государственной задачей, от выполнения

которой зависти быстрота и успешность выхода страны на траекторию

устойчивого и качественного экономического роста.

В ТЭКе намечено внедрить 20 технологий. Цели - топливосбережение

(электроэнергетика), повышение нефтеотдачи, интенсификация добычи

(нефтедобыча), углубление переработки и комплексность использования сырья

(нефтепереработка), снижение экологической нагрузки (все отрасли),

внедрение высокопроизводительного оборудования (газовая и угольная); в

химической и нефтехимической промышленности - 39. Улучшение качества

продукции, адаптация номенклатуры к рыночной конъюнктуре. Реализация этих

программ до 2005 г. сократит общее расходование материальных и топливно-

энергетических ресурсов в промышленности, с учетом различных вариантов

прогноза, до 3,7-5%, а ВВП увеличится на 3,5-4,7%.

Кризисные явления усугубили положение инновационной сферы как наименее

конкурентоспособного субъекта инвестиционного рынка. Так, в 1995-1996 гг. в

топливной промышленности финансовые инвестиции превышали инвестиции в

технологические инновации в 12 раз т.д.

К 1998 г. доля инвестиций на технологическое перевооружение

промышленности составила около 6% от общих объемов инвестиций в основной

капитал (из них 86% - собственные средства предприятий).

Таким образом, инновационная сфера промышленности не смогла

адаптироваться к резкому сокращению финансирования (обусловленному в первую

очередь недостатком собственных средств предприятий) и жестким требованиям,

предъявляемым рынком к инновационной продукции. В результате произошел спад

инновационной деятельности практически во всех отраслях.

Структура затрат на инновации (по стадиям инновационного цикла)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.