бесплатно рефераты
 

Государство как субъект экономики

Государство как субъект экономики

Центросоюз Российской Федерации

Московский Университет потребительской кооперации

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по экономической теории на тему:

«Государство как субъект экономики.

Собственность; экономические интересы»

Москва 2002

ПЛАН.

Введение

стр.3

1. Государство как субъект экономики. Функции

государства в рыночной экономике. стр.4

2. Государство как предприниматель. Государственный

сектор в экономике. стр.6

3. Разгосударствление и приватизация: понятие, формы,

способы.

стр.12

4. Особенности приватизации в России.

стр.25

Заключение.

стр.34

Список литературы

стр.36

Приложение

стр.37

Введение

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но

рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало

социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается

государство.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики.

Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало

на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение

правовой основы рыночной экономики.

Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями

развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего

функционирования. Рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно

осуществить только государство через свои функции.

Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это

смешанная экономика. Для смешанной экономики характерно многообразие форм

собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью

существует и государственная собственность. Государство в современной

рыночной экономике – это еще и предприниматель, который распоряжается своей

собственностью через разгосударствление и приватизацию. Приватизация

особенно актуальна для нашей страны.

1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной

экономике.

Экономические функции государства определялись потребностями

нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и

частичного предпринимательства. Функции государства развивались в двух

направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного

механизма; усиление и модификация рыночной системы в соответствии с

изменением условий развития.

Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в

следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав

собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.)

и защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав

потребителя).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в

обществе реализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и

модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы).

Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство

способствует развитию общественных благ (строительство школ, больниц),

экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей среды во

внутренние издержки самих предприятий (химических, например);

б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее

стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство

осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует

экономический рост;

в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики.

Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои

функции осторожно, чтобы в рыночной механизме не было сбоев. Оно должно

постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать

меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная

деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.

Государство интегрируются в рыночное хозяйство. Появляется смешанная

система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, её социальной

ориентацией, направляемой государством. Современное рыночное хозяйство

индустриально развитых стран – это смешанная экономика.

2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной

экономике.

Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности.

В развитых странах наряду с частной собственностью существует и

государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в

развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. «На европейских же

государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30 %

(Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4%

(Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы.

Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания)

до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику.

В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального

правительства.[1]

Следовательно, государство в современной рыночной экономике – это и

предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель

конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве,

распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

В государственной собственности субъектом отношений присвоения,

распоряжения и контроля выступает государство. Государственная

собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит

новые предприятия за счет средств бюджета; второй – когда государство

осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных

предприятий.

В результате государственная собственность реализуется по следующим

каналам:

создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных

предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики

(коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-

техническим прогрессом (электроника, авиация);

национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной

промышленности).

В результате в орбите государственного предпринимательства

оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и

некоторые ведущие отрасли промышленности.

Государственные предприятия бывают двух видов: государственные

предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные

предприятия, не являющиеся юридическими лицами. Если государственные

предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются

подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе

и под контролем государственных ведомств.

Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица,

подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия

публичного права. Предприятия частного права – это, как правило,

акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции

или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-

частные) предприятия.

Предприятия частного права – это юридически самостоятельные,

хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами

законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на

акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных

корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через

определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий)

правительство может контролировать их деятельность.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные

предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются

министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные

министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий)они

объединены в холдинговые структуры.

Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем,

что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их

деятельности просматривается двойственность – нацеленность не только на

рыночные но и на не рыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых,

государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей

конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и

рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы

организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по

государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет

обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же

время правительство контролирует лишь определенные области деятельности

государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности

воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).

Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми

льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании

долгов). В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны,

несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия

труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут

обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в

трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).

Следовательно, навязывание государственным предприятиям

некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции,

гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую

государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и

финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой

производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности,

слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и

бюрократизме. Так в Англии издержки производства не государственных

предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных

предприятиях.[2]

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо

некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий

(директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях

функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству

предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в

экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась

во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс

приватизации.

3. Разгосударствление и приватизация

Развернувшийся в 80-х годах в развитых странах процесс

разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего,

разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную

роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного

предпринимательства, но государство остается структурным элементом

смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным

отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен

денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а

последняя не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную

собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную

собственность и направлен на повышение эффективности функционирования

остающихся в государственном секторе предприятий.

Наконец, современный процесс разгосударствления характеризуется

деидеологизацией, когда все более редкой становиться ситуация, при которой

демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а

их противники – за частный. Так, в Швеции консерваторы, победив на выборах

в 1976 г., сделали шаги в сторону увеличения государственного сектора, а

социал-демократы в 1982г., взяв реванш, приступили к осуществлению

приватизации. В Австрии процесс приватизации поддерживается социал-

демократами, во Франции – социалистами.[3]

Рассмотренные особенности современного процесса разгосударствления

нашли отражение в его способах.

Способы разгосударствления. Мировой опыт развитых стран

свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах

разгосударствления. Прежде всего, либерализация рынков. В рамках этого

процесса отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов,

стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет

число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные

рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы),

снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры

по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными.

Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения

государственной собственности.

Другой способ разгосударствления – стимулирование создания и

расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-

частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого

режима кредитования.

Еще один путь разгосударствления – создание для государственных

предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство

использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в

которой находятся государственные предприятия: сокращение государственных

субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых

льгот.

Наконец, широко используется способ изменения собственности

государственных предприятий – денационализация. При этом собственность

государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц,

но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются,

выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной

собственности) и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной

экономики. В экономической теории и в практике современный процесс

разгосударствления адекватен приватизации.

Содержание и формы приватизации. Наиболее популярными формами

приватизации государственной собственности в развитых странах являются:

продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций

государственных предприятий менеджерами; продажа акций работникам

предприятия; распространение акций предприятия среди населения. Кроме того,

практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение

контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется

путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать

владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившего

наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия

приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой

прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает

число вероятных собственников, как так только действительно богатые лица

могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия,

купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны

государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему

захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами

общества.

Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью

конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной

собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями,

выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие

расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая

цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами

(«управленческие выкупы») осуществляется не только за наличные средства

управляющих (как правило 20-25% покупной цены), но и за счет банковских

кредитов, средств пенсионных и страховых фондов (65-80% покупной цены).

Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования

менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от

функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит

ссуды. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации

предприимчивости менеджеров, которые становясь (наряду с финансовыми

институтами, кредитующими сделки) совладельцами предприятия, заинтересованы

в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и

реализации собственных интересов.[4]

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятий означает

развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является

эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей

работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Примером

эффективно функционирующего предприятия, полностью принадлежащего занятому

на нем персоналу, является предприятие, созданное в 1956 г. в Испании на

базе кооператива. В настоящее время эта фирма представляет

диверсифицированный промышленный комплекс, объединяющий более 100

предприятий разного профиля, включая научно-исследовательскую деятельность,

собственный кооперативный банк, всевозможные вспомогательные организации с

численностью свыше 20 тысяч человек.

Однако превращение рабочих в собственников основано либо на

налоговых скидках предприятиям, решившим продавать акции работникам, либо

на льготных условиях продажи акций рабочим (как форма дополнительной оплаты

труда). В результате недоиспользуются потенциальные предпринимательс-кие и

организаторские способности работников. Отсюда настороженность

правительства к полному выкупу работниками государственных предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная

продажа акций населению, при которой государственное предприятие

превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению

осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по

фиксированной цене возможны завышение или занижение стоимости имущества.

При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества

государственных предприятий. Покупка акций мелкими инвесторами

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.