бесплатно рефераты
 

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка

План реферата

Введение

. Определение понятия.

. Место и роль в современной рыночной экономике.

Организационно-правовые и экономические составляющие инфраструктуры рынка.

. Правовая база

. Кредитная, банковская, налоговая, страховая, таможенная системы.

. Биржи: товарно-сырьевые, фондовые, валютные, труда.

Информационные технологии и средства деловых коммуникаций.

. Рекламные агентства.

. Консультационные компании.

Заключение. Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие

рыночных отношений.

Определение понятия

Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает

собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые

использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для

обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность

вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать

совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию

производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего

СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.

Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет

собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений,

связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.

Кредитная система государства

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике обще известны. С

одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных

отношений возникает временно свободные денежные средства: излишки денежных

средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в

связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени

приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи с

сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для

расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и

сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений

возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они

имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой

инфраструктуры рыночного хозяйства – кредитной системы.

Кредитная система государства. Кредитная система – это совокупность

кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих

денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система государства складывается из банковской системы и

совокупности так называемых небанковских банков, то есть не банковских

кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные

свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике

небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными,

финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными

кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не

являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с

банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и

небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной

инфраструктуры остается банковская система.

Вся совокупность банков в национальной экономике образуют банковскую

систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой

рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или

совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка,

например федеральная резервная система США). За ним законодательно

закрепляются монополии на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых

функций в области денежно-кредитной политики. Второй уровень в

двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки (частные и

государственные).

Основные налоги. Практика налогообложения в большинстве стран с развитой

рыночной экономикой показывает, что существуют следующие основные налоги:

подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.

Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов.

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает: валовой

доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход-это сумма доходов,

полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех

странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные,

транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам

относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы

пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т. п. Таким

образом: облагаемый доход валовой доход - вычеты.

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать и установить

оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к

нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит

в «теневую» экономику.

Американские эксперты во главе с профессором А.Лаффером попытались

теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко

снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому

служит так называемый эффект Лаффера.

Если ставка подоходного налога будет увеличиваться по сравнению с rA,

то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в

бюджет, т.е. Rв

к трудовой и предпринимательской деятельности. В чем же суть «эффекта

Лаффера»? Если экономика находится положении справа от точки А' (в точке

B), то уменьшение уровня 11 налогообложения до оптимального (га) в

краткосрочный период ( приведет к временному сокращению налоговых

поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку

возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет

переход из «теневой» в легальную экономику. Однако на практике идеи Лаффера

использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой

стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за

ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не «сработал» в период

президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой

активности в стране, но одновременно оно затруднило реализацию ) социальных

программ.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно

построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно

откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее

справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы.

Американцы, например, считают, ( что при такой ставке налога, как в Швеции

(75 %), в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Вообще же

считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться

в пределах 50-70 %.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических

лиц и подоходный налог с юридических лиц.

Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с

прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном, подоходном

налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах.

Практика личного подоходного налогообложения. Теперь кратко остановимся на

действующих системах личного подоходного налогообложения в США и России.

Система личного подоходного налогообложения в США действует в

соответствии с законом о налоговой реформе 1986 г. В нем предусмотрены две

налоговые ставки: 15 и 28% (вместо действовавших ранее 14 ставок). Ставка в

15% применяется ко веем налогоплательщикам, имеющим доход ниже 29750 долл.

в год. При доходе выше этой суммы ставка-28%. Личный подоходный налог

индексируется в соответствии с темпами инфляции. По отношению к ее уровню

корректируются не только размеры стандартных скидок и льгот (например,

величина необлагаемого минимума в 1989 г. равнялась 2000 долл., в 1990 г. -

2050 долл.), но и налоговые группы (с целью предотвращения перехода

налогоплательщиков в группу с более высоким уровнем налогообложения только

из-за роста цен).

Действующая в России система личного подоходного налогообложения

базируется на следующих основных положениях:

. Источник получения доходов может быть любой, если он базируется на

законодательстве России;

. Налогообложение доходов граждан от предпринимательской деятельности

осуществляется по той же шкале, что и налогообложение других доходов

физических лиц. Отличается лишь, порядок исчисления: в данном случае под

облагаемым доходом понимается разность между доходом в денежном и

натуральном измерении и документально подтвержденными расходами,

связанными с получением доходов, а также различаются сроки уплаты налога;

. Предусматривается ряд налоговых льгот (в облагаемый доход не включаются

пособия по социальному страхованию н социальному обеспечению, алименты,

пенсии и льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого

минимума;

. Личный подоходный налог взимается по прогрессивной шкале.

Подоходный налог с юридических лиц

Он также является прямым прогрессивным на- логом в большинстве стран.

В США подоходное налогообложение юридических лиц регулируется законом о

налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом была снижена

максимальная ставка подоходного налога и уменьшена его прогрессия.

Максимальная ставка была снижена в 1987 г. с 46 до 40%, а в 1988 г. - до

34%. Уменьшение ставок подоходного налога с юридических лиц при

одновременном сохранении основных льгот характерно не только для США, но и

для всех крупнейших стран, где в 80-х гг. произошли налоговые реформы.

В России налогообложение прибыли предприятий, организаций, фирм

осуществляется на основе закона с 1 января 1991 г. За два последующих года

произошло снижение ставок налога - с 45 до 32 % для предприятий и фирм,

занимающихся производственной Деятельностью, и с 55 до 45 % для фирм,

занимающихся посреднической деятельностью, брокерских контор н т. п.

Снижение ставок произошло на фоне сохранения и, увеличения различных льгот,

которыми пользовались юридические лица при уплате налога на прибыль

(например, предприятия получили право уменьшать налога- облагаемую прибыль

на сумму прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений,

производственного и непроизводственного назначения, т. е. на развитие

собственной базы, на содержание объектов здравоохранения, взносов на

благотворительные цели, в экономические фонды и т.д.).

Но в России налогообложение прибыли юридических лиц имеет свои

особенности, связанные со спецификой современного российского

предпринимательства.

Во-первых, ставка налога меняется не в зависимости от суммы прибыли, а

в зависимости от сферы его деятельности.

Во-вторых, объект налогообложения не зависит от формы собственности

юридического лица и модели его хозяйствования.

В-третьих, существует особенность расчета объекта налогообложения. Для

исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивается по

сравнению с нормируемой величиной на сумму превышения расходов на оплату

труда, включаемых в себестоимость. Норматив величины расходов на оплату

труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты туда

работников, но не более четырехкратного размера минимальной заработной

платы в РФ, устанавливаемой законом, т.е. четырехкратный размер минимальной

заработной платы относится на себестоимость продукции, а превышение идет на

увеличение налогооблагаемой прибыли. В 1993 г. был ужесточен порядок

налогообложения этих сумм: если фактические расходы на оплату труда не

превышают удвоенную нормируемую величину, то превышение облагается по

основным ставкам налога на прибыль (32 и 45 %), если есть превышение

удвоенной нормируемой величины - то по ставке 50 %.

В-четвертых, есть особенность и в порядке взноса налога на прибыль в

бюджет. С 1 января 1993 г. в целях упорядочения налоговых поступлений в

бюджет (по данным налоговой инспекции, до 40 % сумм, подлежащих уплате, не

поступает в государственную казну), а также уменьшения бюджетного дефицита

введены аванс* вью взносы налога на прибыль юридических лиц, т. е.

рассчитанные из прибыли, которую только предполагается получить. Разница

между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной

прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит

уточнению, исходя из процента за пользование банковским кредитом,

установленного Центральным банком РФ.

Налог на добавленную стоимость. Второй по значимости вид налога,

применяемый в большинстве развитых стран, - это налог на добавленную

стоимость (НДС). Добавленная стоимость включает заработную плату,

амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на

электроэнергию и т. п. Ставки НДС не превышают 20-30 % и составляют,

например, в США- 11%, в Великобритании - 15 % (хотя удельный вес этого

налога в ВНП достаточно высок), в ФРГ - около 6 %, в Швеции - 7 %, во

Франции - 8 %.

НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при

относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов.

Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы

при инфляционном росте цен, их либерализации. НДС имеет преимущества как

для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться,

с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает

заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплательщиков

предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

Для России этот налог является «новым», так как он введен лишь 1 января

1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том числе в 17 европейских, он

используется уже более тридцати лет. НДС представляет собой изъятие в

бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров,

работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с

разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии

движения товаров, т. е. фактически на каждой технологической стадии

движения товара к потребителю.

НДС - показательный пример того, как может осуществляться

перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не

совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому,

чтобы переложить налог либо «вперед» - на покупателей своих товаров и

услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога,

либо- «назад», на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая

им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не

существовало.

Фактически НДС - это налог не на производителя, а на потребителя,

поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и

услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия

являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов. Еще одной особенностью

НДС является то, что это внутренний налог - при вывозе товаров за границу

его величина должна компенсироваться покупателю.

С января по 31 декабря 1992 г. НДС в России взимался по ставке 28 % к

облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным

ценам и тарифам, а также по продукции топливно-энергетического комплекса н

услугам производственно-технического назначения, и по ставке 21,88% - по

товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам.

Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их

снижение вследствие ценового шока и сокращения производства.

С 1 января 1993 г. ставки были снижены. До 10 % была снижена ставка на

все продовольственные товары (кроме винно-водочных изделий и этилового

спирта) и отдельные товары детского ассортимента. По всем остальным

товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в

размере 20 %.

От НДС освобождаются: товары, экспортируемые за пределы РФ; услуги

городского пассажирского транспорта; услуги в сфере народного образования;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные за

счет средств государственного бюджета; услуги в сфере культурной и

спортивной деятельности; выдача, получение и уступка лицензий; квартплата и

некоторые другие виды товаров н услуг.

Акцизы и другие налоги. К косвенным налогам, широко применяемым в различных

странах, относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются

в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон

действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому

у потребителя есть возможность переориентации на замещающие *авары и

«ухода» от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся

винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины,

ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т. п.

К категории вновь введенных в России налогов, т. е. налогов, которые

до 1992 г. не взимались, относится .налог на имущество предприятий.

Отличительной особенностью налога является его отнесение на финансовые

результаты деятельности предприятий. Налог взимается со среднегодовой

стоимости имущества предприятия. При этом под имуществом понимается не

только стоимость основных средств, но и стоимость нематериальных активов

(патенты, лицензии, ноу-хау и другие виды интеллектуальной собственности),

денежные средства на расчетном и валютном счетах, в кассе и т. д.

Максимальная ставка налога - 1 % (установлена ВС РФ), но конкретные ставки

могут быть и меньше (например, в Москве она составляет 0,5%).

Как отмечалось выше, разработчики налоговой системы в России пошли по

пути введения большого количества разнообразных налогов. Так, в

соответствии со специальными законами облагаются налогом доходы банков,

доходы от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг.

Существуют специальные отчисления в Пенсионный фонд и на социальное

страхование. Особый порядок действует по отчислениям в дорожные фонды.

Существуют налог на наследования и дарения и целая гамма местных налогов

(курортный сбор, налог на рекламу, целев6й сбор на содержание милиции,

налог на перепродажу автомобилей, налог за открытие предприятия, различные

регистрационные сборы и т. п.). Описывать все эти налоги не имеет смысла,

их нужно «почувствовать» на практике.

Организация банковской системы

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных

специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег,

ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные

биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся

посреднической деятельностью и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система

нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.